Чистый город
Зимние заботы
Каждые полгода в городах России к прочим видам работ по благоустройству добавляется такой, как очистка улиц и дорог от снега. В то же время растет количество объектов, требующих содержания, пусть и не так быстро, как число транспортных средств. Сегодня мы знакомим читателей с опытом работы нескольких пермских дорожных организаций по уборке в зимний период: ведь, как говорится, готовь сани летом...
Bobcat S220 г/п 1 т с двигателем в 71 л.с.
Для мини-погрузчика Bobcat Т 2250 с телескопической стрелой высота кузова значения не имеет
Рыхлый снег хорошо подходит для роторной переброски
«Раритетный» Dingsheng Tiangong PY 160G
Амкодор-333В срезает утоптанный снег на стоянке и грузит его в самосвал
Машина ЭД-405А1 на трехосном шасси КамАЗ-65111 со скоростным плужным отвалом хороша для работы на длинном плече
Орловский DZ-122
Такой HOWO ZZ3257 возьмет снега раза в полтора больше, чем КамАЗ, но с лаповым снегопогрузчиком работать не сможет
Машина ЭД-244К с установкой Giletta для обработки дорог модными реагентами
Бункера для песка на этих ЗИЛах на лето заменят цистернами для воды
Одной загрузки песчаного бункера хватает на 9…10 км
КО-206 работает в составе звена с шестью самосвалами КамАЗ
Этот LiuGong 835 собирает снег с обочины и загружает его в самосвал
Лаповые снегопогрузчики из Новоуральска в строю уже много лет
Этот «842-й» не выдержал жестокой 3-летней эксплуатации и теперь ждет ремонта на приколе
Мини-погрузчики незаменимы при очистке парковочных карманов
МТЗ-80 поголовно используется хозяйствующими субъектами
В СМУ-34 гордятся своим Terex TG 190
Управление внешнего благоустройства администрации Перми организует работы по содержанию уличной дорожной сети. Ее 24 лота общей площадью 6,652 млн. м2 разыгрываются в тендерных торгах между десятью подрядными организациями. На оставшиеся внутриквартальные проезды и улицы секторов частной застройки приходится еще 3,943 млн. м2, тут к ним присоединяется еще несколько компаний и используется в основном мини-техника. С октября 2008 г. с целью эффективного расходования бюджетных средств и усиления контроля за счет более тесного контакта между сторонами функции заказчика передали в ведение районных администраций: здесь Пермь последовала примеру других российских городов, уже применяющих такую схему. Сегодня администрации заключают с подрядчиками договоры на комплексное содержание, т. е. компания, выигравшая конкурс, в течение 3 лет выполняет все работы по благоустройству городских территорий, включая сбор мусора, текущий ямочный ремонт проезжей части, уход за газонами и проч. Поэтому предприятия, чтобы сохранить позиции на выгодном, особенно в последнее время, рынке муниципальных заказов, развиваются в многопрофильные структуры, нуждающиеся в машинном парке современной техники. Но сначала о снегоборьбе. Своим опытом делятся три подрядчика: КТ «Пермская ДПМК», работающая в Индустриальном районе города, ООО СМУ-34, которое проводит уборку в центре, и ООО «Камаснаб», в чьем ведении находится отдаленный Кировский район. При составлении муниципального заказа согласовываются виды работ, применяемая техника и противогололедные реагенты в соответствии с правилами содержания уличной дорожной сети (УДС), определяются суммы затрат на их проведение и для каждой улицы составляется свой график уборки. Сама методика очистки улиц от снега универсальна, и здесь, конечно, никто не собирается изобретать велосипед. Первый этап – сдвинуть и подмести свежевыпавший снег с крайних левых полос проезжей части к обочине, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств. Одновременно должна проводиться обработка противогололедными реагентами, главная цель которой – обеспечить безопасное движение. Ее начинают с крайней правой полосы, отдавая