Манипуляторы для леса
Российский рынок гидроманипуляторов для сортиментовозов
Основное отличие манипулятора для леса от универсального грузового крана-манипулятора в том, что водитель, он же оператор манипулятора, работает на делянке или на складе в гордом одиночестве без стропальщика. Работа манипулятора не сопряжена с опасностью для людей на рабочей площадке, а значит, к его приборам безопасности предъявляют менее жесткие требования, устанавливают меньше блокировок, и манипулятор работает быстрее. Но рабочее место оператора может быть только на самой установке либо в кабине автомобиля, если он применяет продвинутую VR-технологию, которую используют преимущественно в Европе.
За более чем полувековую историю производства манипуляторов для леса сформировались устойчивые конструктивные решения, близкие к идеальным для сегодняшнего уровня науки и техники. Сегодня конструкторы продолжают работу над конструкциями для улучшения их эксплуатационных характеристик, надежности, прочности, снижения массы, энергетической эффективности, устойчивости к коррозии, эргономических качеств, освещения рабочей площадки.
Компания HIAB, один из мировых лидеров в производстве кранов-манипуляторов, предлагает манипуляторы двух линеек: Loglift и Jonsered европейского производства. Линейка манипуляторов Loglift подразделяется на две серии: S и Z в зависимости от сложения стрелы. Серия S включает шесть базовых моделей с грузовым моментом от 10 до 26,5 тм, оснащенных прямой стрелой, которая может частично складываться и в транспортном положении паркуется над платформой или над кабиной грузовика. Краны с прямой стрелой выпускают в двух основных комплектациях: с верхним и нижним расположением гидроцилиндра первой секции телескопической рукояти.
Манипуляторы серии Z отличаются тем, что в транспортное положение телескопическая рукоять убирается не под стрелу, а укладывается на нее сверху, для чего и стреле, и рукояти придана особая форма. В сложенном поперек оси автомобиля положении манипулятор напоминает букву Z, от чего серия и получила свое наименование. Компания поставляет шесть моделей манипуляторов серии Z с грузовым моментом от 6 до 26,5 тм.
Манипуляторы серии S обеспечивают максимальный грузовой момент, а манипуляторы серии Z компактнее в транспортном положении. И та и другая серии обеспечивают максимальный вылет до 12 м.
Манипуляторы обеих серий могут комплектовать открытым рабочим местом с навесом, кабиной или применять технологию виртуальной реальности HiVision для управления краном из кабины грузовика.
Под маркой Jonsered поставляют схожую, но более короткую и специфичную линейку манипуляторов для леса. Так, серия S включает шесть базовых моделей с грузовым моментом от 11 до 60 тм с вылетом до 16 м. Самая крупная модель 2990SR предназначена для стационарного использования.
Серия Z включает две модели: 1620Z с грузовым моментом до 16 тм и вылетом до 9 м, разработанная для эксплуатации в тяжелых условиях, модель 2640Z с грузовым моментом до 30 тм и вылетом до 9,48 м разработана специально для грузовиков с высокой кабиной. Для манипуляторов Jonsered доступны те же опции, что для манипуляторов Loglift.
Корпорация PALFINGER поставляет манипуляторы европейского и российского производства под марками Epsilon и «Велмаш». Великолукский машиностроительный завод «ВЕЛМАШ-С» предлагает пять моделей манипуляторов с S- и Z-образным сложением стрел, обновленных сравнительно недавно. За основу обновленных моделей были взяты технические решения Epsilon, а также более прочные сорта стали S500, что позволило снизить массу установки примерно на 400 кг. Также увеличили производительность манипуляторов, что в итоге подняло производительность сортиментовоза в целом.
Базовые модели с прямой стрелой VM10 и VC8L с грузовым моментом 10,2 и 8,2 тм и максимальным вылетом 7,4 м выпускают в различных комплектациях: с вылетом 7,4 и 8,6 м, с открытым рабочим местом, с кабиной. Манипуляторы монтируют как на задней части грузовой платформы, так и за кабиной автомобилей КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ.
Для монтажа, в основном за кабиной седельного тягача КАМАЗ и МАЗ, предлагают модели с Z-образным сложением стрелы ОМТЛ-70-01 и ОМТЛ-120-02 с грузовым моментом 7,1 и 12,2 т и вылетом 7,3 и 8,5 м. Также возможен монтаж манипулятора на задней части грузовой платформы автомобилей КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ.
Основная марка манипуляторов корпорации PALFINGER – это Epsilon, задающая стандарты в своем сегменте и служащая образцом, в том числе для манипуляторов «Велмаш». Конструкция, близкая к совершенной, прочные металлоконструкции, литое основание колонны, выдерживающее любые нагрузки, а также мощный, надежный гидропривод обеспечивают производительную работу и долгий срок службы сортиментовоза.
