
Аспекты зимнего содержания дорог
Зимний уход за дорогами и комбинированные дорожные машины
Как гласит ГОСТ: содержание автомобильной дороги – это выполняемый в течение всего года комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения автомобилей и пешеходов.
Работы по содержанию сводятся к уходу за дорожным покрытием и поддержанию ее в чистоте. В зимний период проводится очистка дорог от снега, устраняется гололедица на проезжей части дороги. С этой целью производится патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, уборка и разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий; регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха и пр.; борьба с зимней скользкостью, очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов и т.д.

Малогабаритная машина ЭД270 – одна из новинок 2024 года, предназначена для круглогодичного обслуживания городских территорий. Колесная формула 4х2, емкость бункера 4 м3, ширина обрабатываемой полосы от 2 до 12 м. Благодаря небольшим габаритам и высокой маневренности машина удобна для содержания улиц в городе. Навесное оборудование позволяет использовать машину в зимний период для патрульной снегоочистки проезжей части, распределения ПГМ, расчистки от снега дворовых территорий и автобусных остановок, уборки и смета отработанных противогололедных материалов с проезжей части; а также и в летний период.
Кроме того, завод работает над повышением жизненного цикла выпускаемого навесного оборудования для КДМ, используя композит в составе навесок, который увеличивает срок эксплуатации оборудования при работе с агрессивной средой. Из композита изготавливаются емкости для жидкостей, композитные отвалы для уборки снега, а также защитные короба для сохранения важных элементов «сердца» КДМ.
Еще одной новинкой года стал «первый гибкий отвал» с крылом изменяемого профиля – КИП34, который совмещает в себе функции сразу трех отвалов: городского поворотного отвала, скоростного отвала для патрульной очистки дороги с возможностью поворота крыла вправо и влево, а также прямого снегоуборочного отвала.
В современном производстве композит стал неотъемлемой частью в процессе изготовления продукции. Использование такого материала не обошло и еще одну немаловажную часть конструкции смоленских машин «Завода КДМ» – в июле этого года компания представила специальный автомобиль с композитным кузовом. При заполнении кузова композит, из которого он изготовлен, обеспечивает скольжение песка, соли или крошки, что помогает избежать их зависания на боковых стенках. Благодаря высокому уровню ударопрочности материал прекрасно подходит для работы с твердыми реагентами. Помимо этого, его основными свойствами являются антикоррозийность, износостойкость и термостабильность, которые обеспечивают повышенный срок службы кузова и, следовательно, самой КДМ.
Машины оснащены электронной системой, с помощью которой водитель может управлять навесным оборудованием из кабины при движении автомобиля.

Для работ по содержанию дорог используется специальная техника, и одно из важнейших мест занимают комбинированные дорожные машины (КДМ). Современные КДМ используются все чаще и шире ввиду их эффективности в эксплуатации. Они однозначно позволяют закрыть потребности загородных трасс и городских улиц, тротуаров и других площадок в зимнем содержании за счет смены рабочих орудий. Отметим, что и на загородных трассах, и на дорогах в населенных пунктах используются комбинированные дорожные машины, принципиально устроенные одинаково, но разного типоразмера.

Например, КДМ «МКДУ 1» на шасси КАМАЗ-65115, полностью гидрофицированная. Отбор мощности для привода регулируемого гидронасоса большой производительности с линией обратной связи производится непосредственно от маховика двигателя. В составе гидросистемы МКДУ имеются фильтры (всасывающий, напорный, обратный), датчики (давления, температуры, уровня) и охладитель масла. Количество секций гидрораспределителя подбирается в зависимости от функций навесного оборудования и вида управления (плавно регулируемые или вкл./выкл.). Управление навесным оборудованием производится с пультов управления в кабине автомобиля. Автоматическое управление осуществляется компьютером. Показания датчиков выведены на пульт управления и ЖК-дисплей (если предусмотрен комплектацией).
Разводка гидропривода навесного оборудования выполнена на РВД (380 бар) и металлических трубах, без сварных соединений. Используются быстроразъемные гидравлические соединения гидравлического оборудования только от надежных ведущих производителей. Пульт управления всем технологическим оборудованием с джойстиком располагается на эргономичном регулируемом подлокотнике (если предусмотрен комплектацией).

