КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям

Круглый стол лидеров рынка

Краноманипуляторные установки (КМУ) – уже достаточно широко распространенное и продолжающее набирать популярность оборудование, которое применяется во многих отраслях. Учитывая большой интерес к этой теме, в преддверии выставки «СТТ» редакция «ОС» провела круглый стол участников рынка КМУ и задала им ряд вопросов, интересующих наших читателей.

В заочном заседании круглого стола приняли участие:

  • Сергей Литвиненко, региональный менеджер Hiab (подразделение корпорации Cargotec) по России и СНГ;
  • Дмитрий Андреев, начальник отдела маркетинга компании «Палфингер СНГ»;
  • Михаил Орлов, руководитель направления по коммерческому транспорту департамента маркетинга и закупок ЗАО «Коминвест-АКМТ»;
  • Алексей Марков, специалист ЗАО «Подъемные машины»;
  • Юлия Клюшникова, руководитель отдела маркетинга ООО «АВТОполюс»;
  • Вадим Асташин, директор по продажам гидрооборудования «Синегорец» производства ОАО «Златмаш»;
  • Дмитрий Миночкин, коммерческий директор ЗАО «Пермский завод грузовой техники» (ПЗГТ);
  • представитель автомобильного завода «Чайка-Сервис».

Какие модели компания покажет на «СТТ-2013»?

С. Литвиненко, Hiab: «СТТ» – ключевая выставка для нашей компании, так как строительство и транспортировка строительных материалов являются основной областью применения кранов-манипуляторов Hiab и крюковых погрузчиков Hiab Multilift. Мы представим широкий ряд грузоподъемных решений на собственном стенде Hiab и на стендах партнеров – производителей грузовых автомобилей.

На стенде Hiab посетители смогут ознакомиться с двумя интереснейшими образцами спецтехники: краном-манипулятором Hiab средней серии и крюковым погрузчиком Hiab Multilift серии XR, установленными на современные грузовые автомобили.

Кран-манипулятор, который мы планируем представить посетителям «СТТ-2013», – это наиболее популярный и финансово выгодный в использовании кран, преимущества которого можно описать так: хороший вылет, хорошая грузоподъемность и хорошая цена.

Hiab 190Т-6 на КамАЗ-65117

Крюковой погрузчик тяжелой серии XR – это высококачественное и эффективное оборудование, оснащенное самыми современными функциями. Крюковые погрузчики тяжелой серии имеют современную систему управления на базе программируемого логического контроллера, обеспечивающего высокую надежность и множество дополнительных возможностей. Среди них уникальная комбинация автоматического и ручного управления и возможность работы с кузовом на увеличенной скорости.

Д. Андреев, «Палфингер СНГ»: Palfinger продемонстрирует широкий спектр подъемного оборудования на собственном стенде и стендах партнеров. Если говорить только о КМУ, то посетителям будут представлены тросовые КМУ ИНМАН ИТ-80 и ИТ-180, выпущенные на рынок в этом году, также мы представим КМУ PK 15 500 с люлькой и другие модели с навесным оборудованием. Будут и другие новинки, о которых мы сообщим ближе к мероприятию.

М. Орлов, «Коминвест-АКМТ»: Наша компания планирует показать КМУ ATLAS AK 145 CS A2 на шасси КамАЗ-65117 с бортовой платформой.

А. Марков, «Подъемные машины»: Мы планируем представить КамАЗ-65117 с КМУ-130 и КамАЗ-65117 с КМУ-125СФ (стреловая модель).

Ю. Клюшникова, «АВТОполюс»: Мы представим автомобиль бортовой Iveco Trakker с КМУ Ferrari, линейку кранов-манипуляторов Ferrari различной грузоподъемности и с разным вылетом стрелы, автомобиль бортовой КамАЗ с телескопическим краном DongYang.

Hiab

В. Асташин, «Синегорец»: Наша компания покажет КМУ «Синегорец-75», «Синегорец-110» и «Синегорец-130», а также различные виды грузозахватных органов.

