Транспорт для длинномерных грузов
Сегодня к основным длинномерным грузам относятся строительные конструкции – пролеты, колонны, другие готовые строительные конструкции, промышленное оборудование в виде цилиндрических колонн, морские и воздушные суда, а также трубы, рельсы и иной прокат. Сравнительно недавно к перечню длинномеров добавились компоненты ветрогенераторов – лопасти и колонны (башни). Длинномерный груз не только негабаритный, он может быть еще и тяжеловесным, а также самонесущим, как труба, пролет или химический реактор, или несамонесущим, как лопасть ветрогенератора. Самонесущий груз может выполнять функцию дышла для прицепа-роспуска.
Компания Goldhofer поставляет на мировой рынок исчерпывающую гамму модульных транспортных средств и автомобильных полуприцепов способных перевозить длинномерные грузы.
Любая линейка несамоходных и самоходных модульных транспортных средств Goldhofer может использоваться для перевозки длинномеров. Сама концепция модульности предусматривает такую возможность. Из модулей составляют сплошную многоосную платформу, на которую и укладывают длинномерный груз либо формируют из модулей две колесные тележки, на которые устанавливают опорно-поворотные столы различной грузоподъемности, которые компания также предлагает в качестве аксессуара, а на столы уже укладывают самонесущий груз.
Дмитрий Железников, главный механик АО «Трест Коксохиммонтаж», г. Москва: «На 4-осном раздвижном полуприцепе Goldhofer мы в 2017 году перевозили из порта Сабетта (п-ов Ямал) на завод СПГ к месту монтажа так называемые спулы. Спул – это труба или металлоконструкция длиной до 50 м внутри ограждающей конструкции, выполненной из профилей и предохраняющей трубу от повреждений при транспортировке. Спулы были и по 30, и по 40, и по 50 м, грузили их двумя кранами. Рейсы были через день по два-три за день. Полуприцеп может пошагово раздвигаться до общей длины 51,3 м, что добавляет гибкости при перевозке.
Наш полуприцеп Goldhofer удобен тем, что оснащен принудительным гидравлическим управлением осями и им можно рулить как из кабины водителя радиопультом, так и снаружи проводным пультом дистанционного управления при помощи оператора. У полуприцепа хорошая грузоподъемность, он легко справляется с грузами до 60 т. Для работы зимой на Крайнем Севере меняли масло на арктическое для эксплуатации в среде низких температур до –45°, а перед летней эксплуатацией меняли обратно на стандартное. Прицеп легко управляем, практичен, имеет хорошие габариты».
Напомним, что Goldhofer предлагает несколько линеек модулей:
- несамоходные модули со шкворневым креплением осевого агрегата: серия THP/ET с односкатной ошиновкой, серии THP/UT и THP/MT с двускатной ошиновкой;
- несамоходные модули с креплением осевого агрегата через поворотный круг: THP/SL-S с односкатной ошиновкой, серии THP/SL-L и THP/SL с двускатной ошиновкой;
- самоходные модули с механическим рулевым управлением: серии PST/SL и PST/H;
- самоходные модули с электронным рулевым управлением: серии PST/SL-E и PST/ES-E.
Внутри серии могут быть исполнения, различающиеся числом осевых линий, нагрузкой на осевую линию, размером колес, шириной платформы.
Виктор Петрущенко, генеральный директор компании «ИнСпецКом», г. Москва: «Это случилось на строительстве развязки на пересечении Рублевского шоссе с ул. Академика Павлова и Маршала Тимошенко. Строители не хотели надолго перекрывать движение и строить объездную дорогу, поэтому обратились к нам с вопросом, сможем ли мы перевезти пролет целиком. Мы ответили: да, сможем.
Мостовой пролет неширокий, но длинный и тяжелый – длина 94 м и вес 270 т. Мы предварительно выезжали на место сборки и попросили, чтобы мостовые конструкции сваривали на ложементах на высоте 1,4 м, чтобы грузить его с помощью гидравлической подвески.
