Работайте безопасно и от души!
Как добиться максимальной производительности и рентабельности КМУ при безопасном использовании
Краноманипуляторные установки (КМУ) являются ценным подъемно-транспортным оборудованием для компаний, специализирующихся на работах в коммунальной, строительной и других отраслях. Преимущества КМУ не могут быть реализованы, если на этом оборудовании не работают умело, правильно и соблюдая меры безопасности. В статье мы приведем ряд полезных советов специалистов по работе с КМУ. Следует учитывать, что эти рекомендации носят общий характер, а в процессе работы операторы и персонал, занимающийся обслуживанием КМУ, должны прежде всего скрупулезно выполнять рекомендации, изложенные в руководстве по эксплуатации конкретной КМУ.
НКТС выпускает широкую линейку КМУ грузоподъемностью от 3 до 12 т. Это многофункциональные тросовые КМУ новейшего поколения, отличающиеся доступной стоимостью при впечатляющей мощности и малой собственной массе.
В простой и надежной конструкции КМУ НКТС применяется ряд современных инженерных решений. Стрелы 4, 5 и 6-секционные, с нижним постом управления (на мод. 3014 и 5014), с верхним постом управления (мод. 7016, 8016, 8026, 8027, 10015, 12015), боковые пластины скольжения секций стрелы сокращают затраты времени и средств на смазку. Все метизы полностью оцинкованы для предотвращения коррозии. Гидравлический клапан удержания нагрузки повышенной прочности в случае перегрузки сбрасывает давление, защищая стрелу от разрушения. Грузовая лебедка в целях безопасности оснащается автоматическим тормозом. Устройство защиты от втягивания крюковой подвески предотвращает разрыв каната, а устройство для предотвращения отрыва каната гарантирует, что на барабане лебедки всегда останется три полных витка каната. Надежный червячный редуктор поворота колонны с гидравлическим тормозом обеспечивает плавную работу при высокой мощности. Аутригеры на легких моделях – передние (можно дополнительно установить и задние, как опцию), на более тяжелых – передние и задние в стандартной комплектации. Опционально предлагаются аутригеры поворотного типа. Все модели оснащены суппортом для монтажа люльки.
Производство КМУ НКТС находится в Южной Корее. Все краны проходят испытания перед отправкой с завода в Корее, что повышает качество продукции.
В этом году компания представила новинку HKTC HLC- 8027 с 7-секционной стрелой. Грузоподъемность крана – 8 т, грузовой момент – 21,2 тм, рабочий радиус – 22,8 м, высота подъема – 25 м.
Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью мод. 8027 и 8026 является отрицательный угол стрелы: от –16 до +79°, что позволяет установить на них гидробур и монтировать люльку оператора к крану прямо на земле.
Хотим отметить, что КМУ HKTC отличаются идеальным соотношением цены и качества.
Подбор КМУ
Специалисты рекомендуют выбирать КМУ с определенным запасом по грузоподъемности относительно массы грузов, которые рассчитывают поднимать, и по величине вылета стрелы. К сожалению, некоторые владельцы из-за недостатка средств выбирают КМУ с грузоподъемностью «в обрез». Такие установки работают на пределе грузоподъемности и прочности, поэтому срок их службы оказывается недолгим. Так, в конечном итоге «экономия» оборачивается повышенными затратами.
КМУ могут иметь несколько систем управления: большинство современных КМУ оснащаются радиосистемами дистанционного управления, которые обеспечивают оператору безопасность и хороший обзор.
Грузовой момент КМУ составляет от 2 до 15 тм, вылет стрелы от 3,8 до 12,8 м. КМУ со складыванием поперек и вдоль автомобиля комплектуются системой ограничения грузового момента М-STAR, которая контролирует величину нагрузки на КМУ, наработку в моточасах, температуру гидравлического масла в баке, а также информирует о сроках очередного техобслуживания. Все модели КМУ комплектуются компонентами гидросистемы от ведущих мировых производителей. КМУ могут комплектоваться тросовой гидравлической лебедкой, позволяющей производить работы в котлованах глубиной до 14 м.
