Agritechnica 2007 (ч.2)

Сельхозтехника завтрашнего дня

В. Чехута

(Окончание. Начало см. «ОС» № 1, 2008 г.)

Повышение эффективности использования топлива и энергосберегающие агрегаты.

С ростом цен на ископаемые энергоносители эффективное использование топлива приобретает все большее значение для аграриев.

Система IntelliCruise автоматически регулирует скорость комбайна в зависимости от величины потока зеленой массы

Начиная с первичной обработки почвы и до уборки урожая сегодня им предлагают различные возможности сэкономить топливо, в частности благодаря таким усовершенствованиям в сельхозмашинах, как, например, электронное управление дизельным двигателем и трансмиссией, объединение рабочих операций или отключение отдельных элементов силовой передачи.

Кроме модернизации агротехники важной тенденцией стало использование биогаза. В ганноверских павильонах были представлены специально разработанные тракторные двигатели, работающие на природном газе, в частности Natural Fuel Engine фирмы Deutz и Agrotron Natural Power от компании Same Deutz-Fahr Deutschland GmbH. Новая серия четырех- и шестицилиндровых двигателей Natural Fuel Engine создана компанией Deutz на базе ее дизелей TCD 2012 и TCD 2013. Эти многотопливные агрегаты могут работать на 100%-ном биодизеле, на рапсовом метиловом эфире RME и чистом рапсовом масле.

Новый кормоуборочный комбайн Jaguar

Двигатели Natural Fuel Engine оснащены новой системой подачи топлива DCR. Deutz запатентовала также новую комбинированную топливную систему, состоящую из двух баков, один для обычного дизельного топлива, а другой для рапсового масла, полученного холодным прессованием, или любого другого растительного масла соответствующего стандарта. Электронная система управления автоматически запускает двигатель на дизельном топливе, а затем при достижении рабочей температуры переключает его на чистое растительное масло.

Для надежной работы при низких температурах предусмотрен предпусковой подогреватель, предотвращающий парафинизацию топлива. Предусмотрена и система диагностики двигателя, которая заранее предупредит, например, о засорении топливных фильтров. По расчетам компании Deutz, цена «рапсового» двигателя будет на 10% выше, чем обычного дизеля, прежде всего из-за использования нового электронного управления. Первые тракторы, оснащенные двигателями Deutz серии Natural Fuel Engine с диапазоном мощности от 80 до 330 л.с., станут выпускать фирмы Deutz-Fahr и Fendt.

Элементы автоматической системы полного привода Active Trac компании Claas

Многие производители демонстрировали обновленные серии тракторов. Новые машины стали компактней. Под влиянием законодательных актов снижается токсичность отработавших газов тракторных двигателей. Так, тракторы с двигателями мощностью от 75 до 130 кВт уже с начала 2007 г. выпускают в соответствии с нормами токсичности Tier/ Stage III, а экологический стандарт Tier/Stage III-A для тракторов с двигателями от 37 до 75 кВт вступил в действие с начала 2008 г.

В современных тракторах практически во всех классах машин все активней внедряют бесступенчатые трансмиссии. Использование электронной аппаратуры в конструкции стало массовым явлением: сегодня все важные функции тракторов управляются с помощью электроники.

И последнее: отрадно, что при совершенствовании конструкции тракторов производители не забывают о комфорте оператора. Так, новейшая полуактивная электронно-регулируемая подвеска кабины AutoComfort, спроектированная инженерами немецкой фирмы Valtra Vertriebs GmbH, получила на выставке серебряную медаль. Эта система непрерывно компенсирует вибрационные нагрузки и значительно повышает комфорт при движении. Амортизация колебаний сиденья означает его смещение относительно руля и педалей, тогда как при гашении вибрации подвеской кабины эти элементы управления не меняют положения относительно друг друга. Новая система AutoComfort согласовывает амортизацию пневмоподвески сиденья и подавление колебаний подвеской кабины.

Двигатель Natural Fuel Engine компании Deutz

Почво- и водосберегающее растениеводство

Защита почвы от эрозии стала важнейшей проблемой во всем мире. Для этого совершенствуются технологии почвообработки, агроорудия, разрабатываются «почвосберегающие» ходовые части машин. Они должны предотвратить переуплотнение плодородного слоя.