приоритет маршрутному транспорту. Такие циклы обработка–подметание в Перми проводят с помощью дорожных машин разных отечественных производителей, на шасси ЗИЛ и КамАЗ. Главное требование для этой техники – плужный отвал впереди, щетка в базе и оборудование для распределения реагентов в заднем свесе. Старина МТЗ хотя и не имеет свеса, также широко используется пермскими подрядчиками и на равных с КО-806 и КДМ-4528-20КСВ входит в состав звеньев механизированной очистки. Ширина подметания у них – 2,5 м. Вытянувшись по диагонали и частично перекрывая друг друга, четыре машины сдвигают снег к обочине двухполосной дороги за один проход. А работы на длинном плече в Пермской ДПМК доверяют машине ЭД-405А1 на трехосном шасси КамАЗ-65111 со скоростным плужным отвалом. На таких дорогах можно обойтись без подметания, важнее скорость очистки участка. Еще одно достоинство машины от «Меркатор Холдинг» – возможность установки в типовой самосвальный кузов различного оборудования: бункера для песка на 5 м3, системы баков для жидких реагентов (рассола) на 8,4 м3 или цистерны для воды вместимостью 8 м3. Это позволяет использовать ее круглый год. Грузоподъемность шасси 15 т позволяет брать до 9,1 т противогололедных материалов. Эффективность сдвигания и подметания снега напрямую зависит от состояния дорожного полотна. И с этим у пермских улиц большие проблемы: проезжая часть большинства улиц давно нуждается в капитальном ремонте, но год от года ограничиваются лишь ямочным. Больше всего этим недовольны в СМУ-34: снег остается в углублениях, тает, становится дополнительным источником гололеда и разрушает асфальт. А потом к подрядчику же идут нарекания на некачественную работу. Помехой на пути дорожной техники встают, оставаясь лежать, и пресловутые «лежачие полицейские». Правила содержания дорог требуют в первую очередь обрабатывать от гололеда спуски, подъемы, перекрестки, остановки общественного транспорта, а затем уже приступать к сплошной обработке. Для этого некоторые машины типа КДМ работают отдельно от звеньев сплошной обработки и несут круглосуточное дежурство. Одной загрузки песчаного бункера при посыпке полосы на ширину 3,5 м (больше не делают, так как частицы, разлетающиеся с высокой скоростью, могут повредить стекла близко идущих автомобилей) хватает на 9…10 км. К противогололедным реагентам у специалистов отношение неоднозначное. Большинство считает пескосоляную смесь самой экологически безопасной. Впрочем, все говорят, что не станут возражать против применения любых других материалов, которые предложит заказчик. Подрядные организации обеспечивают заготовку и складирование реагентов на весь сезон до 15 октября. В этом году в центре города СМУ-34 проводило обработку улиц смесью «Галлит» с помощью машины ЭД-244К с установкой Giletta, которая кроме бункера для кристаллов вместимостью 4,8 м3 включает и баки (1,1 м3) для водно-солевого раствора: смесь, таким образом, подается увлажненной. Но, по мнению сотрудников управления, этот реагент лучше использовать лишь при температурах не ниже –15 °С, иначе образуется наледь. Песок – единственный материал для борьбы с гололедом, не теряющий свойства в мороз. Не только в Перми, но и вообще в России мало кто задумывается: для чего, собственно, нужны солевые растворы и смеси? А ведь их назначение – размягчать и разрыхлять снег, чтобы облегчить его уборку, а не для растапливания снега прямо на дороге. У нас же города все больше следуют примеру Москвы, где улицы от явно чрезмерного применения реагентов превратились в настоящие снегоплавильные камеры! Отказ от песка не избавит от необходимости чистить ливневые колодцы, а немножко грязи еще никого не убивало. Гниющие машины, обувь да засоление почвы – не слишком ли высокая цена в угоду эстетике? Ну а пермские КДМ'ы