Мы поставили два модуля Scheuerle шириной 3000 мм по шесть осевых линий каждый, на них опорно-поворотные столы, спереди и сзади сцепили по тягачу по 250 т. Загнали одну «шестерку» спереди под груз, вторую сзади, и модули своей гидравлической подвеской приподняли мост, сразу погрузчиками вытащили ложементы и начали крепить груз. Готовили специальное крепление: отдельную конструкцию крепили на поворотный стол и ответную часть к пролету, чтобы всё приворачивалось к штатным отверстиям. Таким образом перевезли мостовой пролет целиком.
Везли ночью и перекрывали движение всего на 4 часа. На месте монтажа двумя кранами сняли мостовой пролет и установили на место. На самом деле таких пролетов было два, и мы подавали их к месту монтажа две ночи подряд. Таким образом за две ночи установили целиком весь мост».
Для сравнительно легких самонесущих и несамонесущих длинномерных грузов Goldhofer предлагает раздвижные автомобильные полуприцепы, такие как платформы SPZ-L/SPZ-GL или SPZ-P/SPZ-GP с трехкратным раздвижением, либо полуприцеп SPZ-P Super Lift с 4-кратным раздвижением, гидравлическим гусаком и маятниковой подвеской, которые позволяют регулировать дорожный просвет спереди и сзади.
Компания Scheuerle совместно с KAMAG и NICOLAS поставляют на рынок широкую гамму несамоходных и самоходных транспортных средств, которые превосходно подходят для перевозок длинномерных тяжелых и сверхтяжелых грузов. Выпускают модули в легкой, средней и тяжелых весовых категориях.
Легкая весовая категория включает серии Scheuerle Ultralight Combi и EuroCombi, KAMAG K20, NICOLAS MDEL (Modular Europe Light) с нагрузкой на осевую линию 12 т на скорости 80 км/ч и до 20 т на скорости 10 км/ч. Осевую линию составляют 4 колеса, грузоподъемность 4-осного модуля – 37–43 т в зависимости от модели. Транспортные средства этих серий предназначены для перевозки грузов различного характера, производителями предусмотрены «постели» различного назначения, гидравлические гусаки, адаптеры для колонн и ступиц лопастей ветрогенераторов, опорно-поворотные столы, позволяющие использовать все возможности модулей для перевозки самых разных длинномерных грузов. Модули UltralightCombi отлично стыкуются со всеми модулями семейства Scheuerle Combi. Модуль К20 входит в серию Scheuerle-KAMAG K25 и представляет собой облегченную модель этой серии с уменьшенной габаритной шириной и нагрузкой на осевую линию.
Средняя весовая категория представлена сериями KAMAG K22, Scheuerle FlatCombi и NICOLAS Flat MDE и MDE. Для этих серий характерна нагрузка на осевую линию 14 т на скорости 80 км/ч и до 25 т на скорости 10 км/ч. Осевую линию составляют 8 колес, грузоподъемность 4-осного модуля – 41–45 т в зависимости от модели. Серии FlatCombi и К22 отличаются низкой погрузочной высотой – 770 мм, что удобно для перевозки высоких грузов.
Тяжелая весовая категория – это Scheuеrle-KAMAG K25 H, Scheuеrle InterCombi и NICOLAS MDED и MHD. Здесь все по максимуму: нагрузка на осевую линию 34 т на скорости 10 км/ч для модулей для MDED, 40 т для модулей MHD и 45 т для nterCombi и К25 Н. Осевую линию составляют 8 колес, грузоподъемность 4-осного модуля – 50 т. Для длинного сверхтяжелого груза можно использовать модули серии К25, отличающиеся большой жесткостью на изгиб и кручение.
