![Модульный прицеп Goldhofer THP/SL 22](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/000.jpg)
Размещение и крепление тяжеловесного крупногабаритного груза
Перед погрузкой грузовладелец или грузоотправитель предоставляет перевозчику схему размещения и крепления груза. Как правило, на сам груз наносят обозначения центра тяжести, точек опоры и точек крепления. С другой стороны, завод-изготовитель полуприцепа-тяжеловоза дает рекомендации по размещению центра тяжести груза, хотя в реальной жизни на это в большей степени влияют размеры и форма груза.
Распределение массы груза помогают контролировать датчики нагрузки на осях, которыми российские производители начали комплектовать тяжеловозы несколько лет назад. На европейских полуприцепах такие приборы встречались и раньше.
Тяжеловесные крупногабаритные грузы фиксируют стяжными цепями и ремнями, используя прижимную или якорную схему крепления груза. Стандартные круглозвенные цепи с крюками с предохранителями на концах длиной 5 м и диаметром от 6 до 16 мм изготавливают из углеродистой легированной или высоколегированной стали. Цепь обязательно снабжают биркой (шильдом), содержащей данные о диаметре цепи и нагрузке. Возможны более короткие цепи, а также комплектации без крюков и с проушинами вместо крюков. В качестве натяжителей используют в основном цепные талрепы с храповиком.
В последние годы все большее распространение получают ремни из текстильной ленты со стяжным устройством, они предпочтительнее в прижимных схемах крепления груза, так как бережнее относятся к грузу, чем цепи. С другой стороны, ремни могут перетираться об углы на грузе, могут резаться, расслаиваться или размолачиваться, поэтому рекомендуют использовать подкладки на углах груза и использовать защитные чехлы, из которых самый простой и доступный чехол из полиэстеровой ленты. Кроме ремней на рынке появились синтетические цепи, в которых кольца выполнены из текстильной ленты, а стяжные механизмы такие же, как у стальной цепи.
![Перевозка длинномерных грузов, закрепленных на опорно-поворотных столах, на модульном полуприцепе Goldhofer STHP/SL 2+4](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/G1.jpg)
Для перевозок сверхтяжелых грузов используют более мощные цепи и стяжные ремни в заказных исполнениях, включая стальные ленточные стяжки.
Цепи и ремни требуют внимательного к себе отношения, при обнаружении каких-либо повреждений их стоит сразу же заменить, так как многие случаи повреждения и потери груза произошли именно из-за обрыва стяжки. Тип и параметры крепежа полностью зависят от груза. Частью системы крепления могут быть ложементы, которые изготавливают для партии одинаковых грузов или для одного конкретного груза. Индивидуальные ложементы в большей степени относятся к таким тяжелым грузам, как химические колонны и суда.
Производители прицепной техники предусматривают комплект крепежных элементов на грузовой платформе, вдоль бортов, на гусаке и на поперечных площадках механизмов раздвижения, если таковые предусмотрены, с тем, чтобы груз любой конфигурации мог быть надежно зафиксирован. Как правило, используют крепежные петли, рассчитанные на нагрузку 8, 10 и 13 т.
Наиболее бюджетный вариант – крепежные петли собственного изготовления, но надо отдавать себе отчет в ограниченных возможностях такого крепежа. Более ответственные производители прицепной техники используют приварные крепежные петли от производителей, в том числе российских, специализирующихся на таких изделиях, и поставляют их как под собственной маркой, так и под маркой заказчика по ОЕМ-контракту.
Грузовые платформы также оснащают механическими уширителями и комплектом настилов для них для перевозок негабаритной техники. Это действенное решение, хотя многие перевозчики предпочитают полуприцепы с широкими платформами, что вызывает некоторые неудобства с перегоном порожнего полуприцепа, но зато тяжелая машина надежнее стоит на монолитной платформе.
Модульные транспортные средства компании Goldhofer, в том числе модули серии THP/SL, предлагают неограниченные возможности по размещению груза, так как из модулей можно составить грузовую платформу любой конфигурации, даже неправильной геометрической формы или разнесенную в пространстве. Кроме того, в серию входят модули с различной осевой нагрузкой. Так, модули THP/SL рассчитаны на нагрузку до 45 т на осевую линию, модули THP/SL-L – до 26 т на осевую линию, а THP/SL-S – до 16 т на осевую линию. Это позволяет комбинировать модули в составе автопоезда, чтобы на наиболее нагруженных участках использовать самые мощные модули, а там, где нагрузки меньше либо же необходим минимальный собственный вес транспортного средства – облегченные версии модулей семейства THP/SL.
