Тест-драйв тормозных накладок Textar (Часть 3)

Сто двадцать тысяч: к зимней эксплуатации готов
В апреле стартовал наш совместный с компаниями «ТМД Фрикшн Сервисес Гмбх» и «ПИК-Транспорт» проект испытаний тормозных накладок Textar в условиях реальной эксплуатации. В сентябре мы публиковали промежуточные итоги после того, как накладки Textar прошли 80 тыс. км. Сегодня мы последний раз в этом, 2017-м, году проверим их состояние и подведем некоторые итоги.

Колодки Textar проходят испытания в составе тяжелого автопоезда, занятого на перевозках тяжеловесных негабаритных грузов. Они установлены на всех трех осях тягача Scania R500, оснащенного барабанными тормозными механизмами. В зависимости от транспортных задач тягач могут сцеплять с различными тралами и модулями, находящимися в распоряжении компании. В этом году сложилось так, что тягач постоянно работал с 4-осным низкорамным раздвижным полуприцепом-тяжеловозом грузоподъемностью 40 т производства компании «Спецприцеп».

Специфика работы тяжеловоза в том, что скорости и пробег автопоезда меньше, чем у автопоезда с магистральным шторным полуприцепом. С другой стороны, все конструкции и системы автопоезда, в том числе тормозная, подвергаются повышенным нагрузкам, что предъявляет определенные требования к запасу прочности всех компонентов – настоящее испытание для тормозных колодок. Хотя самые тяжелые условия начинаются в ноябре с почти ежедневными переходами через 0 °С. Наши многострадальные дороги подтверждают, что нет ничего разрушительнее температурных качелей вокруг нуля. Постоянный мороз намного менее разрушителен многочисленных циклов замерзания-оттаивания.

Андрей Мельников, глава российского представительства «ТМД Фрикшн Сервисес Гмбх»: «Тормозные колодки Textar имеют оптимальное, сбалансированное сочетание физических и химических свойств. Компания десятилетиями разрабатывает и испытывает рецептуры смесей и клеёв, добиваясь того, чтобы одна и та же колодка отлично выполняла свои функции и долго служила и на сравнительно легком развозном грузовике, и на скоростном магистральном, и на нагруженном тяжеловозе. Это делает эксплуатацию безопасной, простой и необременительной для бюджета перевозчика. Колодки Textar – это строго научный подход, проверенный и подтвержденный опытом поколений перевозчиков».

Константин Воронцов, генеральный директор ООО «ПИК-Транспорт»: «Сейчас некоторое оживление на рынке грузоперевозок, стоять не приходится, поэтому времени на какое-то внештатное обслуживание и тем более на ремонт нет. В создавшейся за последние три года экономической ситуации лишние, даже незначительные расходы становятся неприятным бременем. Чтобы оставаться конкурентным перевозчиком, приходится балансировать на грани рентабельности, мы вынуждены считать каждую копейку – живем, получается, по европейским стандартам. Ищем баланс между оригинальными запчастями и аналогами, между фирменным сервисом и собственной рембазой, и нам важен каждый лишний десяток тысяч километров пробега тормозных накладок.

Испытуемые колодки Textar пробежали 120 тыс. км – это, в общем, небольшой пробег для хороших, качественных колодок. Но по поведению колодок, по их незначительному износу, по превосходному состоянию тормозных барабанов мы можем судить о достаточно высоком качестве колодок и рекомендовать их к применению».

Вместе с дорогами в тяжелые условия попадают тяжеловозы в целом и их тормозные механизмы в частности. Сезон открывается «днем жестянщика» – первым серьезным заморозком. Теперь приходится соблюдать двойную осторожность, начинать торможение заранее, тормозить более плавно, с пристрастием следить за другими участниками движения – нет никакой гарантии, что они сменили резину на зимнюю и мгновенно вспомнили навыки зимнего вождения. Недаром же из ПДД удалили фразу, что водитель вправе рассчитывать на то, что и другие участники ДД будут соблюдать правила. Не вправе он на такое рассчитывать. Более того, водителю приходится прогнозировать неадекватное поведение других участников ДД, а когда у тебя за спиной 50 тонн, которые сразу не остановить, какими бы хорошими ни были тормоза, это несколько утомляет.

Эксплуатация тяжеловоза предусматривает движение с грузом только в светлое время суток вне населенных пунктов, а по крупным населенным пунктам только в ночное время, когда спадает интенсивность дорожного движения. Во время погрузочно-разгрузочных работ тормозные механизмы также успеют остыть. Появляется риск примерзания колодок к барабану во время стоянки. Опытный водитель, конечно, подобного казуса не допустит.