Нидерландская компания Nooteboom специализируется на автомобильных полуприцепах-тяжеловозах и специальных полуприцепах, в том числе для перевозки длинномерных грузов. К числу таких специальных полуприцепов относится серия TELETRAILER – раздвижные полуприцепы с ровной платформой. Может быть одно-, двух-, трех- и четырехкратное раздвижение, максимальная длина платформы – 65 м. Грузоподъемность полуприцепа – до 100 т в зависимости от числа осей, которых может быть от двух до семи. Плюс к этому гидравлическое рулевое управление осями. Несущие конструкции выполнены из высокопрочных сортов стали, чтобы выдерживать изгибающие и скручивающие нагрузки от груза – стальных и железобетонных конструкций. К особенностям полуприцепов этой серии также относятся оси «тележного» типа на пневматической или гидропневматической подвеске. При перевозке длинномерных грузов по дорогам общего пользования большую проблему создают радиусы поворота, бордюры вдоль них, ограждения и зеленые насаждения. Оси «тележного» типа, то есть установленные на опорно-поворотном круге и поворачивающиеся целиком, позволяют колесам полуприцепа идти след в след за колесами тягача и огибать радиусы, а высокая рама проходит над бордюрами и кустами.
Сергей Егиазарян, генеральный директор ООО «М-ГРУПП», г. Санкт-Петербург: «Мы эксплуатируем порядка 25 полуприцепов Nooteboom различных моделей. Самый крупный полуприцеп – грузоподъемностью 140 т. Парк тягачей также достаточно разнообразен: MAN, Volvo и DAF с колесными формулами 8х8, 8х6, 6х6, 6х4. Эта техника позволяет нам выполнять заказы на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов различного характера, начиная от строительной техники и заканчивая энергетическим и химическим оборудованием по всей территории Российской Федерации, а также в Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Монголию, Армению, Грузию. Для техники такого уровня не представляет препятствия горная местность.
У нас большой опыт в перевозке длинномеров. В Санкт-Петербурге мы участвовали в строительстве большинства путепроводов. Самое сложное – это радиусы поворотов, зачастую с перекрытием встречного движения. Мы в основном используем полуприцепы Nooteboom с поворотными осями, которые значительно облегчают решение наших транспортных задач. Плюс к этому прочность конструкции и качество исполнения. Механизмы раздвижения выполнены превосходно, что позволяет легко и быстро раздвинуть или сдвинуть полуприцеп».
В серию TELETRAILER входят универсальные полуприцепы OVB TELETRAILER с плоской платформой без гусака для перевозки длинномерных грузов, специализированные OVB TELESTEP с гусаком для перевозки лопастей ветрогенераторов и специализированные нераздвижные OVB BALLASTTRAILER для перевозки балласта и других частей тяжелых кранов.
Специально для перевозок лопастей длиной до 70 м компания создала SUPER WING CARRIER – трехосный полуприцеп с 4-кратным раздвижением, гидравлической подвеской на маятниковых осях с большим ходом и принудительным рулением. Чтобы выдерживать скручивающие нагрузки от груза и бокового ветра, несущие конструкции полуприцепа выполнены из высокопрочной стали. Жесткая конструкция также препятствует передаче нагрузок при движении на ценный груз. В зависимости от формы лопасти предусмотрены различные варианты ее крепления на платформе. Маятниковая гидравлическая подвеска с ходом 600 мм в сочетании с гидравлическим гусаком с вертикальным ходом 820 мм позволяет в зависимости от обстоятельств регулировать дорожный просвет под телескопической балкой и верхний габарит, проходя таким образом над или под препятствием.
Недавно компания Kässbohrer представила новый модельный ряд полуприцепов-тяжеловозов, а также объявила о строительстве нового завода низкорамных полуприцепов в городе Адапазары на северо-западе Турции, где, кстати, в прилегающих районах находятся заводы Toyota, Hyundai, Ford и Goodyear. Это будет одно из самых мощных и передовых производств низкорамных полуприцепов в Европе. Площадь территории – 60 000 м2, проектная мощность – 2500 полуприцепов в год. Производство будет построено в соответствии с концепцией Industry 4.0.
Андрей Гильгенберг, генеральный директор компании «Трал 72», г. Тюмень: «Буквально недавно закончили доставку мостовых балок из Тюмени на Северное Приобское месторождение. Балок много, возили через день колонной по три автопоезда по федеральной трассе Тюмень – Ханты-Мансийск с машинами сопровождения, как положено.
