Импорт карьерной техники в Россию в 2014 году
(Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза)
Колебания экономической активности, которые в последнее время носят все более негативный характер, продолжают оказывать отрицательное влияние и на российскую экономику. Однако особенностью последнего кризиса является в большинстве своем политическая нестабильность в мире и разногласия основных мировых держав по целому ряду ключевых вопросов.
Колебания экономической активности, которые в последнее время носят все более негативный характер, продолжают оказывать отрицательное влияние и на российскую экономику. Однако особенностью последнего кризиса является в большинстве своем политическая нестабильность в мире и разногласия основных мировых держав по целому ряду ключевых вопросов.
Обострение политических отношений с Западом привело к введению против нашей страны санкций, касающихся как частных лиц, так и целых отраслей экономики, повлекших за собой ответные меры со стороны России. Отсюда и все вытекающие последствия – дешевеющая нефть на фоне дорожающей по отношению к рублю валюте привела к значительному росту цен на все товары иностранного происхождения. Кроме того, ужесточились условия кредитования при увеличившейся процентной ставке.
Все это не лучшим образом отразилось на рынке импортной техники, в том числе горного оборудования. Однако проблемы здесь начались еще в 2013 г., когда поставки техники начали значительно сокращаться по сравнению с 2012 г. Перейдем к рассмотрению отдельно каждого вида машин и начнем с сочлененных самосвалов. Исходя из названия, нетрудно догадаться, что основным их отличием и в то же время весомым преимуществом на бездорожье по сравнению с «привычными» всем самосвалами является наличие в их конструкции шарнирно-сочлененной рамы, которая делает грузовые машины исключительно проходимыми и маневренными на неровных местностях.
Всего в мире насчитывается около 25 компаний, которые в разные времена выпускали технику подобной конфигурации, однако основных производителей, которые формируют рынок и задают основные тенденции, не более десяти. Из них явными лидерами являются всего несколько марок, к которым отнесем Volvo, Caterpillar, Bell, Komatsu, John Deere, Terex и Doosan. По итогам 2014 г. импортные поступления самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой в Россию снизились на 15,1% по сравнению с показателями 2013 г. и на 38,5% – по сравнению с данными 2012 г.
Лидером российского импорта на протяжении многих лет является компания Volvo. По итогам 2014 г. за счет меньших темпов падения поставок (–7% к 2013 г.) производителю спецтехники из Швеции удалось довести свою долю до 61,9% (в 2013 г. доля составляла 45,2%). Наиболее популярными стали модели Volvo A35F, A40F и A30F. Несмотря на сложную обстановку в отрасли, по итогам 2014 г. под брендом Caterpillar было ввезено на 5 сочлененных самосвалов больше, чем годом ранее, что позволило компании подняться на вторую позицию в рейтинге ведущих марок. Остальные производители, а именно Bell, Komatsu, Terex, значительно ухудшили показатели ввоза на 61,7; 52,9 и 84,6% соответственно. Кроме того, согласно данным таможенной статистики, по итогам рассматриваемого периода в Россию не было ввезено ни одного самосвала с шарнирно-сочлененной рамой марки John Deere (в 2013 г. их было 19).
Карьерные самосвалы применяют на открытых разработках полезных ископаемых, и из-за габаритов их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна. Большинство из них доставляется до места работы по частям, и уже на месте производится их сборка. По итогам рассматриваемого периода их импорт сократился по сравнению с 2013 г. на 43,8%, а по сравнению с 2012 г. – на 71,7%. Несмотря на практически двукратное падение поставок, в лидерах по-прежнему остается марка Caterpillar. Самой востребованной моделью по итогам 2014 г. стала Caterpillar 785C. А вот компания Hitachi, напротив, ввезла сразу 13 карьерных самосвалов моделей EH3500ACII и EH1700-3, что на 10 единиц техники больше, чем годом ранее. Это позволило японскому производителю выйти в рейтинге на вторую позицию. На 56% сократился импорт еще одной японской марки – Komatsu. Однако стоит отметить, что на заводе в Ярославле (ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус») продолжается выпуск карьерных самосвалов, и в 2014 г. с конвейера сошло еще 19 новых машин Komatsu HD785-7.
Сильно сократился ввоз в Россию тяжелых гусеничных бульдозеров. По итогам рассматриваемого периода падение поставок составило 29,7% к 2013 г. и 71,8% к 2012 г. Основу импортной техники составляют марки Komatsu и Caterpillar, ввоз которых в 2014 г. сократился на 42,1 и 15,3% соответственно. Основными моделями в российском импорте стали Komatsu D275A-5D, Komatsu D375A-5D и Caterpillar D10T. Под маркой Liebherr в 2014 г. было ввезено на 5 гусеничных бульдозеров PR764 больше, чем годом ранее.
На 20,5% сократились поставки тяжелых погрузчиков в 2014 г. И это несмотря на то, что четыре из шести представленных марок отметились положительными показателями импорта. Среди них лидер рассматриваемого периода Volvo, поставки которого увеличились на 57,1%, также надо отметить Hitachi (прирост 113%), Doosan (прирост 100%) и John Deere (в 2013 г. поставок не было). Последняя марка, к слову сказать, поставила фронтальный погрузчик 844K-II, самый тяжелый в линейке производителя в России, презентация которой состоялась в апреле 2014 г. на производственном комплексе John Deere в г. Домодедово. А вот со знаком «минус» отметились крупнейшие участники рынка дорожно-строительной техники Komatsu (–92%) и Caterpillar (–36%).
Последним из рассматриваемых видов техники, в том числе и по объемам импорта среди рассматриваемых горных машин, являются карьерные экскаваторы, ввоз которых сократился на треть. Благодаря стабильным поставкам техники, которые находятся на уровне 2013 г., в 2014 г. лидером стала марка Hitachi. Основной импортируемой моделью был экскаватор Hitachi EX1200-6. Ровно в 2 раза сократились поставки карьерных экскаваторов Komatsu, на 36% уменьшился импорт карьерной техники Liebherr.
Кол-во, шт. | |
Сочлененные самосвалы | |
Volvo | 146 |
Caterpillar | 50 |
Bell | 23 |
Прочие | 17 |
Карьерные самосвалы | |
Caterpillar | 40 |
Hitachi | 13 |
Komatsu | 11 |
Тяжелые бульдозеры | |
Komatsu | 77 |
Caterpillar | 50 |
Liebherr | 22 |
Тяжелые погрузчики | |
Volvo | 22 |
Caterpillar | 18 |
Hitachi | 17 |
Прочие | 5 |
Карьерные экскаваторы | |
Hitachi | 24 |
Komatsu | 16 |
Liebherr | 7 |