Надежные, экономичные, компактные

Новые модели короткобазных самоходных кранов на пневмоходу возрождают интерес к технике этого типа

Самоходные колесные краны на короткобазном шасси, которые можно охарактеризовать как нишевый продукт, появились на строительных площадках в конце 1960-х гг. Эти «рабочие лошадки» хорошо зарекомендовали себя благодаря своей простой, прочной и надежной конструкции. Они не могут похвастаться большой скоростью перемещения по автомагистралям и плохо подходят на роль «крана-такси» для выполнения нескольких работ за одну смену в пределах города. Но такие машины без проблем передвигаются в условиях ограниченного пространства стройплощадки или по территории завода и отлично подойдут для ежедневной работы на одном объекте.

Конструктивные особенности, заложенные в эти машины, такие как полный привод, 3–4 режима рулевого управления, малый радиус поворота, большие шины, широкая колея, мощный двигатель, низко расположенный центр тяжести, обеспечивают короткобазным кранам преимущества и перед обычными автокранами, и перед гусеничными. Краны с короткой базой отличаются высокими вездеходными качествами и возможностью маневрирования без ограничений на грязной или заснеженной площадке. Они могут преодолевать значительные уклоны и перемещаться в узких местах между препятствиями.

При текущих объемах импорта машин этого класса, которые в 2016 г. составили 30 единиц на всю нашу необъятную страну, трудно поверить, что каких-нибудь десять лет назад в Россию ежегодно ввозилось почти 600 единиц короткобазных кранов. Правда, сейчас импортируются только новые машины, а в те времена, в отсутствие утилизационного сбора, более 80% машин были бывшими в эксплуатации. Надо сказать, что в Северной Америке, где краны с короткой базой традиционно пользуются самым высоким спросом, их продажи тоже упали в разы из-за спада на рынке нефти и газа.

Сравнительная таблица характеристик короткобазных кранов г/п 90 т
Параметр Liebherr LRT1090-2.1 Grove GRT 8100 Terex RT100 Tadano GR1000XL
Грузоподъемность, т 90 90 90 90,7
Радиус поворота по противовесу, м 4,19 4,568 4,738 4,19
Преодолеваемый уклон, % 74 70 98,5 94
Основная стрела, м 47 47 53 47
Максимальная высота подъема, м 68 72,9 70,5 67
Рабочая масса, т 52 56 57 51,6
Транспортный вес, т 40 43,8 47 41,7
Масса противовеса, т 12 12,2 10 10
Ширина, м 3,3 3,33 3,3 3,32
Длина, м 14,5 14,5 13,85 14,38
Высота, м 3,8 3,75 3,95 3,8
Тормозная система Гидравлическая Гидравлическая н. д. Гидропневматическая
Двигатель Cummins Cummins Cummins Cummins
Мощность, кВт 194 205 195 201
Трансмиссия Dana гидромеханическая Dana гидромеханическая Гидромеханическая Гидромеханическая
Размер шин 29,5x25 29,5x25 29,5x25 29,5x25
Передний мост Фиксированный Фиксированный Фиксированный Фиксированный
Задний мост Качающийся Качающийся Качающийся На подвеске
Максимальная скорость, км/ч 25 32 30 36
Кабина С поворотом на 20° С поворотом на 20° Фиксированная Фиксированная
Аутригеры Variobase 3 положения 3 положения 3 положения
Крюки, кол-во 2 2 2 2

Тем не менее в этот непростой период компания Liebherr с расчетом на увеличение спроса в долгосрочной перспективе решила представить две абсолютно новые модели, ознаменовав тем самым свое возвращение в этот сегмент рынка после 20-летнего перерыва. Предыдущий опыт 1980–1990-х гг. включал производство моделей LTL 1030 и LTL 1080 грузоподъемностью 30 и 80 т соответственно и ряда других моделей. На протяжении этого периода было выпущено всего около 330 кранов Liebherr на короткобазном шасси. Несмотря на то, что краны серии LTL не завоевали существенной доли рынка, это были очень удачные машины. Об этом свидетельствуют клиенты, которые их эксплуатировали. Более того, немало кранов LTL 1080 продолжают работать до сих пор. В частности, их используют на заводе самой компании Liebherr в г. Эхинген.

Новый Liebherr LRT1090-2.1

Новые краны Liebherr Rough Terrain получили обозначения LRT 1090-2.1 и LRT 1100-2.1. Мировая премьера этих машин грузоподъемностью 90 и 100 т состоялась недавно, в марте этого года, на выставке Conexpo, которая прошла в Лас-Вегасе. Отличительной особенностью новых кранов стало применение в базовой комплектации системы опор VarioBase собственной разработки с индикацией наклона и автоматическим выравниванием по горизонтали, которая позволяет в условиях ограниченного пространства выдвигать каждую выносную опору на различную длину. Безопасность работы обеспечивает ограничитель грузоподъемности LICCON2, учитывающий положение опор. Обе модели оснащаются 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins мощностью 194 кВт (264 л.с.) с максимальным крутящим моментом 990 Н.м, 6-ступенчатой КПП Dana с переключением под нагрузкой и шинами 29,5R25. Стрела длиной 50 м модели LRT 1100-2.1 оборудована автоматической системой быстрого телескопирования Telematik с двумя режимами работы. Под действием единственного цилиндра каждая секция выдвигается независимо от остальных и блокируется внутри с помощью пальцев. С двухсекционным удлинителем с фиксированными рабочими углами длина стрелы может быть увеличена до 69 м. Масса противовеса у этой модели – 14 т. Стрела LRT  1090-2.1 на 3 м короче. В стандартной комплектации предусмотрена работа двумя крюками с двумя лебедками. Ширина кабины (на 22 см больше стандартной в классе) обеспечивает оператору свободу движений. Для работы с грузом на большой высоте кабину можно откинуть назад на 20°. Шасси построено на мостах Kessler: передний – управляемый, приводной, а задний – подключаемый, с блокировкой дифференциала. Масса полностью собранного крана LRT 1090-2.1 составляет 54 т при высоте 3,8 м.