Возили на 6-осных полуприцепах Kässbohrer LB6E с одинарным раздвижением. Для балок сделали специальные П-образные железобетонные ложементы. Полуприцепы показали себя отлично. Я много лет покупаю полуприцепы Kässbohrer как немецкой, так и турецкой сборки: и LB3, и LB4, и LB6. Если сравнивать с европейскими полуприцепами других марок, то Kässbohrer им не уступают».
Новый модельный ряд Kässbohrer включает серию тяжелых раздвижных платформ K.SPA M и K.SPA X, предназначенных в первую очередь для перевозки длинномерных строительных конструкций. Это полуприцепы с ровной платформой без гусака, рассчитанные на эксплуатацию с тягачом с низким ССУ. Полуприцепы оснащены трехосной пневматической подвеской, возможна установка 1-й подъемной оси и самоподруливающих осей. Предусмотрены различные исполнения задней рампы и аппарелей. Большой пакет опций включает в себя установку бортов, коников, контейнерных замков и многих других полезных дополнений для обеспечения безопасной перевозки груза.
Компания «Уралавтоприцеп» выпускает обширную гамму раздвижных полуприцепов, предназначенных для перевозки длинномерных конструкций. Так, семиосный полуприцеп ЧМЗАП-99905-010 с задним заездом предлагает двойное телескопирование с промежуточной площадкой, что позволяет перевозить на нем грузы длиной до 30 м. Максимальная грузоподъемность полуприцепа со сдвинутой платформой – 80 т. Маневренность многоосного полуприцепа обеспечивает принудительное рулевое управление, которое получает управляющий сигнал от ССУ в автоматическом режиме либо вручную с пульта дистанционного управления. Все семь осей на задней тележке, первая ось подруливающая, вторая – фиксированная, с третьей по седьмую – с принудительным управлением. Подвеска пневматическая, колеса с двускатной ошиновкой.
Восьмиосный полуприцеп ЧМЗАП-99908 по спецификации 010 с задним заездом также выполнен с двухступенчатым раздвижением и может перевозить длинномерные тяжелые грузы длиной до 30 м, массой до 100 т. Грузовая платформа разделена на две части: переднюю с двумя осями и заднюю с шестью. Длина полностью раздвинутой платформы – 26 м. Все оси полуприцепа с принудительным рулевым управлением, передние с механизмом подъема.
Кроме полуприцепов с грузовой платформой компания предлагает прицепы-балковозы, предназначенные для перевозки длинномерных грузов – леса, труб, железобетонных балок, опор освещения и т. д. как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью.
Полуприцеп-балковоз ЧМЗАП-999039 по спецификации 010 грузоподъемностью (г/п) 60 т состоит из передней 2-осной тележки с гусаком и задней, также 2-осной тележки. Колеса с двускатной ошиновкой. Обе тележки оснащены опорно-поворотными столами с раздвижными захватами. Задняя тележка сцепляется с передней дышлом, возможно использование длинномерного груза в качестве сцепки. Использованы оси и рессорно-балансирная подвеска собственного производства «Уралавтоприцепа», конструктивная нагрузка на оси до 18 т.
Александр Коптяков, директор ООО «Карго-Сервис», г. Челябинск: «Для нас длинномерный груз – это в основном полуприцепы производства ЧМЗАП для нефтяной, газовой промышленности, для северных и северо-восточных регионов РФ. Основная масса, более 90%, это негабаритные по длине полуприцепы ЧМЗАП, то есть длина автопоезда более 20 м. Эти полуприцепы доставляем без сопровождения, только оформляя разрешение на негабарит. Если длина автопоезда более 22 м, то плюс согласование пересечений с ж.-д. переездами. Какой-то особой специфики, отличий от негабарита по ширине или по высоте нет. Автопоезда длиннее 25 м, требующие определенной подготовки, сопровождения, у нас редко бывают, не чаще одного раза в два года.
Все начинается с подготовки водителя, транспортного средства. Допускается к перевозке негабаритного груза опытный, аттестованный водитель. Успех перевозки негабаритного, тяжеловесного груза наряду с опасными грузами зависит от подготовки персонала.
