IVECO New Stralis
Великолепная «семерка» и Китай (Часть 2)

Обзор рынка магистральных тягачей

Глядя на современные магистральные тягачи, можно с уверенностью сказать, что будущее уже наступило. Обычный грузовик превратился в суперсовременное средство транспортировки грузов на дальние расстояния, поражая как оригинальными идеями конструкторов, так и дизайнерскими решениями.

Не осталась в стороне от премьер и компания IVECO, представив в 2016 г. New Stralis, обещая автоперевозчикам иной уровень рентабельности и производительности при работе на новом магистральном тягаче. Основной упор итальянский автопроизводитель делает на снижение совокупной стоимости владения машиной, предложив формулу TCO2 champion, основными составляющими которой стали повышение надежности, уменьшение затрат на топливо, сокращение расхода топлива, снижение вредных выбросов и оптимизация управления автомобильным парком. Обновленный модельный ряд предлагает на выбор три варианта серии: для региональных перевозок – New Stralis, для международных рейсов – New Stralis XP, а для тех, кто заботится об экологии, – New Stralis NP, грузовик, способный работать на сжатом и сжиженном природном газе. Тягач New Stralis XP пришел на смену серии Stralis образца 2012 г. Новинка от IVECO получила измененный дизайн кабины с характерными решеткой радиатора и дефлекторами, видоизмененный бампер, передние и задние фары с ксеноновыми огнями, наружный солнцезащитный козырек. Благодаря улучшенной аэродинамике понизился уровень шума в кабине при движении, а также коэффициент лобового сопротивления уменьшился на 3% по сравнению с моделями предыдущей серии, все это способствует сокращению расхода топлива, и особенно это заметно при рейсах на дальние расстояния.

Комфортная кабина New Stralis также предлагается в нескольких вариантах исполнения: для ближнемагистральных рейсов – со средней крышей и высотой 1880 или 1220 мм. Ширина такой кабины – 2300 мм, а для дальнемагистральных перевозок высота кабины составляет 1516 и 1989 мм, ширина кабины равна 2500 мм. Эргономика водительского места, как всегда, на высоте, все органы управления буквально под рукой, нет необходимости дотягиваться до какой-нибудь кнопки, руль имеет пневматическую регулировку по вылету и углу наклона, вентилируемое кресло с подогревом может настраиваться под вес водителя, спальная полка имеет длину более 2 м и ширину 80 см, бесшумный кондиционер установлен на крышу. Порадует водителя и огромное количество всевозможных полочек и ящиков – всего их в кабине более тридцати. В качестве опции можно заказать даже холодильник объемом 30 л для установки под спальным местом. Отдыху во время стоянок способствуют новые функциональные шторы и занавески. New Stralis позволяет выбрать и варианты двигателя.

Кабина IVECO New Stralis

На дизельном топливе работают рядные 6-цилиндровые силовые установки Cursor объ­емом 9; 11 и 13 л. Улучшенные дизельные моторы оснащены Smart EGR – системой нейтрализации отработавших газов, работающей по технологии HI-SCR c использованием реагента AdBlue, причем такая технология без изменения размеров радиатора системы охлаждения и без другого дополнительного оборудования использует очень малое количество отработавших газов – около 8%, но эффективно настраивает ранний впрыск топлива и повышает давление в цилиндрах. Мощность двигателей выросла до 570 л.с., а крутящий момент увеличился до 2500 Н.м. Газовый двигатель объемом 9 л обладает мощностью в 400 л.с. и крутящим моментом в 1700 Н.м. Основные его компоненты – поршни, топливная рампа, газовые форсунки – были специально разработаны в партнерстве с FTP Industrial для повышения крутящего момента и мощности. Катализатор состоит из трех компонентов и работает с низким уровнем шума, конструктивно предусмотрено место для установки газовых баллонов большего объема, хотя и штатный запас газа позволяет проехать до 570 км на одной заправке.

Автоматизированная 12-скоростная трансмиссия марки ZF, известная также под названием TraXon, к слову, такую же коробку передач ставят и на грузовики DAF XF. Применение новых актуаторов HI-Tronix сократило время переключения передач на 10%, а уровень шума стал меньше на 6 дБА. Коробка также имеет дополнительные функции, такие как функция раскачки для восстановления сцепления шин на скользком покрытии или режим маневрирования на малых скоростях, в наличии вал отбора мощности и четыре передачи заднего хода. На снижение эксплуатационных расходов работают и энергосберегающие шины с увеличенной ходимостью и пониженным сопротивлением качению, свою лепту в экономию вносит и штатный софт TCO2 Live, состоящий из программы ТСО2 Smart Report, составляющей подробный отчет о расходе топлива каждым автомобилем в парке, с отправкой информации на адрес перевозчика, и TCO Advising – электронным советником, своеобразной базой данных по экономии топлива, собранной при реальной работе грузовиков. В New Stralis образца 2016 г. межсервисные интервалы увеличились, расход топлива снизился – в итоге затраты на эксплуатацию уменьшились.

