
Тренды в работе с крупногабаритным оборудованием

– По нашим наблюдениям, в прошлом году был бум коротких проектов по установке технологического оборудования. Покупатели присматривались к незнакомым производителям, в первую очередь китайским, пробовали их продукцию. К 2025-му инвестиции в промышленные активы вышли на другой уровень: в нашем портфеле появилось много длинных проектов. Заказчики поняли, как закупать технику в Китае, как ее привозить, как использовать в производстве. И сейчас активно приобретают крупные прессы и линии.
Так происходит в автомобилестроении. Заводы, не первый год выпускающие китайские автомобили в России, планомерно увеличивают производственные мощности. Другие игроки отрасли перестраивают имеющиеся линии. Переключаются с требований европейских брендов на технические параметры, заданные компаниями из КНР. Например, окрасочные камеры, созданные под отечественный автопром, могут не подойти для нанесения краски на китайские марки. Часто отличаются размеры штампованных деталей кузова. Кто-то в таких случаях заменяет оборудование полностью, а кто-то модернизирует (допустим, увеличивает размер рабочей поверхности пресса на 500 мм со смещением оси на 250 мм). В обеих ситуациях для нас есть работа.
За последние годы большой технологический рывок сделали производства стройматериалов. После повышения ключевой ставки ЦБ стройка замедлилась, однако модернизация всё же не остановилась. Потребность в замещении импорта заставляет заводы приобретать новое оборудование.
В других отраслях мы видим похожие процессы: все, так или иначе, приспосабливаются к изменениям в экономике.

– Такелажные работы и монтаж, как и прежде, востребованы. Просто теперь практически всё новое оборудование, которое мы перемещаем и монтируем, ввозится из КНР. У этих работ есть специфика: производители опасаются за свои ноу-хау, поэтому неохотно предоставляют чертежи и прочую документацию. Приходится работать в условиях недостатка информации. Но мы научились этому. Строим прямую коммуникацию с коллегами из Китая, отправляем наших инженеров на производство в КНР, чтобы они смогли познакомиться со всеми нюансами монтажа. Конечно, помогает многолетний опыт наших проектировщиков и производственных бригад.
Поскольку перестройка российской промышленности продолжается, релокация производств тоже пользуется спросом. Завершился трехлетний период, когда западные игроки, ушедшие с рынка, могли выкупить оставленные мощности. После этого вырос интерес к сделкам по продаже оборудования на вторичном рынке. Некоторые принимают решение перебазировать собственные мощности в более удобный с точки зрения цепочки поставок регион. Кто-то приобретает бывшее в употреблении оборудование за рубежом. Например, летом мы переместили экструзионную машину из Узбекистана в Ленинградскую область.
Компании, не готовые покупать оборудование сейчас, ремонтируют имеющееся. С учетом такого спроса мы освоили направление по глубокому ремонту прессов. Один из таких проектов реализовали на машиностроительном предприятии в Ярославской области, другой – на металлургическом заводе в Санкт-Петербурге.
– В Тульской области мы смонтировали линию из четырех тяжелых прессов на автомобильном производстве. Короны «маленьких» прессов весили по 114 тонн, а большого – 220, причем этот узел нужно было поднять на семь метров. Основания прессов массой от 51 до 150 тонн мы перемещали на те же семь метров, только вниз, на дно приямка. Для работы задействовали наши самые мощные портальные системы грузоподъемностью 500 и 1100 тонн. При обвязке оборудования нужно было учесть множество требований производителя, вплоть до специальной маркировки пластиковых трубок. Сейчас реализуем не менее масштабный проект с прессами в Ульяновской области.
На строительстве тоннеля Байкало-Амурской магистрали мы участвовали в установке ротора проходческого щита. Чтобы добраться до этого объекта, нужно было преодолеть более 180 км по бездорожью. Но даже самый большой гидравлический портал – оборудование довольно компактное. Его доставка в труднодоступные места обходится существенно дешевле, чем транспортировка тяжелого крана. К тому же мы тщательно продумали размещение нашей оснастки в автомобилях высокой проходимости, что позволило избежать перегруза и лишних затрат.
Были интересные проекты на объектах ТЭК. Сложнейший такелаж на НПЗ: подготовка к этой уникальной операции заняла пять лет. Ремонтные работы в останов на месторождениях Дальнего Востока. Уже типичный для нас подъем барабанов котлов на электростанциях. Рассказывать можно долго, ведь мы выполняем до 15–20 проектов ежемесячно, при этом география и вариативность работы в такелаже всегда феноменальны!

– Наработанные связи с клиентами: многие обращаются к нам во второй, пятый, восьмой раз. Заказчики знают, что мы найдем безопасное инженерное решение и всё сделаем вовремя. Проявим гибкость в плане сроков, а это дорогого стоит, когда трансграничная логистика стала такой непредсказуемой. И дело не только в нашей готовности идти навстречу. Важно, что у нас есть ресурсы для этого: достаточное количество квалифицированных специалистов, самый крупный в России парк портальных систем, другого такелажного оборудования и оснастки.
Еще мы умеем организовывать работу за рубежом, активно работаем на рынке Казахстана, выполняем проекты в Узбекистане и Кыргызстане. Это расширяет круг заказчиков.
– Да, мы продолжаем следить за всеми мировыми трендами, изучаем предложение азиатских производителей, научились изготавливать высокотехнологичную оснастку на российских предприятиях. Например, недавно приобрели несколько крупных комплектов рельсовых направляющих для портальных систем, тензорные датчики, необходимые для измерения и калибровки усилия прессов при монтаже и демонтаже. Рассматриваем покупку самодвижущихся такелажных тележек.
– Конечные заказчики всё чаще хотят получать сервис под ключ и ждут, что логистические компании не только доставят оборудование на площадку, но и выгрузят его на складе временного хранения, переместят по территории завода и цеха, установят на фундамент. Мы готовы подключаться к таким проектам и решать все вопросы, связанные с наиболее сложной, последней милей.
Мы традиционно помогаем со сложной перегрузкой с одного вида транспорта на другой. Например, можем оперативно переставить генератор или другой тяжелый агрегат с железнодорожной платформы на трал прямо на путях РЖД, несмотря на значительный перепад высоты грунта. Знаем, как безопасно выгрузить тяжелую турбину с баржи в речном порту. Как специалисты по такелажу, мы прорабатываем такие проекты на высоком технологическом уровне, тем самым укрепляем партнеров своими экспертными знаниями, повышаем их конкурентоспособность по сравнению с теми, кто держится только в рамках логистики. Избавляем от необходимости создавать свои проектные отделы ради задач, которые встречаются сравнительно редко.

– Точных прогнозов сейчас не даст, думаю, никто. Однако на текущий момент мы видим неплохой рыночный потенциал, уже есть наметки по крупным проектам на будущий год. С учетом этого будем дальше реализовывать свою инвестиционную программу: закупать новое оборудование и оснастку, привлекать наиболее квалифицированных специалистов с рынка и обучать их. Продолжим развивать бизнес в Центральной Азии и других регионах. В нашем портфолио уже есть проекты, выполненные в Бразилии, Мексике, Китае, Израиле, Индии. И сегодня мы готовы обсуждать работы практически в любой стране.


















