Импорт сельскохозяйственных тракторов в Россию в 2011 г.

А. Нефедов, к.т.н.
Импортные сельскохозяйственные тракторы (далее – тракторы) при большей стоимости существенно отличаются от российских того же тягового класса и мощности, да и тракторов других стран СНГ, в том числе из Беларуси и с Украины, не только меньшей эксплуатационной массой, привлекательным внешним видом, качественной сборкой и окраской, но и целым рядом других не менее важных преимуществ, в частности более высоким техническим уровнем исполнения узлов, агрегатов и систем, высокой комфортностью и низкой трудоемкостью технического обслуживания.
 
 
Структура производителей тракторов, поставляемых на рынок России в 2011 г., %
 
Соотношение компоновочных схем тракторов из дальнего зарубежья, поставляемых в Россию в 2011 г., %
Соотношение фирм дальнего зарубежья и Украины по объемам импортируемых в Россию тракторов, %
 
 
Структура импорта тракторов по типам, %
 
Структура импорта по мощностям, %
 
 
 
 

Рискуя остаться без тракторов, россияне все чаще предпочитают отечественной технике импортные тракторы, для которых внутренний рынок России открыт практически без всяких ограничений.

Так, в 2011 г. на рынок России было поставлено 11 844 импортных трактора (без тракторов «Беларусь» и ХТЗ из ближнего зарубежья), тогда как непосредственно отечественными тракторными заводами (в том числе сборки тракторов МТЗ и ХТЗ на территории России, а также по лицензиям зарубежных фирм) за этот период было произведено 15 843 трактора, то есть всего на 14% больше.

Популярные фирмы и модели зарубежных тракторов с наибольшим числом поставок в Россию в 2011 г.
Фирма-импортер Марка трактора Число поставок в Россию Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг
Компоновочная схема 4К4а
Case International
МХ 315 Magnum
210 Puma
20
19
315
214
9377
6850
Claas
Axion 850
3
224
8098
Challenger
МТ 665С
МТ 685С
54
32
290
340
10 300
10 300
Deutz-Fahr
Agrotron 165.7
7
180
8590
Fendt
936
5
330
10 360
Foton
TE 204
TE 254
119
109
20
25
н. д.
н. д.
John Deere
6130
7830
126
206
80
200
4750
7900
Kioti
CK 22
CK 35
40
61
22
34
890
1463
New Holland
Т 7060
Т 8040
38
23
214
308
7200
9259
Same
Frutteto Classic 3.70
12
70
н. д.
TYM
T 223
64
22
1000
Valtra
T 141H
T 191 H
7
31
150
185
4950
5650
Компоновочная схема 4К4б
JCB
Fastrac 2115
Fastrac 8250
1
1
128
252
5930
10 640
Компоновочная схема 4К4б’
Case International
STX 435
15
442
15 889
Challenger
MT 965 С
4
510
н. д.
Buhler Versatile
2375
8
375
8700
John Deere
9430
9530
11
7
439
491
16 116
16 361
New Holland
T 9030
T 9040
9
12
390
440
20 684 (на сдвоенных шинах)
23 404
Гусеничные
Challenger
MT 765
C MT 865 C
7
13
320
510
13 100
18 600
ХТЗ
ХТЗ-17221
ХТЗ-150К-09
523
471
175
175
8760
8005
Агроимпорт
ХТА-200-1
42
180
8800
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г.

Способность поставлять полные модельные ряды своих тракторов, сопровождая их фирменным сервисом, выгодно отличает ведущие зарубежные фирмы от производителей тракторной техники в России. Именно поэтому деятельность зарубежных фирм на внешних рынках, в том числе отечественном, является вполне успешной. Такие зарубежные фирмы-импортеры, способные поставлять в Россию тракторы для аграрного сектора, есть не только в США и Канаде, но и в Германии, Финляндии и других странах с развитым тракторостроением. Основными производителями тракторов являются Сase International, Claas, Challenger, Buhler Versaile, Deutz-Fahr, New Holland, JCB, John Deere, Same, Valtra, а также китайская и южнокорейская фирмы Foton и Kioti и др.

Характерной особенностью внутреннего рынка России в 2011 г. при отсутствии на нем необходимых типоразмеров отечественных тракторов одновременно с поставками тракторов из США, Германии, Италии, Финляндии и Великобритании стал существенный рост поставок тракторов, в том числе и малогабаритных, из Китая фирмой Foton (402 модели) и Южной Кореи фирмами Daedong (17 моделей), Kioti (77 моделей) и TYM (80 моделей).

