
COMTRANS 2024: адаптация
В сравнении с мероприятием 2023 г. выставка стала внешне привлекательнее – стенды просторнее и лучше оформлены. При этом 90% экспонатов или даже больше – продукция китайского автопрома как под собственными марками – XCMG, SANY, Shacman, Dongfeng, Weichai, Foton, Forland, так и под марками российских автопроизводителей и автодилеров: «Валдай», Ambertruck.
Обе выставки предложили множество новинок: грузовой бренд Ambertruck, пассажирский бренд Avior, новые модели Foton и Forland, микроавтобус ГАЗель NN 4х4, тяжелые грузовики БАЗ, электрический грузовик SANY, автобус-гибрид Volgabus, новые модели автобусов КАМАЗ, НЕМАН, СИМАЗ и т.д.

Курс на собственное развитие российского автопрома при технологической помощи китайских партнеров дает плоды, но массовыми их не назвать. Российским производителям агрегатов и техники приходится преодолевать как нежелание китайских партнеров что-либо локализовывать, так и внутренние экономические проблемы – ключевую ставку, ничтожный горизонт планирования при многолетнем курсе на вывоз сырья и капитала, и угнетения внутреннего производства.
Тем не менее идет постепенная адаптация, смысл которой заключается в том, чтобы стандартные, массовые решения китайского автопрома улучшить и приспособить к российским условиям эксплуатации. Сюда входит и подбор кабины по размерам и ее утепление, оснащение системами подогрева, подбор красочных материалов и технологии окраски, а также десятки и даже сотни изменений в компонентной базе и технологии сборки.
Много внимания уделено электромобилям как технике будущего, у которой также немало нюансов и проблем, которые необходимо решить перед запуском на российские дороги.

Сегмент LCV
Как отметила Наталья Королёва, генеральный директор АО «МБ РУС», сегмент LCV начал восстановление с апреля 2023 г. за счет отложенного спроса и по итогам 11 месяцев 2024 г. показал прирост 26% в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. В то же время пикапы, часть сегмента LCV, демонстрировали феноменальный рост 76%, основой которого стало предложение, созданное китайскими производителями.
Начнем с представленного «МБ РУС» цельнометаллического электрического фургона Foton Toano EV полной массой 3,5 т и объемом 12 м3. Под полом разместили плоскую 100-киловаттную литий-железо-фосфатную (LTF) батарею, которая не выходит за нижнюю кромку кузова и не уменьшает дорожный просвет, а электромотор установили на главной передаче – никаких карданов. Заряда батареи должно хватить на 300 км, чего достаточно для городского режима. Заряжается батарея медленной зарядкой за 5,5 часов, быстрой – за 40 минут. Фургон может использоваться по прямому назначению для перевозки грузов, а может переделываться в грузопассажирский или пассажирский вариант, для чего в бортах выштампованы оконные проемы. Это первый экземпляр Toano EV, ввезенный для изучения интереса российских перевозчиков к электрической теме, кстати, рестайлинговый: новая решетка радиатора, передний бампер, светодиодные фары головного света, новые сиденья с большим количеством регулировок, которые в дальнейшем получат остальные фургоны Foton.

Дорестайлинговые фургоны представлял 8-местный микроавтобус Toano полной массой 3,5 т, оснащенный дизелем Cummins ISF мощностью 150 л.с. (110 кВт), агрегатированным с 6-ступенчатой МКП, и цельнометаллический фургон Toano в односкатной комплектации L3H2 грузоподъемностью 910 кг с таким же двигателем и МКП.
Украшением стенда стал пикап Foton Tunland G7 с дизелем мощностью 162 л.с. (119 кВт) и 8-ступенчатой АКП. Наиболее привлекательная сторона пикапа – цена от 2 658 500 рублей.
Далее Наталья Королёва сообщила, что в сегменте грузовых автомобилей полной массой от 3,5 до 16 т в течение 11 месяцев 2024 г. наблюдался умеренный рост в 31%. У компании «МБ РУС» этот сегмент представлен собственным брендом Forland – for land. Название подразумевает, что автомобили для ежедневной работы на земле.
На шасси Forland 12 полной массой почти 12 т смонтированы бортовая платформа и КМУ Hyundai. На шасси установлены дизель Cummins мощностью 209 л.с. и 8-ступенчатая МКП.
Шасси Forland 8 полной массой почти 8 т представлено с бортовой платформой со сдвижным тентом нижегородской компании «РУС ВЭН НН». В комплектации грузовика с колесной базой 3800 мм платформа вмещает 12 палет, а с колесной базой 4500 мм – 14.
Младшая модель в линейке Forland 3 полной массой 3,5 т представлена с двумя надстройками: с изотермическим фургоном нижегородского «Автомеханического завода» и фургоном-мороженицей с холодильно-отопительной установкой российского производства.

