Прицепная техника
Невзирая на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку перевозчики продолжают решать сложные, порой уникальные транспортные задачи с помощью модульных транспортных средств и автомобильных полуприцепов. Более того, противоэпидемические мероприятия, которые, кажется, теперь надолго, меняют бизнес, меняют состав услуг, и под эти изменения перевозчики приобретают новую технику. В сложных экономических условиях, как и в боевых, от технической готовности оборудования зависит многое, и нет времени заниматься поддержкой его технического состояния и упускать возможности.
Техника компании Goldhofer – модульные транспортные средства и автомобильные полуприцепы премиального класса – помогают решать нетривиальные транспортные задачи. Образно говоря, они нужны там, где тяжело и тесно, а цена ошибки чрезмерно высока.
Александр Герасименко, менеджер по логистике компании «Кин-Марк», г. Санкт-Петербург: «В сентябре на заводе «Электросила» (г. Санкт-Петербург) мы выполнили межцеховую перевозку. Груз – якорь электрической машины весом 140 т, длиной 9700 мм, шириной 3800 мм и высотой 4100 мм. Якорь был установлен на раме и на двух опорах.
Главная особенность маршрута, который составил меньше километра, в невозможности проезда из пункта отправления сразу в пункт назначения из-за недостаточной высоты цеховых ворот, разобрать которые не представлялось возможным. К этому стоит добавить стесненные условия внутри цехов. Поэтому автопоезд из полуприцепа с тягачом был бы слишком громоздким. Решили применить самоходное модульное транспортное средство Goldhofer PST/SL-E с 8 осевыми линиями, которое очень точно подошло по длине и обеспечило необходимую маневренность в тесном пространстве и возможность переноса через стену.
Итак, от пункта погрузки проехали метров 300–400 к месту, где мостовой кран перенес через стену сначала якорь, затем разобранное транспортное средство – 4-осный модуль с силовым блоком и второй 4-осный модуль. По ту сторону стены модули опять соединили, кран поставил на них груз, и так проехали еще метров 200–300 к пункту разгрузки.
По вопросам строповки модулей мы консультировались с компанией Goldhofer – где зацеплять, какие стропы использовать. Целиком 8 осевых линий нельзя поднимать, так как крепежные точки были бы перегружены. Отдельно четверку с силовым блоком и вторую четверку разрешили переносить».
Стоит особо отметить серию самоходных модульных транспортных средств THP/SL в различных исполнениях. Парк этой техники в России достаточно велик, и ее используют для решения ответственных транспортных задач на крупных инфраструктурных проектах.
То же можно сказать о технике промышленной группы TII Group – Scheuerle и KAMAG. Их несамоходные модульные системы Scheuerle-KAMAG K25 получили признание и распространение благодаря сочетанию высокой транспортной скорости, грузоподъемности и маневренности.
Владислав Розе, генеральный директор компании «Востокмонтажмеханизация», г. Челябинск: «В июне 2019 г. мы перевозили 12 газопоршневых двигателей Rolls-Royce со станции Есаульская Челябинской области, куда они приходили на ж.-д. платформах из порта Санкт-Петербург, на строящийся объект на Томинском ГОКе. Маршрут составлял 50 км, перевозили по одному двигателю в сутки. Каждый двигатель весил 80 т, длина 8909 мм, ширина 2568 мм и высота 3878 мм.
В качестве транспортного средства был выбран несамоходный модуль Scheuerle-KAMAG К2506 с шестью осевыми линиями в составе с гусаком, который сцеплялся с седельно-балластным тягачом MAN TGX 41.680. Длина грузовой платформы модуля составляет 9 м, как раз соответствует длине груза. Гидропривод модуля запитан от тягача.
Такой автопоезд был выбран по нескольким причинам. Во-первых, в итоге предстояло преодолеть 1200 км, и чтобы уложиться в сроки, нужен достаточно скоростной автопоезд. Во-вторых, в зоне монтажа очень стесненные условия, и автопоезд должен быть максимально коротким и маневренным. И в-третьих, на въезде к месту монтажа низкие ворота, и автопоезд должен уметь «приседать» благодаря гидравлической подвеске».
Как и при движении колонны среднюю скорость определяет самый медленный участок, так и при перевозке негабаритного груза транспортное средство определяет наиболее сложный с точки зрения проезда участок – ограничения по нагрузкам на ось, полной массе, радиусу поворота, по перепаду высот или по высоте. С помощью модульных транспортных средств и специальной оснастки для них эти ограничения можно преодолеть. Не всегда, но в большинстве случаев.