Осенью 2017 г. мы должны были перегнать своим ходом 10 полуприцепов заказчику в Ямало-Ненецкий АО – купленный заказчиком полуприцеп сцеплялся с нашим тягачом. Автопоезда получились длиной 23 м – негабаритные по длине и габаритные по ширине и высоте.
В чем была специфика, особенность этой транспортной операции? Перевозка негабаритного груза запрещена в темное время суток, запрещена в сложных условиях, а в контракте указано время доставки. Из-за непогоды выезд из Челябинска отложили на трое суток. Но водители проявили профессионализм, доставили груз вовремя, несмотря на поздний выезд, несмотря на критические условия в виде гололеда, дождя и снега. А груз был не только негабарит по длине, на полуприцепах стояли широкие трапы, создававшие парусность. Вот, пожалуйста, еще один пример важности подготовки персонала».
В состав модульного прицепа-балковоза ЧМЗАП-8993 по спецификации 010 г/п 60 т входят две прицепные колесные тележки с кониками. Тележка оснащена двумя осевыми линиями с четырьмя колесами низкого давления на рессорной подвеске.
Для перевозки длинномерных грузов компания «Тверьстроймаш» создала целую серию раздвижных полуприцепов Extendable с платформой, раздвигающейся до 19 м с шагом 0,5 или 1 м и фиксацией пневмозамками. Это универсальные полуприцепы с задним заездом и гусаком, и область их применения не ограничивается длинномерными грузами.
Линейка начинается с 3-осной модели г/п 38 т, с площадкой длиной 11 000 мм в сдвинутом и 19 000 мм в полностью раздвинутом состоянии. С четырьмя осями предлагают тралы г/п 53 и 55 т с платформой длиной 10 800 и 10 000 мм, раздвигаемыми до 18 800 и 17 000 мм. Тралы с 5-ю и 6-ю осями г/п 65 и 74 т и платформой длиной 10 000 мм также раздвигаются до 17 000 мм. Для всех моделей характерна погрузочная высота 895 мм. В раздвинутом положении могут быть использованы специальные проставки – мини-платформы, создающие дополнительную точку опоры для груза.
Максим Белозеров, генеральный директор компании «Негабарит 46», г. Курск: «В декабре 2017 г. мы перевозили водонапорную башню ВБР-160 по маршруту из г. Дмитриев Курской области в г. Валуйки Белгородской области для местной птицефабрики. Диаметр емкости – 3,02 м, длина – 27 м. Как правило, эти емкости на стадии производства не свариваются посередине и возят их на двух машинах по 13 м. Но в данном случае клиент не захотел, чтобы ему на месте собирали эту емкость, он беспокоился о качестве сварного шва и хотел, чтобы его проварили в заводских условиях специальным аппаратом, а не на месте обычным. И возникла необходимость в перевозке башни целиком. Целый месяц у нас шли переговоры, искали пути решения, в итоге консенсус был достигнут.
Для перевозки мы использовали 3-осный полуприцеп «Тверьстроймаш» серии 9939 с одноступенчатым раздвижением с 12 до 20 м. Пришлось демонтировать борта на гусаке, этим маневром мы выиграли еще 4 м, чтобы башня ставилась прямо до кабины. На задней части трала сконструировали специальный ложемент, чтобы выровнять 500 мм перепада с гусаком. И еще изготовили два ложемента для средней части башни, чтобы у нее было четыре точки опоры. Погрузка заняла практически целый день. Когда машина была готова к отправке, подъехали три наших автомобиля прикрытия, соответственно заранее было подготовлено разрешение на негабаритный груз.
Выезжая из ворот завода, мы поняли, что по согласованному маршруту пройти не удастся – автопоезд не входит в поворот. Пришлось оперативно искать альтернативный маршрут, который в итоге был найден, и двигаться в сторону г. Валуйки. По дороге в трех-четырех местах приходилось полностью перекрывать встречную полосу, потому что автопоезд из-за габаритов не мог повернуть. До Белгорода дорога была относительно ровная. В одном месте, уже недалеко от пункта назначения, пришлось 50-тонным краном заносить заднюю часть полуприцепа, потому что при полном раздвижении никак не удавалось войти в поворот. В итоге на третий день груз был благополучно доставлен, конструкция полуприцепа позволила это сделать. Это была наша первая перевозка такого длинномерного груза».