Безопасность превыше всего!
Безопасность работы – вот один из главнейших вопросов, который учитывают производители при разработке, и стараются обеспечить инженеры в конструкции новых моделей КМУ. Но только операторы и обслуживающий КМУ персонал могут воплотить эти разработки в жизнь и обеспечить высокий уровень безопасности рабочих операций. Они обязательно должны следить, чтобы работа КМУ, их осмотры и техническое обслуживание выполнялись в соответствии с руководством по эксплуатации, скрупулезно и своевременно.
Операторами КМУ должны быть высококвалифицированные и опытные работники. Запрещается допуск к работе на КМУ неаттестованных операторов. Перед тем, как начать работу, оператор должен тщательно изучить руководство по эксплуатации и мерам безопасности на данной конкретной КМУ и разобраться во всех неясных вопросах. Это обязательное требование.
К сожалению, некоторые операторы допускают ошибку и не читают инструкцию перед началом работы. Отступление от требования тщательно выполнять правила техники безопасности и поэтапно выполнять инструкции может привести к серьезной аварии с ранением человека или даже смертельным исходом. Кроме того, операторы должны знать требования законодательства и общих норм охраны труда. Оператор должен работать в защитном шлеме и защитных очках.
В качестве опций предлагаются гидрофикация на оголовок стрелы, радиопульт дистанционного управления, гусек, дополнительные выдвижные опоры и увеличенный размах опор.
Скрупулезно выполняйте регулярное обслуживание техники
Проводить ежедневные, еженедельные, ежемесячные и т.д. обслуживания КМУ очень важно для того, чтобы обеспечить производительную и безопасную работу техники.
В соответствии с картой смазки вносите смазку во все шарниры КМУ. К сожалению, многие операторы выполняют смазку и замену фильтров нерегулярно или совсем не делают этого. В результате в шарнирах установки идет повышенный износ и быстро возникают люфты. При износе ОПУ колонны могут возникнуть проблемы с поворотом КМУ с грузом на стреле.
Проверяйте системы безопасности КМУ (и в том числе звуковой сигнал). Работа с неисправным звуковым сигналом, неработающими и неотрегулированными приборами безопасности запрещена. К сожалению, некоторые владельцы и операторы КМУ отключают систему ограничения грузового момента, чтобы иметь возможность поднимать более тяжелые грузы. Следует заметить: даже если КМУ не сломается сразу и некоторое время будет поднимать грузы недопустимого веса, постепенно может развиться усталость металла, микротрещины, и стрела изогнется или, еще хуже, может внезапно сломаться, либо опрокинется весь автомобиль и все закончится трагически. Только работа с системой ограничения грузового момента может гарантировать длительный срок безотказной работы КМУ.
Убедитесь, что все компоненты гидросистемы исправны, система заправлена маслом до необходимого уровня, нигде нет подтеканий жидкости и засорения. Работать при наличии течи масла из гидросистемы запрещено. Если в гидросистеме имеется охладитель масла, его следует регулярно очищать от пыли и грязи, ухудшающих эффективность работы теплообменника. Гидроцилиндры: убедитесь, что в них нет подтекания жидкости и задиров на штоках поршней.
Сварные швы на компонентах КМУ: в них не должно быть трещин, разрывов и иных повреждений.
КМУ Horyong L-образного типа созданы на основе конструкции краноманипуляторов Hiab с использованием собственных инновационных решений корейской компании. Комплектуются четырьмя аутригерами. Стрела может опускаться ниже уровня горизонта до –17 °.
Гидросистемы КМУ Horyong оснащаются масляными радиаторами, обеспечивающими контроль теплового режима при любых нагрузках и температурах окружающего воздуха. Также предлагаются гусек, дополнительная лебедка и пульт дистанционного управления.
Детали крепления следует регулярно подтягивать в соответствии с крутящими моментами, указанными в инструкции. Проверяйте состояние штифтов, гаек и болтов, нет ли чрезмерного износа и люфтов в соединениях.