Д. Миночкин, ПЗГТ: Мы представим не совсем КМУ. Давно многие производители пытаются из КМУ сделать подъемник. Мы же пошли по другому пути, мы из подъемника сделали КМУ. Вот это «чудо» мы и планируем показать на выставке.

АЗ «Чайка-Сервис»: HINO 500 c КМУ Tadano TM-ZR824; ГАЗ-33081 «Садко» с двухрядной кабиной и автогидроподъемником Socage T319; Isuzu NQR90 c КМУ Tadano 364; ГАЗ-33081 «Садко» с КМУ Amco Veba 809T с ямобуром; полноприводный Hyundai HD-78 с двухрядной кабиной и КМУ Amco Veba 808; ГАЗ-3302 Next с автогидроподъемником Socage DA324; ГАЗ-33081 «Тайга» с двухрядной кабиной и вахтовкой «Дорожный мастер» на базе ГАЗ-33106 «Валдай» с КМУ Amco Veba 103 2s.

Какие тенденции на российском рынке КМУ вы могли бы отметить? Ваш прогноз развития российского рынка КМУ на ближайшее время и более далекую перспективу?

С. Литвиненко, Hiab: В настоящее время отчетливо выделяется одна тенденция: это высокий спрос на тросовые краны-манипуляторы с жесткой стрелой, которые в то же время постепенно, но неуклонно уступают позиции коленчато-сочлененным кранам-манипуляторам, или, как мы их называем, кранам «в три сложения». Раньше основную долю российских покупателей составляли частные предприниматели, которые не имели четкого представления, какие именно работы они будут выполнять, имея в парке автомобиль с краном-манипулятором. Поэтому манипулятор приобретали на все случаи жизни, с большим, порой ненужным запасом по грузоподъемности, с максимально большим вылетом. По этим причинам предпочтение при выборе манипулятора отдавалось тросовому крану, который дешевле аналогичного по грузовым характеристикам КМУ «в три сложения» на 25–30%.

Сейчас все больше и больше клиентов находят свою специализацию в грузоперевозках и подбирают манипулятор исходя из своих задач. Они начинают понимать, нужен им манипулятор с дистанционным управлением или достаточно ручного, понадобится выполнять работы с сыпучими или специализированными грузами и приобретать для этого навесное оборудование или же достаточно крюка.

«Златмаш»

Если говорить о прогнозе и направлении развития российского рынка КМУ, то здесь мы, вероятно, пройдем тот же путь, что и европейские рынки. Ведь подобная нынешней ситуация с замещением тросовых кранов-манипуляторов, используемых под любые задачи, специализированными коленчатыми КМУ уже имела место в Европе в 1970-е годы.

Сейчас доля продаж тросовых манипуляторов в Европе очень мала по сравнению с более сложными, более безопасными и более технологически совершенными складывающимися кранами, поэтому на европейских заводах мы изготавливаем только краны-манипуляторы Hiab «в три сложения» с грузовым моментом от 1 до 86 тм. Центр производства тросовых кранов Hiab теперь расположен в Южной Корее. На нашем заводе в городе Чунгбук изготавливаются краны-манипуляторы Hiab моделей 160Т, 190T, 270T, 320T с Т-образной стрелой. При разработке тросовых манипуляторов с жесткой стрелой Hiab используется накопленный опыт и технологии производства первоклассных коленчатых кранов-манипуляторов Hiab. Поэтому мы сейчас можем предложить российским клиентам и простые надежные решения с тросовыми манипуляторами, и эффективные манипуляторы «в три сложения» с наиболее продвинутыми функциями.

Д. Андреев, «Палфингер СНГ»: Пожалуй, самым заметным и для большинства участников рынка неожиданным событием 2012 г. стал взрывной рост рынка тросовых КМУ. Этот сегмент увеличился более чем на 100%, причем в наибольшей степени этот рост был обусловлен импортом большого количества корейских КМУ. Эти краны-манипуляторы пользовались спросом благодаря сравнительно низкой цене, несмотря на то, что производитель не обеспечивает в России ни централизованной схемы сбыта, ни гарантийного сервиса, оставляя покупателя один на один с возникающими техническими неполадками.