Интервью с Юрием Зориным, бренд-директором Forland в АО «МБ РУС»

– Каковы перспективы российского рынка коммерческого транспорта именно в тех секторах, в которых представлены ваши продукты?
– Рынок коммерческих автомобилей в России отличается высокой конкуренцией. Большая потребность в мало- и среднетоннажных грузовиках связана с дефицитом техники, вызванным уходом с рынка европейских и японских производителей, а также перетеканием спроса из сегмента крупнотоннажной техники. Сегменты, в которых представлены машины Forland, в прошлом году показали большой рост, что позволяет нам быть уверенными в высоком спросе на наши грузовые автомобили со стороны российских клиентов. Мы нацелены на успех и рассчитываем занять значительную долю на рынке коммерческой техники.
В 2025 году мы ожидаем, что объем продаж в сегментах мало- и среднетоннажной техники, как минимум, сохранится на уровне 2024-го. Сегмент грузовиков полной массой 12 т набирает популярность, что связано с увеличением объемов межрегиональных и дальнемагистральных грузоперевозок. Эти автомобили оптимально подходят для межрегиональных перевозок и работы в строительной отрасли. Уверен, что новые модели Forland в первую очередь удовлетворят спрос со стороны логистических компаний, а также интернет-магазинов и розничных сетей. Основными драйверами роста рынка станут развитие инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса, а также активное продвижение китайских брендов и расширение их модельного ряда. Однако успех на рынке будет зависеть от способности производителей адаптировать свои машины к российским условиям эксплуатации и предложить выгодные финансовые условия для покупателей.
– Что вы думаете о перспективах электрического транспорта в России?
– Несмотря на то, что доля электрических грузовиков в России остается минимальной, тенденция к электрификации в сегменте малотоннажной техники будет набирать обороты, особенно в городской логистике. Мы видим перспективы развития таких грузовых автомобилей в нашей стране. Не будем забегать вперед, оставим немного интриги, но мы бы хотели, чтобы наш бренд Forland присутствовал и в сегменте электрического транспорта, поскольку за ним будущее.
– В каких сегментах вы планируете наибольшее продвижение своих автомобилей в 2025 году?
– Нашим флагманом будет самая легкая из представленных сейчас в России моделей – Forland 3. Она обладает полной массой 3500 кг и предлагается с тремя вариантами колесной базы на выбор: 3000, 3360 и 3800 мм. В зависимости от базы меняется грузоподъемность: чем автомобиль длиннее, тем больше его собственная масса, поэтому номинальная грузоподъемность составляет 1605, 1575 или 1505 кг. Эта модель оснащена турбодизелем объемом 2,5 л мощностью 154 л.с. и 6-ступенчатой коробкой передач. Таким автомобилем может управлять водитель с удостоверением категории В. Как известно, сейчас на рынке большая нехватка водителей с категориями С и Е, которые умеют управлять тяжелыми грузовиками с прицепами и полуприцепами. Это обусловливает выбор компаний в пользу малотоннажных автомобилей.
В сегментах массой 8 и 12 т мы тоже планируем активное развитие. Forland 8 с полной массой 7990 кг также предлагается с двумя вариантами базы и грузоподъемности – 3800 или 4500 мм, при этом номинальная грузоподъемность шасси составляет 4750 или 4585 кг. Самая тяжелая модель в линейке – Forland 12 с полной массой 11 990 кг. Двигатель объемом 4,5 л мощностью 209 л.с. работает в паре с восьмиступенчатой механической коробкой передач. Forland 12 можно приобрести с базой 5150 или 5750 мм. Номинальная грузоподъемность шасси при этом составляет 7420 или 7150 кг.
На базе шасси Forland уже производятся изотермические фургоны и бортовые платформы со сдвижными шторами, выполненными из морозоустойчивых материалов. Такие автомобили будут пользоваться хорошим спросом благодаря производительности, надежной конструкции, оптимальному соотношению цены и качества, а также комфортному управлению и высокой ремонтопригодности.
– Какие преимущества автомобилей Forland Вы можете назвать?
– Надежность автомобилей Forland и высокий уровень сервисного обслуживания позволяют предоставлять на них максимальный срок гарантии, доступный сейчас в России, на шасси она составляет три года без ограничения пробега.
Все грузовики Forland соответствуют экологическим нормам Евро-5 и имеют адаптацию к российским условиям. Это в первую очередь касается готовности к эксплуатации в условиях низкой температуры воздуха. Более емкая аккумуляторная батарея позволяет без проблем запускать двигатель в мороз, оба топливных фильтра оснащены подогревателями, предусмотрен и предпусковой подогреватель двигателя. Сальники, пыльники и трубки выполнены из морозоустойчивого материала. Кабели, жгуты и разъемы изготовлены из утолщенного материала или имеют двойное покрытие для лучшей изоляции при интенсивной эксплуатации. Кабина обладает усиленной теплоизоляцией.
Автомобили Forland проходят многоуровневую антикоррозионную обработку: электрофорез, герметизацию сварных швов, защиту днища и колесных арок, грунтовку и двойную окраску кузова, что обеспечивает долговечность эксплуатации. Стабилизатор на задней подвеске обеспечивает уверенное движение даже на не самых качественных дорогах.
Forland полной массой 3,5 т маленький и комфортный для водителей, похож на легковой. Производитель создал кабину, удобную для типичного российского водителя, который может быть и крупного телосложения, однако руль не будет в него упираться. Есть подогрев сиденья, что важно зимой, и кондиционер для лета.
В восьмитонной модели предусмотрен специальный матрас, который можно разместить на трех сиденьях, чтобы водитель мог комфортно отдохнуть во время перерыва. Поэтому рычаг КП выдвинут вперед. Для удобства вождения предусмотрен круиз-контроль, для безопасности – все современные системы. Из таких мелочей складывается комфорт водителя.
– Эти кабины были специально созданы для России?
– Каркас кабины стандартный, но для России были сделаны следующие изменения: дополнительное утепление, подогрев сиденья, предпусковой подогреватель двигателя, подогреватель топливных фильтров. Кроме того, китайские партнеры поработали над окраской и предложили двойной слой толщиной более 100 микрон. Уверен, что покрытие будет хорошо выдерживать наши зимы.
Беседу провел С. Протасов
Собственный бренд Ambertruck предложило вниманию посетителей выставки калининградское предприятие «АВТОТОР», в том числе среднетоннажные грузовики Ambertruck JM, SM и JL и пикап Ambertruck Work. Сегодня грузовая линейка Ambertruck состоит из 3 дизельных моделей: JL полной массой 3,5 т, JM полной массой от 7,5 до 9,4 т и SM полной массой 12 т, адаптированных для эксплуатации в российских условиях. Сборку организовали на освободившихся мощностях Hyundai. Завод также выполняет дополнительные операции по антикоррозионной защите.
В выставке участвовал фургон-мороженица производства ООО «СИБЕВРОВЭН» на компактном шасси Ambertruck JL полной массой 3,5 т и грузоподъемностью 1540 кг, оснащенный двигателем мощностью 109 л.с. (80 кВт). Следующая модель с изотермическим фургоном – Ambertruck JM полной массой 9,4 т. На шасси смонтирован фургон с внутренним объемом 22 м3, ХОУ Transcooler 350, гидроборт грузоподъемностью 1500 кг китайского производства. Силовая линия включает турбированный дизель мощностью 156 л.с. (115 кВт) и 6-ступенчатую МКП.

