Топ-модель
Тест телескопа JCB 540-170

Телескопические погрузчики с одинаковыми характеристиками от разных производителей можно издали различить лишь по цвету и логотипам – так они похожи. Зато внутри различия могут быть значительные, и при этом явно заметны три главных отличительных признака. Первый – это рама. Есть рамы коробчатого сечения и рамы корытообразные с двумя несущими боковыми плитами. Второй признак – гидродинамическая или гидростатическая трансмиссия. Третий – принцип выдвижения секций стрелы: гидроцилиндрами либо цепной. Если сравнить погрузчики разных марок, то у каждого будет свой набор из этих трех элементов. Есть такой фирменный набор и у JCB. Рассмотрим его подробнее на примере топовой модели линейки строительных телескопических погрузчиков 540-170 Loadall. Loadall можно толковать как «гружу всё».

Стрела полностью выдвинута

Внешне погрузчик создает впечатление хорошо скроенной, пропорциональной машины. На это впечатление работает форма и кабины, и моторного отсека. Добавим сюда поднимающиеся к корме линии, которые придают погрузчику даже спортивный вид. Последний штрих, завершающий образ, – противовес на корме, стилизованный под бампер. Впечатление не теряется даже когда погрузчик развернут в рабочее положение. Вообще эстетика техники JCB на высоком уровне.

Модель 540-170 выпускают не первый год, за это время ее не раз модернизировали, и самая существенная модернизация была совсем недавно – погрузчик стали комплектовать двигателем JCB 444. В нашем случае это установленная по заказу турбированная версия мощностью 74,5 кВт. В базовую комплектацию входит менее мощный атмосферный двигатель 63 кВт. Желающие получить по максимуму могут заказать двигатель на 93 кВт с турбонаддувом и интеркулером.

Двигатель размещен поперечно между колесами правого борта и агрегатируется с гидротрансформатором, конической передачей и полуавтоматической четырехступенчатой коробкой передач (КП) powershift с переключением под нагрузкой. КП полуавтоматическая, поскольку оператор принимает участие в выборе передачи. Подрулевым переключателем он задает направление движения вперед, назад или на месте и передачу, до которой машина может набирать скорость. После начала движения КП автоматически переключает передачи, пока не доберется до назначенной оператором. На машинах, оборудованных дисплеем, видно, как меняются номера передач, но для нашего погрузчика такого устройства не предусмотрено.

Передний мост Задний мост

Функционально гидродинамическая трансмиссия несколько отстает от гидростатической. Хотя переключение под нагрузкой КП powershift и аналогично бесступенчатому набору скорости в гидростатической трансмиссии, но у powershift нет функции inching, т. е. очень медленного движения шасси при высоких оборотах двигателя, обеспечивающих подачу максимальной мощности к рабочему оборудованию. Зато гидродинамическая трансмиссия хорошо отработана, доведена почти до совершенства и в ней в принципе нет высокого давления, как в гидростатической, нет РВД, теряющих герметичность, особенно на морозе. Гидроагрегаты привередливы к чистоте рабочей жидкости, которая вдобавок на морозе загустевает. У гидростатической трансмиссии есть бесспорное преимущество – это широкие возможности компоновки машины, что совершенно необходимо для компактной техники, однако для такой крупной машины, как 540-170, это преимущество не столь актуально.

Соединенные в единый блок двигатель и агрегаты трансмиссии установлены на раме на эластичных опорах. Основные несущие элементы рамы – это две параллельные боковые плиты, вырезанные из цельных толстых стальных листов. Возвышаясь к корме, плиты образуют опору стрелы. Одна с другой плиты соединены в жесткую конструкцию поперечинами, раскосами и косынками. Таким способом – из стальной полосы, приваренной к обеим плитам, в кормовой части устроен бак гидросистемы – решение экономное и изящное. У готового, собранного погрузчика пространство под стрелой закрыто панелью из рифленой стали, а снизу агрегаты трансмиссии – КП и карданные валы защищены кожухами, так что подробно рассмотреть устройство рамы можно только разобрав машину либо на заводе в сборочном цехе.

Рабочее место
Окно в двери открывается отдельно

Трудно сказать, какой тип рамы – корытообразный с толстыми несущими плитами или коробчатый предлагает явные преимущества для телескопического погрузчика. А если учесть, что производители вне сомнений проводят сравнительные испытания разных вариантов и принимают меры по улучшению показателей собственной продукции, то определить лидера без сложных, дорогостоящих испытаний становится невозможным. Рама должна выдерживать передаваемые от стрелы скручивающие нагрузки, особенно в области опоры стрелы, ведь в реальных условиях невозможно установить погрузчик строго горизонтально. Поэтому применяют толстый металл для корытообразной рамы, а у погрузчика с коробчатой рамой опоры стрелы выполняют в виде отдельных коробов. Понятно, что корытообразная рама тяжелее, и это, возможно, не так плохо для телескопического погрузчика, но технология ее производства проще. Коробчатая рама легче, не требует применения толстого металла, однако сложней в изготовлении.

Двигатель с коробкой передач и кабина погрузчика 540-170 опираются на приваренные к плитам поперечины. В поперечинах устроены шарниры, на которых качаются оба моста. И передний, и задний мост – ведущие с постоянным приводом и управляемые. Мосты оснащены планетарными ступичными редукторами и дифференциалами с пропорциональным распределением крутящего момента. Исполнение мостов, несмотря на функциональную идентичность, разное. В переднем мосту главная передача расположена по центру, а в заднем мосту – асимметрично.

Механизм выравнивания рамы
В подстреловом пространстве хорошо видны компенсационные гидроцилиндры

Предусмотрено три способа рулевого управления – только передними колесами, согласованно передними и задними колесами по одной колее и диагональный ход («крабовый»). Переключение режимов происходит при выворачивании колес, а при маневрировании на площадке лучше сначала остановиться, хотя можно переключаться и на ходу. Переход на управление только передними колесами происходит автоматически при движении прямо на высших передачах. Тормоза обоих мостов – гидравлические саморегулируемые многодисковые маслопогружные. Гидроконтур тормозной системы отдельный и заправляется тормозной жидкостью. Такое решение с раздельными контурами тормозной и рабочей гидравлической систем работает на живучесть машины, ее безопасность, хотя удорожает и саму конструкцию машины, и ее обслуживание. Стояночный тормоз сухого трения установлен на выходном валу КП.

Работа механизма выравнивания рамы

Рабочее оборудование погрузчика – четырехсекционная стрела коробчатого сечения. Все секции выдвигаются гидроцилиндрами, причем верхняя секция выдвигается в последнюю очередь. Компания придерживается того мнения, что гидроцилиндры надежней и, кроме того, они необслуживаемые в отличие от системы выдвижения, состоящей из гидроцилиндра и цепи. Цепь имеет свойство растягиваться в процессе эксплуатации, а значит, нуждается в регулировке. Основной недостаток системы гидроцилиндров – цена из-за сложности изготовления и материалоемкости. Помимо этого гидроцилиндры вынесены на поверхность стрелы и есть вероятность задеть штоком и повредить его поверхность при неосторожной работе, например, в производственном помещении.

Гидроцилиндр поворота каретки защищен – спрятан в оголовке стрелы. Кинематика механизма поворота каретки такова, что для автоматического поддержания ее положения при подъеме стрелы применены компенсационные гидроцилиндры, установленные в ее основании. Известно, что европейские фирмы, в частности Bosch Rexroth, ведут разработки по замене системы компенсационных цилиндров электронно-гидравлической системой, что положительно скажется и на массе машины, и на ее себестоимости. Каретка совместима с широким набором навесного оборудования, предлагаемого как самой компанией, так и сторонними производителями. Для работы с гидрофицированной навеской на оголовок выведены разъемы гидропривода.

У погрузчика две грузовысотные характеристики – с выставлением на опоры и без них. Передние опоры управляются независимо. Оператор с их помощью может добиться горизонтального положения шасси, ориентируясь на установленный над окном кабины уровень. В безопорном положении погрузчик также можно выставить в горизонтальное положение с помощью механизма выравнивания рамы, куда входит гидроцилиндр, соединяющий раму и передний мост с правой стороны. Механизм компенсирует угол наклона до ±9°. О механизме сдвига рамы, помогающем точней позиционировать груз, в описании погрузчика ничего не сказано: вероятно, для данной модели он не предусмотрен.

Транспортное положение

Мы уже привыкли к шикарным кабинам JCB, тем не менее элемент неожиданности при виде такой роскоши в утилитарной машине остается. Элегантная цветовая гамма, качество материалов и сборки, рычаги с чудесными набалдашниками (в нашем случае всего один такой рычаг, поскольку погрузчик укомплектован более дорогим, но менее ярким джойстиком, управляющим рабочим оборудованием). Ограничитель грузоподъемности показывает нагрузку на индикаторе на правой стойке кабины. Удобное регулируемое кресло, на которое будет жалко садиться в грязной робе. Панорамное остекление – большие стекла, остекленная дверь и крыша с решеткой дают хороший обзор во всех направлениях. Разумеется, есть штатная система отопления и вентиляции, и работать в такой кабине одно удовольствие.

Основные опции касаются выбора двигателя и варианта трансмиссии – со скоростью 25 км/ч (стандартная) или 33 км/ч. Предлагают также передний мост с дифференциалом повышенного трения. Остальные опции носят скорее прикладной характер – оснащение кабины, дополнительное внешнее освещение и т. п., поскольку в богатую базовую комплектацию сложно добавить еще что-то существенное.

Двигатель JCB 444

Погрузчику JCB 540-170 Loadall свойственны все «фамильные» особенности «телескопов» JCB – корытообразная рама, гидродинамическая трансмиссия и выдвижение стрелы гидроцилиндрами. У каждого из этих решений есть достоинства, как, впрочем, и недостатки, касающиеся в основном цены. Вкупе с роскошной кабиной, высоким качеством изготовления и широким набором навесного оборудования это замечательная машина.

Техническая характеристика погрузчика JCB 540-170
Параметр На опорах Без опор
Грузоподъемность максимальная, кг 4000 4000
То же на полной высоте, кг 2500 1500
То же на полном вылете, кг 600 0
Высота подъема, мм 16 700 11 570
Вылет при полной высоте подъема (от переднего колеса), мм 2050 4150
Горизонтальный вылет (от переднего колеса), мм 12 500 9040
Вылет с грузом 1 т, мм 10 500 6000
Высота подъема при укладке в штабель, мм 16 200 10 900
Двигатель JCB 444
Мощность, кВт 74,5 при 2200 мин-1
Крутящий момент, Н·м 415 при 1400 мин-1
Радиус поворота (по шинам), м 4,1
Габаритные размеры, мм 6360х2440х2690
Масса, кг 12 160

«Однокласники»

Bobcat Т40170 – также топ-модель линейки телескопических погрузчиков компании и яркий представитель направления коробчатых рам. У него гидростатическая трансмиссия и цепной механизм выдвижения стрелы, особенность которого в том, что все его элементы спрятаны внутри стрелы. Регулировку цепи проводят снаружи без разборки.

Стрела четырехсекционная и управляется джойстиком. Погрузчик оснащен двигателем Perkins. Основные опции – механизм выравнивания рамы на угол ±4°, механизм сдвига рамы, дающий боковое смещение каретки до 850 мм, и система дистанционного управления.

Bobcat Т40170

Caterpillar ТН580В – топ-модель самой крупной корпорации. У погрузчика корытообразная рама, гидродинамическая трансмиссия и цепной механизм выдвижения четырехсекционной стрелы, причем элементы механизма – гидроцилиндр и цепи – расположены поверх стрелы. Двигатель и трансмиссия – собственного производства. Механизм выравнивания рамы компенсирует уклон до ±10°.

Caterpillar ТН580В
компании по теме статьи
компании по теме статьи