Еще одной тенденцией является появление спроса на КМУ тяжелой серии с грузовым моментом более 80 тм. Ранее столь тяжелые установки спросом практически не пользовались.

Общий объем рынка КМУ в 2012 г. превысил 6000 шт., увеличив результат 2011 г. более чем на 30%. Наибольший вклад в этот показатель, как я уже отмечал, внесли тросовые КМУ. В 2013 г. столь значительный рост рынка краноманипуляторных установок очень маловероятен и, по нашим оценкам, составит 5–10%.

«Златмаш»

М. Орлов, «Коминвест-АКМТ»: Наибольшую часть рынка составляют КМУ, установленные на среднетоннажных грузовых автомобилях с полной массой до 12 т. В центральных регионах наиболее популярными являются Z-образные КМУ европейских производителей, в то время как на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке больше тросовых КМУ азиатских производителей (Южная Корея и Япония). Тенденция такова, что постепенно Z-образные КМУ все больше проникают на восток нашей страны. Это происходит из-за их более высокой производительности, а также из-за более высоких стандартов качества европейской техники.

А. Марков, «Подъемные машины»: Наблюдается тенденция востребованности КМУ с большим грузовым моментом (около 200 кН.м), причем как консольных, так и стреловых моделей. Связано это с тем, что более широкое распроространение получают грузовики с большой грузоподъемностью зарубежного производства и российской сборки иностранных брендов. В ближайшее время вероятен рост спроса на стреловые модели г/п порядка 200 кН.м и с вылетом около 20 м, а в качестве допополнительного оборудования – использование люльки. Связано это с тем, что все шире распространяется технология строительства каркасных быстровозводимых зданий, где данные КМУ могут выполнять кроме прочих и функции автогидроподъемника для выполнения монтажных работ.

Ю. Клюшникова, «АВТОполюс»: Как правило, спросом пользуются средние краны: из манипуляторов в основном берут Ferrari 500-й и 700-й серий г/п до 10 т, среди телескопических кранов DongYang имеют спрос все серии г/п до 8 т. На гидравлические краны спрос больше, чем на телескопические. Последнее время клиентов интересуют краны, более универсальные и качественные независимо от цены.

«АВТОполюс»

В. Асташин, «Синегорец»: Производимые в настоящее время КМУ могут оснащаться различными видами грузозахватных органов, что позволяет решать задачи любой сложности. Основное преимущество КМУ – это универсальность, т. е. возможность использовать один автомобиль для погрузки, перевозки и разгрузки. Наряду с плюсами есть и минусы. Установка КМУ на грузовую машину увеличивает ее снаряженную массу и соответственно уменьшает общую грузоподъемность. Таким образом, вывод очевиден: необходимо снижать массу самой КМУ, но не в ущерб ее ТТХ. В то же время надо понимать, что решение этого вопроса порождает другой – стоимость КМУ. Применение в конструкции КМУ современных материалов позволит снизить ее массу и сохранить ТТХ, но это неизменно отразится на ее стоимости. И этот вопрос необходимо решать уже сейчас.

Сейчас на вторичном рынке хорошо представлены помимо японских, корейских также и китайские модели. Для тех, кто предпочитает все же новую технику в данном сегменте, есть огромный выбор, причем техники, произведенной на отечественных заводах. По данным экспертов, сейчас соотношение на рынке б/у и новой техники не в пользу последней. Однако, сколько бы надежной и качественной она ни была, физический износ постепенно делает свое дело и доля новой техники со временем будет только возрастать.

«АВТОполюс»

Д. Миночкин, ПЗГТ: Учитывая просторы нашей страны и то, что эффективность использования машины с КМУ уже доказана, считаю, что рынок производства и продаж КМУ будет развиваться. Потребности рынка КМУ практически полностью покрываются объемом установок, выпускаемых ограниченным кругом всем известных компаний-производителей, поэтому в ближайшей перспективе изменения данного курса не предвидится.

