«Компас 12»

Тентованный «Антиплатон»

Рынок коммерческого транспорта эволюционирует. Всё большим спросом пользуются тентованные фургоны на среднетоннажных шасси. Автомобили полной массой до 12 т интересны тем, что не подвластны системе оплаты проезда «Платон», а сдвижной тент боковин и крыши делает их универсальным транспортом чуть ли не на все случаи жизни. Рассмотрим топовые модели.

10 лет платежей

Слово «Платон» как термин вошло в обиход транспортников РФ с ноября 2015 г. Образованное от словосочетания «Плата за тонны», оно стало синонимом платы за проезд по федеральным автодорогам. Государственная система через видеокамеры отслеживает транспортные потоки и автоматически списывает плату с каждого большегруза полной массой свыше 12 т. Все, кто весит меньше, получили общенародное название «Антиплатон». Под это определение попадают и отечественные, и зарубежные среднетоннажники независимо от типа кузовной надстройки.

В 2025 г. стоимость одного километра проезда по системе «Платон» составляет 3 руб. 34 коп. Представьте себе рейс Москва – Казань. Протяженность в одну сторону – 816 км, в обе – 1532 км. В теории оплата туда или оттуда потянет на 2725 руб. 44 коп., а в оба конца уже 5450 руб. 88 коп. Заметьте: это без расходов на топливо, суточные, питание и прочее. Конечно, неподкупный «Платон» не взимает денежные средства на платных участках, только кому от этого легче?! За неоплату проезда в первый раз владельца транспортного средства штрафуют на 5000 руб., повторно – вдвое больше.

«Валдай 12» (ГАЗ)

Не любят перевозчики «Платон» и за лишние хлопоты. Во-первых, нужно монтировать специальное бортовое устройство. Для его получения требуется регистрация в реестре «Системы взимания платы», заключение договора с оператором. И ладно бы только это! В каждом рейсе перевозчик обязан вносить сведения о поездке при помощи маршрутной карты. Туда приходится «забивать» предполагаемый маршрут движения, намеченное расстояние, пункт отправления и прибытия. А еще – все остановки (на еду, отдых, дозаправку и т.д.), само собой, нужно указывать марку транспортного средства, регистрационные знаки и т.д. Теперь понятно, почему перевозчики предпочитают «средний тоннаж», с которого плата за «наносимый ущерб» дорожному полотну не взимается?!

К слову, за год до введения системы «Платон» на учете в ГИБДД РФ находилось свыше 1,7 млн грузовиков полной массой свыше 12 т. Еще 400 тыс. большегрузов составлял транзитный транспорт. Подсчеты показали: за период с 15 ноября 2015 г. по 15 июня 2025 г. казна получила более 339 млрд руб. Вот такая арифметика. Но вернемся к подвижному составу.

Сегмент среднетоннажников бездонен, как океан, и потому в данный обзор выборочно включены только модели, впритык подходящие к полной массе 12 000 кг.

Forland

Forland 12

Привлекательный вариант – тентованный Forland 12 с колесной базой 5750 мм грузоподъемностью 7495 кг с трехместной кабиной и одним спальным местом. Бортовая платформа с тентом-шторой обладает габаритами 8500х2550х2700 мм и вмещает 20 европалет. У нее разделенные на секции боковые борта из анодированного алюминия высотой 400 мм и задние распашные ворота. Продольный швеллер изготовлен из стали 09Г2С.

Базой для данного шторного фургона стало шасси с 4,4-литровым 209-сильным дизелем, развивающим максимальный крутящий момент 760 Н∙м при 1200–1800 Н∙м. В паре с ним работает 8-ступенчатая «механика». В оснащении Forland 12 есть кондиционер, круиз-контроль, подогрев топливной системы, ABS, ESC, моторный тормоз. Без доплаты идут передние противотуманные фары, электрические стеклоподъемники, наружные зеркала с подогревом. Положение мультифункционального рулевого колеса можно отрегулировать по вылету и углу наклона. Подрессоренное сиденье с вентиляцией и подогревом имеет шесть регулировок. В комплектацию включена и мультимедийная система с экраном на 10,25 дюйма и Bluetooth. В качестве опции доступны независимый жидкостный отопитель Webasto и камера заднего вида. Большую автономность обеспечивает 600-литровый топливный бак.