Интересную новинку из этой области показала фирма Herbert Dammann GmbH: полноприводное шасси DT 2000 H Plus Highlander с очень большим регулируемым дорожным просветом для работ по защите растений и внесению удобрений. У этой машины с помощью гидропривода регулируется дорожный просвет от 1,15 до 2,0 м и ширина колеи от 2,25 до 3,05 м. То есть по этим параметрам машина значительно превосходит возможности моделей-конкурентов. Универсальное шасси очень хорошо подходит для обработки высоких культур (таких как кукуруза, подсолнечник, рапс), оно может оптимально адаптироваться к различным стадиям роста растений.

Можно отметить тенденцию создания новых, более экологичных и экономичных агроорудий. Они позволяют снизить количество вносимых химикатов, не ухудшая результата, благодаря использованию инжекторных форсунок и новых систем прямого распыления. Точная дозировка обеспечивается за счет электронного управления.

Полноприводное шасси DT 2000 H Plus Highlander

В этой связи уместно вспомнить систему предварительного смешивания химикатов Pre-Mix System от фирмы Amazonen-Werke. В основной емкости внутренняя мешалка смешивает концентрат химического защитного средства (примерно 10% от объема резервуара) с водой. Химические реагенты могут быть жидкими, порошкообразными или гранулированными. Раствор приготавливается непрерывно, надо только вовремя добавлять концентрат и воду. Точное распределение химикатов на полях обеспечивают электронный процессор, регулятор расхода и каскадный смеситель. Подачу химикатов можно варьировать в широком диапазоне.

«Опять эта электроника!», скажете вы. А как без нее обойтись? Электронные системы обеспечат высокое качество работы, отследят прохождение продукта в машине и помогут документировать рабочие процессы. Сегодня для аграриев это приобретает все большее значение. А для эффективного управления машинотракторным парком, удаленного обслуживания и выявления неполадок в современных сложных машинах уже нельзя обойтись без электронных систем.

Самоходный кормосмеситель Triotrac

Надо отметить и такие тенденции: ширина захвата уборочных сельхозмашин и комбайнов продолжает увеличиваться, особенно у машин с двигателями мощностью более 550 л.с., появляются новые, встроенные электронные системы очистки, автоматически регулирующие производительность уборочного агрегата. Самые мощные комбайны уже агрегатируют с жатками с шириной захвата до 10,5 м, их пропускная способность – до 50 т/ч.

Фирма New Holland CNH Deutschland GmbH разработала новую систему IntelliCruise, которая меняет скорость комбайна в соответствии с величиной потока убираемой массы. Система измеряет количество поступающей массы на жатке и подающем шнеке путем изменения натяжения приводного ремня, а затем задается определенная рабочая скорость машины, соответствующая оптимальным возможностям жатки. Если же возрастает поток убираемой массы, то скорость движения комбайна снижается, и наоборот, она может возрастать, когда количество зерновых уменьшается. На переезде или развороте натяжение приводного ремня автоматически ослабляется. Благодаря точной регулировке производительности предотвращается чрезмерная нагрузка на молотилку и уходят в прошлое случаи «перегрузки» комбайна.

Многие производители продемонстрировали обновленные серии тракторов

Второй отмеченной специалистами новинкой этой фирмы стала новая система обмолота Opti-Clean. В распространенных сегодня воздуходувных системах очистки на зерноуборочных комбайнах верхнее и нижнее решета вибрируют одновременно или инверсивно вперед-назад, а грохот соединен с верхним решетом. Эта конструкция, во-первых, передает сильную вибрацию на всю машину, а во-вторых, система очистки, особенно на роторных комбайнах, становится фактором, ограничивающим производительность, так как отделение зерна порой затруднено из-за большой доли короткого стебля соломы. Новая система очистки Opti-Clean отличается оригинальным приводом верхнего решета, которое теперь движется не только вперед-назад, но и вверх-вниз. А ее очистной воздуходув оснащен гидроприводом. Эта система очистки более интенсивно отделяет зерна даже при больших объемах короткой соломы, что повышает производительность обмолота, а значит, и комбайна. Компоновка новой системы очистки позволяет оснастить комбайн широкопрофильными шинами с диаметром обода 42 дюйма, что уменьшает удельное давление на почву.

Известная немецкая компания Claas Vertriebsgesellschaft GmbH продемонстрировала новую автоматическую систему полного привода ActiveTrac для зерноуборочных комбайнов. Агромашины с приводом всех колес традиционной конструкции испытывают серьезные трудности при работе на склонах и на почвах со слабой несущей способностью. При движении колеса могут пробуксовывать, сильно повреждая почву. Новая система ActiveTrac при пробуксовке колес одного из мостов с помощью электрогидравлической регулировки перераспределяет крутящий момент на колеса с лучшим сцеплением с почвой. Различие размеров шин на осях учитывается электронной системой CEBIS. Преимуществом этой новой концепции является автоматическая активация противобуксовочной функции, повышающей эффективность работы зерноуборочной машины.

Пресс-подборщик Comprima F155/NovoGrip

Заканчивая тему зерноуборочных машин, отмечу, что на выставке демонстрировались комбайны с тангенциальным ротором, или так называемые гибридные комбайны. Для увеличения производительности зерноуборочных комбайнов изготовители теперь устанавливают дополнительный сепарирующий ротор, представляющий собой центрифугирующий сепаратор.

У кормоуборочной техники и комбайнов прослеживается тенденция повышения производительности за счет применения прицепных косилок и самоходных кормоуборочных комбайнов с большой шириной захвата. Как говорят специалисты, комбинируя нескольких косилок, можно получить «травокос» с шириной захвата до 15 м. К ним предлагаются новые, еще большие насадки для уборки кукурузы и трав. При рабочей скорости 20 км/ч производительность может достигать 10 га за час. Также производительность повышается путем применения двигателей мощностью более 800 л.с. Прицепы-погрузчики с вместимостью кузова 40 м3 и максимальной полной массой 20 т, обеспечивающие высокую производительность на вывозе зеленой массы, пользуются большим спросом.

Элемент подвески кабины AutoComfort

Новый кормоуборочный комбайн Jaguar фирмы Claas удостоен серебряной медали. Двигатель большой мощности и широкое рабочее орудие увеличивают его массу. Создатели новой концепции Jaguar предложили оригинальную компоновку двигателя, осей и агрегатов, вследствие чего заметно, на 6%, снижена снаряженная масса комбайна. Новый измельчительный барабан с лопастными ножами позволил сократить энергоемкость и расходы на обслуживание. В его конструкции ножи закрепляются двумя винтами. После однократной настройки ножи используют до полного износа. Благодаря особой форме ножей необходимая ранее переналадка после 50%-ного износа больше не нужна, также отпала необходимость замены ножей в зависимости от различных видов кормов. То есть для обработки любых кормов применяется только один тип ножей. Производительность ускорителя растительной массы можно регулировать из кабины в соответствии с изменяющимися условиями уборки и длиной резки.

Новые поколения рулонных и тюковых пресс-подборщиков с измельчителями и высоким уплотнением были в центре внимания на выставке. Новый пресс-подборщик Comprima F155/NovoGrip с постоянным объемом бункера и варьируемыми диаметрами рулонов показала компания Bernard Krone GmbH.

Система предварительного смешивания химикатов Pre-Mix System

В этой разработке немецкие конструкторы объединили преимущества аналогичных машин с пресс-подборщиками с полувариационным бункером. Comprima F155/NovoGrip может прессовать рулоны разного диаметра так же, как в прессах с полувариационной камерой. Новинка проста в обслуживании и недорога, как прессы с постоянной камерой.

Не сомневаюсь, что аграрии и животноводы по достоинству оценят и самоходный кормосмеситель с резаком и системой самозагрузки Triotrac голландской фирмы Trioliet. В нем реализована идея последовательного соединения всех операций по приготовлению комбикорма. Машина аккуратно срезает массу U-образным резаком. Встроенный в резак ролик подает корм на наклонный транспортер шириной 2 м. Затем масса поступает в смеситель, где два вертикальных шнека с гидростатическим приводом быстро перемешивают корм.