Импорт дорожной техники в Россию в 2021 году*

Динамика рынка техники для работы с асфальтом всецело зависит от объемов выполняемых работ и износа парка машин. Текущая ситуация показывает, что обновление парка происходит, однако темпы не так высоки. Статистика позволит нам реально оценить объемы введения новой техники, а также сделать вывод о работе отечественных компаний, занимающихся выпуском рассматриваемой техники на территории России.

Для анализа были выбраны асфальтоукладчики, дорожные фрезы, а также тандемные, грунтовые и пневмоколесные катки. Сразу обратимся к цифрам российского производства. Доля отечественных компаний по различным позициям невелика и в разные периоды находилась в пределах 10–12%. По итогам 2021 г. доля по асфальтоукладчикам составила 3,3%, а весь выпуск осуществлялся на ПО «Ирмаш». По каткам доля 12,2%, здесь отечественный рынок представляют ООО «Завод «Дорожных машин» и АО «Раскат».

Сравнительная динамика импорта дорожной техники в 2017–2021 гг., ед.

Более подробно остановимся на импорте. Общая динамика ввоза дорожной техники, наблюдаемая в самый разгар кризиса, а именно в 2014–2015 гг., схожа по всем позициям, за некоторыми исключениями. Достаточно стабильный рост, продолжавшийся вплоть до 2013 г., сменился сокращением поставок уже в 2014 г., а когда политико-экономическая ситуация еще более усугубилась, в 2015 г. можно было наблюдать серьезное падение показателей. Тем не менее, начиная с итогов 2016 г., рынок полностью выбрался из минусовых показателей, а данные за 2017 г. говорят о стабильной положительной динамике импорта дорожной техники по всем направлениям. Наименьшие темпы роста были отмечены в 2019 г., зато в 2020-м, даже несмотря на пандемию, мы могли наблюдать уверенный рост поставок по всем рассматриваемым категориям техники.

Сравнительная динамика импорта дорожной техники в 2020–2021 гг., ед.

Переходя к анализу итоговых данных за 2021 г., подготовленных специалистами компании ID-Marketing, отметим, что 2021 г. продолжил показывать хорошие цифры по уплотнительным машинам. А вот асфальтоукладчики и дорожные фрезы снизили объемы импорта в сравниваемых периодах.

Детальный анализ каждого направления начнем с наиболее емкого и популярного сегмента тандемных вибрационных катков. Доля подержанных катков в импорте до введения утилизационного сбора доходила до 50%. По итогам 2021 г. таковых насчитывалось чуть более 10%. В марочной структуре можно выделить двух явных лидеров: BOMAG и HAMM. Разница между производителями составляет всего 3 катка, при этом BOMAG увеличил объемы импорта на 32%, а HAMM только на 4,6%. Компания AMMANN на 65,4% увеличила поставки тандемных катков в Россию в рассматриваемом периоде, что позволило ей не только занять третью строчку среди ведущих марок, но и увеличить свою долю в сегменте с 10 до 14%. В рейтинге поставщиков тандемных катков на первое место вышло ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис», далее идет ООО «Файат Бомаг Рус», импортирующие исключительно новую технику марок HAMM и BOMAG соответственно. При этом технику BOMAG в 2021 г. «растаможило» 17 компаний.

Импорт основных марок грунтовых катков в Россию в 2021 г., %
Импорт основных марок тандемных вибрационных катков в Россию в 2021 г., %
Импорт основных марок пневмоколесных катков в Россию в 2021 г., %

На сегменте грунтовых катков введение утилизационного сбора с точки зрения качественной характеристики отразилось самым положительным образом. За весь 2021 г. в Россию было ввезено всего четыре подержанные машины.

Главной особенностью данного сегмента является продолжающийся рост популярности китайской продукции. Это становится более очевидным при анализе общей динамики. К примеру, в 2013 г. доля представителей Китая в рейтинге стран составляла 32,7%, по итогам 2014 г. она увеличилась до 43,5%, а в 2021 г. и вовсе составила 76,6%. Из 19 брендов, поступивших в Россию в минувшем году, четырнадцать было собрано в Поднебесной. Если лидер XCMG увеличил свои поставки на 9,3%, то, по оценкам специалистов компании ID-Marketing, прирост поставок двух других китайских компаний, входящих в тройку лидеров, а именно SDLG и LIUGONG, составил 454 и 123% соответственно. BOMAG и HAMM заняли четвертую и пятую позиции. Среди получателей лидируют ООО «ХАЙГЕР БАС РУС» и ООО «ФАЙАТ БОМАГ РУС».

Последним из рассматриваемых нами видов уплотнительных машин являются пневмоколесные катки. Основным их преимуществом является возможность изменения давления воздуха в шинах, что позволяет регулировать величину их контакта с поверхностью грунта, меняя тем самым удельное давление. Популярность данного вида техники по сравнению с грунтовыми и тандемными катками находится на весьма скромном уровне. В 2021 г. в Россию было ввезено 99 пневмоколесных машин, из которых лидером является HAMM. Его доля составила 27%, а прирост поставок 42%. Данный сегмент представлен только одним китайским брендом XCMG, который расположился на 2-м месте, однако в Китае были собраны и пневмоколесные катки BOMAG, DYNAPAC и CATERPILLAR, которые впоследствии были ввезены в Россию в 2021 г.

До введения утилизационного сбора на подержанные асфальтоукладчики приходилось порядка 40% поставок, причем львиная их доля принадлежала японским производителям Hanta, Sumitomo и Mitsubishi. По итогам 2020 г. доля «бэушной» техники составила 26,3% объемов импорта. По сравнению с другими сегментами здесь наблюдается рост, даже несмотря на действие утилизационного сбора.

Импорт основных марок асфальтоукладчиков в Россию в 2021 г., %
Импорт основных марок дорожных фрез в Россию в 2021 году, %

В импорте асфальтоукладчиков мы можем периодически наблюдать смену лидера. По итогам 2021 г. больше всего анализируемых машин было ввезено под маркой VöGELE, при этом падение объемов импорта составило почти 30%. Это негативным образом сказалось и на доле бренда, входящего в структуру Wirtgen Group, которая сократилась с 37 до 28%. Благодаря сокращению поставок асфальтоукладчиков VöGELE ближайший конкурент VOLVO, нарастивший объемы поставок на 18%, смог вплотную приблизиться к лидеру. Под маркой HANTA импортируется исключительно подержанная техника, объемы которой по итогам рассматриваемого периода позволили занять производителю третью позицию.

ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» с маркой VöGELE лидирует по количеству ввезенных асфальтоукладчиков. С разницей всего в две машины на 2-й позиции находится ООО «Ферронордик Машины».

Дорожная фреза используется для удаления верхнего слоя дорожных покрытий, в том числе выбоин, неровностей и других дефектов покрытия для получения поверхности, годной для передвижения или укладки нового покрытия. По итогам 2021 г. в Россию было ввезено практически в два раза меньше дорожных фрез, чем в 2020 г. Явным лидером является ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис», импортирующий технику под маркой Wirtgen.

Подводя итог, отметим, что 2021 г. по-разному сложился для участников рынка техники для работы с асфальтом. Если говорить про уплотнительные машины, то по всем направлениям отмечается уверенный рост. Падение в сегменте асфальтоукладчиков, и особенно дорожных фрез, дает повод рассмотреть неплохие перспективы этого рынка на 2022 г.