АЗ «Чайка-Сервис»: Спрос на российском рынке КМУ стабилен, несмотря на большое количество новых конкурентов из Китая. Сейчас как раз стало появляться много производителей из Китая и Кореи, которые поставляют КМУ, не отвечающие требованиям российского законодательства. Также появляются ранее неизвестные «заводы-производители и установщики КМУ», у которых на самом деле мало опыта такой работы, а их персонал не обучен и не умеет устанавливать большинство моделей кранов. Результат их работы оставляет желать лучшего.

Какие типичные ошибки допускают покупатели при выборе КМУ?

С. Литвиненко, Hiab: Предложение кранов-манипуляторов на рынке очень велико, поэтому при выборе типа, марки и модели стоит посоветоваться со специалистами. Клиентов может сбивать с толку недостоверная реклама, в которой грузовые характеристики манипулятора намеренно завышены, или более широкий температурный диапазон работоспособности, или же подкупающая дешевизна крана неизвестной марки, которая агрессивно старается выйти на рынок. Поэтому лучше приобретать манипуляторы известных, зарекомендовавших себя торговых марок. Мы в Hiab тщательно следим, чтобы указанная в технической документации информация о кране была достоверной и проверенной.

«АВТОполюс»

Часто кран подбирают самостоятельно или через торгующие компании, где не разбираются в особенностях КМУ и неправильно понимают запрос клиента. Например, если клиент говорит, что ему нужен 5-тонный кран, то ему продают манипулятор, который поднимает 5 т «под собой», тогда как заказчику нужно работать с 5-тонными грузами на длинном вылете. Чтобы избежать ошибок, мы советуем обращаться к представительству завода в России или же к авторизованным дилерам. Офисы Hiab находятся в Санкт-Петербурге и Москве, а дилеры – во всех регионах России.

Д. Андреев, «Палфингер СНГ»: Наиболее частая ошибка, которую допускает конечный пользователь, – самостоятельный выбор подъемного оборудования без предварительной консультации с квалифицированным специалистом. Эта причина лежит в основе практически всех случаев, когда выбранное оборудование не в состоянии обеспечить потребности заказчика. Например, периодически КМУ подбирают по максимальной грузоподъемности, не учитывая, что этот показатель достижим при очень маленьком вылете и размеры груза просто не позволяют поднять его на столь малом вылете из-за конструктивных особенностей автомобиля (проще говоря, груз цепляется за борт грузового автомобиля). Хотя заявленная максимальная грузоподъемность практически достижима (что мы и доказали во время испытаний КМУ Palfinger PK 15 500), но при выборе крана-манипулятора нужно исходить из реальных условий эксплуатации.

Другая ошибка – стремление сэкономить на КМУ и монтаже. При таком подходе пользователь должен быть готов к возникновению существенных неполадок в работе установки и при этом к полному отсутствию гарантийной поддержки со стороны производителя КМУ и монтажного центра.

«Коминвест-АКМТ»

М. Орлов, «Коминвест-АКМТ»: Покупатели пытаются приобрести КМУ по максимально низкой цене, что вполне естественно, не обращая внимания на условия работы и эксплуатации оборудования. Это приводит к тому, что техника не выдерживает тех нагрузок, которым подвергается. На основании этого клиенты ошибочно делают выводы о качестве КМУ в целом.

А. Марков, «Подъемные машины»: Наиболее типичной ошибкой при выборе КМУ является желание потребителя объять необъятное. Чаще всего в любой организации имеется какой-то определенный конечный перечень наиболее часто перевозимых грузов. Рассуждения о том, что «вдруг нам придется везти…», приводят к тому, что бо’льшую часть времени автомобиль будет перевозить КМУ большей грузоподъемности и соответственно большей массы или с длиной вылета, которая будет использоваться 1–2 раза в год. Самое главное, определить: что будем возить? Часто обращают внимание на скорость работы КМУ, однако необходимо знать, какой процент времени занимает погрузка/ разгрузка в общем времени рейса автомобиля, и в соответствии с этим решить: если этот процент очень велик (автомобиль работает как кран), может быть, рациональнее приобрести отдельно кран и большегрузный автомобиль.