Итак, со времени предыдущего отчета автопоезд прошел еще около 40 тыс. км по дорогам центральных регионов. Перевозили в основном строительную технику – буровые установки, бульдозеры, экскаваторы, а также строительные конструкции по Московской, Ярославской, Тульской и Тверской областям. Работа шла интенсивно, без простоев. Рельеф местности равнинный, серьезных затяжных спусков и подъемов на маршрутах не было, как и резких торможений под нагрузкой, так как автопоезд с негабаритным грузом ходит с сопровождением. С началом заморозков немного снизилась средняя скорость. Таким образом, колодки работали в штатном для тяжеловоза режиме. Неудивительно, что очередной осмотр не выявил существенного износа накладок и барабанов.

Андрей Меньшенин, заведующий гаражом ООО «ПИК-Транспорт»: «Как заведующий гаражом и ответственный за техническую готовность подвижного состава, я с полной ответственностью заявляю: колодки Textar – хорошие колодки, и их можно смело использовать при увеличенных нагрузках на перевозках тяжеловесных негабаритных грузов. Сбалансированная рецептура смеси тормозных накладок обеспечивает оптимальные тормозные качества и увеличенный срок эксплуатации тормозного барабана, что тоже немаловажно. Барабаны мы стараемся беречь, так как это достаточно дорогие запчасти.

Итак, колодки обеспечивают надежное и предсказуемое торможение, что важно в любой ситуации. Износ такой же, как у фирменных колодок при аналогичном пробеге, каких-либо отклонений я не заметил.

Как заведующий гаражом, я не буду возражать против использования колодок Textar на всех наших автопоездах».

Юрий Жидких, водитель ООО «ПИК-Транспорт»: «Проехав на колодках Textar 120 тыс. км, могу сказать, что работают они надежно, без нареканий. Хотя условия были не самые тяжелые, самое интересное у нас впереди. Но по результатам этих 120 тыс. км могу сказать, что колодки обеспечивают мне спокойное, уверенное вож­дение, что важно, когда за спиной у тебя 50 тонн груза. Сейчас приходится быть особенно осторожным – не все участники дорожного движения вспомнили навыки вождения зимой и ведут себя адекватно. Также перед стоянкой приходится сушить колодки, следить за сливными отверстиями. Но основная зимняя эксплуатация еще впереди».

За тягачом закреплен один водитель – Юрий Жидких. Водитель с огромным опытом, с характером в буквальном смысле «нордическим, выдержанным», экстренных ситуаций не допускает. Человек старой школы – за тягачом и полуприцепом следит и поддерживает их в надлежащем состоянии.

Таким образом, в отчетный период тягач эксплуатировали в штатном режиме в достаточно комфортных условиях, аварийных ситуаций не случалось, ремонта и обслуживания тормозной и ходовой систем не проводили. Водитель соблюдает «гигиену» тормозных механизмов перед стоянкой, чтобы избежать примерзания колодок. Износ тормозных накладок минимальный. Колодки обеспечивали надежное, предсказуемое торможение, каких-либо отклонений от штатной работы замечено не было. Персонал компании «ПИК-Транспорт» продолжает успешную эксплуатацию колодок и наблюдение за ними. Подвижной состав к зимнему сезону полностью готов.

Бренд Textar принадлежит промышленной группе TMD Friction Group, одному из крупнейших глобальных производителей фрикционных материалов для автомобильной промышленности, который владеет целым портфелем брендов мирового уровня – Textar, Mintex и Don – и ведет научно-конструкторские разработки в области автокомпонентов, прежде всего тормозной системы. Заводы TMD Friction Group расположены в Германии, Великобритании, Франции, Испании, Швеции и США, а продукция распространяется по всему миру.

ООО «ПИК-Транспорт» – перевозчик тяжеловесных негабаритных грузов. Головной офис компании находится в Москве, база в поселке Виноградово Воскресенского района Московской области. Парк, насчитывающий 17 автопоездов-тяжеловозов, позволяет решать задачи по перевозке грузов массой до 300 т и более и длиной до 50 м на низкорамных полуприцепах различных типов и модульных транспортных средствах. Автопарк представлен ведущими иностранными и российскими марками: тягачами Scania, MAN, Freightliner, низкорамными полуприцепами и модулями Faymonville, Schеuerle, Goldhofer, Etnyre, «Спецприцеп» со всей необходимой оснасткой – платформами, аппарелями, уширителями, крепежными приспособлениями и т. д.