Компания предлагает полуприцепы в серийном и индивидуальном исполнении. По желанию заказчика полуприцеп комплектуют подъемными, самоподруливающими или управляемыми осями, а также трапами или аппарелями, гидравлическими опорами, кониками, бортами, упорами, уширителями и т. д. Компания старается не увеличивать собственную массу транспортного средства оборудованием, которое не будет использоваться.
Кроме того, для длинномерных грузов компания предлагает раздвижные платформы с ровным по всей длине полом: трехосную модель 99393Е-Р35 г/п 35 т и 4-осную 99394Е-Р36 г/п 36 т. У обеих моделей одинаковые габаритные размеры: длина 16 300 мм в сдвинутом состоянии, 25 980 мм – в раздвинутом, ширина 2530 мм. Трехосный полуприцеп оснащен колесами размером 235/75 R17.5, и его погрузочная высота составляет 1070 мм, у 4-осного с колесами 385/65 R22.5 погрузочная высота 1250 мм. В качестве опций предлагают самоподруливающие и поворотные оси, информационный блок Smartboard.
Компания «Тверьстроймаш» стала инициатором установки на полуприцепы-тяжеловозы системы контроля нагрузок на оси с отдельными манометрами на каждой оси.
Со дня своего основания компания «Meusburger Новтрак» из Великого Новгорода работает над расширением и совершенствованием своего модельного ряда. Линейка раздвижных низкорамных полуприцепов с гусаком и задним заездом включает модели с числом осей от трех до семи. Несущие конструкции выполнены из высокопрочной стали Strenx, ее жесткая конструкция защитит груз от изгибающих и скручивающих нагрузок при движении. Ходовая часть построена на осевых агрегатах BPW в усиленном исполнении на пневматической подвеске.
Трехосный полуприцеп ТР-354 с конструктивной г/п 40–46 т и раздвижением с 13 до 24,1 м предлагают в исполнении с ровной по всей длине платформой без гусака и в исполнении с гусаком.
Другая трехосная модель SP-368AZ раздвигается до 25 м. Платформа с невысоким гусаком может использоваться для укладки длинномерного груза по всей длине. Особенность этой модели в межосевом расстоянии 2510+2510 мм. Передняя ось выполнена подъемной, 3-я подруливающая, управляемая трением.
Модели ТР-473, ТР-585, ТР-697 и ТР-7116 с 4, 5, 6 и 7-ю осями г/п от 50 до 95 т выполнены с гусаком и раздвижением от гусачной части – все оси на задней тележке. Грузовая платформа раздвигается с 11 до 20 м. Для обеспечения маневренности могут быть установлены самоустанавливающиеся оси и оси с принудительным рулевым управлением.
Кроме того, «Meusburger Новтрак» предлагает автопоезд-роспуск для перевозки мостовых балок максимальной г/п 100 т. Оптимальная г/п – 60 т. Автопоезд состоит из 5-осного прицепа и 2-осной тележки-долли, которая стыкуется с ССУ 3-осного тягача. В такой конфигурации наносится меньше ущерба дорожному покрытию, а значит, и расходам перевозчика. Мостовая балка длиной до 33 мм устанавливается на поворотные раздвижные коники на «долли» и на прицепе и выполняет функцию дышла. Системы прицепа соединяют с «долли» рукавом, подвязанным к стальному тросу. У 5-осного прицепа первые две оси с принудительным гидромеханическим управлением от опоры коников.