Новинка: Tadano GR1200XL

Учитывая, что почти половина продаж короткобазных кранов приходится на Северную Америку, где также сосредоточено и подавляющее большинство их производителей, удивительно, что в последние годы лидерство в этом секторе удерживает японский производитель Tadano. Компания предлагает восемь моделей грузоподъемностью от 15 до 160 т для Североамериканского рынка. Для России предназначены пять моделей в диапазоне от 30 до 145 т. Одни из самых популярных моделей – это 80/ 100-тонные GR-1000XL/ GR800EX. За четыре года с момента запуска в 2011 г. их было изготовлено более 1000 единиц. Этот кран приобрел особую популярность в местах с суровыми климатическими условиями, где заменить кран не всегда просто, например, на удаленных площадках энергетических проектов. Сектор короткобазных кранов характеризуется относительно медленной разработкой новых продуктов. Тем не менее в этом году уже представлено несколько новинок. Компания Tadano расширила ассортимент своей продукции за счет самого крупного двухосного самоходного крана GR-1200XL с максимальной грузоподъемностью 110 т и стрелой длиной 56 м (с удлинителем в 73,6 м).

Tadano GR-1000XL – одна из самых популярных моделей компании

Продукт разработан специально для энергетических промышленных объектов, поэтому демонстрирует высокие показатели маневренности, долговечности и хорошие подъемные характеристики в жестких условиях эксплуатации. Кран получился достаточно компактным, размеры мод. GR-1200XL почти такие же, что и у Tadano GR-1000XL. Благодаря недавно разработанной Tadano системе Smart Chart кран может обеспечивать номинальную грузоподъемность не только в пределах кругового контура, как обычно, но и на дополнительной площади в направлении аутригеров. GR-1200XL оснащен системой, которая уменьшает расход топлива при работе крана и когда кран находится в режиме ожидания. Используя систему обмена данными Tadano Hello-Net, подрядчики могут удаленно отслеживать работу своего крана, историю его работы, данные о местоположении машины и информацию о сервисном обслуживании с компьютеров и мобильных устройств.

Grove GRT655L

Недавно дебютировавший на Conexpo 2017 Grove GRT655 (Manitowoc Cranes) стал последним дополнением к линейке кранов Grove нового поколения. Машина ориентирована на арендные компании, нуждающиеся в надежном универсальном кране повышенной проходимости в классе 50 т. Основная стрела GRT655 увеличенной длины в сочетании с контуром 3Х12,8 м, по мнению компании, поможет подрядчикам выполнить больше работ одним краном. Грузоподъемность GRT655 – 50 т, он оборудован 4-секционной стрелой в 34,8 м, не требующей смазки. Версия GRT655L имеет 43-метровую стрелу и обеспечивает максимальный рабочий радиус 36 м. В качестве стандартных на GRT655 и GRT655L будут использоваться полимерные опорные подкладки, которые почти на 50% легче традиционных стальных аналогов. Положение опор аутригеров определяется на основе сенсорной технологии. Дизельный двигатель Cummins QSB 6.7 обеспечивает 164 л.с. выходной мощности и соответствует стандартам токсичности выхлопных газов 4F. Масса крана – 36 004 кг. Кабина оператора может наклоняться на 20°.

Grove GRT655L дебютировал на CONEXPO-2017

Среди отличительных особенностей нового 80-тонного крана Terex RT 90 можно отметить 5-секционную стрелу длиной 47 м, улучшенную систему управления со встроенной диагностикой, обновленную кабину с возможностью наклона на 18°, централизованную систему смазки и многопозиционные аутригеры. Ширина машины с двигателем Cummins мощностью 186 кВт составляет 3 м.

Terex-RT-90

Японская фирма KATO продолжает обновление своего модельного ряда. Кран SR-500L грузоподъемностью 51 т при радиусе 2,5 м – одна из последних моделей знаменитого бренда. Он оборудован 4-секционной стрелой длиной 35 м и двухсекционным удлинителем (15,2 м). Общая масса крана составляет менее 34 т при размерах 13 030х2980х3595 мм. Аутригеры могут занимать одну из четырех позиций. Двигатель Mitsubishi (Common Rail) выдает 200 кВт при 2600 об/мин мощности с максимальным крутящим моментом 785 Н.м при 1400 об/мин. Кран SR-500L на рессорной подвеске имеет гидравлический механизм блокировки, чтобы при работе в крановом режиме мосты шасси жестко соединялись с опорной рамой крана. Скорость машины составляет 48 км/ч.

 

Короткобазные самоходные краны находят широкое применение в разных сферах: в малоэтажном строительстве, при монтаже металлоконструкций, на общестроительных работах, во время монтажа и модернизации оборудования для нефтеперерабатывающих заводов и др. На текущем этапе отрасль переживает возрождение за счет целого ряда игроков, которые инвестируют в новые модели и даже целые серии кранов этого класса. Возможно, причина в том, что в эпоху экономического спада одним из главных аргументов при продаже техники становится ее цена, а вложенные в короткобазный кран средства, как правило, обеспечивают быструю и эффективную отдачу. Есть и другая, более оптимистичная версия: наиболее дальновидные производители уже видят свет в конце туннеля и заблаговременно готовятся к потенциальному росту спроса на эту технику.

SANY SRC350
компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи