Производство и рынок сельхозтракторов в России в 2019 г.
Как показывают данные Минсельхоза России, в 2019 г., как и в предыдущие годы, условия для производителей тракторов в целом не улучшились: вследствие реализации государственных решений был поднят НДС, подорожал бензин, увеличилась ключевая ставка ЦБ России, а также повысились налоги на имущество. При этом объемы субсидирования, возмещающие затраты на производство и продажу продукции тракторостроения, были уменьшены с 25% в 2018 г. до 15% в 2019 г.
Вместе с тем благодаря поддержке государства в рамках реализации основной программы субсидирования сельскохозяйственной техники (программа 1432), все же удалось просубсидировать закупки 1,9 тыс. тракторов.
Можно продолжать перечень указанных негативных изменений в экономике России, многие из которых препятствовали развитию производства и рынка тракторов в России и фактически не способствовали дальнейшему становлению отечественного тракторостроения.
Вместе с тем итоги 2019 г. по сравнению с предыдущим 2018 г. показали следующую реальную динамику производства и продаж сельскохозяйственных тракторов в России, их экспорт и импорт.
Так, в 2019 г. удалось произвести 6,9 тыс. тракторов, что, однако, на 10,9% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2018 г., в том числе изготовлено тракторов сельскохозяйственного назначения 5,8 тыс. ед. (–14%) и промышленных тракторов – 1,1 тыс. ед. (+10,4%).
В общем количестве тракторов, произведенных в России за январь–декабрь 2019 г., доля отечественных марок тракторов для сельского хозяйства соcтавила 51,1%, иномарок российской сборки – 48,9%, из них сборка тракторов МТЗ – 16,9%, из комплектов ХТЗ – 4,6%, из комплектов иностранных марок (в том числе зарубежных производителей и фирм Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion) – 17,4%.
Рост производства тракторов в 2019 г. против соответствующего периода 2018 г. отмечен на ряде следующих предприятий: в том числе Елабужский автомобильный завод – (+13,0%), «Промтрактор» – (+62,8%), «ДСТ-Урал» – (+31%), ТД ХТЗ (Белгород) – (рост в 2,6 раза), НПО «Мехинструмент» – (рост в 3,7 раза), «Сибирь-Техника» – (+3,1%), «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» – (+7,3%).
Отмечено при этом снижение производства на следующих предприятиях: Ростсельмаш – на 670 ед. (–9,5%), Сlaas – на 63 ед. (–17,4%).
За январь–декабрь 2019 г. на ряде предприятий отгрузка по продажам тракторов для села снизилась на 16,8% по сравнению с соответствующим периодом 2018 г., в том числе на Елабужском автомобильном заводе (–19,8%), Ростсельмаше (–10,1%), Claas (– 72,6%). При этом увеличилась отгрузка тракторов против соответствующего периода прошлого года на таких предприятиях, как: «Промтрактор» (+69,1%), «ДСТ-Урал» (+31,0%), «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» (+64,8%), ТД «ХТЗ» (Белгород) (+20,8%), НПО «Мехинструмент» (рост в 3,7 раза), Ковровский электромеханический завод (+9,7%).
Если говорить об экспорте и импорте тракторов, то за 12 месяцев 2019 г. поставки на экспорт (в дальнее и ближнее зарубежье) осуществлялись в основном в страны ближнего зарубежья, в частности, такими заводами, как Ростсельмаш – 98 ед. (14,3%) (Грузия, Казахстан, Молдова, Украина, Словения, ЮАР), ЧТЗ «Уралтрак» – 16 ед., или 8,6% (Беларусь, Казахстан, Узбекистан).
Россия, помимо поставок тракторов сельскохозяйственного назначения на внутренний рынок отечественным потребителям, умудрилась еще и продавать часть своей продукции на внешний рынок за рубеж: например, Россия не только покупает у Беларуси определенные модели тракторов, но и сама поставляет ей ряд моделей по экспорту.
В таблице 1 представлена структура продаж российских тракторов в 2019 г. в страны дальнего и ближнего зарубежья.