Номенклатура новых импортных тракторов дальнего зарубежья, поставляемых в Россию в 2011 г.
Фирма-импортер Модель трактора Мощность, л.с. Тяговый класс Ходовая система
Case
International
STX 435
STX 535
155 Puma
180 Puma
210 Puma
435
540
159
182
214
8
8
2–3
3
3
4К4б’
4К4б’
4К4а
4К4а
4К4а
Claas
Axion 850
224
4
4К4а
Challenger
MT 685С
MT 965С
MT 865C
340
510
510
5
8
8
4К4а
4К4б’
Гусеничная
Fendt
312
828
936
110
260
330
2
5
5-6
4К4а
4К4а
4К4а
Foton
TG 1204
TG 1254
TG 1454
120
125
145
2
3
3
4К4а
4К4а
4К4а
JCB
Fastrac 8250
252
5–6
4К4б
John Deere
6130
6930
7730
7830
7930
8430
8530
9430
9530
9630
9530Т
9630Т
80
150
185
200
215
250
280
439
491
543
491
543
2
3
3
3
3
4
5
8
8
8
8
8
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4б’
4К4б’
4К4б’
Гусеничная
Гусеничная
Kioti
EX 40
26
0,6–0,9
4К4а
Massey Ferguson
6499
215
3–4
4К4а
New Holland
T 7060
T 8050
Т 9030
Т 9040
Т 9050
214
325
390
440
492
5
5
8
8
4
4К4а
4К4а
4К4б’
4К4б’
4К4б’
Valtra
Т 131 Н
Т 141 Н
Т 161 Н
Т 171 H
Т 191 H
148
150
170
180
185
3
2–3
3
3
3
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
4К4а
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г.

Наибольшими поставками тракторов из США отличались фирмы John Deere (556 моделей), New Holland (134 модели) и Challenger (161 модель), из Германии – фирма Fendt (14 моделей), из Италии – фирма Same (16 моделей), из Финляндии – фирма Valtra (49 моделей), из Великобритании – фирма JCB (2 модели), причем объем поставок тракторов из США настолько велик, что он сопоставим с объемами их продаж такими отечественными тракторными заводами, как ОАО «ВМТЗ», ЗАО «ПеТЗ» и ОАО «ВгТЗ».

В основном в Россию экспортировались новые модели тракторов, поставленные на производство в 2009–2011 гг., а также восстановленные тракторы в отличном состоянии прежних лет выпуска, бывшие в эксплуатации у других сельхозпроизводителей, имеющие по сравнению с новыми моделями более выгодное соотношение показателя «цена–качество», привлекающего российских аграриев, преимущественно небольших крестьянских хозяйств.

Наибольшим спросом у российских товаропроизводителей пользовались закупавшиеся по импорту следующие модели тракторов.

Несмотря на более высокую цену зарубежных тракторов, отечественные потребители отдают предпочтение именно им, а не отечественной тракторной технике, поскольку они могут купить вполне современные тракторы, вообще не выпускаемые в России, отличающиеся не только высокой производительностью и надежностью, но и необходимым набором потребительских качеств, способные агрегатироваться и с отечественными машинами-орудиями основной номенклатуры для обработки почвы, посева, возделывания многих сельскохозяйственных культур, а также их уборки.

Фирмы дальнего зарубежья из Америки, Канады, Западной Европы и Юго-Восточной Азии импортировали в Россию в подавляющем большинстве колесные полноприводные тракторы с обоими ведущими мостами классической компоновочной схемы 4К4а (91,7% всех импортируемых тракторов), 6,7% составляли колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой нетрадиционной компоновочной схемы 4К4б’, 1,5% – гусеничные тракторы и всего 0,1% (2 модели) – тракторы интегральной компоновочной схемы 4К4б.

Импорт тракторов в Россию в 2011 г. из стран дальнего зарубежья и с Украины
Страна-импортер Объем поставок, $ США Доля поставок, %
Всего
217 145 669
100
В том числе
США
62 570 751
28,8
Украина
58 286 695
26,8
Китай
27 507 646
12,7
Франция
19 843 421
9,1
Германия
9 076 766
4,2
Великобритания
8 900 436
4,1
Финляндия
6 887 628
3,3
Австрия
5 108 164
2,4
Корея
4 187 054
1,9
Канада
2 418 832
1,1
Япония
1 909 832
0,9
Италия
1 234 072
0,6
Голландия
934 151
0,4
Швейцария
451 732
0,2
Прочие
7 828 490
3,6
Источник: Производство и рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации. Росагромаш, ежемесячный информационный бюллетень, март, 2012 г.

Сохраняющийся из года в год рост импорта в Россию гусеничных тракторов фирм John Deere и Challenger, оснащенных прогрессивными резино-армированными гусеницами, обусловлен не только сопоставимыми с колесными тракторами аналогичной мощности рабочими и транспортными скоростями, но и меньшим удельным давлением на почву, вызывающим ее уплотнение.

Всего в 2011 г. в Россию было поставлено 13 098 ед. импортных тракторов, что превышает объемы поставок тракторов в 2010 г. (741 ед.) более чем в 17 раз.

