Настилы и уширители
В движении от настила грузовой платформы мало что зависит, так как крупногабаритный тяжеловесный груз (далее – КТГ) надежно фиксируется с помощью цепей или ремней и штатных крепежных колец, о чем мы писали в предыдущем номере журнала. Если груз не зафиксирован, то водитель и ответственные за перевозку лица создают потенциальную опасность для других участников дорожного движения и к ним могут применяться меры социальной защиты.
Универсальный вариант настила для грузовой платформы, а также трапов – стальной с наваренными на него прутками в поперечном направлении и иногда «елочкой», которые выполняют функцию зацепов для гусениц экскаватора или бульдозера. Приставные алюминиевые аппарели также изготавливают с ребристой поверхностью. Аппарели алюминиевые, чтобы водителю было по силам поставить, а затем снять и убрать аппарель.
Для грузовой платформы также используют рифленый стальной лист без наварки на него прутков. Рифленый лист получают горячей прокаткой, наиболее востребовано крупное чечевичное рифление. Настил приваривают к наружным краям боковых лонжеронов внахлест, таким образом, лонжероны получают усиление от проминания гусеницами или колесами тяжелой техники. На финишной стадии производства настил может быть покрыт краской с противоскользящей добавкой, которая образует поверхность, схожую с крупной наждачной шкуркой.
У многих полуприцепов с задним заездом кормовая часть выполнена со спуском, который представляет собой верхнюю часть трапа. На спуск наваривают поперечные прутки либо устраивают ниши, в которые укладывают дощатый настил толщиной 45 мм и более из твердой породы дерева. Таким дощатым настилом также полностью или частично покрывают грузовую платформу. Благодаря лучшему сцеплению стали и резины с деревом, а также свойству проминаться, дерево прекрасно выполняет функции противоскользящего покрытия. Правда, если дерево сухое, а мороз несильный. Поэтому стальной настил остается универсальным.
Из твердых пород дерева популярен тик, произрастающий в Индии, Бирме, Таиланде, на Суматре и Яве. Тик устойчив к гниению и плесени, хорошо сушится, а главное, просушенный тик практически не впитывает влагу, которая при замерзании могла бы выдавить настил, деформировать ограждающую конструкцию и даже разорвать сварочные швы. Также используют бук, твердые хвойные породы. Для ремонта настила не возбраняется использовать местные твердые породы дерева с учетом их свойств изменять размеры в зависимости от влажности. Сосна же и ель категорически не показаны.
Уширители и настилы для них воспринимают нагрузки как во время погрузочно-разгрузочных работ, так и в движении, причем в движении динамические нагрузки. От надежности уширителей и их настилов зависит многое, и не удивительно, что некоторые перевозчики не доверяют этим устройствам и предпочитают негабаритные по ширине полуприцепы, хотя те и хлопотнее в эксплуатации. Самое ответственное и рискованное место при погрузке-разгрузке гусеничной машины – переход от наклонных трапов к горизонтальной грузовой платформе. На этом переходе уширители и настилы должны быть не только в наличии, но и в исправности. А основная проблема уширителей не в надежности, а том, что настилы часто утрачиваются, хотя производители прицепной техники стараются всё предусмотреть для их сохранности.
Механическими уширителями снабжают как грузовые платформы шириной 2500–2550 мм, так и более широкие, наращивая ими ширину платформы до 3000–3500 мм. Используют выдвижные и поворотные (флажковые) уширители, а также вставные и их комбинации. Для выдвижных и вставных уширителей используют квадратную толстостенную профильную трубу из низколегированной стали 09Г2С или аналогичной. Европейские производители используют свои сорта высокопрочной стали. Поворотные уширители конструктивно представляют собой треугольник, также изготовленный из прочной стали. На уширители в один или два ряда укладывают дощатый настил. Простой настил выполнен из досок или брусьев, соединенных друг с другом профилями. Более премиальный вариант – настил в металлической окантовке. Для хранения настилов производители отводят место на гусачной части с соответствующим крепежом либо в специальных отсеках под платформой.
Компания Goldhofer поставляет широкую гамму модульных транспортных средств и полуприцепов-тяжеловозов. Перевозка тяжелой гусеничной техники с помощью модульных транспортных средств и тяжелых полуприцепов модульного типа в основном выполняется на низкорамных грузовых платформах («постелях»), но иногда модули стыкуют друг с другом, формируя платформу для перевозки целиком такой тяжелой машины, как карьерный экскаватор. Для безопасности персонала гладкие платформы колесных тележек покрывают противоскользящей краской, а технологические проемы закрывают крышками из оцинкованного рифленого листа. Настилы низкорамных грузовых платформ изготавливают как гладкими, покрытыми противоскользящей краской, так и из рифленого листа с деревянными вставками.
Модули – особый вид техники, и уширители у них особые, представляющие собой такой же модуль, только вдвое уˆже. Модуль-половинку и модуль стандартной ширины 3000 мм стыкуют боковыми поверхностями через проставки-адаптеры.
На полуприцепах с задним заездом используют комбинированные настилы из деревянных вставок, а также гладкого и рифленого листа, покрытых противоскользящей краской. При необходимости ширина платформы наращивается с помощью выдвижных уширителей из квадратной трубы.
Новое в области настилов – резинополимерное покрытие TRAFFIDECK™ GO толщиной около 30 мм, с успехом заменяющее дерево. На участки платформы и трапов, подверженных активному воздействию гусениц, устанавливают на болтах резинополимерные вставки. Платформа также может покрываться полностью. В этом случае покрытие наносят по специальной запатентованной технологии, после чего его практически невозможно отделить от металла.