Третья модель грузовиков Ambertruck – SM полной массой 12 т с бортовой платформой и КМУ Hyundai. Шасси оснащено двигателем мощностью 170 л.с. (125 кВт), 6-ступенчатой МКП, просторной кабиной.
Кроме того, представили новые проекты завода «АВТОТОР» в области электротранспорта: электрическое грузовое шасси BROCK 75 и РЕмоторизированный Hyundai HD78 2011 года выпуска с электродвигателем. Электрическое грузовое шасси BROCK 75 полной массой 7,5 т оснащено литий-железно-фосфатной батареей емкостью 81 кВт.ч, обеспечивающей запас хода 300 км. Быстрая зарядка занимает 2 часа. Программа «РЕмонтизация» ориентирована на грузовички, чьи дизельные агрегаты выработали свой ресурс. Программа рассчитана на использование компонентов – батареи, электромотора, систем управления, производимых «АВТОТОРОМ» и другими российскими предприятиями.
Компания «Тракс Восток Рус» предложила вниманию линейку среднетоннажных грузовиков «Компас» с различными надстройками. На шасси «Компас 9» смонтирован изотермический фургон, температуру в котором от –20 до 12 °С поддерживает ХОУ SuperSnow KX-700K с приводом от двигателя шасси. Шасси «Компас 9» с различными вариантами колесной базы и заднего свеса способно нести изотермические фургоны объемом до 45 м3.