Ю. Клюшникова, «АВТОполюс»: Самая распространенная ошибка, когда подбирают модель крана с грузоподъемностью, равной массе предполагаемых грузов, без запаса. Некоторые клиенты выбирают кран, не совместимый по грузоподъемности с шасси: хотят большой кран установить на легкую машину. Также бывают случаи, когда начинают экономить на приборах безопасности, не задумываясь о последствиях. По заниженным ценам приобретают у «серых» поставщиков КМУ, которые не соответствуют правилам ПБ 10-257-98 Госгортехнадзора.

«Коминвест-АКМТ»

В. Асташин, «Синегорец»: Самая распространенная ошибка покупателя – это желание сэкономить на стоимости в ущерб качеству и техническим характеристикам. Рассчитывают на то, что производитель заложил в конструкцию КМУ запас прочности. Не учитывают климатических условий эксплуатации и напряженности работ. В итоге КМУ работает на предельных нагрузках в тяжелых климатических условиях. Соответственно ресурс КМУ снижается, и покупатель несет затраты на ремонт.

Д. Миночкин, ПЗГТ: Большинство клиентов сегодня готовы заплатить за качество, но вот с четким выбором им надо помогать, и важно, чтобы это делали профессионалы, которые предложат клиенту не то, что им выгоднее продать, а то, что действительно подходит для его потребностей. Выбор поставщика является в данном случае основным риском, так как цена ошибки будет стоить не только потраченного времени, но и серьезных денег.

АЗ «Чайка-Сервис»: Когда покупатель выбирает продукцию малоопытных и малоквалифицированных установщиков спец­оборудования и надстроек, о которых я говорил выше, это и есть самая типичная ошибка. Кроме того, покупатель не всегда знает, какая именно модель КМУ ему подходит. Здесь стоит полагаться только на профессионализм менеджеров компании-продавца. Для покупателя чаще всего решающую роль при выборе КМУ играет цена, а не отсутствие некоторых важных функций у выбранной КМУ. Это безусловная ошибка.

«Инман»

Какие опции вы все же порекомендовали бы выбирать покупателям, от которых часто отказываются из желания сэкономить, и почему?

С. Литвиненко, Hiab: Кран-манипулятор нужно выбирать исходя из своих задач и возможностей. Зачастую, выбирая КМУ, клиенты действительно довольствуются наиболее простой, базовой версией. Для Hiab базовой версией является кран с системой управления Duo. Краны Hiab в версии Duo полностью соответствуют требованиям Роснехнадзора и являются отличным решением для ежедневных рутинных погрузочных операций. Управление манипулятором осуществляется перекрестными тягами с двух сторон.

На чем бы я не советовал экономить, когда заказываешь манипулятор даже в самой простой версии Duo, так это на системе траверс. Данное решение действительно эффективно и оправдывает вложения, что подтверждает опыт наших клиентов и в России, и за рубежом.

Кран-манипулятор Hiab, оснащенный механическими траверсами первой и второй стрел, имеет в названии маркировку E, например, Hiab 244EP-2 Duo означает наличие на манипуляторе двух механических траверс: первой и второй стрел. Траверса первой стрелы позволяет поднимать более тяжелый груз при работе под колонной и располагать грузы на всю без исключения бортовую платформу, в том числе под колонной крана. Траверса внешней стрелы позволяет поднимать грузы в более высокое положение.

«Инман»

Д. Андреев, «Палфингер СНГ»: Дистанционное управление существенно повышает эффективность и облегчает эксплуатацию КМУ. Управление краноманипуляторной установкой из наиболее удобной для оператора позиции, на мой взгляд, стоит денег, запрашиваемых за эту опцию.

М. Орлов, «Коминвест-АКМТ»: Я бы порекомендовал клиентам больше обращать внимание на опции, связанные с системой безопасности. Европейские требования по безопасности строже российских, хотя сейчас и ведется работа по гармонизации регламентов с европейскими стандартами.