В зимний период основной агрегат «МКДУ 1» – распределитель твердых реагентов «РТМ», предназначенный для работы с песком, солью, пескосоляной смесью и жидкими реагентами. Ширина распределения, плотность и асимметрия задаются на пульте управления в кабине. Универсальная конструкция бункера с направляющими роликами и опорами обеспечивает быстрый монтаж/ демонтаж в самосвальный кузов без применения грузоподъемных механизмов. Опоры позволяют извлечь РТМ с частично загруженным бункером. Большая ширина транспортера позволила сделать стенки бункера близкими к вертикали, что препятствует зависанию материала в бункере и обеспечивает наиболее низкий центр тяжести в своем классе, повышает устойчивость машины. Силовой каркас бункера выполнен из конструкционных сталей. Защитное лакокрасочное покрытие кузова толщиной не менее 250 мкм состоит из слоев эпоксидной грунтовки и эмали на полиуретановой основе. «ТОМЕЗ» предоставляет гарантию от сквозной коррозии кузова до 10 лет! Также РТМ может быть выполнен целиком из нержавеющей стали. Для районов с суровым климатом предусмотрена комплектация системой подогрева бункера РТМ выхлопными газами.
Подача материала на распределительный диск осуществляется скребковым цепным транспортером с безвтулочной стальной цепью повышенной прочности. Звенья цепи транспортера изолированы от материала. Усилие на разрыв цепи транспортера составляет не менее 13 т. Блок управляющих клапанов РТМ установлен в защищенном агрегатном отсеке бункера.
МКДУ могут оборудоваться скоростными отвалами серии «ТОМЕЗ» из стали повышенной прочности. Максимальная эффективность работы отвала достигается на скорости 50 км/ч и выше. Отвал способен отбрасывать снег на расстояние более 12 м. Также МКДУ можно оснастить средним отвалом «ТОМЕЗ-2» и боковым отвалом «ТОМЕЗ-1» рабочей шириной 2150 мм.
Самые современные, «тихие», быстрые и тяжелые из производимых АО «ТОМЕЗ» магистральных отвалов – семейство «ВЕЛЕС» для патрульной уборки загородных магистралей, с углом атаки +25° (–65°), рабочей шириной 3600, 3900 и 4200 мм, с подвижным креплением ножей. Опционально устанавливается второй нож для шуги из армированной резины под углом атаки –5°. Возможно применение совместно с боковым отвалом.
Благодаря гибким элементам механизма защиты ножа отвал позволяет копировать профиль дорожного полотна, элементы отрабатывают вверх и назад, тем самым позволяя преодолевать препятствия до 50 мм, снижается уровень шума, отсутствует передача вибраций на автомобиль и пр.

Для обслуживания загородных автомагистралей широких городских улиц, где не требуется высокая маневренность, а важны высокая производительность и скорость, применяются КДМ на трехосных шасси с колесной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины имеют достаточно большую мощность и высокую полную массу, оснащаются дорожными подметальными щетками, оборудованием для распределения твердых и жидких противообледенительных реагентов, навесными роторными и шнековыми снегоочистителями, устанавливаемыми сзади, передними снеговыми отвалами шириной более 3,5 м, V-образными или телескопическими, ширина которых после раздвижения может достигать 6 м.

Предлагаются отвалы пяти видов (скоростной, боковой, средний, городской) для уборки в патрульном режиме. Средние отвалы (марки ОСА) оснащаются дополнительным выдвижным крылом, которое позволяет увеличивать ширину отвала с 2,45 до 2,9 м, и специальными ножами, позволяющими, не снижая скорости, произвести разработку наледи и наката. Механизм регулировки по высоте позволяет изменять угол резания ножа. Боковой отвал ОБА обеспечивает машине ширину захвата до 4,6 м, способен изменять рабочий угол (от поперечной оси) от 5 до 43°, работать при скоростях до 60 км/ч.
Управление всем оборудованием – электрогидравлическое из кабины. Механизм отбора мощности позволяет беспрепятственно переключать передачи в КП на любых режимах работы установленного навесного оборудования, а также производить манипуляции самим навесным оборудованием независимо от передачи в КП. Гидравлический привод обеспечивает работоспособность оборудования во всех режимах эксплуатации в районах умеренного климата, а также в интервалах температур окружающего воздуха от –40 до +40 °С.
Часть моделей выполнена на базе самосвалов. При необходимости навесное оборудование легко демонтируется и машина эксплуатируется как самосвал.

Для работ в условиях плотной городской застройки служат КДМ на двухосных среднетоннажных шасси с колесной формулой 4х2, оснащенные подобным рабочим оборудованием, только снеговые отвалы имеют ширину до 3 м и могут поворачивается в обе стороны на ±30°. Часто такие КДМ оснащаются рейкой с форсунками для распыления жидких противообледенительных реагентов. Довольно популярны и КДМ на шасси колесных тракторов. Для уборки тротуаров и парковых дорожек порой используются небольшие КДМ на специальных пневмоколесных шасси.
Зимние содержание дорог имеет важное значение для повседневной жизни страны. Чтобы обеспечить безопасное транспортное движение по дорогам в зимний период дорожным и коммунальным службам приходится круглосуточно выполнять непростую и нелегкую работу, постоянно решая множество проблем. Работы не сводятся только к уборке, вывозу снега и борьбе со скользкостью, однако именно эти виды работ являются основными, практически не прекращающимися (в зависимости от погодных условий местности) и наиболее трудоемкими. В решении этой задачи есть множество нюансов – нормативного регулирования, использование соли, песка и реагентов и пр. Далее мы рассмотрим некоторые из упомянутых аспектов, а также познакомимся со способами и рекомендациями по оптимизации зимнего содержания дорог.