Страна | $ млн | Удельный вес, % |
---|---|---|
Казахстан | 50,6 | 55 |
Беларусь | 9,8 | 11 |
Китай | 7,1 | 8 |
Турция | 6,8 | 7 |
Туркмения | 3,9 | 4 |
Узбекистан | 2,3 | 2 |
Украина | 1,6 | 2 |
Алжир | 1,2 | 1 |
Молдова | 0,9 | 1 |
Канада | 0,8 | 1 |
Всего | 92,2 | 100 |
Всего зарубежные покупатели приобретали полноприводные тракторы (их экспорт в 2019 г. вырос на 18% до 367 ед.).
В целом в 2019 г. продано за рубеж 4076 тракторов.
Вместе с тем произошедшее в 2019 г. замедление темпов роста экспортных поставок из России было связано прежде всего с сокращением размеров субсидий (уточненно с 25–27,5 до 11–13% от стоимости продукции), о чем упоминалось выше.
Отметим, что Россия покупает (ввозит из 25 стран) тракторов в 14 раз больше, чем продает.
В этой связи снижение объемов импорта является основной целью отечественных тракторных заводов – производить только конкурентоспособную продукцию для поставок на внутренний рынок России.
Тем не менее в 2019 г. импорт тракторов в Россию составил внушительный объем – 90,5 тыс. ед. (–18,2% к 2018 г.) в физическом выражении или $1,3 млрд (–20,1%) в денежном.
В 2019 г. сельскохозяйственные тракторы в Россию поставлялись из 25 стран, при этом лидерами по поставкам были Беларусь, Нидерланды и Китай, причем больше всего поставок осуществлялось в Москву и Московскую область.
Импорт этих тракторов в Россию из Китая по итогам 2019 г. в физическом выражении снизился на 31,6% до 45,8 тыс. ед., в денежном выражении, наоборот, произошел рост на 9,6% до $38,7 млн.
Из Беларуси было получено 27,6 тыс. тракторов (+28,4%) на сумму $281,3 (+4,1%).
Импорт из Нидерландов в физическом выражении увеличился на 24,3% до 4,6 тыс. тракторов, а в денежном выражении возрос на 24,8% до $317,9 млн.
Сопоставление импорта тракторов в физическом и денежном выражениях в 2018 и 2019 гг. представлено соответственно в таблицах 2 и 3.
Страна | 2018 г., тыс. ед. | 2019 г., тыс. ед. | Динамика, % |
---|---|---|---|
Китай | 67 | 45,8 | –31,6 |
Беларусь | 21,5 | 27,6 | 28,4 |
Нидерланды | 3,7 | 4,6 | 24,3 |
Япония | 2,4 | 2,6 | 8,3 |
Германия | 3,6 | 2,5 | –30,6 |
Польша | 1,9 | 1,7 | –10,5 |
Швеция | 1,2 | 1,6 | 33,3 |
Франция | 1,1 | 1,6 | 45,5 |
Бельгия | 0,4 | 0,5 | 25,0 |
Страна | 2018 г., $ млн | 2019 г., $ млн | Динамика, % |
---|---|---|---|
Нидерланды | 254,7 | 317,9 | 24,8 |
Беларусь | 270,2 | 281,3 | 4,1 |
Германия | 252,1 | 175,4 | –30,4 |
Швеция | 86,1 | 116,4 | 35,2 |
Польша | 112,2 | 98,7 | 24,6 |
Франция | 79 | 98,4 | 24,6 |
США | 96,7 | 67,7 | –30,0 |
Китай | 35,3 | 38,7 | 9,6 |
Бельгия | 26,9 | 35,8 | 33,1 |
Наиболее крупными поставщиками новой и б/у тракторной техники на рынок России продолжали оставаться Япония и Китай, предлагающие в основном тракторы небольшой мощности.
В свою очередь основные ведущие зарубежные фирмы США и Западной Европы поставляли по импорту в Россию тракторы средней и высокой мощности.
Основная причина сокращения продаж тракторов в России и других странах – снижение платежеспособного спроса, наблюдаемого в связи с ухудшением экономической ситуации.
Подводя некоторые итоги особенностей производства и рынка отечественных тракторов для села в 2019 г., следует отметить, что в данный момент тракторная техника России по многим позициям отстает от уровня зарубежного тракторостроения, в частности, по темпам разработки новой тракторной техники. Сохранившиеся отечественные тракторные заводы все еще недостаточными темпами ведут разработку конкурентоспособных колесных и гусеничных тракторов, что не позволяет им увеличить объемы поставок своих тракторов, и прежде всего отечественным потребителям на внутренний рынок.