Из стран дальнего зарубежья наибольшими объемами поставок тракторов в Россию отличались США (28,8% всех импортируемых тракторов), Китай (12,7%), Франция (9,1%), Германия (4,2%), Великобритания (4,1%), Финляндия (3,3%), а из стран ближнего зарубежья – Украина (26,8%). По Беларуси аналогичные уточненные данные отсутствуют, однако известно, что Россия в настоящее время по-прежнему продолжает занимать доминирующее положение в поставках колесных тракторов «Беларусь», являясь главным рынком сбыта продукции ПО «МТЗ», причем в 2011 г. в Россию было отгружено 25 331 ед. продукции этого завода, в том числе торговыми домами «МТЗ-Сибирь», «МТЗ–Москва», «МТЗ–ЕлАЗ», «МТЗ–Северо-Запад», «МТЗ–Ставрополь», «МТЗ–Краснодар» (данные представительства ПО «МТЗ»), что почти в 1,6 раза больше, чем в 2010 г. (15 880 ед.).

Импорт тракторов в Россию в 2011 г.*
  2011 г. 2010 г. Изменение (%), ед. Изменение (%), $ США
ед. $ США ед. $ США
Всего 13 098 217 145 669 6122 122 592 507 214 177
В том числе тракторы колесные новые всего 10 031 187 297 445 4066 92 789 137 247 202
В том числе мощностью менее 25 л.с. 6279 18 135 057 2171 5 818 296 289 312
от 25 до 50 л.с. 947 5 502 420 600 3 046 705 158 181
от 50 до 80 л.с. 307 4 916 783 148 1 714 260 207 287
от 80 до 102 л.с. 152 3 247 932 94 2 020 189 162 161
от 102 до 122 л.с. 24 554 660 25 654 621 96 85
более 122 л.с. 2322 154 940 593 1028 79 535 068 226 195
Тракторы, бывшие в эксплуатации 2801 5 631 656 1853 4 219 321 151 133
Тракторы гусеничные 266 24 216 568 203 25 584 050 131 95
* Совместно с тракторами для лесного хозяйства.

Как и в предыдущие годы, доля поставок в Россию закупленных по импорту в 2011 г. колесных тракторов (95%) намного превышала объемы поставок тракторов с гусеничной ходовой системой (5%).

Видно, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. существенно (более чем в 2 раза) вырос импорт тракторов в Россию как по количеству, так и (почти в 1,8 раза) в стоимостном выражении, причем в наибольшей степени вырос импорт колесных тракторов небольшой (до 25 л.с.) и высокой (более 122 л.с.) мощности.

На диаграммах видно, что больше всего поставлялись новые колесные тракторы небольшой мощности – до 25 л.с.

Структура поставок тракторов тягового класса 0,2 мощностью до 25 л.с.
Поставщик Объем поставок, ед. Доля на рынке России, %
Россия
Беларусь
Украина
Страны дальнего зарубежья
140
100
Общий объем продаж – 140 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 0,6–0,9 мощностью 25–60 л.с.
Поставщик Объем поставок, ед. Доля на рынке России, %
Россия
523
61
Беларусь
Украина
10
1
Страны дальнего зарубежья
327
38
Общий объем продаж – 860 ед.
Структура поставок тракторов тягового класса 1,4 мощностью 61–120 л.с.
Поставщик Объем поставок, ед. Доля на рынке России, %
Россия
12 628
44,8
Беларусь
15 458
54,9
Украина
Страны дальнего зарубежья
81
0,3
Общий объем продаж – 28 167 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 2–3 мощностью 121–180 л.с.
Поставщик Объем поставок, ед. Доля на рынке России, %
Россия
2165
47
Беларусь
563
12
Украина
1230
26
Страны дальнего зарубежья
691
15
Общий объем продаж – 4649 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 4–6 мощностью 181–400 л.с.
Поставщик Объем поставок, ед.
Россия
330
Беларусь
72
Украина
Страны дальнего зарубежья
284
Общий объем продаж – 686 ед.
Структура поставок тракторов тяговых классов 7–8 мощностью свыше 400 л.с.
Поставщик Объем поставок, ед. Доля на рынке России, %
Россия
118
51
Беларусь
Украина
Страны дальнего зарубежья
115
49
Общий объем продаж – 233 ед.

В связи с наращиванием в последние годы импорта зарубежной тракторной техники не только из дальнего, но и ближнего зарубежья (из таких стран с развитым тракторостроением, как Беларусь и Украина, при этом поставки тракторов из других стран СНГ были минимальны и не учитывались) в Россию представляет интерес структура поставок этих тракторов на внутренний рынок, дифференцированных по тяговым классам и мощностям от минимальных до максимальных, в сопоставлении с поставками тракторов отечественных производителей, в том числе собираемых на территории России.

Таким образом, в самом массовом тяговом классе 1,4 наряду с поставками тракторов отечественных производителей (сборка на территории России тракторов МТЗ), по-прежнему доминировали тракторы «Беларусь», а в тяговом классе 0,2 при мощности до 25 л.с. – небольшие тракторы зарубежных фирм дальнего зарубежья из Китая и Южной Кореи. Те тяговые классы (0,6–0,9, а также 2–8), где имеется нехватка российской тракторной техники вследствие отсутствия поставок в требуемых объемах сельским товаропроизводителям нужных им типоразмеров отечественных тракторов и тракторной техники с Украины, успешно заполнялись закупленными по импорту зарубежными тракторами из дальнего зарубежья.