Межсервисный интервал для Forland 12 определен в 20 тыс. км или 6 месяцев. Гарантия на кузов (редкий случай!) такая же, как на шасси – 36 месяцев без ограничения пробега.

«Валдай 12» (ГАЗ)

«Валдай 12»

Горьковский автозавод одним из первых в стране уверенно оседлал эту рыночную нишу. В профессиональной среде ее иногда называют верхней границей категории N2. Яркий пример тому – «Валдай 12» полной массой 11 990 кг. Его дебют состоялся осенью 2023 г., а серийное производство стартовало в начале 2024 г.

С завода перевозчикам доступны четыре варианта колесной базы: 3310, 3860, 4710 и 5310 мм, а компании-доработчики предлагают еще и вариант с супердлинной базой – 6310 мм. Одним из самых востребованных вариантов является шасси с колесной базой размерностью 5310 мм. За счет низкой высоты рамы над дорогой (всего 825 мм) размеры шторной надстройки, которую можно поставить на такое шасси, впечатляющие: 7500х2550х2850 мм. При этом габаритная длина автомобиля составит 9610 мм, ширина – 2550 мм, высота – 3905 мм. Сильные стороны «Валдая 12» – вместительный топливный бак объемом 200 л, обеспечивающий внушительный запас хода, и дорожный просвет на уровне 190 мм, позволяющий не бояться ям и бордюров. Сохранность груза и комфорт водителя обеспечивает задняя пневматическая подвеска, за безопасность отвечают дисковые тормоза на всех колесах и моторный тормоз в базовой комплектации.

«Валдай 12» (ГАЗ)

Изготовителем надстройки выступает нижегородский завод автоспецтехники «Рустрак». Внутренний объем кузова доходит до 60 м3, вместимость – 18 палет (а в фургон на шасси с супердлинной базой помещаются и 20 палет). Пол выстелен влагостойкой фанерой с антискользящим покрытием. Алюминиевые или стальные оцинкованные борта высотой 400 мм двухсекционные, откидывающиеся на 180°. Предусмотрены две сдвижные оцинкованные стойки. Передняя стенка из алюминиевого профиля на всю высоту надстройки – 2850 мм. Использован механизм сдвижения тента с алюминиевыми направляющими на роликах, при этом крыша и боковые шторы сдвигаются по отдельности. Для удобства в комплектацию включен крюк-багор. Деревянная обрешетка установлена в три ряда. Съемная поперечина крыши над воротами позволяет выполнять погрузку без ограничений по высоте. Для отвода воды сзади сделан алюминиевый козырек.

Распашные ворота каркасного типа изготовлены из влагостойкой фанеры толщиной 6 мм и снаружи покрыты армированным пластиком. Предусмотрена фиксация в открытом положении. На каждую дверь установлено по две штанги и по четыре петли, вся фурнитура из оцинкованной стали. В качестве укрывочного материала используется ткань удельным весом 650 г/м2. Применяются угловые усилители и натяжители в горизонтальном направлении.

Автомобиль комплектуется дизельным двигателем ЯМЗ-534 с потенциалом 169 л.с./662 Н∙м и 6-ступенчатой механической коробкой с повышающей передачей. Трехместная кабина оборудована спальным местом. Снаряженная масса – от 4210 кг, грузоподъемность шасси – до 8000 кг, а в тентованном варианте – 6400 кг. Межсервисный интервал для автомобиля «Валдай 12» установлен в 20 тыс. км. Гарантия составляет 3 года или 200 тыс. км пробега.

«Компас 12»

«Компас 12»

Бортовая тентованная платформа на шасси КАМАЗ «Компас 12» полной массой 11 990 кг – еще один инструмент транспортного бизнеса. Доступна она не только на заказ, но и в виде полнокомплектного автомобиля с экономичным 3,8-литровым дизелем Cummins ISF (166 л.с., 592 Н∙м) и 6-ступенчатой МКПП Fast Gear. Из трех вариантов колесной базы перевозчики чаще выбирают максимальную – 5300 мм, с которой грузоподъемность шасси равна 7760 кг. Габаритные размеры надстройки могут достигать 8500х2550х2800 мм, вместимость – 20 европалет, а внутренний объем – 50 м3. Поставляет такие «борта с тентом» официальный дистрибьютор ООО «Тракс Восток Рус».