Самоходные и несамоходные модульные транспортные средства KAMAG и Scheuerle также используют в качестве колесных тележек при построении автопоезда для перевозок тяжелой гусеничной техники. Их настилы покрывают глянцевой краской, технологические проемы закрывают крышками из рифленого листа. Технологические проемы используют при установке опорно-поворотных столов и другой оснастки.
Компании предлагают низкорамные платформы различного исполнения по ширине, длине, возможностям раздвижения в длину и в ширину. Двухбалочные платформы, как правило, имеют гладкую поверхность, а пространство между ними закрывается деревянным настилом. Сплошные платформы поставляют с окрашенным гладким либо рифленым настилом, а также с деревянными вставками.
Габаритные и негабаритные полуприцепы с задним заездом оснащают комбинированными настилами, а также выдвижными уширителями и комплектом деревянных настилов для них.
Компания Nooteboom использует все возможные варианты настилов и уширителей в зависимости от типа и грузоподъемности полуприцепа. Так, на легких 3-осных полуприцепах с задним заездом комбинированные настилы из дерева и покрытого противоскользящей краской гладкого стального листа. Трапы одинарного сложения облегчены за счет настила из стальной решетки или из дерева. Ширина платформы может быть увеличена вставными трубчатыми уширителями с деревянными настилами, которые хранятся на гусачной части.
Компания любит использовать вставки из тикового дерева в настилах своих более грузоподъемных моделей, которые комбинирует с рифлеными и гладкими стальными листами, покрытыми противоскользящей краской. На спуске в кормовой части полуприцепа также могут наваривать квадратный пруток.
Настилы полуприцепов серии Manoovr выполнены из гладких и рифленых листов, вместе окрашенных противоскользящей краской. Деревянные вставки используют на младших моделях серии Manoovr, предназначенных главным образом для перевозок гусеничной и колесной техники.
Компания Kässbohrer широко использует деревянные настилы для своих полуприцепов, которые комбинируются с рифленым листом, окрашенным глянцевой краской. У полуприцепов с фронтальным заездом деревянный настил помещен между балками грузовой платформы.
Полуприцепы с задним заездом оснащают выдвижными уширителями из квадратной трубы, полуприцепы с фронтальным заездом – поворотными уширителями, комплект настилов хранят на гусачной части. Это общее правило, так как в балке низкорамной платформы недостаточно места для выдвижного уширителя.
Компания предлагает различные исполнения трапов: одинарного сложения с механическим ассистентом, двойного сложения с гидравлическим приводом, настилы для которых преимущественно деревянные.
Полуприцепы производства «Уралавтоприцеп» эксплуатируют по всей территории РФ, включая регионы с холодным климатом, поэтому компания использует различные варианты настилов для грузовых платформ и трапов в зависимости от пожеланий заказчика. Предложение компании включает и рифленый лист, и сплошной деревянный настил, и их комбинацию, а для суровой эксплуатации наваренный на гладкий или рифленый настил квадратный пруток. Негабаритные полуприцепы с задним заездом, предназначенные для перевозок тяжелой техники, комплектуют широкими трапами двойного сложения с гидравлическим приводом.
Компания устанавливает выдвижные и поворотные уширители, а также их комбинацию в зависимости от возможностей размещения этих конструкций. Комплекты настилов для уширителей хранят на гусачной части.
Полуприцепы компании «Политранс» оснащаются различными видами настила. Наряду с самым распространенным цельнометаллическим настилом с тракозацепами, в качестве настила используется рифленый лист «чечевица». Оба вида настила обеспечивают надежное сцепление перевозимого груза с площадкой. Кроме этого, площадка низкорамных тралов может иметь комбинированный настил – металлический лист со вставками из прочных пород дерева. «Политранс» использует бук, пропитанный специальным раствором, сохраняющим свойства древесины. Такое исполнение позволяет снизить снаряженную массу трала и обеспечить хорошее сцепление гусеничной техники при ее транспортировке. Таким же настилом оснащаются и трапы некоторых моделей полуприцепов. Толщина металлических листов варьируется в зависимости от грузоподъемности полуприцепа, но составляет не менее 5 мм.
При перевозке негабаритных грузов используются выдвижные уширители несущего типа. Они позволяют увеличить ширину площадки до 3030 мм. В выдвинутом положении на уширители укладываются деревянные балки, благодаря чему образуется единое пространство грузовой площадки и уширителей.
Балки уширителей хранятся на гусачной части полуприцепа в специальных кронштейнах.
Заезд техники на полуприцепы «Политранс» осуществляется по механическим пружинным, уголковым, гидравлическим (одинарного или двойного сложения) или приставным алюминиевым трапам. Конструкция трапов предусматривает возможность их сдвижения наружу вровень с выдвинутыми уширителями.
Настилы платформы, уширители и их настилы, трапы с настилами и аппарели представляют собой важную часть полуприцепа-тяжеловоза, от которой зависит, заедет ли гусеничная машина на платформу и насколько рискованной будет эта операция. Выбор настила в большей степени зависит от климатических условий эксплуатации: чем холоднее, тем предпочтительнее сталь. Еще большее значение имеет организационная сторона вопроса, а именно хранение уширителей и их настилов, а также требование к водителям устанавливать их перед погрузкой.