По пути модернизации проверенных временем моделей идет и компания DAF, предложив ряд разработок, облегчающих работу перевозчика. Обновления коснулись практически всех выпускаемых серий автогиганта, достоинства новинок можно перечислять очень долго, но мы выделим основные. Первое – это оптимизированные двигатели PACCAR. Более чем 20-летнее сотрудничество DAF и PACCAR весьма успешно, благодаря совместным усилиям компаний крутящий момент новых моторов вырос на 12%, теперь у силовой установки PACCAR PX-5 он достигает 850 Н.м, а у двигателя PACCAR PX-7 он равен 1200 Н.м. В новых разработках конструкторам компании удалось добиться идеального баланса мощности, крутящего момента и расхода топлива со снижением уровня выбросов вредных веществ и повышением топливной экономичности.

DAF серии XF

Второе – система DAF Connect, созданная для управления парком техники. В режиме реального времени система обеспечивает оператора полной информацией относительно производительности автомобилей и водителей всего автопарка, сообщая о расходе топлива, пробеге, времени простоя и о местоположении каждого автомобиля. В компании рассчитывают, что это новшество оптимизирует логистику и тем самым снизит эксплуатационные расходы. Третье – современные технологии, например «умная» система мониторинга манеры вождения водителя, с помощью которой можно достичь достаточно большой экономии топлива. Четвертое – сокращение объемов выбросов CO2, в которых компания DAF благодаря доработкам в области утилизации тепла и инновации в виде спаренного автоматического движения автоколонны по дорогам достигла на своих грузовиках показателя в минус 14% выбросов вредных веществ за последние десять лет.

Популярнейший магистральный тягач DAF XF при желании может быть бесшумным, версия Silent позволяет водителю включить «тихий режим» с уровнем шума менее 72 дБА, програм­мное обеспечение двигателя при более низких оборотах двигателя переключается на программу, ограничивающую крутящий момент и частоту вращения двигателя. Этот же тягач, но с обозначением модели Low Deck означает низкое расположение сцепного устройства, его высота составляет всего 910 мм, такое решение позволяет увеличить прибыль на каждый километр пути за счет увеличения объема загрузки до более 100 м3.

Кабина DAF серии XF

Во многом этого удалось достичь за счет установки седельно-сцепного устройства размером 140 мм, которое на 22 мм меньше обычных, а также благодаря установке шин с низким профилем, совместно разработанных DAF и компанией Goodyear. На задних осях используются шины размером 315/45R22,5, а впереди могут быть установлены штатные шины 355/50R22,5 или новые шины 375/45R22,5. Для своих кабин Space Cab и Super Space Cab грузовик DAF XF получил новые обтекатели кабины и спойлер на крыше, дающие при взаимодействии с аэродинамическими характеристиками прицепа дополнительное снижение расхода топлива примерно на 1,5%. Не случайно именно магистральный тягач DAF XF удостоился титула «Лучший автомобиль грузового автопарка 2016 года» на проходившей в Лондоне церемонии вручения престижной награды «Motor Transport Awards».

В погоне за семеркой европейских автогигантов производители грузовиков из Китая могут похвастаться весьма неплохими моделями своих магистральных тягачей, и стоит отметить, что пресловутое «китайское качество» на этих машинах давно ушло в прошлое, уступив место достойному качеству сборки, использованию передовых технологий, а это привело к увеличению надежности, повышению безопасности и тренду на экономию топлива.

FAW JH06

Старейший китайский автопроизводитель FAW (First Automobile Works) предлагает перевозчикам магистральный тягач FAW JH06 – модель предназначена для работы в составе автопоезда с массой в 40 т. Силовой установкой является экологический двигатель австрийской разработки FAW 6DL2 – 37 Е4 мощностью 375 л.с., коробка передач механическая 12-ступенчатая FAW CA6DM2. Снаряженная масса седельного тягача уменьшена до 8870 кг. Кабина обтекаемой формы с пониженным сопротивлением воздуха и улучшенными топливными экономическими характеристиками. От своих предшественников машина выгодно отличается увеличенной высотой кабины, плоским полом, наличием подушек безопасности и близостью по конструкции к европейским тягачам. Кроме того, данную модель лидер китайского автопрома предлагает с двигателем, работающим на сжиженном природном газе. Мотор FAW CA 6SN1-39E4N объемом 13 л имеет мощность 420 л.с., коробка передач механическая на 12 скоростей, в наличии два изотермических баллона для хранения газа каждый на 500 л. Отдельно стоит заметить, что сборка и окраска машины выполнены на очень высоком уровне. Компания рассчитывает, что FAW JH06 будет лидером в модельном ряду тяжелых китайских грузовиков.