Из особенностей отметим борта из анодированного алюминия или стали высотой 600 мм. Пол традиционно выстелен влагостойкой фанерой с противоскользящим покрытием. По периметру установлены такелажные кольца. В тыльной части платформы сделана дополнительная лестница. Стандартный цвет тента – серый, практичный и не броский. Кузов монтируется на шасси с рессорной подвеской на полуэллиптических рессорах. Завод комплектует КАМАЗ «Компас 12» электронными системами безопасности ABS, ESC, ASR. Штатно идут подогрев топливного фильтра, моторного масла и охлаждающей жидкости.

Гарантия на шасси действует 36 месяцев или 200 тыс. км в зависимости от того, что наступит раньше. На АКБ распространяется гарантия длительностью 12 месяцев, на реле, предохранители, ремни, электролампы и др. – 3 месяца или 8 тыс. км. Гарантию на кузов устанавливает его изготовитель, обычно это 12 месяцев или 50 тыс. км.

«Компас 12»

Dongfeng C120

В линейке тентованных среднетоннажников китайских брендов присутствует Dongfeng С120 c полной массой 11 900 кг. Полезные размеры платформы 8450х2 480х2 580 мм образуют объем в 55 м3. В нем на 21 стандартных палетах (1200х800 мм) умещается груз массой до 5450 кг при снаряженной массе 6450 кг.

Автомобиль уже с завода поставляется с колесной базой 6200 мм с усилителем типа «лонжерон-в-лонжероне», что выгодно отличает этот автомобиль от аналогов с удлиненной рамой. Всего у модели доступно пять вариантов колесной базы, от 3308 мм.

Под кабиной стоит дизельный двигатель Cummins объемом 4,5 л Евро-5 (210 л.с., 740 Н∙м) и 8-ступенчатая механическая коробка передач с делителем и демультипликатором. Объем топливного бака – 205 л.

Кабина со спальным местом облегчает междугородную эксплуатацию и обеспечивает увеличенное жизненное пространство для водителя.

Dongfeng

Для максимального удобства разгрузка возможна с четырех сторон: задний через распашные ворота, боковой и верхний через сдвижные шторы и крышу.

Внутренняя обшивка передней стенки и ворот 6-миллиметровой ламинированной фанерой увеличивают срок службы надстройки и защищают ее от механических повреждений. Фурнитура ворот импортная, фирмы PUSH. Смещение груза предотвращает система крепления с 12 такелажными петлями. Натяжителями выступают две штанговых «трещотки» и горизонтальные ременные типа «лягушка». Каркасы платформы и тента прошли тщательную дробеструйную обработку и защитную окраску.

Автомобиль адаптирован для российских условий эксплуатации: трехслойная покраска кабины с катафарезным грунтованием, два топливных фильтра с подогревом, выключатель массы на АКБ.

Гарантия на надстройку составляет один год или 50 тыс. км, на шасси – 3 года или 250 тыс. км. Продавец предоставляет покупателю полный пакет документов для постановки на учет в ГИБДД.

Dongfeng

Foton Auman S120

В палитре шторно-бортовых фургонов нельзя не заметить двухосный Foton Auman S120 с колесной базой 5200 мм. В силовой линии применена 3,76-литровая дизельная «четверка» ISF3 8s5168 с потенциалом 166 л.с. при 2600 об/мин и 592 Н∙м в диапазоне 1300–1700 мин-1. Крутящий момент на задние колеса передает 6-ступенчатая МКП.

У автомобиля 200-литровый топливный бак из алюминия и бак для мочевины объ­емом 65 л. Клепаная рама обладает профилем 234х70х7 мм. При ширине 860 мм ее монтажная длина вытянулась до 6700 мм. Погрузочная высота – 980 мм. Внешние габариты надстройки: 8600х2550х2850 мм. Ее внутренняя высота – 2700 мм, высота ворот всего на 50 мм меньше  – 2650 мм. Пространства хватает для размещения 21 европалеты. Допустимая полезная нагрузка – 6500 кг.

