Гусеничные экскаваторы массой 20–30 т
Вряд ли ошибочно утверждение, что машины этого сегмента занимают порядка 80% всего парка экскаваторов. Господствующее положение они заняли благодаря сочетанию рабочих характеристик, цены, габаритных размеров и транспортных возможностей. Под последними подразумевается перевозка экскаватора на прицепе или полуприцепе-тяжеловозе.
Помимо основных землеройных обязанностей экскаваторы этой группы используют в качестве несущих машин для гидромолотов, гидроножниц для обработки металлолома, процессоров для первичного и вторичного дробления бетона, харвестерных головок как со штатным рабочим оборудованием, так и со специализированным.
Базовая комплектация экскаватора, как правило, может быть изменена и расширена такими опциями, как удлиненная, широкая, узкая или раздвижная гусеничная тележка в сочетании с башмаками в 3–4 вариантах ширины и исполнения. Опции рабочего оборудования включают укороченную или удлиненную рукоять, двухзвенную стрелу в сочетании с увеличенным противовесом. Для безопасных работ на сносе зданий и сооружений, а также для лесных работ предложат ограждение кабины и дополнительное освещение. На рабочем оборудовании могут быть заранее проложены дополнительные магистрали для подключения гидрофицированного навесного оборудования с одним и двумя контурами, плюс компрессор и пневмомагистраль для создания повышенного давления внутри навески при ее работе под водой.
На базе экскаваторов этой группы также строят болотоходные плавучие и экскаваторы со сверхдлинным рабочим оборудованием для дноуглубительных работ. Эти машины, как и компактные шагающие экскаваторы для работы на склонах, специфичны, выпускаются малыми тиражами специализированными компаниями, и их стоит рассматривать как отдельные виды техники.
Корпорация CNH Industrial поставляет в Россию строительную технику под маркой CASE Construction Equipment (CASE CE). В размерном классе 20–30 т компания поставляет модели CX220C LC, CX220C NLC, CX260C LC и CX300 LC, которые производятся в Японии.
Модель CX220C LC – полноразмерный экскаватор эксплуатационной массой 20,9 т на удлиненной гусеничной тележке. Стандартное рабочее оборудование в составе моноблочной стрелы длиной 5,7 м, рукояти длиной 2,9 м и основного ковша вместимостью 1,2 м3 обеспечивает глубину копания до 6,65 м. В качестве опций в зависимости от условий работы предлагают укороченные 1,9 м и 2,4 м рукояти, стандартного или усиленного исполнения, гидролинии одностороннего или двустороннего действия, усиленные и скальные ковши вместимостью от 0,8 до 1,1 м3, а также вмещающуюся в транспортный габарит узкую гусеничную тележку NLC. Экскаватор оснащают двигателем мощностью 122 кВт. Помимо землеройно-погрузочных работ экскаватор CX220C LC нашел применение в лесной отрасли в качестве базовой машины для харвестера.
Модель CX300C массой 29,4 т снабжена двигателем мощностью 212 кВт, моноблочной стрелой длиной 6,45 м, рукоятью 3,18 м и основным ковшом 1,5 м3. Глубина копания стандартным рабочим оборудованием – 7,1 м – может быть увеличена с помощью опциональной удлиненной рукояти 3,66 м.
В комплектации для России экскаваторы CASE оснащены 4- и 6-цилиндровыми двигателями Isuzu экологического уровня Tier 3 с надежной системой фильтрации из трех фильтров, которая была разработана с учетом качества российского топлива. Спустя 26 лет после начала передачи российской нефтяной отрасли в руки эффективных собственников производители техники вынуждены беспокоиться и принимать меры по защите от некачественного топлива.
Двигатель совместно с пятью новыми функциями гидравлики позволяет добиться высокой топливной эффективности, а усиленная ходовая часть и рабочее оборудование отвечают требованиям надежности и долговечности.
В стандартную комплектацию гусеничных экскаваторов CASE в классе до 30 т входят предочиститель Raincap, топливоподкачивающий насос, новый 7-дюймовый цветной монитор с камерой заднего вида. Ширина стандартных башмаков составляет 500 мм для CX220C NLC и 600 мм для CX220C LC и CX300C LC. По заказу доступны другие варианты башмаков и рабочего оборудования, а также дополнительные гидравлические контуры под навесное оборудование, дополнительное освещение, циклонный предочиститель и др.
В диапазоне массы 20–30 т корпорация Caterpillar предлагает российским заказчикам модели Cat 320, Cat 323 и Cat 330 эксплуатационной массой 22,4 т, 24,5 и 30 т нового поколения. Модели Cat 320 и Cat 323 начали поставлять в конце 2017 г., Cat 330 – в конце 2018 г. Сборку экскаваторов выполняет производственное подразделение «Катерпиллар Тосно» в Ленинградской области.