Ирина Бредихина, руководитель тендерного отдела компании «Фортуна Экспресс», г. Екатеринбург: «Думаю, мечта любой транспортной компании – пополнять или обновлять свой парк новой, мощной техникой, которая поможет расширить возможности компании и выйти на новый уровень оказания услуг в области перевозки негабаритного или тяжеловесного груза. В июне 2017 г. на выставке «СТТ» прошла торжественная передача раздвижного 7-осного полуприцепа «Meusburger Новтрак» ТР-7116 г/п 100 т. Этот трал упростил задачи по перевозке грузов свыше 50 т. С его помощью мы выполнили уже не один крупный заказ, один из первых тестовых рейсов включал перевозки комплектующих мостовых кранов производства ПАО «Уралмашзавод» из г. Екатеринбурга для заказчика в г. Тулу. Это была продолжительная логистическая операция, состоящая из разносортных негабаритных позиций, которая началась в августе прошлого года и закончилась в январе 2018 г. Перевозка включала такие длинномерные позиции, как крановые балки длиной 24–25 м и весом 51 т. Общая длина автопоезда была порядка 30–31 м. Выполнили шесть таких рейсов. Груз доставлен, заказчик доволен, сотрудники компании спокойны. Эксплуатируем трал уже год, нареканий нет. С тралом «Meusburger Новтрак» открываем новые горизонты».
Компания «Meusburger Новтрак» оснащает свои полуприцепы системой контроля нагрузки на оси с отдельными манометрами на каждой оси, что помогает контролировать погрузку и распределение массы груза по осям, а также стабильность груза на маршруте.
Челябинская компания «Политранс» выпускает широкую линейку универсальных раздвижных низкорамных, высокорамных и бортовых полуприцепов. Такие полуприцепы изготавливаются в вариантах с количеством осей от трех до семи. Грузоподъемность их в зависимости от типа составляет от 28 до 90 т. Рама полуприцепа может раздвигаться на 7 м с шагом 0,5 и 1 м.
Проектирование и производство раздвижных полуприцепов требует тщательной проработки всех узлов и агрегатов трала. И особое внимание здесь уделяется такому показателю, как запас прочности.
Так, при перевозке груза на телескопических полуприцепах на трал действуют как изгибающие нагрузки, так и нагрузки на кручение. Исходя из этого в конструкцию полуприцепа вносятся соответствующие решения, которые позволяют перевозить самые разные грузы – от колесно-гусеничной техники до длинномерных неделимых грузов массой до 90 т. При таких перевозках груз опирается на переднюю и заднюю части рамы полуприцепа (в отличие, например, от прицепа-роспуска, где нагрузки передаются через груз от передней тележки на заднюю).
В полуприцепах «Политранс» с раздвижной рамой в особо ответственных узлах (телескопическая стрела рамы) используется высокопрочная сталь. Это позволяет снизить массу полуприцепа при сохранении высокой несущей способности.
Денис Ранеев, техник по учету ТОО «Ариадна», Казахстан: «Есть у нас 7-осный раздвижной полуприцеп «Политранс» ТСП-94187, выпущенный в 2015 г. Перевозим в основном строительную технику – сваебойные установки, катки, автогрейдеры весом от 20 до 66 т. В конце мая этого года перевозили сваебойную установку Liebherr весом 66 т из Тенгиза в Атырау. Протяженность маршрута – 350 км, в составе автопоезда 3-осный тягач Scania. Груз негабаритный, поэтому перевозка с сопровождением. Маршрут проходит по степи, по дороге ничего неожиданного не случилось.
Что касается полуприцепа «Политранс», то свои функции он выполняет и вполне надежен».
Для улучшения маневренности полуприцепа (в раздвинутом положении общая длина некоторых моделей тралов «Политранс» может достигать 22 м) устанавливаются подруливающие и подъемные оси. Но такое решение применяется выборочно, в зависимости от особенностей перевозки грузов на трале и пожеланий заказчика.
Еще одной особенностью конструкции полуприцепов-телескопов «Политранс» можно назвать передвижной элемент рамы. Он располагается на телескопической раме. Такой элемент имеет шаг перестановки 0,5 или 1 м. Его назначение – равномерно распределять давление груза. Полуприцепы с передвижным элементом рамы оснащаются дополнительными промежуточными алюминиевыми трапами. Использование таких трапов при небольшом раздвижении трала (например, на 2 м) позволяет технике проехать вперед, и за счет этого можно одновременно перевозить несколько единиц или одну длинную (например, болотоход с прицепом).
Интересная конструктивная особенность передвижного элемента рамы реализована на бортовом полуприцепе ТСП 94171-0000060-06. Здесь, чтобы в сдвинутом положении получить бортовую площадку, передвижная рама «заходит» внутрь основных рам.
На раздвижных полуприцепах применяются разные виды трапов – гидравлические, механические и уголковые.
Подвеска полуприцепов-телескопов пневматическая. Она позволяет регулировать высоту погрузочной площадки, гасит «раскачку» при движении, проста в обслуживании и ремонте.
Для длинномерных грузов компания SPECPRICEP предлагает линейку несамоходных и самоходных модульных полуприцепов, а также широкий ряд раздвижных и многоосных моделей. Поиск собственных технических решений, многие из которых запатентованы, а также индивидуальный подход к заказчикам выделяют этот завод на рынке транспорта для перевозок негабаритных грузов.
Для доставки длинномерных грузов можно выбрать несамоходные модули SPECPRICEP, для которых не существует ограничений по длине и ширине – их используют под грузы практически любых габаритов массой до 600 т. Плюс к этому опорно-поворотные устройства, выдерживающие до 300 т, которые облегчают маневрирование с грузом длиной более 30 м. Компания также предусмотрела дистанционное управление с пульта.
Лилия Воробьева, директор ООО «СоюзСпецТранс», г. Тверь: «Для любого грузоперевозчика в технике важен комплекс качеств: надежность, функциональность и минимальная общая стоимость владения. Всё это нам обеспечивает компания «Спецприцеп». С заводом мы сотрудничаем почти десять лет, в парке представлены разные модели полуприцепов данного бренда как общего, так и специального назначения. В основном это раздвижные тралы, для нас они наиболее универсальные и экономически выгодные. С их помощью мы перевозим крупногабаритные грузы длиной до 33 м и диаметром 4–5 м. На полуприцепах этой компании мы доставляли самые разные грузы: строительные балки, нефтехранилища, гидротурбины, лопасти ветрогенераторов, бункеры катализаторов и т. д. Модели «Спецприцеп» обеспечивают нам точное маневрирование по узким улицам и дорогам, хорошую управляемость автопоезда и надежную фиксацию грузов. При необходимости увеличить грузоподъемность используем дополнительные опции в виде поворотных столов и подкатных тележек. Техника «Спецприцеп» соответствует уровню и требованиям промышленной политики в плане направленности на модернизацию. Качество сборки, покраски и технические характеристики отвечают заявленному уровню. Результаты эксплуатации нас вполне устраивают».
Самоходные модульные системы используются для транспортировки груза в стесненных условиях. Гидропривод колес гарантирует устойчивое движение как на малых – монтажных – скоростях, так и на транспортных. Электронное управление системами поворота дает возможность перемещать сверхтяжелые грузы без использования тягача. При этом схема перемещения груза может быть самой разной: от движения вбок до вращения вокруг своей оси. С их помощью будет выполнен проект перевозки любой сложности в любых условиях.
Как универсальное решение для перевозки длинномерных грузов SPECPRICEP предлагает раздвижные модели с числом осей от трех до десяти. Среди новинок завода в этом формате полуприцепы с тремя секциями раздвижения, у которых длина грузовой платформы увеличивается до 40 м с шагом 1 м и блокировкой пневмозамком. Кроме автоматического предусмотрено и принудительное управление осями оператором с помощью пульта. Благодаря ему при повороте в местах с ограниченным пространством и сложных условиях движения полуприцеп несмотря на длину сохраняет маневренность. Комплектацию дополняют выдвижные уширители и коники. Элементы конструкции обрабатываются цинкосодержащим грунтом, что препятствует распространению коррозии.
Таким образом, мировое и отечественное машиностроение предлагает широкий выбор транспортных средств для перевозки длинномерных тяжелых и сверхтяжелых грузов. Транспортные средства как универсальные, так и специализированные для перевозки мостовых балок или лопастей ветрогенераторов.