Foton

Передняя стенка надстройки металлическая, борта высотой 400 мм алюминиевые. Пол выполнен из транспортной фанеры толщиной 21 мм. Внутренняя обшивка дверей тоже из фанеры, а внешняя – из пластика. Вся фурнитура оцинкована. Для крепления груза встроены 18 колец, по девять с каждой стороны. Слева и справа установлены по три съемные стойки. Тент выполнен из влагонепроницаемой ткани плотностью 650 г/м2. Спереди и сзади есть трещотка-натяжитель, плюс по 12 ремней-натяжителей с каждой стороны. На задних дверях установлены четыре штанги – по две с каждой стороны. Разгрузка может быть задней, боковой, верхней. Открытие боковых штор реверсивное. В комплекте идут восемь боковых габаритных огней (по четыре слева и справа), боковая защита, пластиковые подкрылки и выдвижная лестница.

Гарантия на шасси составляет 36 месяцев без ограничения пробега, на надстройку – в зависимости от производителя. Чаще это 12 месяцев или 50  тыс. км, или такая же, как у носителя кузова.

Foton

Sollers TR120

В конце 2024 г. компания «Соллерс» начала производить в Ульяновске на мощностях, прежде собиравших автомобили ISUZU, линейку грузовиков Sollers TR полной массой от 5 до 18 т, в том числе модель Sollers TR120 полной массой 11 990 кг. Шасси Sollers TR120 предлагают с большим выбором колесной базы: 4200, 4500, 4800 и 5100 мм. Максимальная колесная база объемом до 41,2 м3 и вместимость до 16 европалет. Есть возможность увеличения полезного обьема.

Sollers

Грузовики Sollers прошли цикл ресурсных испытаний и адаптированы для местных климатических условий. Специально разработанные для рынка России конфигурации узлов и агрегатов гарантируют достаточную мощность, экономичность и надежность автомобиля. Связка 4-литрового дизельного двигателя Cummins 187 л.с. и проверенной трансмиссии обеспечивает плавность хода и правильное распределение крутящего момента. Задняя усиленная рессорная подвеска позволяет перевозить более уверенно любые грузы. В рамках зимней подготовки – бак AdBlue с подогревом, 200-литровый топливный бак, аккумулятор увеличенной емкости, подогрев водительского сиденья и зеркал. Комфортная кабина оборудована спальным местом шириной 440 мм. Улучшенная обзорность кабины, система зеркал, включая контроль «мертвых зон». Мультифункциональный руль с управлением аудиосистемой, круиз-контролем, телефонией и бортовым компьютером, современная мультимедиа система выводит изображение камеры заднего вида на экран с диагональю 12".

Гарантия на Sollers TR составляет 2 года (+2 года бесплатной сервисной поддержки) или 250 000 км пробега. Межсервисный интервал – 30 000 км.

Sollers

Так чья модель лучше?!

По большому счету характеристики шторно-бортовых фургонов полной массой ближе к 12 000 кг очень схожи. Порой габаритные размеры и внутренний объем – как под копирку. Разница, как всегда, кроется в деталях.

Ее формируют применяемые материалы. Например, передняя стенка из оцинкованного металла или алюминиевого профиля. То же самое применительно к бортам: сталь или анодированный алюминий. Разным бывает количество секций бортов, их высота (400 или 600 мм), механизм крепления (откидные или съемные). Нюансы кроются в толщине транспортной фанеры, применяемой для укладки пола. Есть они в плотности и марке производителя тента, простой или оцинкованной фурнитуре (реже – из нержавейки) и т.д.

Важную роль играют марка и модель шасси. Дело не только в величине колесной базы, мощности двигателя, радиусе разворота и грузоподъемности, но также в межсервисном интервале, заводской гарантии и других аспектах. Удачного вам выбора и прибыльной эксплуатации нового шторно-бортового грузовика категории «Антиплатон»!

Sollers