пока в основном несут на себе бункера для песка, которые на лето в гаражных условиях меняют на цистерны для воды. Следующий этап уборки снега – формирование снежного вала для последующего вывоза. С этим никто не справится лучше автогрейдера. Его нож, выходящий за пределы базы, кроме того, позволяет снимать снег с газонов, не повреждая их колесами. Но наши подрядчики борются не только со снегом, но и с нерадивыми индивидуальными автовладельцами, бросающими своих «железных коней» где попало. Организациям, работающим в отдаленных районах, проще – там вся ночь их, а вот на центральных улицах, где работает СМУ-34, жизнь кипит круглые сутки, без оглядки на всякие там кризисы. Знаки, запрещающие остановку в ночное время, мало кого смущают, и тогда приходится обращаться за помощью к ДПС, иначе кое-где работать попросту невозможно. Автопарк грейдеров пермских компаний самый разношерстный. Здесь и отечественные «дормашевские» DZ-122, и брянские «25-й» серии, среди «китайцев-нелегалов» особо примечателен бывалый Dingsheng Tiangong PY 160G – этот раритет поселился в Перми задолго до массового наплыва импорта с Востока. Из именитых иностранцев в СМУ-34 гордятся «американцем» Terex TG 190 мощностью 176 л.с. и 19 т полной массы, хорошо себя зарекомендовавшим. В Перми ценят лишь тяжелые грейдеры класса мощности 160 и выше. Следующий этап, не самый важный с точки зрения безопасности движения, но вызывающий больше всего нареканий у граждан, это вывоз снега. Его за всю зиму на семь пермских снегосвалок вывезено 583 тыс. т. Это в среднем 58,3 тыс. машинорейсов. Основная единица для такой транспортировки – старый, добрый самосвал КамАЗ с наращенными по бокам бортами. Снег, даже спрессованный в глыбы, – материал невысокой плотности, и грузят его всегда «с шапкой». В Перми не говорят: «мы вывозим снег самосвалами», а «снег у нас вывозят КамАЗы. Впрочем, Пермская ДПМК выпускала этой зимой на снегоборьбу и новенькие Volvo FM, да и китайские грузовики у нас до кризиса успели прикупить. Вот, к примеру, красавец HOWO ZZ3257 с огромным квадратным кузовом берет раза в полтора больше снега, чем КамАЗ, но с лаповым снегопогрузчиком из-за высокого заднего борта работать не может. Кстати, все эти снегоуборочные комбайны, а в просторечии – «хапалки», – АМУРские «золотые ручки» КО-206, выпущенные если не при царе Горохе, то все равно очень давно. И закупок новых пермские дорожные организации не планируют. Причина проста: техника эта работает исключительно зимой, да и то лишь доезжает своим ходом до объекта, а при погрузке КамАЗ толкает ее задним ходом. Следствие такой щадящей эксплуатации – огромный ресурс, поэтому подрядчики надеются еще долго использовать уже имеющиеся машины. Альтернативой «хапалкам» служат фронтальные колесные погрузчики. Расчетная производительность лаповых превышает 50 т (140 м3) в час. Но на практике фронтальные исполины с ковшами на 3…4 т оказываются раза в полтора эффективнее, к тому же снегокомбайн не может работать без грейдера, заранее срезающего для того снежный вал, а это еще одна занятая единица. Колесные погрузчики сочетают в себе и функцию бульдозера, что очень важно при предвесенней чистке стоянок и дворов от толстого, укатанного за зиму снега, да еще их применяют круглый год для разных нужд. Так что экономичность очевидна. По сравнению с лаповыми комбайнами единственный их недостаток при снегоуборке то, что создаются куда большие помехи для транспорта. Если самосвал в звене с лаповыми комбайнами загружается с заднего борта и занимает максимум одну полосу, то, работая с фронтальным погрузчиком, грузовик встает поперек дороги, заезжая на пол-кузова в подходящий проезд или на газон между деревьев. Но финансовая сторона дела диктует свои условия, а потому везде, где это возможно, пермские подрядные организации используют для погрузки снега свои АМКОДОРЫ-332, -333, в 130 л.