Грузовые крюки: убедитесь, что запирающее устройство находится на месте, крюки поворачиваются на подшипниках, на деталях нет трещин и других повреждений. Грузовые стропы и прочие детали такелажа должны быть исправны, без потертостей, разрывов, скручивания.
Чехлы, кожухи и защитные ограждения: убедитесь, что все имеются в наличии и находятся на положенных местах.
XCMG предлагает на российском рынке обширный ассортимент КМУ, состоящий из моделей грузоподъемностью от 1 до 80 т.
КМУ XCMG оснащаются функцией автоматического складывания крюка, раскладывания с помощью нажатия одного рычага, системой безопасности с ограничителем грузового момента.
Дистанционное управление: убедитесь, что выключатель двигателя исправно работает.
Информационные и предупреждающие таблички: убедитесь, что все на месте и надписи на них хорошо различимы.
Если во время ежедневного осмотра обнаружатся неисправности, КМУ не должна допускаться к работе до тех пор, пока неисправность не будет устранена.
Подготовка места для работы КМУ
Чтобы КМУ могла безопасно поднимать грузы, следует правильно спланировать работу и подготовить рабочее место.
Когда автомобиль прибудет на объект, оператор должен осмотреться, нет ли в зоне будущей работы линий электропередачи и других препятствий, находящихся на высоте, а также посторонних людей, которые могут помешать работе, и других объектов, которые могут оказаться в зоне работы стрелы КМУ или столкнуться с одним из аутригеров.
Также оператор должен оценить, потребуется ли подготовить твердую площадку для автомобиля с КМУ. Оператору следует проанализировать, какова масса груза, который предстоит поднять КМУ, соответствует ли он грузоподъемности установки на данном вылете стрелы и выдержит ли опорная площадка суммарную нагрузку от автомобиля, КМУ, грузоподъемного оборудования и поднятого груза.
Нужно понять, нет ли препятствий для обзора рабочей зоны с места оператора. Если предполагается работать в ночное и вечернее время, необходимо предусмотреть достаточное электрическое освещение зоны работы. Без освещения в ночное время работать запрещено.
Автомобиль с КМУ рекомендуется устанавливать на строго горизонтальной площадке, уклон которой не должен превышать 5° от горизонтали, а если КМУ будет работать с максимальными для данных вылетов стрелы грузами, уклон площадки не должен превышать 3°. Устойчивость автомобиля с КМУ на наклонной площадке уменьшается, а самое главное, при больших нагрузках возможно скручивание рамы автомобиля «винтом». Площадка должна быть достаточно твердой, чтобы выдерживать давление аутригеров. Если плотность грунта или твердого покрытия недостаточна, под пятки аутригеров должны быть подложены пластины-усилители.
Новые модели КМУ Fassi способны работать при отрицательных температурах до –40 °C, оснащаются системами «Автоматического динамического контроля», защиты от опрокидывания Fassi Stability Control и системой контроля положения крана CPM, которая контролирует надежную установку аутригеров. Имеется также система SMART APP, которая позволяет оператору управлять электроникой КМУ при помощи смартфона. Fassi разработала систему FX-Link, которая позволяет оператору, оставаясь за рулем автомобиля, видеть сообщения на панели приборов: выдвинуты ли аутригеры, а также управлять функциями шасси при помощи пульта дистанционного управления КМУ.
Если КМУ не имеет усиленной электроизоляции и системы координатной защиты с датчиками приближения к линии электропередачи, рекомендуется располагать ее на расстоянии не менее 10 м от линии электропередачи или другого объекта электросилового оборудования. В ветреную погоду следует увеличить расстояние до линии электропередачи. А при скорости ветра свыше 10 м/с, при грозе и шквальном ветре работать КМУ вообще запрещено. Если при подъеме груза невозможно выдержать минимальное безопасное расстояние от КМУ до электросилового оборудования, перед началом работы КМУ линию следует обесточить. Кроме того, обязательно следует поставить опытного сигнальщика, даже если электролиния обесточена. Оператор и сигнальщик должны следить, чтобы посторонние люди не приближались к автомобилю с КМУ и границе его рабочей зоны ближе, чем на 10 м.