Кабина FAW JH06

И если FAW в производстве грузовой техники полагается исключительно на собственные разработки, то другие китайские автопроизводители работают с использованием опыта крупных мировых автогигантов.

DongFeng KX

Так, компания Dongfeng, став в 2012 г. партнером Volvo Trucks, активно применяет при производстве своих грузовиков технические решения шведских инженеров и конструкторов. Благодаря таким совместным усилиям на свет появился магистральный тягач DongFeng KX. Автомобиль получился с дизайном в стиле тягачей Volvo, неплохой светодиодной оптикой. Под капотом дизельный лицензионный двигатель Cummins объемом 13 л и мощностью до 520 л.с., коробка передач аналогична тем, которые устанавливаются на Volvo Trucks: автоматизированная 14-ступенчатая трансмиссия ZF AS Тronic. От Volvo также достался тормоз-замедлитель, мосты собственной разработки. Подвеска простая – передняя рессорная, задняя пневматическая. Кабина хорошего размера с ровным полом, регулируемый в двух плоскостях руль, сиденье на пневмоподвеске с семью регулировками и встроенным ремнем безопасности. Торпедо отделано пластиком, над лобовым стеклом нашлось место для трех довольно вместительных ящиков. За спинкой водительского кресла два спальных места с нормальными, европейского размера, местами для отдыха. В общем, тягач от Dongfeng – это новое поколение грузовиков, разработанное специально для магистральных перевозок тяжелых грузов.

Кабина DongFeng KX

Компания Beiqi Foton Motor на совместном с Daimler Trucks предприятии Beijing Foton Daimler Automotive наладила выпуск практически европейского грузовика Foton Auman GTL. Тягач внешне очень похож на Mercedes Actros, особенно заметно это в кабине: руль, подстаканники, кнопки, панель приборов – все это хорошо знакомо по интерьерам немецкого грузовика. Сама кабина на четырехточечной пневмоподвеске производства Sachs, с высокой крышей и практически ровным полом полностью соответствует европейским нормам без­опасности. Под ней – китайский дизельный двигатель Cummins ISM мощностью 385 л.с. и объемом 11 л. Колесная формула 6х4 с рессорной подвеской. Коробка передач автоматизированная от Eaton AMT. Большинство комплектующих также производства известных марок и местного производства: задний мост от ArvinMeritor, пневмобаллоны подвески Firestone, рулевое управление от ZF. В базовой комплектации кондиционер, пневмоподрессоренное водительское кресло, двухместное спальное место, независимый отопитель, электростеклоподъемники и электрорегулируемые зеркала заднего вида. В комплекте кроме ABS может быть установлена как опция и система ESP. В целом автомобиль получился вполне на уровне тяжелых грузовиков европейского производства.

Foton Auman GTL

Как видим, магистральных тягачей китайского производства становится все больше, и по своим характеристикам и качеству они уже ненамного про­игрывают машинам европейского уровня, и это лишь часть производителей из Китая, в реальности их намного больше. Единственное, что пока сдерживает популярность китайских машин в Европе, это то, что большинство производителей из Китая при выпуске своих машин используют колесную формулу 6х4, предлагая автомобиль как для магистральных перевозок, так и для монтажа на них самосвального кузова. Такие трехосные тягачи в Европе пока редкость с очень небольшой долей рынка – не более 3–5% от всего автопарка магистральных перевозок. Но скоро европейским «магистральникам» придется потесниться – в разработке у многих китайских компаний есть двухосные тягачи с колесной формулой 4х2, и выход новых моделей только дело времени.

Кабина Foton Auman GTL
 

Тягачи с каждым днем изменяются, часть производителей делает ставку на экологичность, предлагая машины на метане, другие оснащают автомобиль всевозможными электронными системами безопасности для защиты не только водителей, но и пешеходов, третьи наращивают мощность, давая возможность перевозить грузы огромной массы. А ведь у каждого автоконцерна есть и новые перспективные модели, которые уже показали публике, и те, работа над которыми продолжается. Похоже, что в недалеком будущем мы в наших обзорах будем с вами привычно говорить о беспилотных магистральных тягачах.