«Компас 12» полной массой почти 12 т застроили бортовой платформой и КМУ Hyundai. На этой выставке мода на КМУ Hyundai. Шасси оснащено дизелем Cummins мощностью 166 л.с. (122 кВт) и 6-ступенчатой МКП.
Второй «Компас 12» застроили бортовой платформой с тентом. Для различных комплектаций «Компас 12» доступны тентованные платформы с внутренним объемом до 50 м3, вмещающих до 20 палет.
Четвертый экспонат – автолавка на шасси «Компас 5». Автолавка представляет собой изотермический фургон с дверью, большим окном и специальным оборудованием: бензиновым генератором, автономным отопителем, водонагревателем, кондиционером, холодильным шкафом и витринами и т.д.

Нижегородская компания Dongfeng LCV выставила целую гамму малотоннажной техники Dongfeng. Цельнометаллические фургоны K-Series эффектного дизайна представлены в пассажирских и грузовых исполнениях. Автомобили оснащают двигателем М9Т-600 мощностью 136 л.с. производства концерна Renault-Nissan, агрегатированного с 6-ступенчатой МКП или 7-ступенчатой роботизированной КП, на передней оси использована независимая подвеска макферсон.
Q-Series представляли шасси с промтоварным и изотермическим фургоном с ХОУ. Шасси Q-Series оснащают дизелем мощностью 146 л.с. и 5-ступенчатой МКП. Шасси с колесными базами 2800 и 3200 мм и снаряженной массой 1760 и 1810 кг рассчитаны на полную массу автомобиля до 3590 кг при грузоподъемности до 1,5 т.

Крупнотоннажная и специальная техника
Компания «СюйГун Ру», официальный дистрибьютор компании XCMG, выставила как автомобильную технику, так и складскую, непосредственно связанную с оборотом грузов. Сегмент коммерческого транспорта составили седельные тягачи и автобетоносмеситель. Тягач XGA4185D5WA 4x2 оснащен двигателем мощностью 560 л.с. (399 кВт), агрегатированным с 16-ступенчатой АКП, и способен работать с тяжелыми полуприцепами. Комфорт обеспечивает высокая широкофюзеляжная кабина серии Р9. Один из двух тягачей на выставке был именно с таким низкорамным полуприцепом-тяжеловозом.
Автобетоносмеситель XGA3310D5WEX с барабаном объемом 12 м3 смонтирован на шасси XCMG 8х4 с двигателем Weichai мощностью 375 л.с. (271 кВт). Гидронасос надстройки приводится от двигателя шасси. Кроме того, бетонную технику XCMG представлял автобетононасос HB37V с высотой подачи 36,33 м на 3-осном длиннобазном шасси МАЗ.

В сегмент спецтехники вошли автокран и экскаватор-погрузчик. Кран XCT30_S1 грузоподъемностью 30 т на 3-осном шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой оснащен 5-секционной телескопической стрелой длиной 44 м. К особенностям автокрана также относится транспортная ширина 2550 мм.
Экскаваторы-погрузчики недавно вошли в производственную программу XCMG, тем не менее показанный на выставке XC8-S3570 соответствует требованиям российских строителей: большие колеса на обеих осях, трехрежимное рулевое управление, экскаваторное оборудование на сдвижной каретке с телескопической рукоятью, фронтальное оборудование с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом.
Складской сегмент XCMG представляли дизельный и электрические вилочные погрузчики, а также ричтрак. Вилочный погрузчик XCF506K номинальной грузоподъемностью 5000 кг и максимальным подъемом 3000 мм оснащен дизельным двигателем и предназначен для уличной эксплуатации, о чем свидетельствуют и колеса большого размера с двускатной ошиновкой передней оси.