Подготовка к подъему груза
Установить аутригеры на полную ширину. В противном случае возможно опрокидывание крановой установки. Работа без аутригеров запрещена.
Разложить сложенную стрелу КМУ, как описано в инструкции по эксплуатации. Если нарушить порядок раскладывания, может произойти поломка стрелы либо других компонентов КМУ. Сложить и закрепить в сложенном состоянии все ненужные удлинители стрелы, если они имеются.
PALFINGER является одним из мировых лидеров в производстве краноманипуляторов. Компания предлагает широкий модельный ряд шарнирно-сочлененных и тросовых КМУ от малых с грузовыми моментами менее 3,9 тм и до тяжелых – более 10 тм.
Необходимо тщательно закрепить соответствующий грузоподъемный такелаж и оборудование на грузе. Проверьте, надежно ли закреплен груз: осторожно приподнимите груз над землей (на 10–20 см). Оторвав груз от земли, остановите подъем на некоторое время, чтобы убедиться, что груз расположен должным образом, висит ровно, а автомобиль сохраняет устойчивость. Особенно важно выполнить такую проверку, если масса груза близка к максимальной для данного вылета.
Перед тем как приступить к подъему груза, оператор должен убедиться, что трансмиссия автомобиля находится в нейтральном положении, стояночный тормоз включен и под ведущие колеса с обеих сторон подложены тормозные башмаки.
В зимнее время остывшую гидросистему КМУ нужно предварительно разогреть. Сначала гидронасос должен поработать на холостом ходу. Затем следует сделать несколько движений стрелой без груза. Когда масло немного прогреется, можно начинать работать с КМУ, выполняя движения медленно и плавно, не доводя до крайних положений.
Процесс подъема груза
Не пытайтесь превысить допустимую грузоподъемность КМУ, указанную в таблице/ диаграмме грузоподъемности. Учтите, что грузовой момент достигает наибольшего значения, когда стрела чуть приподнята от горизонтального положения. Не поднимайте груз, масса которого неизвестна. Особенно осторожно следует работать, если устойчивость установки уменьшена (опорная поверхность слабая или наклонная).
Не пытайтесь подтягивать, волочить или дергать груз стрелой, отрывать груз, если он примерз или засыпан грунтом и другими предметами.
Перемещая груз на другое место, старайтесь поднимать его на минимальную высоту, удерживая как можно ближе к земле.
Переключайте золотниковые клапаны плавно. Не рекомендуется резко дергать рычаги или груз. Нельзя резко тормозить движение груза. Запрещается работать со скоростями, превышающими указанные в руководстве по эксплуатации. При опускании груза, перед контактом с землей, необходимо снизить скорость опускания груза. При опускании крюка ниже уровня опорной поверхности необходимо снизить скорость и убедиться, что на барабане осталось более трех витков троса.
Трос не должен травиться без необходимости, чтобы избежать неравномерного наматывания троса вокруг барабана. Наматывание первого слоя троса вокруг барабана должно быть надежным и плотным.
Грузоподъемность КМУ-150 – 7 т. Стрела 6-секционная длиной 19 м. Имеется система индикации предельных нагрузок. Есть возможность опускания стрелы ниже уровня горизонта на –15°, телескопирования секций стрелы с грузом без снижения грузовых характеристик и независимого выдвижения каждой из опор КМУ. РВД имеют пластиковую защиту, предохраняющую от сильных ударов, а в случае разрыва шланга защищают оператора от попадания горячего масла.
Гидроцилиндры и лебедка оборудованы тормозными клапанами, которые позволяют удерживать груз в любом положении.
Не поворачивайте колонну КМУ с большой скоростью во избежание динамических нагрузок и увеличения радиуса подвески груза. При повороте КМУ место приложения нагрузки может измениться – вместо аутригеров нагрузка перейдет на подвеску шасси. Поэтому поворачивать колонну КМУ следует очень осторожно, т.к. рессоры могут сильно прогнуться. Чтобы не пришлось поворачивать стрелу с грузом, заранее, до начала подъема, расположите оголовок стрелы точно над центром груза.