Производитель предлагает на российском рынке три базовые модели манипуляторов Epsilon: С70L, M100L и Q150L. Модель C70 L 77 обеспечивает грузовой момент 6,8 тм и максимальный вылет стрелы 7,7 м, модель M100 L 80 – 99 тм и вылет от 8 до 9,7 м, оснащенная комфортабельной кабиной модель Q150 L CAM – 13,8 тм и вылет 9,7 м.
В 1975 г. в канадской провинции Квебек была основана компания под названием Rotobec, что означает «Ротатор из Квебека». Сегодня Rotobec лидирует на североамериканском рынке гидроманипуляторов и захватов для лесной промышленности, располагает двумя заводами в Канаде и одним в США и ведет активную международную торговлю – продукция Rotobec представлена в 30 странах, в том числе в России.
На российский рынок поставляют две основные модели манипуляторов: Elite 910 и Elite 915 с прямой стрелой с грузовым моментом 11,6 и 19,8 тм, максимальной грузоподъемностью 4970 кг и вылетом стрелы до 9,5 м с одной телескопической секцией. Конструкция манипуляторов Elit значительно отличается от европейских аналогов – у них нет поворотной колонны, а стреловое оборудование и рабочее место крановщика установлены на поворотной платформе, как у промышленного перегружателя. Жесткая треугольная рама из высокопрочной стали обеспечивает устойчивость и сопротивление изгибающим и скручивающим нагрузкам, а опорно-поворотное устройство большого диаметра – 670–720 мм – неограниченный угол поворота в обе стороны.
Гидравлическая система основывается на двухконтурном насосе, что позволяет оператору совмещать функции без потери мощности и скорости, что обеспечивает исключительно короткий рабочий цикл 8 сек. Все манипуляторы комплектуют системой охлаждения рабочей жидкости, кабиной с автономным отопителем, с кондиционером по заказу, захватом, ротатором, гидронасосом, гидробаком. Все узлы гидроманипулятора спроектированы для работы в тяжелых условиях в диапазоне температуры от –40 до +40 °С, толщина металла на нагруженных участках увеличена на 3–6 мм. Манипулятор может быть установлен как за кабиной, так и в задней части сортиментовозной площадки.
В Великих Луках находится также одно из старейших предприятий лесного машиностроения – завод «Лесхозмаш», созданный в 1953 г. В начале 1990-х гг. предприятие освоило производство манипуляторов для леса, став, таким образом, одним из первых российских заводов, работающих в этом направлении. В то время предприятие выпускало модели МГМ-40А и МУГ-70В. Манипуляторы комплектовали различными грузозахватными органами – двухчелюстными и лепестковыми грейферами, захватами для сена, оснащенными полноповротным ротатором и качественным импортным гидроприводом. Таким образом, великолукские манипуляторы могли использовать в различных отраслях. Сам завод выпускал полнокомплектные лесовозы, сортиментовозы, ломовозы и комбинированные дорожные машины со своими надстройками и манипуляторами.
Сегодня основные модели манипуляторов «Великолукского завода «Лесхозмаш» – VPL 100-76 и VPL 100-86 с грузовым моментом 10 тм и вылетом 7,6 и 8,6 м, предназначенные для монтажа как за кабиной, так и на задней части грузовой платформы. Возможно стационарное исполнение манипулятора.
Манипуляторы представляют собой классическую конструкцию с прямой стрелой с верхним расположением гидроцилиндра первой телескопической секции. Модель VPL 100-86 отличается от VPL 100-76 увеличенным вылетом за счет двойного телескопического удлинителя. Конструкции манипуляторов выполнены из высокопрочной стали, гидропривод построен на качественной импортной гидроаппаратуре. В узле поворота колонны использованы подшипники качения, а не скольжения, что увеличивает ресурс и надежность узла. В шарнирах стрелы установлены бронзовые втулки с перфорированной поверхностью, увеличивающей объем смазочного материала в этих узлах трения.
Доступ к открытому рабочему месту верхнего расположения обеспечен с обеих сторон. Сиденье оснащено подлокотниками и регулировкой расстояния от колонны.
В базовой комплектации опоры поворачиваются и выдвигаются вручную, по заказу доступно гидравлическое выдвижение и поворот.
В отличие от других российских предприятий «Майкопский машиностроительный завод» наращивает производство манипуляторов. В 2013 г. компания сменила линейку – марку «Атлант» сняли с производства и запустили более совершенные манипуляторы «МАЙМАН». Для металлоконструкций используют сталь S500 вместо 09Г2С, что позволило увеличить прочность и снизить массу установки на 400–500 кг. Также изменили геометрию колонны, увеличив угол поворота на 25° в обе стороны, изменили конструкцию основания колонны, устранив склонность к образованию трещин. Стали использовать более качественные и производительные гидронасосы и гидрораспределители, а также уплотнения, что устранило течь.