Техника компании Nooteboom пользуется заслуженным уважением перевозчиков благодаря надежности конструкции, ее продуманности с точки зрения рутинных операций, высоким ходовым качествам. Компания предлагает более легкие решения, у нее нет самоходных и ассистирующих систем, но ее гамма решений способна решить любую транспортную задачу для грузов массой до 150 т. У них один нюанс – цена, поэтому наши перевозчики эксплуатируют в основном полуприцепы со вторичного рынка.
Можно сказать, что компания Kässbohrer сделала головокружительную карьеру как на европейском рынке, так и в России благодаря вниманию к техническому совершенству и инновациям, в том числе в сегменте полуприцепов-тяжеловозов.
Любовь Шабалдас, генеральный директор компании «Автотрансмарин», г. Москва: «С февраля этого года мы эксплуатируем раздвижной 6-осный полуприцеп Kässbohrer с задним заездом. За это время полуприцеп успел проехать от Мурманска до Сахалина. Полуприцеп нравится не только нам, но и нашим заказчикам.
В сентябре перевозили буровую установку SANY из Екатеринбурга в поселок Магистральный Иркутской области. Установка весит 60 т, ее высота 3,5 м и ширина 2,6 м. Буровую не разбирали, она целиком уместилась на трале, практически вошла в габарит по длине. Использовались уширители, габаритная ширина получилась в пределах 3 м. Особо отмечу гидравлические трапы двойного сложения. Они не только раскладываются с помощью гидроцилиндров, но и раздвигаются до ширины 3 м, что очень удобно для заезда негабаритной техники.
Автопоезд в составе с 3-осным тягачом Mercedes-Benz Arox 6х4 прошел маршрут Екатеринбург–Магистральный протяженностью 3600 км за семь суток в сопровождении автомобиля прикрытия. Маршрут пролегал по живописным уголкам Сибири, в том числе мимо Братского водохранилища».
За сравнительно короткий срок компания провела титаническую работу, сменила уже два поколения тяжеловозов, современное поколение которых предлагает не только отличные технические качества, но и благоприятное эстетическое восприятие, что, кстати, было важным всегда. На современном тяжеловозе Kässbohrer можно пуститься в безостановочный пробег от Калининграда до Магадана, причем зимой, не опасаясь за целостность самого полуприцепа и груза. Еще лет десять назад это было бы чрезвычайно рискованным мероприятием.
Компания «Уралавтоприцеп» предлагает очень обширную номенклатуру полуприцепов-тяжеловозов, и похоже, эта политика начинает приносить плоды, так как ее нишевые продукты помогают перевозчикам формировать специализированные, клиентоориентированные услуги. К этому стоит добавить большой запас прочности полуприцепов ЧМЗАП, намного превышающий заявленный заводом (редакция не призывает перевозчиков возить с перегрузом), а также живучесть в тяжелых дорожных и климатических условиях.
Александр Коптяков, директор ООО «Карго-Сервис», г. Челябинск: «В этом году серьезное влияние на рынок перевозок КТГ оказала и еще оказывает ситуация в РФ и мире с пандемией COVID. С этими проблемами – отсутствием возможности въезда-выезда в отдельные населенные пункты, случаями длительных простоев транспорта по причине сбоев в графиках погрузок, а также невозможности выполнения запланированной погрузки либо выгрузки по причине самоизоляции сотрудников контрагента – столкнулся, наверное, каждый перевозчик.
В нашей компании для успешного выполнения договоров и контрактов по перевозкам потребовалось в первую очередь оперативное решение вопросов организации перевозок в условиях ограничений, введенных для предупреждения коронавирусной инфекции. В таких условиях прошли изменения по организации перевозок в в Республику Казахстан: если до пандемии проектные перевозки шли по отлаженной схеме и за них отвечала вся колонна, то с учетом новых требований в виде загранпаспорта и ограничения времени выезда водителя за границу нашему отделу логистики пришлось назначить определенных водителей, которые начали и продолжают в настоящее время работать только на данному направлению.
Чтобы остаться на плаву в условиях противоэпидемических мероприятий, в отделе логистики были разработали новые, более клиентоориентированные услуги: от двери до двери, точнее, до места монтажа. Несколько изменилась структура перевозок – увеличилась доля комплексных проектных перевозок, то есть от «двери до двери», а не до определенного перевалочного пункта, что потребовало, во-первых, изменения графика поставок, а во-вторых, изменения структуры автопарка. Наши автопоезда зачастую доставляли груз до определенной перегрузочной площадки или проходной заказчика, так как не всегда могли подать груз непосредственно к месту монтажа из-за ограничений по высоте на территории заказчика (физическая невозможность провоза автопоезда с грузом выше 4 м).