В процессе работы КМУ оператор должен постоянно следить за положением секций стрелы. Выдвигайте секции стрелы в правильной последовательности – от больших к малым. Не забывайте, что при выдвижении стрелы необходимо увеличить длину троса с крюком. Нельзя стоять прямо на линии движения секции с ручным выдвижением, когда извлекаете штифты, фиксирующие ее: если секция неожиданно начнет самопроизвольно выдвигаться, она может вас поранить.
Нельзя покидать место оператора и оставлять КМУ без наблюдения, когда груз поднят на стреле. Нельзя стоять или проходить под висящим/ поднимаемым грузом, находиться между стрелой и платформой автомобиля, находиться на поднимаемом грузе или цепляться за крюк, класть руки и облокачиваться на движущиеся части КМУ. Нельзя убирать или передвигать аутригеры во время работы КМУ, когда груз поднят или выдвинута стрела.
Когда шток гидроцилиндра выдвигается на максимальную длину, рычаг управления клапаном следует сразу же перевести в нейтральное положение, чтобы избежать перегрева масла в гидросистеме.
Если масло в гидросистеме достигнет температуры 80 °С, следует прекратить работу КМУ, чтобы избежать повреждения магистрали высокого давления, уплотнений и других компонентов гидросистемы. При 100 °С масло начинает интенсивно окисляться и быстро теряет рабочие свойства. При работе КМУ не рекомендуется прикасаться к гидробаку, т.к. масло может сильно нагреваться.
Нельзя допускать к строповке груза посторонних лиц.
Если сигнальщик или еще кто-нибудь подаст сигнал тревоги, немедленно остановите все движения КМУ.
При эксплуатации КМУ запрещается
Использовать установку не по назначению, например, подталкивать застрявший в грязи автомобиль, упираясь стрелой в землю. При этом из-за чрезмерных нагрузок происходит повышенный износ в шарнирах КМУ и гнутся штоки гидроцилиндров.
Самостоятельно выполнять ремонт и регулировку КМУ.
Применять масла, не указанные в руководстве по эксплуатации КМУ и качество которых не подтверждено сертификатом. Использование нерекомендованного гидравлического масла является типичной ошибкой владельцев КМУ, из-за этого происходит до 50% отказов оборудования.
Использовать летнее гидравлическое масло в холодный период и зимнее – летом.
Заменять штатный гидробак на меньшую емкость. Некоторые владельцы поступают так для экономии гидромасла. В результате жидкость при работе перегревается и компоненты гидросистемы быстрее изнашиваются.
Работать в закрытых невентилируемых помещениях (из-за загазованности воздуха), если только привод КМУ не электрический.
HIAB предлагает широкий ряд КМУ с грузовым моментом от 0,9 до 82,6 тм и с вылетами стрелы от 1,9 до 30,5 м. Стрелы могут наклоняться на отрицательный угол. Система стабилизации груза автоматически предотвращает раскачивание груза, если оператор слишком сильно переместит рычаг. Краны могут эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха от –40 до +40 °С. Компания HIAB выпустила бак с устройством центробежной очистки гидравлического масла, предназначенный для краноманипуляторов. Этот сепаратор до 10 раз эффективнее обычных деаэраторов.
Работать при температурах воздуха ниже –25 °С (или –40 °С) и выше +40 °С. При чрезмерно низких температурах может загустеть масло в гидросистеме и некорректно функционировать системы защиты от перегруза.
«ИНМАН» является крупнейшим российским производителем краноманипулятоных установок различной грузоподъемности с Z-образным складыванием. Они монтируются на различные колесные и гусеничные шасси, а также на стационарные фундаменты и металлоконструкции.
Для повышения надежности гидросистемы КМУ комплектуется компонентами от ведущих мировых производителей, а металлоконструкции выполнены из высококачественной стали, в т.ч. и импортной.
После завершения грузоподъемных работ
Телескопические секции стрелы следует втянуть, аутригеры убрать, стрелу КМУ сложить в транспортное положение, как описано в инструкции по эксплуатации.