Линейка манипуляторов «МАЙМАН» включает модель ММ-50 для монтажа на трактор и автомобильные МАЙМАН-90S (ММ-90), МАЙМАН-100S (ММ-100) и МАЙМАН-110S (ММ-110) с прямыми стрелами, укладывающимися вдоль оси автомобиля. Автомобильные манипуляторы могут монтироваться как за кабиной, так и на задней части платформы, а также стационарно. Рабочее место оператора открытое, установленное на колонне.
Модель ММ-90 обеспечивает грузовой момент 9 тм, модель ММ-100 – 10 тм, модель ММ-110 – 11 тм, что отражено в их наименовании. Максимальный вылет зависит от числа телескопических секций.
Завод также предлагает манипуляторы с Z-образной схемой складывания стрелы. Манипулятор устанавливают как за кабиной сортиментовоза или седельного тягача, так и в задней части сортиментовозной площадки. В транспортное положение манипулятор компактно складывается поперек оси автомобиля и не мешает обзору, позволяя свободно поднимать кабину.
Модель ММ-100Z-01 обеспечивает грузовой момент 10 тм и вылет до 7,8 м. Максимальная грузоподъемность на вылете 3 м – 4 т, на вылете 7 м – 1,4 т, угол поворота составляет 400°. В комплект манипулятора входит пара гидравлических опор. Для увеличения производительности манипулятор может быть укомплектован насосом с увеличенной подачей или двухконтурной системой управления, позволяющей совмещать операции.
Kesla – еще одна европейская марка манипуляторов, к которым нет претензий ни по производительности, ни по надежности, пользующаяся уважением среди перевозчиков сортимента. Машиностроительная группа Kesla Oyj с тремя производствами в Финляндии занимается оборудованием для лесной промышленности. Чистая выручка от продаж за 2019 г. составила 47 млн евро, причем 68% этой суммы пришлись на экспорт. При этом работают в Kesla около 250 человек.
Компания предлагает семь базовых моделей, а с учетом модификаций и комплектаций – полсотни вариантов с грузовым моментом от 9,4 до 26,5 тм и вылетом от 7,6 до 12,5 м. На российском рынке наиболее популярна модель 2009ST с двумя телескопическими секциями. Продано более 1000 манипуляторов этой модели, которая до сих пор пользуется спросом благодаря удачному сочетанию грузового момента, вылета и собственной массы, а также надежности в тяжелых условиях эксплуатации.
В новом поколении манипуляторов Kesla 22-я серии аккумулированы лучшие технические решения. Более того, модели 2209S и 2210S были целенаправленно разработаны под потребности российского клиента и полностью отвечают требованиям выдерживать сибирский климат при редкой периодичности обслуживания. Манипуляторы 22-й серии доступны в двух версиях – с одной или двумя телескопическими секциями, а также с открытым рабочим местом или с кабиной Kesla VisionStandard, разработанной специально для этой серии. Автономный отопитель Planar 2D размещен прямо в кабине.
Металлоконструкции выполнены из высокопрочной стали Strenx MC 700+ от SSAB+, а на поверхности нанесено двухслойное нанокерамическое и антикоррозийное порошковое покрытие. Прочные конструкции сочетаются с мощными шарнирными сочленениями и гидроцилиндрами, специально разработанными для 22-й серии.
Состав гидропривода тщательно продуман с учетом опыта эксплуатации в России – морозов зимой, жары летом и редкого обслуживания. Увеличено сечение рукавов высокого давления, использованы рукава Dunlop HiFlex Hypercold из синтетической резины, устойчивой к низкой температуре, размещение рукавов высокого давления и их защита тщательно продуманы. Мощный 4-цилиндровый поворотный механизм обеспечивает усилие, скорость и предсказуемость движений колонны. Поворот, выдвижение стрелы и подъем кабины выполняются с демпфированием в конце хода.
Особое внимание конструкторы уделили удобству и простоте в обслуживании, чтобы оператор смог самостоятельно заменить расходные материалы или провести ремонт вдали от сервисной базы.
Таким образом, российский рынок манипуляторов для леса состоит из премиального и бюджетного сегментов. Премиальный представлен европейскими марками HIAB, PALFINGER и Kesla, бюджетный – «ВЕЛМАШ», «МАЙМАН» и «Великолукского завода «Лесхозмаш» – VPL. В продаже также могут быть другие европейские марки и российские манипуляторы «Атлант», «Соломбалец», «ВЕЛМАШ», снятые с производства, но хранившиеся на складах.