Трехопорный электропогрузчик XCB-TW15 грузоподъемностью 1500 кг, с высотой подъема 6000 мм и свободным ходом 1978 мм эксплуатируют в помещениях с ровным напольным покрытием. Погрузчик оснащен литий-ионной АКБ емкостью 450 А.ч.
Электрический вилочный погрузчик XVB50 с литиевой АКБ ориентирован на смешанную эксплуатацию – в помещениях и на улице. Отметим, что электропогрузчики такой грузоподъемности – 5000 кг – еще не часто встречаются. Мощность для перемещения таких грузов обеспечивает АКБ напряжением 309 В и емкостью 150 А.ч.
Электрический ричтрак XVF16-PB-G грузоподъемностью 1600 кг и с высотой подъема 7500 кг оснащен в базовой комплектации кареткой бокового смещения для удобства операций на большой высоте.

Новый российский производитель тяжелых грузовых автомобилей АО «Романов» готовится к запуску в 2025 г. производства габаритных грузовых шасси высокой проходимости «БАЗ» в Санкт-Петербурге. Производство разместили на новой площадке в промзоне «Шушары» размером 20,9 тысяч м2.
На выставке показали седельный тягач БАЗ-S35А11 6х6 и самосвал БАЗ-S32А51 6х6 в климатическом исполнении от –45 до 45 °С. Автомобили оснащены двигателем ЯМЗ-653.1 мощностью 367 л.с. и 9-ступенчатой МКП с демультипликатором. К отличительным особенностям автомобилей БАЗ относятся мосты специальной конструкции с независимой подвеской, обеспечивающие высокую проходимость.

Предполагается, что завод будет собирать автомобили с колесными формулами 6х6, 8х8, 10х10 и 4х4 с пятью вариантами кабин под различные надстройки. Сообщают, что все компоненты производятся в России и Беларуси, а уровень локализации составляет более 90%.

Компания «Шакман Мотор Рус», дистрибьютор модельного ряда тягачей Shacman Х6000, представляла обновленные магистральные тягачи с колесными формулами 4х2 и 6х4, тягач Х6000 4х2 LNG с газовым двигателем, автономный тягач Shacman X6000, разработанный в партнерстве с «Яндексом».
Тягачи Shacman X6000 4x2 и 6х4 с дизельными двигателями Weichai мощностью 480 и 550 л.с. и 12-ступенчатой автоматизированной КП ZF Traxon максимально адаптированы к российским климатическим и эксплуатационным условиям. Тягач Х6000 6х4 показан в комплектации с подъемным задним мостом.
Тягач Shacman X6000 LNG 4x2 оснащен газовым двигателем Weichai мощностью 430 л.с. и криобаками объемом 400 и 450 л, обеспечивающими запас хода 1000 км. В силовой передаче также использована АКП ZF Traxon.

Компания «Гросс», дистрибьютор SINOTRUK, выставила большое количество автомобильной и прицепной техники: шторный полуприцеп Atlas Trailer 13,6 м; мусоровоз на шасси HOWO T5G, сортиментовоз и изотермический фургон на шасси SITRAK C7H с колесными формулами 6х4 и 6х2, алюминиевый полуприцеп-цистерну на 36 м3, самосвал HOWO TX с колесной формулой 6х6 и самосвал SITRAK C7H 8х4 с кузовом в карьерном исполнении с усиленной толщиной днища и бортов и козырьком над всей кабиной, объем кузова составляет 25 м3, седельные тягачи с колесными формулами 6х2 и 6х6, а также экономный тягач на сжиженном природном газе SITRAK C7H LNG с колесной формулой 4х2, с автоматической трансмиссией и кабиной в максимальной комплектации, который прекрасно себя зарекомендовал для перевозки грузов на дальние расстояние.

Минский Автомобильный Завод выставил грузовую и пассажирскую технику. Грузовую представлял магистральный тягач МАЗ-54402L 4х2 юбилейной серии и длиннобазное шасси МАЗ-534026 4х2 с роботизированной КПП, оборудованное изотермическим фургоном «Купава 573100» объемом 45,7 м3 с гидробортом. Юбилейный тягач получил рестайлинговую кабину с зеркалами нового образца с электрорегулировкой и подогревом, световые приборы со светодиодными источниками, сиденья повышенной комфортности, мультируль.