Для крепления груза предусмотрены крепежные петли на стыковочных поверхностях по бокам модуля. Так, у 4-осного модуля по три таких поверхности с каждого борта, на которые устанавливают петли на резьбовых соединениях, чтобы была возможность их демонтировать. Вместо крепежных петель могут устанавливать массивные плиты с выступающими над грузовой площадкой проушинами. Также предусмотрены специальные точки крепления на поверхности самой рабочей площадки модуля с использованием ввинчиваемых колец стропления для более удобного выбора мест крепления груза.
![Универсальный и крепкий Scheuerle UltraLightCombi](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Sch-4.jpg)
Гамма модульных транспортных средств и полуприцепов-тяжеловозов модульного типа группы TII Group, в которую входят такие компании, как Scheuerle и KAMAG, позволяет решать любые транспортные задачи. Самоходные и несамоходные модули в рамках серии позволяют стыковаться друг с другом через торцевые и боковые стыковочные узлы, что позволяет конфигурировать транспортное средство под любой груз, будь то тяжелая транспортная система или автопоезд с грузовой платформой.
![Полуприцеп Scheuerle EuroCompact в комбинации 4+6 с экскаваторной выемкой](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Sch-1.jpg)
Серии облегченных несамоходных модульных средств Scheuerle UltralightCombi и EuroCompact FL предусматривают возможность формировать автопоезд в составе передней и задней колесных тележек и грузовой платформы между ними либо стыковать несколько тележек в сплошную платформу. Таким образом, можно перевозить как тяжелую гусеничную и колесную технику, такую как карьерные самосвалы и экскаваторы, так и крупногабаритное промышленное оборудование. Маятниковая гидравлическая подвеска дает возможность перевозить концентрированные грузы, такие как трансформаторы, статоры и роторы как на низкорамной платформе, так и на сплошной платформе из состыкованных тележек. Для фиксации груза на платформах предусмотрены приварные крепежные петли производства компании RUD.
![Трехосный Nooteboom Mega MCO-48-03V(VM)](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Noot-1.jpg)
Компания Nooteboom устанавливает крепежные петли под собственной маркой, которые ей поставляет специализированный производитель крепежа по ОЕМ-контракту. Также на полуприцепах Nooteboom можно встретить крепежные петли RUD.
![Девятиосный Nooteboom Manoovr 3+6 на маятниковых осях](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Noot-2.jpg)
Что касается размещения груза на платформе, то максимальные возможности дает полунизкорамная серия Manoovr модульного типа – колесные тележки стыкуются друг с другом торцевыми поверхностями, с гидрофицированным гусаком и вставками-удлинителями, выполняющими функцию раздвижения. Гидравлическая маятниковая подвеска позволяет распределять нагрузку от концентрированного груза. Крепежные петли интегрированы в поверхность платформы и в боковые поверхности.
Раздвижные полуприцепы также обеспечены необходимыми крепежными элементами для надежной фиксации груза.
![Приварная крепежная петля с допустимым усилием 13,6 т (13 400 ДаН) производства компании RUD на полуприцепе Kässbohrer](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Kassbohrer-1.jpg)
Что касается крепления груза, полуприцепы Kässbohrer оснащены исчерпывающим комплектом крепежных элементов. Так, на полуприцепе с фронтальным заездом K.SSL 2 к верхней раме приварена пара крепежных петель, выдерживающая нагрузку 13,6 т (13 400 ДаН) каждая. Низкорамная платформа оснащена семью рядами петель с нагрузкой 13,6 т и четырьмя рядами с нагрузкой 8,1 т (8000 ДаН). На шасси имеется два ряда с допускаемой нагрузкой 13,6 т и три ряда с нагрузкой 10,2 т (10 000 ДаН). Все крепежные петли производства компании RUD. Полуприцеп также оснащен поворотными уширителями, позволяющими увеличить ширину платформы до 3000 мм.
![Перевозка пролетного строения на платформе Kässbohrer. Крепление груза стяжными цепями](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Kassbohrer-2.jpg)
Другие модели полуприцепов-тяжеловозов Kässbohrer выпускают в аналогичных комплектациях в зависимости от длины грузовой платформы.
![Полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-99903А-033-ВС PS2](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Ural-2.jpg)
Компания «Уралавтоприцеп» выпускает широкую гамму полуприцепов-тяжеловозов высокорамных, среднерамных и низкорамных, а также несамоходные модульные транспортные средства. Из этой гаммы можно подобрать оптимальное средство для перевозки конкретного груза в конкретных дорожных условиях, в том числе в условиях Сибири и Крайнего Севера.
