Импорт телескопических погрузчиков в Россию в 2022 г.
В этой связи достаточно интересным видится анализ рынка, на котором представлен только один российский производитель, а основной источник его пополнения – это импорт. Сначала несколько слов по российскому производству. Не будем в очередной раз вдаваться в полную историю попыток организации производства телескопических погрузчиков в России, отметим лишь, что в 2019 г. компания UMG СДМ приступила к разработке нового для себя вида техники и в июле 2021 г. торжественно передала ключи от первых российских телескопических погрузчиков своим клиентам. Суммарно за два года было выпущено 176 единиц техники. Это однозначно можно назвать успехом, так как предыдущие попытки российских компаний в лучшем случае заканчивались опытными образцами. Но все же в рамках текущих потребностей рынка этого совсем недостаточно. Доля отечественного продукта в общей емкости рынка составила 4% в 2021 г. и 5% в 2022 г.
Подробнее остановимся на импорте. В 2015 г. объемы поставок телескопических погрузчиков упали за один год сразу на 30,4%, что обусловлено в первую очередь накалившейся политико-экономической обстановкой. В последующие пять лет импорт рассматриваемого вида техники ежегодно увеличивался, за исключением небольших стагнаций в 2018 и 2020 гг. Далее уже в 2021 г. был преодолен очередной максимум в объемах поставок за год, а прирост составил сразу 26%.
Февральские события 2022 г. значительно изменили расстановку сил в импортной составляющей рынка телескопических погрузчиков. Во-первых, падение объемов оказалось на уровне 40%, а натуральные показатели упали ниже значений 2017 г. Во-вторых, сильно изменилась и структура поставок. Далее подробнее обратимся ко всем составляющим рынка.
На протяжении практически всей истории развития импортного рынка телескопических погрузчиков в России ведущими торговыми марками являются JCB и Manitou. В разные периоды их совокупная доля ввоза составляла до 80%. В 2022 г. этот показатель равнялся чуть менее 49% от всего импортированного объема. При этом с марта у обоих производителей импорт сократился до минимума, но через 2–3 месяца поставки продолжились меньшими темпами, а итоговая разница в натуральном выражении оказалась всего на 14 машин больше в пользу MANITOU. Последний раз MANITOU располагалась на первой позиции в рейтинге по итогам года в далеком 2008 г., однако сейчас обстоятельства поменялись кардинально. Не лишним будет отметить и тот факт, что падение показателей ввоза в 2022 г. у MANITOU составило 49%, у JCB – 65%. На третьем месте по объемам ввоза телескопических погрузчиков в Россию находится DIECI. Падение поставок составило всего 11%. Представители итальянского бренда на протяжении достаточно долгого времени продолжают входить в тройку наиболее популярных марок.
Главная особенность минувшего года – это увеличение количества участников рынка телескопических погрузчиков. Как мы уже выяснили выше, отечественный автопром в состоянии в текущих условиях покрыть максимум до 10% объема рынка. В этой связи активизировались представители китайской стороны, причем как известные в нашей стране бренды, так и производители, которые ранее не выходили в рассматриваемый нами сегмент никогда.
Ведущие марки из Китая, а именно XCMG и SANY, расположились на четвертой и пятой позициях. При этом о росте нет смысла говорить, так как ранее поставки телескопических погрузчиков данных марок практически не осуществлялись, зато по итогам 2022 г. их доля позволила войти в топ-5 крупнейших импортеров. Основные объемы поставок были отмечены во второй половине года. Всего же по итогам 2022 г. в Россию было импортировано 35 марок телескопических погрузчиков. Для примера: год назад количество марок равнялось 23.
В соответствии с распределением торговых марок в рейтинге за 2022 г. на первом месте среди стран-производителей расположилась Франция, где осуществляется сборка техники Manitou. Доля этой страны в совокупном объеме составила порядка 28%. На втором месте Соединенное Королевство с маркой JCB. На ее долю в импорте рассматриваемого вида техники в Россию пришлось 24%. Италия замыкает тройку лидеров среди стран производителей с долей 21%. Из семи марок, собранных в этой стране и импортированных в Россию в 2022 г., основными являются Dieci и FARESIN.
Москва и Московская область являются крупнейшими получателями телескопических погрузчиков в рассматриваемом периоде. В связи со снижением поставок основных игроков на долю ведущих регионов приходится 54% всего объема импорта. Ранее эта цифра доходила до 87%. В Москве, как и ранее, сосредоточено наибольшее число импортеров, а именно 24 компании. Московская область и Краснодарский край выходят в топ благодаря активности дилеров Manitou.
После февраля 2022 г. ситуация на российском рынке телескопических погрузчиков изменилась. Главный итог анализа – китайские компании активно включились в борьбу за покупателя и уже по итогам всего 2022 г. заняли неплохие позиции, учитывая, что ранее техника в данном направлении из Поднебесной практически не поставлялась. Но и привычные имена продолжают искать пути в конкурентной борьбе. Стоит отметить, что по итогам января-февраля 2023 г. тройка лидеров осталась без изменений.