Какие ГОСТы и на данный момент регулируют содержание автомобильных дорог в России
В последнее время в условиях растущего автомобильного движения и изменений климата тема эффективной снегоочистки и противогололедной обработки дорог в зимний период стала особенно актуальной. Чтобы уборка улично-дорожной сети шла в ногу со временем, в России с разрабатывают и вводят новые национальные стандарты зимнего содержания дорог.
Первый и самый главный – это введенный 1 сентября 2018 года дорожный ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». В нем регламентируется: на всех улицах в черте населенных пунктов высота рыхлого (талого) снега в снегопад не должна быть более 5 см. После осадков на уборку дорог отводится 3–4 часа, на ликвидацию скользкости – 5 часов. На тротуарах, пешеходных, велосипедных дорожках и остановках не должно быть снега, скользкости после окончания работ по их устранению. Рыхлый и талый снег должен быть убран в течение 1–3 часов в зависимости от потока пешеходов.

КДМ комплектуются отвалами различных типов (снегоуборочные, скоростной, межбазовый, боковой, городской стальной и городской с пластиковым крылом, передний поворотный), а также межбазовое щеточное оборудование двух типов. Все дорожные машины оснащаются системой управления, обеспечивающей автоматическое регулирование ширины и плотности распределения ПГМ независимо от скорости движения транспортного средства. По желанию заказчика автомобиль комплектуется системой навигации ГЛОНАСС/GPS.

На основании ГОСТ Р 50597-2017 были разработаны ГОСТ Р 58427-2020, который действует в населенных пунктах (в требованиях к уборке дорог в населенных пунктах изменений нет), а также два стандарта: ГОСТ Р 59201-2021 и межгосударственный ГОСТ 33387-2015, которыми руководствуются дорожники при работах вне населенных пунктов.
Еще раз подчеркнем: ГОСТ Р 59201-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила», введенный 1 января 2022 года, относится к федеральным и региональным дорогам и не распространяется на местные дороги. Правила зимнего содержания в ГОСТ Р 59201-2021 содержатся в разделе 12. Так, в пункте 12.1.2 указано, что заготовка ПГМ должна быть выполнена в полном объеме до начала зимнего сезона. Однако на практике, по словам дорожников, ряд подрядных организаций покупают ПГМ в течение зимы.
Имеется также ГОСТ Р 58862-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. СОДЕРЖАНИЕ. Периодичность проведения».
В 2021–2022 годах в России ввели новые ГОСТы зимнего содержания автомобильных дорог для обеспечения бесперебойного и безопасного движения. Для федеральных и региональных дорожников с 1 июня 2021 года действует ГОСТ Р 59434-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля». В нем, в частности, содержатся новые рекомендации по уборке тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек и остановок общественного транспорта на региональных и федеральных трассах за пределами населенных пунктов. Требования по времени уборки тротуаров в ГОСТах 50597-2017 и 59434-2021 одинаковы. В зависимости от интенсивности движения пешеходов уборка занимает от 1 часа до 3 часов: менее 100 человек/час – 3 часа, 100–250 человек/час – 2 часа, более 250 человек/час – 1 час.

КДМ несет на себе весь комплект навесного оборудования для обслуживания дорожной инфраструктуры и способна при необходимости прокладывать и поддерживать в рабочем состоянии так называемые «зимники».
Двигатель машины развивает мощность 400 л.с. Гидравлический ходоуменьшитель ЗМТ обеспечивает КДМ рабочую скорость в диапазоне от 0 до 8 км/ч с бесступенчатым регулированием, что важно для качественной работы оборудования для обслуживания дорог.

По отзывам экспертов, действующие ГОСТы универсальные, они регламентируют применение противогололедных материалов во всех регионах страны без различия климатических условий. Кроме того, одним из главных недостатков существующих ГОСТов специалисты называют отсутствие в регламентирующих стандартах показателя зимней скользкости. Этот показатель регламентируется в национальных стандартах всех северных стран, кроме нашей. Практически скользкость дорожного полотна зимой дорожники и коммунальщики вынуждены оценивать на глаз: есть лед и снег или нет, блестит дорога или не блестит.
Мы привели ряд рекомендаций и описали ряд мероприятий по улучшению зимнего содержания загородных магистралей и городских улиц, и одним из важнейших является грамотное использование комбинированных дорожных машин.
Рынок КДМ в нашей стране предлагает потребителям – дорожным и коммунальным предприятиям – широкий выбор техники для оптимизации их нелегкой работы по зимнему содержанию дорог и улиц.