Модели Cat 320, Cat 323 и Cat 330 рассчитаны на интенсивную эксплуатацию и обеспечивают максимальную производительность и эффективность благодаря фирменным технологиям, входящим в базовую комплектацию.
Так, двухмерная система контроля профиля поверхности Cat Grade Control обеспечивает увеличение эффективности работы до 45% благодаря тому, что на мониторе отображается положение ковша относительно заданных целевых отметок глубины копания и уклона траншеи или откоса, и оператору достаточно им следовать. Ассистент уклона Grade Assist обеспечивает автоматизированное управление положением ковша и стрелы при профилировании откосов или при планировке дна траншеи. Оператор выполняет работу быстро и точно, лишь управляя рукоятью экскаватора. Функция Cat Payload благодаря взвешиванию во время движения и оценке полезной нагрузки в режиме реального времени предотвращает перегрузку или недостаточную загрузку самосвала.
В стандартной комплектации экскаваторы Cat 320 и Cat 323 оснащают моноблочной стрелой длиной 5,7 м, рукоятью 2,9 м и основным ковшом вместимостью 1,19 м3, которые обеспечивают глубину копания 6,7 м. Дополнительно предлагают рукояти длиной 2,5 и 6,28 м и стрелу длиной 8,85 м.
На экскаваторы устанавливают двигатели Cat C7.1 мощностью 117 кВт, которые потребляют до 20% меньше топлива в сравнении с предыдущими моделями благодаря адаптивному режиму, автоматически управляющему двигателем и гидравлической системой в зависимости от нагрузки.
Модель Cat 330 в стандартной комплектации поставляют с моноблочной стрелой 6,15 м, рукоятью 3,2 м и основным ковшом вместимостью 1,8 м3. В такой конфигурации глубина копания достигает 7,25 м. Двигатель Cat 7.1 обеспечивает мощность 195 кВт.
Кабину предлагают в трех вариантах: Comfort, Delux и Premium. Функция кругового обзора выводит на монитор изображения с нескольких камер, установленных на машине.
Сегодня завод Hitachi Construction Machinery Eurasia в Тверской области выпускает четыре модели экскаваторов средней эксплуатационной массы: ZX200-5G, ZX210LCN-5A, ZX240-5G, ZX300-5A. Наиболее востребована российскими строителями модель ZX200-5G. Спрос обусловлен оптимальным сочетанием цены, производительности и топливной экономичности. На российский рынок Hitachi поставляет технику с двигателями экологического уровня Stage 2/ Tier 2 (серии 5G) и Stage 3/ Tier 3 (серии 5А). Законодательство РФ пока не регулирует выбросы внедорожной техники, однако производители силовых агрегатов занимаются их улучшением и для нашего рынка. В первую очередь это касается совершенствования топливной системы Common Rail, связанного с повышением надежности за счет улучшения фильтрующей способности и защиты топливной системы от механических загрязнений. Так, последние экскаваторы Hitachi с двигателями Common Rail оснащены новой топливной системой, приспособленной к российским условиям.
Один из ключевых принципов Hitachi – обеспечение безопасности оператора. Поэтому в обеих сериях – 5G и 5А – в стандартное оснащение добавлены камера заднего вида и дополнительные фонари освещения на кабине. Новое поколение экскаваторов серии 5А поставляют на российский рынок в улучшенной комплектации: в стандарте кабина соответствует требованиям ROPS, сиденье на пневматической подвеске, полная защита ходовой рамы, дополнительный фонарь на стреле. По заказу установят двухпоточную гидроразводку с суммацией потоков, что позволит увеличить производительность операций.
Машины серий 5G и 5А представлены в разных комплектациях, подробности о которых нужно уточнять у официального дилера.
В диапазоне массы 20–30 т компания JCB предлагает полную гамму моделей: JS200 (масса 20,6 т, двигатель Cummins 129 кВт), JS205 (21,5 т, Deiselmax 104 кВт), JS205NLC (21,4 т, Deiselmax 104 кВт), JS220 (21,9 т, Deiselmax 129 кВт), JS240 (25,2 т, Isuzu 140 кВт), JS260 (27,7 т, Isuzu 140 кВт) и JS300 (31,1 т, Deiselmax 165 кВт).
Все поставляемые в Россию новые экскаваторы JCB выпускает завод JCB Heavy Products в центральной Англии. Экскаваторы собирают под заказ по согласованным с дилером спецификациям, учитывающим и климатические особенности.
С годами перечень силовых агрегатов для полноразмерных экскаваторов JCB становится разнообразнее, сперва к Isuzu добавились 4-цилиндровые дизели собственной разработки и производства Deiselmax, затем 6-цилиндровые Deiselmax, а сравнительно недавно Cummins.
Экскаваторы рассчитаны на интенсивную эксплуатацию как в базовой комплектации для общестроительных работ, так и в комплектации МЕ для массовых земляных работ, в комплектации XD для сверхтяжелых работ, в комплектации HRD со специальным рабочим оборудованием для сноса зданий, а также в специальном исполнении с рабочим оборудованием для дноуглубительных работ. Кабины JCB традиционно отличаются комфортом и изысканным дизайном.
С 2018 г. обязанности эксклюзивного дистрибьютора экскаваторов Kobelco в России исполняет компания «Русбизнесавто». В диапазоне 20–30 т предлагают модели SK210LC-8 и SK260LC-8 массой 20,8 и 25,3 т с удлиненными гусеничными тележками. Экскаваторы приводятся двигателями Hino мощностью 118 и 137 кВт. Двигатель агрегатирован с аксиально-поршневым насосным агрегатом с раздельным управлением секциями. Система управления гидравликой Mechatro Positive Control System (PCS) обеспечивает быструю, точную и экономичную работу экскаватора. В конструкции экскаваторов используют узлы и агрегаты только японского производства.
Стандартное рабочее оборудование модели SK210LC-8 включает моноблочную стрелу длиной 5,65 м, рукоять 2,94 м и основной ковш вместимостью 1 м3, глубина копания с которыми достигает 6,7 м. Под заказ доступна удлиненная или двухзвенная стрела, рукояти 2,4 и 3,5 м.
Модель SK260LC-8 предлагают с моноблочной стрелой 6 м, рукоятью 3 м и ковшом 1,2 м3. Глубина копания с этим оборудованием достигает 7 м. Дополнительно предлагают рукояти длиной 2,5 и 3,66 м.
В качестве опций для всех экскаваторов предусмотрены дополнительные секции гидрораспределителя, органы управления и магистрали на рабочем оборудовании для подключения двухконтурных навесок: харвестерной головки, гидроножниц, гидробура, грейфера с ротатором.
Компания Liebherr, поставляющая технику премиального сегмента, предлагает российским заказчикам полный спектр экскаваторов в диапазоне массы 20–30 т: R 920 Litronic (масса до 21,5 т, двигатель 110 кВт), R 922 Litronic (до 22,7 т, 110 кВт), R 924 Litronic (до 24,6 т, 125 кВт), R 926 Litronic (до 27,3 т, 150 кВт) и R 930 Litronic (до 31,7 т, 180 кВт). Эти модели нового поколения G7/G8 впервые были представлены на выставке BAUMA 2019. В ходе разработки обновленных машин инженеры Liebherr учитывали опыт эксплуатации и обслуживания землеройной техники, в том числе и на территории Российской Федерации. В целом конструкции выполнены в соответствии с европейскими стандартами качества, надежности, производительности и экономичности. Все модели оснащены двигателями экологического стандарта Stage 3 (Tier IIIA). Разработкой и производством двигателей, топливной аппаратуры, компонентов гидропривода и силовой передачи занимается предприятие Liebherr Machines Bulle SA в г. Бюле (Швейцария).
В стандартную комплектацию экскаваторов входят рабочее оборудование с элементами из литой стали, эргономичные кабины, топливные баки увеличенного объема, опорно-поворотные круги, заправленные смазкой на весь срок эксплуатации, гидравлическая система машин классом выше 25 т снабжена тремя гидравлическими насосами и имеет рабочее давление 380 бар. Машины оснащаются усиленными ковшами вместимостью от 0,85 м3 у R920 Litronic до 1,75 м3 у R 930 Litronic. Дополнительно компания предлагает исполнение с укороченными и удлиненными джойстиками, основными и усиленными ковшами различной вместимости, специализированным навесным оборудованием.
В 2018 г. на территории завода в г. Кирхдорф (Германия) компания открыла конструкторско-демонстрационный центр гидравлических экскаваторов, где проводят испытания и доводку конструкции экскаваторов.
В диапазоне массы 20–30 т компания «РМ-Терекс» предлагает модели TX220NLC (масса 23 т, двигатель 147 кВт), TX220LC (23,1 т, 147 кВт) и TX270LC (29,9 т, 147 кВт). «Старшая» модель TX300LC несколько выбивается за рамки рассматриваемого диапазона.
Экскаваторы оснащены современным 6-цилиндровым рядным двигателем ЯМЗ-536 мощностью 147 кВт, объемом 6,65 л с турбонаддувом и интеркулером, с электронным управлением впрыском, развивающим крутящий момент не менее 935 Н.м.
В стандартной комплектации рабочее оборудование модели TX220LC/NLC, включающее стрелу длиной 5,7 м, рукоять 2,9 м и основной ковш вместимостью 1,25 м3, обеспечивает глубину копания 6,7 м. В качестве опций предлагают укороченные рукояти длиной 2 и 2,4 м для массовых экскавационных работ и удлиненную до 3,5 м рукоять, с которой глубина копания достигает 7,3 м. Экскаватор с узкой гусеничной тележкой TX220NLC в сочетании с башмаками шириной 500 мм вмещается в транспортный габарит.
В комплект рабочего оборудования модели TХ270LC входят моноблочная стрела длиной 6 м, рукоять длиной 3 м и основной ковш вместимостью 1,22 м3, которые обеспечивают глубину копания 7,1 м.
Экскаваторы серии TX рассчитаны на интенсивную эксплуатацию в тяжелых климатических условиях. Несущие металлоконструкции выполнены с применением легированных сталей. Функциональность экскаваторов можно расширить с помощью гидрофицированных навесок: вибропогружателя, вибротрамбовки, гидромолота, двухчелюстного грейфера, погрузочного грейфера, дробильного ковша, роторной фрезы и т. д.
Компания Volvo Construction Equipment поставляет на российский рынок модели EC200D (масса 19,8–20,3 т, двигатель 123 кВт), EC220DL (20,9–24,4 т, 123 кВт), EC250DL (24,6–28 т, 138 кВт) и EC300DL (27,7–33,1 т, 170 кВт), которые производит завод компании в Чангвоне (Южная Корея).
Все модели оснащены двигателями экологического уровня Stage 3 с системой впрыска Common Rail и топливной системой с повышенной защитой от воды в топливе. Модели ЕС220/ 250/ 300DL получили современную «позитивную» систему управления гидросистемой и запатентованный ЭКО-режим, работающий по умолчанию.
Экскаватор может быть укомплектован моноблочной стрелой стандартной для данной модели длины, либо двухзвенной стрелой, либо удлиненной стрелой. На выбор заказчика также рукояти: стандартная, укороченная, удлиненная и для дноуглубительных работ. На выбор заказчика ковши и гидрофицированные навески с тремя вариантами стыковки с рукоятью: прямое крепление, универсальный гидрозамок, подходящий для различных навесок Volvo и других брендов, и специализированные гидрозамки Volvo S1 и S2. Большинство машин поставляют с гидроразводкой под дополнительное навесное оборудование: гидромолот, планировочный ковш, грейфер с ротатором и т. п.
В диапазоне массы 20–30 т компания XCMG предлагает российским заказчикам модели: XE215C (масса 21,45 т, с двумя вариантами двигателей: Perkins 144,18 кВт и Isuzu 106,5 кВт), XE235C (23,5 т, Isuzu 128,5 кВт), XE265C (25,5 т, Isuzu 135,5 кВт), XE305D (30,5 т, Cummins 169 кВт). Плюс к универсальным строительным моделям машины с удлиненной стрелой XE215CLL и XE265CLL, «амфибия» XE215S, машина для валки леса с харвестерной головкой XE215F.
Компания XCMG RU официально представила линейку экскаваторов на выставке bauma CTT 2019. В 2019 г. российским заказчикам поставили порядка 10 машин. (Для справки: в 2018 г. завод XCMG выпустил свыше 30 тыс. машин для мирового рынка).
На российский рынок машины поставляют в стандартной комплектации без каких-либо отличительных особенностей с двигателями Isuzu и Cummins экологического уровня Euro 3.
Особенность российского рынка – в полном наборе климатических поясов от субтропического до арктического, в обширных пространствах, из-за которых технике зачастую приходится работать в удалении от ремонтных баз, в неспособности производителей и дистрибьюторов топлива обеспечить его надлежащее качество. Все это предъявляет определенные требования к климатическому исполнению, к надежности и ремонтопригодности техники, к дополнительной защите от воды и загрязнений в топливе. Отсутствие регулирования выбросов двигателей внедорожной техники, с одной стороны, облегчает жизнь ее владельцам, а с другой, вынуждает производителей использовать устаревшие технологии, назначать на такие машины более низкую цену, уменьшая таким образом норму прибыли.
В целом российский рынок отстает от принятой в развитых странах моды на снижение ремонтопригодности и чрезмерные экологические требования. Будем надеяться, что это отставание продлится еще достаточно долго.