В пассажирском разделе МАЗ напомнил о незаслуженно забытой в российских столицах теме троллейбусов. Троллейбус третьего поколения МАЗ-303Т20 пассажировместимостью 75–90 человек отличается современным, эффектным дизайном с системой зеркал, позволяющей контролировать «слепые зоны», просторным салоном за счет отсутствия моторной шахты, независимой передней подвеской, асинхронным электродвигателем мощностью 155 кВт и системой автономного хода с гибридными суперконденсаторами, которая обеспечивает до 20 км хода вне контактной сети.
Дилерская организация «Интерлайн» выставила обновленные магистральные тягачи Shacman Х6000 4х2 и 6х4, а также тягач Х3000 6х6. На фоне дефицита вездеходных тягачей и шасси Shacman Х3000 6х6 приобретает особую привлекательность для нефтегазового сектора, энергетиков и других перевозчиков, работающих в тяжелых дорожных условиях. Тягач оснащен дизелем Weichai мощностью 423 л.с., 12-ступенчатой МКП, раздаточной коробкой, 9-тонным передним и 13-тонными задними мостами, односкатной ошиновкой размером 14.00R20.

Компоненты
Компания «КАРВИЛЬ» представляла на объединенном стенде новинки брендов LUZAR, STARTVOLT и TRIALLI. Компания больше 20 лет на рынке запчастей, ее ассортимент насчитывает более 24 тысяч позиций, включая уникальные для грузовых автомобилей и спецтехники, прежде всего компоненты системы охлаждения под брендом LUZAR. Вниманию посетителей предложили новый вид продукции – блок-фары для грузовиков, в частности, была выставлена блок-фара для автомобилей КАМАЗ. Также можно было увидеть более традиционную продукцию: блок радиаторов, генератор и стартер для автомобилей КАМАЗ, детали сухого сцепления, детали тормозных механизмов, шкивы, амортизаторы, подшипники, крестовины карданной передачи.

Компания Phoenix Lubricants специализируется на смазочных материалах и технических жидкостях для легкового и коммерческого транспорта, спецтехники и промышленного оборудования. Бренд Shell – крупнейший бренд в портфеле компании. Помимо него в ассортименте представлены масла и технические жидкости брендов Mobil, Castrol, Total и OEM масел, таких как Volvo, Scania, Mercedes и другие. Phoenix Lubricants импортирует только 100% оригинальную продукцию, главным образом через европейские и ближневосточные поставки. Клиенты компании, используя смешанные парки ушедших «европейцев», китайских и отечественных грузовиков, регулярно сталкиваются с вопросами выбора поставщика масла на изменившемся рынке. На своем стенде сотрудники Phoenix Lubricants проводили консультации посетителей выставки о том, как сейчас эксплуатируются смазочные материалы международных брендов в российских условиях, индивидуально подбирали масла для имеющихся парков и рекомендовали регулярно осуществлять мониторинг смазочных материалов в узлах агрегатах своей техники.

Турецкая компания Petrol Ofisi представляла свои моторные, трансмиссионные, индустриальные смазочные материалы, эксплуатационные жидкости и консистентные смазки. Petrol Ofisi – одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в Турции, являющееся одним из лидеров турецкого рынка, поставляющее продукцию в 30 стран мира, в том числе в Россию, где представлено официальными дистрибьюторами «ПО Групп Рус», «Ойл Трейд», «Сакура Ойл», которые обеспечивают поставки по всей территории России. Номенклатуру Petrol Ofisi отличает наличие всех необходимых официальных допусков к применению от ведущих мировых производителей легковой и грузовой техники. Это обеспечивается применением соответствующих пакетов присадок мировых производителей. Ассортимент Petrol Ofisi включает полную гамму смазочных материалов и является прекрасной альтернативой для покинувших российский рынок марок. Эффективность применения продуктов Petrol Ofisi подтверждена множеством испытаний на российском рынке у реальных клиентов. Возрастающая популярность у российских потребителей подтверждается ежегодным увеличением объемов продаж.

Выставка COMTRANS прошла с успехом, залы были полны посетителями, участники выставили интересные, красивые экспонаты, поданные с чувством, толком, расстановкой, можно сказать, по-европейски. Вот научились чему-то полезному. Хотя некоторые российские автопроизводители участвовали только в автобусной части, а кто-то вообще не участвовал, их отсутствие не особенно огорчало.