![Раздвижной полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП -99902-0000020](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Ural-1.jpg)
Низкорамные полуприцепы выпускают в различных конфигурациях: с числом осей от 2 до 8, грузоподъемностью до 100 т, с возможностью раздвижения, с выдвижными или поворотными уширителями, которые увеличивают ширину платформы на 500–940 мм. Полуприцепы комплектуют крепежными петлями на грузовой платформе, вдоль бортов и на гусаке. Так как полуприцепы ориентированы на перевозку различных грузов, в том числе контейнеров, труб, сортамента, то на платформе заранее предусмотрены карманы для коников, отверстия для зацепления стяжных ремней.
![Раздвижной низкорамный полуприцеп ТР-473 «Meusburger Новтрак»](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Nov-2f.jpg)
Новгородская компания «Новтрак» продолжает развивать и совершенствовать свой модельный ряд полуприцепов-тяжеловозов, расширяя его возможности в перевозках крупногабаритных тяжеловесных грузов, делая их более удобными и безопасными. Полуприцепы комплектуют механическими уширителями, ряд моделей – механизмом раздвижения, а также комплектом крепежных элементов, рассчитанных на фиксацию самых разнообразных неделимых грузов. Так, востребованная 3-осная модель ТР-354 с задним заездом укомплектована тремя парами утопленных крепежных колец на гусаке, рассчитанных на нагрузку до 4000 кг каждое, восемью парами поворотных колец на грузовой платформе с нагрузкой 8000 кг каждое, восемью парами грибовидных крепежных элементов на боковых поверхностях платформы с нагрузкой 5000 кг каждый, а также выдвижными уширителями, увеличивающими ширину платформы до 3000 мм, и комплектом настилов из деревянных брусков. Настилы хранятся на гусачной части.
По желанию заказчика полуприцепы комплектуют системой манометров для контроля нагрузок на оси.
![Низкорамный полуприцеп с передним заездом ТР-473 «Meusburger Новтрак»](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Nov-1.jpg)
Компания «Политранс» предлагает широкий модельный ряд высокорамных и низкорамных полуприцепов грузоподъемностью до 100 т, многие из которых спроектированы для эксплуатации в суровых климатических и дорожных условиях.
Для фиксации колесной и особенно гусеничной техники на платформе тралов устанавливаются легкосъемные отбойные брусья, которые можно регулировать по ширине колеи машины в пяти положениях. Таким образом, при заезде машины на трал обеспечивается правильное расположение ее относительно продольной оси и снижается риск бокового смещения. От смещения вперед и назад во время движения колесную машину страхуют передние противооткатные упоры, которые также можно регулировать в нескольких положениях, и крепежные проушины с допустимой нагрузкой 20 т на гусачной части полуприцепа и на заднем свесе. Сам настил платформы может быть металлическим рифленым («чечевица»), комбинированным (металл + дерево) или металлическим без рисунка. В последнем случае на настил наваривают металлические тракозацепы. Применение на комбинированном настиле вставок из твердых пород дерева (бук) также обеспечивает лучшее сцепление груза с платформой. Для перевозки длинномерных грузов, например труб, на платформе полуприцепов устанавливаются съемные боковые стойки. Для их хранения предусмотрены специальные места под рамой.
![Увязочные петли на платформе низкорамного трала «Политранс»](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Poli-2.jpg)
Надежное крепление груза обеспечивает комплект крепежных петель на верхней части платформы. Установленные в ниши петли дают возможность увязывать груз под углом в 90 и 180°. Допустимая нагрузка на петли составляет 4,75 т.
Некоторые модели оснащают фитинговыми замками для перевозки контейнеров. На моделях с раздвижной рамой для равномерного распределения нагрузки используют передвижную долю, на которой также установлены крепежные элементы. Полуприцепы с пневматической подвеской оснащаются смартбордом и манометрами.
![Отбойные брусья, тракозацепы, петли на платформе высокорамного трала «Политранс»](/article/25522-razmeshchenie-i-kreplenie-tyajelovesnogo-krupnogabaritnogo-gruza/Poli-1.jpg)
Прогресс не стоит на месте, достаточно взглянуть на то, как изменился транспорт для перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов и средства крепления за последние десять лет. Возможно, скоро появятся новые решения как для перевозок, так и для крепления одновременно, надежные и щадящие по отношению к грузу.