с., с ковшом 1,9 м3, LiuGong CLG 835 и Foton 936F с двигателем Deutz в 125 л.с. и ковшами 1,7 и 1,8 м3 соответственно, LiuGong CLG 842 с мотором Cummins в 167 л.с. и ковшом 2,3 м3. И хотя вывезли компании за пределы города огромное количество снега, больше всего замечаний они получили именно за недостаточный и несвоевременный вывоз. ГИБДД составляет предписания за снежные кучи, затрудняющие обзор, руководствуясь Административным кодексом. У мирового судьи выясняется, что дорога эта третьей категории и в ее графике предусмотрен вывоз раз в месяц, но для ДПС все улицы одинаково важны в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий. Требуется дополнительное финансирование. Казалось бы, инцидент исчерпан, и все же жители остаются недовольны, и сайт губернатора заполнен жалобами на снежные кучи в лотковых зонах. Подрядчики, работая по обращениям граждан, их вывозят, невзирая на утвержденный по осени график. И дело не в том, что, по сути, делают это бесплатно, а в том, что в общественном мнении складывается образ извечно виноватых дорожников, исправляющих свои ошибки, а не идущих навстречу пожеланиям людей. Последний этап уборки снега с улиц – зачистка тротуаров, малых архитектурных форм и парковочных карманов, которые, к слову, лишь недавно появились в муниципальном заказе, и с ними у подрядчиков возникают серьезные трудности. Многие из них не соответствуют ГОСТу и не приспособлены для механизированной очистки. Площадки перед супермаркетами превращаются в несанкционированные круглосуточные стоянки, где отдельные машины паркуются до весны. Опять же создают проблемы вездесущие легковушки, так и норовящие протиснуться прямо под знак «Дорожные работы» и занять любое свободное место. В таких стесненных условиях лучше всего показывают себя мини-погрузчики. У этих малышей потрясающая маневренность и впечатляющая производительность при скромных размерах, а их универсальность за счет широкого выбора навесного оборудования привлекает к ним внимание дорожных компаний. Именно в такой технике они видят перспективы развития своего парка. Сегодня в Перми эксплуатируют мини-погрузчики разных марок, но по-настоящему покорить сердце пермяков удалось лишь «дикой кошке» Bobcat. И если другие автопроизводители не поторопятся, «бобкэтами» здесь начнут называть весь класс такой техники. Например, у работающей на внутридворовых проездах компании «Мегаполис» весь парк состоит исключительно из машин этой марки. И все же потребность в мини-технике все равно остается высокой. Во дворах детсадов, школ, жилых домов, жильцы которых, в отличие от столичных жителей, по-прежнему полагают, что спасать их подъезды от снежных заносов обязана власть городская, до сих пор орудует марка «мужик с лопатой»… Хозяйствующие субъекты Перми почти без исключений используют для содержания своих территорий тракторы МТЗ-80 с погрузчиком и щеткой, которые содержат на балансе, поскольку они удобны как для очистки больших производственных площадей от снега, так и для погрузки его в самосвалы для последующего вывоза, да и летом они без работы не остаются. В сегодняшней неопределенной ситуации сложно говорить о перспективах отрасли. На организованном администрацией города в середине марта смотре технического арсенала пермских подрядчиков, который планируют проводить ежегодно, мэр озвучил информацию о том, что власти готовы оказать помощь в приобретении самой современной техники для благоустройства. Сами компании пока с осторожностью говорят о планах закупки новых машин, а в ООО «Камаснаб», например, в период кризиса больший акцент делают не на техническое перевооружение, а на эффективную организацию кадров, отдавая приоритет универсальным специалистам.
|