А. Марков, «Подъемные машины»: Во всех случаях мы рекомендуем не отказываться от опций, обеспечивающих дополнительную безопасность КМУ. Конечно, даже в базовой комплектации все КМУ соответствуют требованиям Ростехнадзора. Однако, учитывая, что многие операторы могут не иметь опыта, наличие дополнительных систем безопасности уменьшит вероятность аварий.

Ю. Клюшникова, «АВТОполюс»: В первую очередь приборы безопасности, так как они помогают избежать аварийных ситуаций и перегруза. Для опускания груза ниже уровня земли рекомендуем дополнительно устанавливать лебедку. Используя функцию радиоуправления, вы сможете дистанционно, на безопасном расстоянии управлять краном.

В. Асташин, «Синегорец»: Все выпускаемое гидрооборудование «Синегорец» оснащено гидрозамками. Это скорее не опция, а отличительная особенность нашей продукции. При выходе из строя какого-то одного гидроцилиндра остальные продолжают работать, и соответственно оператор КМУ может закончить начатую работу, а затем провести ремонт.

Д. Миночкин, ПЗГТ: Сегодня клиент не откажется от того, что в дальнейшем обеспечит ему стабильную работу оборудования. Главное в том, чтобы продавец правильно и логично обосновал наличие данной опции.

АЗ «Чайка-Сервис»: Для того чтобы определиться с опциями, необходимо узнать у покупателя о характере груза и его потребностях в грузоподъемности. От этого и зависит выбор модели КМУ и опций к ней.

Что бы вы еще хотели пожелать, посоветовать, сказать нашим читателям – своим потенциальным клиентам?

С. Литвиненко, Hiab: Прежде всего хочу поблагодарить наших партнеров и клиентов за сотрудничество и доверие к торговой марке Hiab, которое вдохновляет наc на новые достижения и совершенствование продуктового предложения и сервиса. Мы делаем все возможное, чтобы продолжать оперативно находить решения, которые были бы наиболее выгодны клиенту и подходили для решения его конкретных задач.

Д. Андреев, «Палфингер СНГ»: Хочу пожелать всем, кто столкнулся с необходимостью выбора КМУ, подходить к вопросу спокойно и взвешенно. Благодарю тех, кто уже сделал свой выбор в пользу КМУ Palfinger, и выражаю признательность нашим дилерам и партнерам за интересную и плодотворную работу.

PalfingerPalfinger

М. Орлов, «Коминвест-АКМТ»: Я бы хотел пожелать клиентам успехов в решении поставленных задач, где им помогают КМУ. А посоветовать хотел бы учитывать как можно больше условий для работы техники, так как от этого зависит, насколько правильной окажется та модель, которая им действительна необходима. Кроме того, при выборе оборудования стоит внимательно изучить и сравнить технику ведущих игроков на рынке и оценить не только машину в целом, но и характеристики ее отдельных агрегатов.

Ю. Клюшникова, «АВТОполюс»: При подборе автомобильного крана определите задачи, которые вы собираетесь решать с его помощью. Приобретая КМУ, тщательно проверяйте документацию (сертификаты, разрешение Ростехнадзора). При эксплуатации крана своевременно проходите техническое обслуживание.

Д. Миночкин, ПЗГТ: Уважаемые господа! Сегодня на рынке много предложений, но не забывайте, что вы покупаете специализированную технику, которая в дальнейшем будет зарабатывать для вас деньги, и не всегда со 100%-ной уверенностью вы можете сказать, что знаете, где и в каких условиях она будет работать, поэтому следите, чтобы у вашего приобретения всегда был запас мощности (запас карман не тянет).

АЗ «Чайка-Сервис»: Хотелось бы пожелать покупателям останавливать свой выбор на действительно качественных КМУ, соответствующих действующему законодательству РФ, которые в дальнейшем не подведут вас и окупятся сполна. При выборе предприятия-надстройщика, устанавливающего КМУ, обращайте внимание на наличие сервисной сети по обслуживанию приобретаемых установок.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin