Доставка сверхгрузов для строительства химического мегакомплекса

  А. Селимов, фото ООО ОХК «ЩЁКИНОАЗОТ»
Химическая промышленность и транспортировка сверхтяжелых негабаритных грузов всегда идут рука об руку. Как только появляется потребность в строительстве или модернизации больших заводов, встает вопрос: как доставить гигантские колонны и тяжелые блоки на производственную площадку?

В этой статье расскажем, как специалисты ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» участвовали в строительстве комплекса по производству аммиака и карбамида – амбициозном проекте Объединенной Химической Компании «Щёкиноазот». Комплекс будет запущен в 2024 г. и расширит присутствие компании на мировом и внутреннем рынках, внедрив прогрессивные технологии современного производства карбамида и аммиака.

 

За два года «Спецтяжпроект» доставил для ОХК «Щёкиноазот» 14 единиц крупногабаритного оборудования. Грузы, общая масса которых превышала 2000 т, прибыли в Россию из Италии, Китая, Бельгии и Японии.

Обследовав различные варианты маршрутов, «Спецтяжпроект» разработал проект мультимодальной транспортировки оборудования от портов г. Санкт-Петербурга до строительной площадки «Щёкиноазота».

Специалисты компании отмечают, что этот проект отличался повышенной сложностью в реализации: сказались волны эпидемии, разница в габаритах грузов и сложная геополитическая обстановка.

 

Первыми в Россию прибыли грузы из Бельгии. 29 сентября 2021 г. петербургский порт «Бронка» принимал колонну для синтеза аммиака (масса – 270 т, длина – 19,5 м, ширина – 4,5 м, высота – 4,2 м) и реактор бассейного типа (масса – 360 т, длина – 31 м, ширина – 5,7 м, высота – 5,4 м). Следом, 8 и 31 октября, в Санкт-Петербург прибыли морские суда из Италии и Китая, доставившие итальянское, китайское и японское оборудование.

Бельгийское оборудование добралось до строительной площадки ОХК «Щёкиноазот» под Новый год – 25 декабря 2021 г. Негабариты прошли путь в 1500 километров до временного причала в селе Бунырево по внутренним водам страны: реке Нева, Ладожскому и Онежскому озерам, рекам Шексна, Волга, Москва и Ока.

Не обошлось без «приключений»: уровень воды в реке Оке достиг критически низкой отметки из-за засушливого лета, поэтому в Коломне транспортируемое на одной барже оборудование пришлось перегрузить на две баржи. Перегрузка в Коломне осуществлялась методом «Ro-Ro». Таким же методом оборудование разгружали в Бунырево.

Итальянское оборудование в силу небольших размеров отправилось на строительную площадку по дорогам общего пользования.

Японское оборудование, прибывшее на китайском судне, также поехало на «Щёкиноазот» автотранспортом.

А вот китайское оборудование оставили в порту «Бронка» на хранение в межнавигационный период до 2022 г. Причины две: месячное опоздание китайского морского судна, которое прибыло под самый конец навигации, и внушительные размеры грузов. Негабаритные грузы длиной 48,8 и 45,6 м, шириной 4,9 и 5,2 м и высотой каждого 5,2 м потребовали мультимодальной перевозки – речной и автомобильной по специальной технологической дороге от речного причала Оки в селе Бунырево Тульской области. Поэтому грузы продолжили свой путь из порта «Бронка» только в мае 2022 г.

 

В 2022 г. проект доставки оборудования на строительную площадку комплекса по производству аммиака продолжился. Специалисты ОКБ «Спецтяжпроект» встретили и доставили еще четыре единицы негабаритного оборудования – на этот раз из порта «Петролеспорт». Это были два ресивера азота (165 т каждый), аппарат вторичного риформинга (93 т) и холодильник синтез-газа (135 т), которые несмотря на длительную задержку были успешно доставлены до временного причального сооружения, выгружены методом выкатки «Ro-Ro» и своевременно довезены до зоны разгрузки на стройплощадке ОХК «Щёкиноазот» с применением модульных транспортеров и тягачей ООО «ОКБ «Спецтяжпроект». Протяженность автомобильного маршрута составила 130 км.

Операция по доставке данного оборудования стала одной из самых сложных в истории строительства аналогичных заводов в России. В процессе организации доставки специалисты ОКБ «Спецтяжпроект» столкнулись с рядом проблемных моментов и сложных участков на пути движения автопоезда, так как все грузы имели разные габариты: от 73 до 358 т, от 4 до 48,8 м, от 2 до 5,2 м в ширину, от 3 до 6,7 м в высоту.

«Спецтяжпроект» обследовал около 1000 км автомобильных дорог в Тульской области. Совместно с ГУ ТО «Тулаавтодор», ГУ  ТО «Тулаупрадор» и ФКУ УПРДОР «Москва – Харьков» специалисты компании провели расчеты прочности мостовых сооружений и дорожного полотна, чтобы обеспечить безопасное прохождение автопоездов с грузами по маршруту.

Специальный проект перевозки включал в себя организацию дорожного движения, обустройство объездов двух мостовых сооружений (через р. Упа и электрифицированную Московскую ЖД филиала ОАО «РЖД»), демонтаж дорожных знаков, автомобильной рамки, отбойников, газовых труб и опор ЛЭП, усиление дорожного полотна на участке длиной 10 км, проходящего через дамбу, а также множественные уширения поворотов.

На пути к промышленной площадке предприятия, где строится комплекс по производству аммиака, от специалистов потребовались особая отдача и миллиметровая точность, чтобы преодолеть «густые» застройки в поселке Первомайском и городе Алексине. С задачей они, безусловно, справились.

 

Большой, сложный и стратегически важный для страны проект доставки оборудования на «Щёкиноазот» – очередное достижение ОКБ «Спецтяжпроект» в области транспортировки негабаритных тяжеловесных грузов.

В 2023 г. ГК «Спецтяжавтотранс», частью которой является ООО «ОКБ «Спецтяжпроект», отмечает 45-летие, поэтому успешное завершение «щёкинского» проекта стало отличным подарком к юбилею компании.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи