Преимущества и недостатки фронтального и заднего заездов
Самый конструктивно простой, доступный по цене, простой в эксплуатации, а потому самый распространенный – это задний заезд. Самоходный груз заезжает на грузовую платформу сзади по трапам – что может быть проще. Нераздвижная или раздвижная грузовая платформа выполняется ровной от заднего колеса до гусака, что позволяет эффективно использовать всю ее длину и обеспечивает безопасное движение по ней самоходной машины.
У этого замечательного технического решения есть два ограничения: габаритная высота и устройство для заезда. Возникают проблемы с габаритной высотой, складывающейся из высоты платформы и высоты груза, уменьшить которую можно только путем частичной разборки груза. Производители самоходной техники хорошо знакомы с этой проблемой и закладывают в конструкцию возможность быстро и с минимальным ущербом уменьшить высоту. Так, на асфальтоукладчиках тент и выхлопную трубу выполняют складными, на колесных погрузчиках снимается кабина, на экскаваторах снимается рукоять, конструкция гусеничных кранов может предусматривать полную разборку и перевозку по частям. Производитель полуприцепа ограничен размером колес, минимальный размер колес – 17,5 дюймов.
Второе ограничение – это трапы. Чем длиннее трапы, тем заезд более пологий, тем больше возможностей для погрузки машин с малым углом заезда, таких как асфальтоукладчики, катки, фрезы, дробилки и грохоты, буровые и сваебойные установки на гусеничном ходу. Да и остальную технику грузить проще и безопаснее. Но чем длиннее трапы, тем они тяжелее и выше. Длинные трапы двойного сложения представляют собой довольно тяжелый придаток на корме автопоезда, который нужно учитывать в полной массе автопоезда и распределении нагрузок по осям. А внушительная парусность трапов отражается на средней скорости автопоезда, управляемости, расходе топлива и в целом на безопасности перевозки.
Для снижения габаритной высоты грузовая платформа может быть выполнена ниже уровня колес, и груз должен размещаться между гусаком и задней тележкой. Погрузка на такой полуприцеп – уже достаточно сложное упражнение для оператора самоходной машины, связанное с риском соскальзывания. Чтобы устранить такого рода риски, строят полуприцепы с фронтальным заездом и отстегивающимся гусаком.
Основное предназначение полуприцепов с фронтальным заездом – это перевозка тяжелой самоходной техники. Конструктивно и технологически эти полуприцепы сложнее и дороже в производстве и эксплуатации, чем с задним заездом.
Полуприцеп состоит из двух частей – отстегивающегося гусака и грузовой платформы, выполненной воедино или состыкованной с задней колесной тележкой. Существуют такие полуприцепы, в которых между гусаком и платформой можно вставить колесную тележку для перевозки более тяжелого груза. Платформа стыкуется с тележкой с помощью подвески тележки.
Перед погрузкой платформу отстыковывают от гусака, и тягач вместе с гусаком отъезжает, освобождая пространство для въезда. Так как у площадки есть некоторая высота, то для удобного, беспрепятственного заезда используют откидные треугольные трапы или приставные аппарели. Также есть оригинальные решения, у которых роль трапов выполняет шарнирный гусак. В этом случае от гусака отстегивается не платформа, а тягач. Но въезд на платформу получается неровный, с горбом.
В случае с фронтальным заездом конструктор в меньшей степени зависит от размера колес. Тем не менее используют в основном размер 17,5 дюймов в целях унификации.
Фронтальный заезд удобен и безопасен для погрузки самоходной машины с малым углом заезда, да и для более проходимых машин он безопаснее. Кроме того, на лежащую на земле платформу можно устроить заезд сбоку.
Фронтальный заезд отличается также и проходимостью, поскольку дорожный просвет под платформой регулируется в больших пределах с помощью гидравлического гусака и подвески колесных тележек. Используют пневматическую и гидравлическую подвески с принудительным рулевым управлением. Гидросистема полуприцепа включает гидростанцию с электроприводом от бортовой сети тягача. Гидростанцию и органы управления гидросистемой монтируют на гусаке.
Под перевозку груза может использоваться и задняя колесная тележка, заезд на которую выполняется по приставным трапам. Между колесами задней тележки устраивают нишу для экскаваторной рукояти, которая позволяет несколько уменьшить габаритную высоту автопоезда.
Основные ограничения фронтального заезда в более высокой цене, несколько более сложной эксплуатации, требующей определенных навыков от водителя и в длине груза.
Компания Goldhofer выпускает широкую гамму полуприцепов с задним заездом и с фронтальным, модульные полуприцепы с широкими возможностями конфигурирования, а также модульные транспортные средства, на базе которых конфигурируют прицепные и полуприцепные автопоезда с фронтальным заездом.
В гамму полуприцепов с задним заездом входят серии STN-L, STZ-L и STZ-H с одинарным или двойным раздвижением ровной по всей длине платформы, с числом осей от двух до восьми. Для этих самых бюджетных среди полуприцепов Goldhofer серий используют традиционную зависимую гидравлическую и пневматическую подвеску со ступицами на поворотных цапфах. Погрузочная высота полуприцепов STZ-L составляет 780 мм, полуприцепов STZ-H – 795 мм. По европейским меркам это высокие полуприцепы. Заезд на платформу выполняется по гидравлическим трапам двойного сложения.
В полуприцепах серии MPA с задним заездом используют независимую гидравлическую подвеску МРА типа «Макферсон», которая обеспечивает погрузочную высоту 780 мм, плавный ход и управляемость всех осей, которых может насчитываться до восьми. Заезд на платформу с одинарным или двойным раздвижением выполняется по трапам двойного сложения.
Для перевозки колесной техники разработаны 3- и 4-осные полуприцепы с колесными нишами с задним заездом по трапам.
Гамма полуприцепов с фронтальным заездом включает серии STZ-VL и STZ-VH с зависимой пневматической и гидравлической подвеской, MPA-V с независимой гидравлической подвеской MPA, STZ-VP с маятниковой гидравлической подвеской. Для комплектации полуприцепов используют гидравлические гусаки трех исполнений, передние колесные тележки с числом осей от одной до трех, грузовые платформы различных типов и длины, задние колесные тележки с числом осей от двух до семи.
Максимальные возможности в конфигурировании транспортного средства предлагают модульные транспортные средства. Goldhofer выпускает несамоходные и самоходные серии модулей с возможностью стыковки их между собой, а также грузовые платформы, гусаки, тяговые дышла, гидростанции, стыковочные адаптеры.
Компания Scheuerle совместно с KAMAG и Nicolas поставляет на рынок полуприцепы с задним и передним заездом, а также всеобъемлющую гамму модульных транспортных средств, как несамоходных, так и самоходных, на базе которых строят автопоезда и транспортные системы под любой по массе и габаритам груз.
Низкорамные полуприцепы серии EuroFlex с задним заездом, числом осей от трех до пяти ориентированы на перевозку строительной и иной техники и оборудования. Особенность этой серии в увеличенных межосевых растояниях, что позволяет брать на борт более тяжелый груз. Гусак выполнен со скошенной поверхностью для заезда на него малой машины. Задний заезд выполняется по гидравлическим трапам двойного сложения.
Серия полуприцепов SuperFlex предназначена для перевозки более тяжелых грузов, до 140 т. Минимальное число осей – 5, максимальное – 3+7, колесные тележки соединяет одно- или двукратный механизм раздвижения. Плюс к этому гидравлическая маятниковая подвеска с ходом 650 мм.
Фронтальный заезд представлен 2-осным габаритным по ширине полуприцепом EuroLight грузоподъемностью (г/п) 37 т с гидравлическим гусаком. Двухбалочная платформа с однократным или двойным раздвижением. Пространство между балками закрыто съемным настилом, на задней тележке устроена ниша для экскаваторной стрелы. Полуприцеп предназначен для перевозки малой и среднеразмерной техники, то есть для массовых для этого сегмента перевозок, и рассчитан на скорость до 80 км/ч.
Полуприцепы с фронтальным заездом серии EuroCompact способны перевозить груз до 140 т в максимальной конфигурации 4+6. Полуприцепы EuroCompact выполнены по модульной концепции и предлагают полный набор преимуществ фронтального заезда: минимальный габарит по высоте и регулировку дорожного просвета с помощью гидравлического гусака и гидравлической маятниковой подвески с ходом 650 мм, исключительную управляемость маятниковой подвески. Автопоезд составляется из гидравлического гусака, передней тележки с числом осей от одной до четырех, грузовой площадки с одной, двумя балками или сплошной, задней колесной тележки с числом осей от трех до шести, с нишей для экскаваторной рукояти. Кроме того, осность можно увеличить дополнительными одно- и двухосными дополнительными тележками.
Нидерландская компания Nooteboom строит полуприцепы-тяжеловозы с 1953 г. Сегодня компания поставляет на европейский рынок широкую гамму полуприцепов с задним, с передним заездом и модульного типа. Так, серия EUROTRAILERS представляет собой полуприцепы модульного типа, составляемые из колесных тележек, тележек-долли, гусаков и грузовых площадок различного типа в зависимости от характера перевозимого груза. Для перевозки тяжелой техники используют фронтальный заезд, когда отцепляют гусак или переднюю тележку от грузовой платформы. Низкая грузовая платформа с двукратным раздвижением позволяет перевозить и иные длинномерные грузы по ровной местности.
К модульным относится и новая серия MANOOVR с числом осей до десяти и г/п до 150 т. В серию входит своего рода подсерия легких полуприцепов MANOOVR г/п до 100 т, с 3–5 осями и задним заездом по трапам, разработанная для перевозки строительной техники. Для Европы, где разрешены более высокие нагрузки на маятниковую подвеску, MANOOVR позволяет составлять более короткий и маневренный автопоезд.
Полуприцепы с нишей для экскаваторной рукояти предлагают в исполнениях с шириной платформы 2740 и 2890 мм. Ширина ниши – 800 и 950 мм соответственно, глубина ниши – 300 мм.
Серия MULTITRAILER – это универсальные полуприцепы с задним заездом и многократным раздвижением грузовой платформы, предназначенные для перевозок самых различных грузов. При необходимости трапы демонтируют. Исполнения полуприцепов различаются по числу осей, межосевому расстоянию, длине раздвижения, исполнению гусака.
Динамично развивающаяся компания Kässbohrer не так давно обновила и расширила модельный ряд, и сегодня он включает в себя полуприцепы как с классическим задним, так и с передним, фронтальным заездом.
Семейство низкорамных полуприцепов-тяжеловозов с задним заездом теперь начинается с 3- и 4-осных полуприцепов с задним заездом K.SLS.L3 и K.SLS.L4. Легкий нераздвижной 3-осный полуприцеп выполняет несложные перевозки, выигрывает за счет небольшого веса и невысокой стоимости относительно раздвижных тралов, удобен для перевозки компактных неделимых грузов, длина рабочей платформы – 9,4 м. Заезд машины на полуприцеп выполняется по гидротрапам двойного сложения.
Четырехосный нераздвижной полуприцеп предназначен для перевозки грузов массой до 45 т. Самоходные грузы въезжают на платформу по гидротрапам двойного сложения или приставным аппарелям. Часто K.SLS.L4 используется для перевозки дорожной техники, например катка и асфальтоукладчика одновременно, малогабаритная техника может въезжать на гусак по малым приставным трапам. Длина рабочей платформы – 11,7 м.
Раздвижные полуприцепы с задним заездом представлены 3-осными моделями K.SLA3 г/п от 35 т, 4-осной моделью K.SLA 4 г/п от 44 т и 5-осной K.SLA5 г/п 60 т. Платформы всех трех моделей тралов раздвигаются механическим способом на 6 м плюсом к собственной длине. Заезд на платформу выполняется по трапам двойного сложения. Все тралы Kässbohrer оснащены гидростанциями для подъема и опускания аппарелей с помощью гидравлики, что значительно облегчает и ускоряет работу водителя.
Фронтальный заезд представлен 2- и 3-осными моделями K.SLL 2 и K.SLL 3 г/п до 30 и 35 т с гидравлическим отстегивающимся гусаком, что, собственно, и обеспечивает передний заезд техники. Рабочая платформа раздвигается более чем на 5 м. Подвеска колес задней тележки пневматическая.
Компания «Уралавтоприцеп» – одно из старейших машиностроительных предприятий, выпускающая продукцию как гражданского назначения, так и специализированную продукцию для нужд Министерства обороны. Все полуприцепы, предназначенные для транспортировки танков и других боевых машин, выполнены с задним заездом для минимизации времени погрузки-разгрузки.
Обширная гамма гражданских полуприцепов представлена преимущественно моделями с задним заездом – высокорамными, низкорамными, раздвижными и нераздвижными с числом осей до восьми. Заезд на платформу может выполняться по откидным трапам одинарного или двойного сложения, на усмотрение заказчика. Для легких полуприцепов возможен вариант с приставными аппарелями.
Фронтальный заезд представлен 3-осной моделью ЧМЗАП 93371-020 г/п 50 т. Гидравлический гусак оснащен автономной гидростанцией для привода гидроцилиндров подъема-опускания гусака и опоры для фиксации отстегнутого от платформы гусака. В передней части платформы предусмотрены небольшие откидные трапы для удобного заезда.
На базе этой модели выпускают модификации с увеличенной габаритной шириной, уменьшенной высотой ССУ и раздвижной платформой.
Компания «Тверьстроймаш» продолжает развивать все серии полуприцепов с задним и фронтальным заездом. Так, недавно в серии Front появились исполнения с раздвижной платформой и периметральным гусаком.
Наиболее востребована из новых исполнений полуприцепов с фронтальным заездом модель г/п 34 т с собственной массой 10,5 т, что позволяет отнести ее к категории «сверхлегких». Полуприцеп выполнен в габарите по ширине – размеры грузовой платформы 6500х2540 мм с возможностью нарастить ширину до 3200 мм механическими уширителями. Компания применила оригинальный механизм стыковки, который позволяет экономить время погрузочно-разгрузочных операций. Компактную колесную машину можно перевозить на площадке над колесами полуприцепа. Трапы для заезда на площадку хранят в отсеке на гусаке. На полуприцепе использована пневматическая подвеска.
Серия Front также включает 3- и 4-осные модели г/п 45–65 т.
Базовую серию полуприцепов с задним заездом пополнили исполнением, соответствующим не только российским, но и европейским требованиям. Так, одна из наиболее востребованных новых моделей – 99394E-S46 г/п 46 т. Платформа полуприцепа раздвигается с 8700 до 14 700 мм. Ширина платформы в габарите – 2530 мм, погрузочная высота – 860 мм, на полуприцепе использована пневматическая подвеска SAF. Заезд на платформу выполняется по легким приставным трапам. Эта опция полезна для снижения собственной массы полуприцепа, экономии резины и топлива. Фитинги для перевозки контейнеров также съемные. Предусмотрена возможность перевозки компактной техники и оборудования на гусачной части.
Компания «Meusburger Новтрак» из Великого Новгорода выпускает разнообразную гамму прицепной техники. В основном это нераздвижные и раздвижные полуприцепы с задним заездом с числом осей до семи. Заезд на платформу выполняется по откидным трапам одинарного или двойного сложения либо по приставным аппарелям. Для приставных аппарелей нужны места для хранения, и не на всех моделях они могут применяться.
Линейка полуприцепов с передним заездом и отстегивающимся гидравлическим гусаком включает несколько моделей, начиная от одноосного ТР-130 и заканчивая пятиосным ТР-585. Все модели оснащают раздвижной грузовой платформой, что позволяет перевозить не только технику, но и длинномерные неделимые грузы. Компания также предлагает подкатные тележки-долли для лучшего распределения нагрузок.
Компания ПКФ «Политранс» предлагает серию высокорамных и низкорамных, нераздвижных и раздвижных моделей полуприцепов с задним заездом с числом осей от двух до семи и г/п до 120 т. Самоходная машина может заезжать на платформу по трапам с механическим или гидравлическим приводом (одинарного или двойного сложения), для ряда моделей возможно использование приставных аппарелей. Для перевозки груза может использоваться и гусачная часть, куда компактная машина въезжает по треугольным приставным трапам.
Компания также разрабатывает линейку полуприцепов с фронтальным заездом с отстегивающимся гусаком. В 2018 г. разработана новая модель такого 3-осного низкорамного полуприцепа ТСП 94183-0000042-0300 г/п 41 т. Новый трал выполнен с применением стали с высокими прочностными характеристиками. Таким образом, удалось снизить снаряженную массу полуприцепа до 12,1 т. Рама полуприцепа выполнена с обратным изгибом для компенсации деформаций, возникающих при полной нагрузке. Усовершенствована конструкция упоров гусака, что привело одновременно и к снижению массы, и к удобству при осуществлении сцепки-расцепки. Полуприцеп оснащен быстроразъемными соединениями для электро- и пневматического оборудования. В целом процесс сцепки-расцепки происходит всего за восемь шагов. Настил платформы полуприцепа комбинированный – сталь/ дерево. Такое решение призвано улучшить сцепление при погрузке и транспортировке техники. Также для крепления и фиксации груза при перевозке используются увязочные петли на рабочей и верхней платформах.
Подвеска полуприцепа 3-осная пневматическая, выполнена по схеме 2+1, с самоустанавливающейся осью. Для контроля осевой нагрузки трал оснащается виброустойчивым манометром. В стандартную комплектацию полуприцепа входят приставные алюминиевые трапы, которые обеспечивают малый угол заезда техники и способствуют снижению ударной нагрузки, возникающей при погрузочных работах. Они также могут использоваться и для заезда на заднюю площадку. Длина передней площадки – 7680 мм, задней – 4184 мм. При движении в сцепке с тягачом длина автопоезда не превышает допустимых параметров.
Компания «Спецприцеп» поставляет на российский рынок низкорамные и высокорамные полуприцепы с задним заездом, а также полуприцепы с фронтальным заездом, как на маленьких колесах R17.5, так и на больших R22,5. Линейка низкорамных полуприцепов с ровной грузовой платформой с задним заездом на нее по трапам состоит из моделей с числом осей от одной до восьми. Для полуприцепов с числом осей от трех до восьми предусмотрен механизм раздвижения платформы. В комплектацию входят трапы однократного либо двукратного сложения – по желанию заказчика, возможна установка гидравлических трапов.
Линейка высокорамных полуприцепов с числом осей от одной до пяти предназначена для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, выполнены они с большим запасом прочности и оснащены шинами размером 20 дюймов. Полуприцепы с числом осей от двух до пяти могут исполняться с раздвижной платформой. Заезд на платформу выполняется по откидным трапам однократного сложения.
Линейка полуприцепов с передним заездом и гидравлическим гусаком включает модели с числом осей от одной до пяти. Трех- и четырехосные полуприцепы оснащены раздвижной платформой. На колесной тележке предусмотрена ниша для экскаваторной рукояти. Эта линейка включает универсальную двухосную модель 9942D2 с откидными трапами одинарного сложения, таким образом, закатывать самоходную машину на платформу можно как спереди, так и сзади в зависимости от обстоятельств.
В 2016 г. конструкторским отделом завода SPECPRICEP была разработана cверхлегкая модель полуприцепа с фронтальным заездом 9942D3 весом 8500 кг при г/п 30 т. Она позволяет перевозить экскаваторы и бульдозеры собственным весом до 27 т без оформления разрешения.
Таким образом, оба направления – и передний, и задний заезд – получили значительное развитие. Модельные ряды разнообразны – на любой вкус и карман. Внешне похожие конструкции отличаются деталями, например, механизмом регулировки высоты гусака, механизмом сцепки гусака с платформой, прокладкой коммуникаций, расположением органов управления, подводом питания к гидростанции. Конструкторская мысль не стоит на месте, ищет новые, оригинальные решения для улучшения эксплуатационных качеств техники и создания специализированных моделей.