Идя навстречу пожеланиям ряда заказчиков в Якутии, Бурятии, Красноярском крае по доставке от «двери до места монтажа», мы приобрели 4 полуприцепа ЧМЗАП-93853 по спецификации 037-В. Это 2-осные полуприцепы с задним заездом, основная особенность которых в «ломаной» грузовой платформы. У первых 6 м грузовой платформы из 10 высота 600 мм. Казалось бы, выигрыш в высоте небольшой – миллиметров 300, но он позволил удовлетворить запросы более 40% из тех заказчиков, для кого мы оставляли грузы на передаточных площадках.
Проанализировав перевозки 2018–2019 гг., мы вывели 037-В в отдельную структуру. Полуприцеп хорошо подходит для перевозок крупногабаритных грузов и грузоподъемность 25 т, но для перевозки тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования двух осей недостаточно из-за требований законов РФ по осевым нагрузкам, поэтому мы заказали у «Уралавтоприцепа» 5 полуприцепов модели ЧМЗАП-9906.4 по спецификации 042-HP-ПП4, у которых тоже «ломаная» рама, но 3 оси. Так мы решили проблему с осевыми нагрузками, и идея перевозок негабарита от «двери до места монтажа» заработала если не в полную силу, то процентов на 85–90. Потенциал этих полуприцепов в перевозках грузов с ограничением по высоте начал реализовываться в большем объеме. НР-ПП4 оказались палочкой-выручалочкой для доставки негабарита грузов с ограничениями по высоте на маршруте.
Следующий пункт в теме доставки грузов от двери до двери – работа с портами. Если раньше мы сдавали груз в порту, дальше заказчик сам с ним работал, то сейчас, отправляя груз заказчику, эту услугу мы реализовываем в более полном объеме и есть положительные результаты. Это касается заказчиков на Сахалине, куда грузы отправляются через порт Ванино, и в Калининградской области через порт Усть-Луга. Ведется работа и в других направлениях.
Следующий пункт – доставка грузов в Магадан автомобильным транспортом зимой, для чего мы закупили 6 полуприцепов ЧМЗАП-99064-042-02-ВУ 3-ПП4. Несколько лет назад мы на аналогичном полуприцепе доставили груз в Магадан при предельно низких температурах ниже –50 °С. Полуприцеп показал себя надежным, хотя в районе Усть-Неры был случай, когда при остановке на ночной отдых при температуре –57 °С пришлось утром отогревать оси.
Стоит также отметить, что новые тралы 042-02 более чем на полтонны легче своих предшественников, и наши логисты оценили старания «Уралавтоприцепа» по снижению собственной массы трала.
Далее, мы не только доставляем грузы заказчику, но при необходимости перемещаем грузы по его производственной территории. Например, груз разделяется и выгружается в нескольких точках на территории одного предприятия, давая возможность заказчику не отвлекать собственный технологический транспорт. Для ряда заказчиков в Якутии и Иркутске достаточно часто нужно перевозить груз по внутризаводской территории. Здесь важен запас прочности по грузоподъемности, огромный у полуприцепов ЧМЗАП. Скажем, для ЧМЗАП-99064 по спецификации 042-02-ВУ3ПП4, которые мы сейчас закупили, допустимая масса груза 39 500 кг при собственной массе 10 900 кг. Это для перевозок по дорогам общего пользования, а по внутризаводским территориям мы можем возить с некоторым перегрузом благодаря заложенному заводом запасу прочности. Причем такие заказы, как правило, не однодневные, а могут занимать 2–3 недели.
В дальнейшем конечно же планируется внедрение новых идей, новых услуг, которые будут интересны нашим заказчикам и за которые клиент будет голосовать рублем».
Наследники танковозов продолжают славные боевые традиции. При этом конструкторы продолжают работу над снижением собственной массы полуприцепов, их материалоемкости без снижения прочностных характеристик и ресурса.
Компания «Политранс» продолжает развитие и совершенствование в нескольких основных направлениях: высокорамные полуприцепы для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях или по бездорожью, низкорамные раздвижные и нераздвижные полуприцепы с задним заездом для перевозок по дорогам общего пользования, в том числе облегченные. Программу облегченных низкорамных полуприцепов компания запустила в 2017 г. и сегодня предлагает наиболее востребованные на рынке полуприцепы с раздвижной и нераздвижной платформой с числом осей от 3 до 7 и грузоподъемностью до 100 т.
Высокорамные полуприцепы остаются и останутся навсегда востребованным видом техники в силу природно-климатических условий и сырьевой направленности экономики. Компания «Политранс» продолжает разработку таких полуприцепов по техническим заданиям крупных заказчиков, а удачные конструкторские решения распространяют на другие модели высокорамных и низкорамных полуприцепов.
Таким образом, люди и бизнес пытаются приспособиться к новым условиям, созданным двумя кризисами – экономическим и эпидемиологическим. Есть все шансы благополучно выйти из обоих кризисов, если к ним в ближайшее время не прибавится третий – политический с отягчающими обстоятельствами.