Выбор мобильного крана. Рекомендации специалистов отрасли
Специалисты о конкретных марках кранов
Мы собрали отзывы специалистов о конкретных марках кранов, и в общем они оказались предсказуемыми.
Лучшими по качеству, надежности и рабочим характеристикам на нашем рынке все признают мобильные краны Liebherr, а также Demag и японские Tadano, Kobelco, KATO: «хорошие машины, но очень дорогие в обслуживании, эксплуатации и ремонте».
Далее называют ведущие китайские бренды, цены на которые в несколько раз ниже, чем на европейские и японские краны. Из «китайцев» лучший XCMG, о котором все владельцы отзываются положительно, а за ним Zoomlion: «у этих брендов отличное соотношение цена/ качество».
Компания XCMG выпускает автокраны серии XCT поколения G1, грузоподъемностью от 25 до 100 т, которые вобрали в себя все самые новейшие усовершенствования. В результате получились машины с оптимальным расположением систем и узлов, их взаимодействием между собой и максимальной грузоподъемностью в своих классах. Краны стандартно оснащены полноповоротной крановой установкой с кабиной оператора и телескопической стрелой, грузовым автомобилем для транспортировки крана, платформой с аутригерами для опоры при проведении работ.
Автокраны серии XCT устойчивы за счет низкого центра тяжести и маневренны за счет облегченного веса, имеют хорошую проходимость. Несущие конструктивные элементы машины выполнены из стали высокой прочности Weldox.
Кабина оператора широкообзорная, полного размера, предоставляет возможность хорошего просмотра при работе установки. Рабочие места водителя и крановщика оборудованы кондиционерами.
Крановая установка оснащена двумя лебедками: основной и вспомогательного назначения, которые могут работать вместе и по отдельности.
За выравниванием нагрузки во время работы следит свинг-система, где используется метод свободного скольжения. Автомобильный кран укомплектован всеми датчиками и системами безопасности.
Стреловое оборудование автокранов имеет телескопическую конструкцию и содержит 4–7 секций U-образного профиля. За счет ребер жесткости такие секции очень прочны на изгиб.
Автокран XCT55L5-S оснащен 4-осным шасси собственной разработки, наборным противовесом и К-образными аутригерами с опорным контуром 7,3х8,035 м, что способствует значительному повышению устойчивости, 5-секционной стрелой с U-образным профилем длиной 44,5 м. На приборной панели в водительской кабине отображается вся информация о работе шасси.
Кран XCT25L5-S обладает самой длиной основной стрелой в своем классе – 42 м, это рекордный показатель высоты подъема. При полностью выдвинутой стреле 42 м и угле наклона 78° г/п составляет 6,2 т. Стрела этой модели крана поднимает на 700–3000 кг больше, чем у автокранов аналогичного сегмента.
В серии XCT также появятся габаритные краны г/п 25 т с полным и неполным приводом, с более короткой 4-секционной стрелой длиной 34 м – мод. XCT25L4.
За ними идут отечественные краны, которые, однако, имеют ряд неоспоримых преимуществ: повышенная проходимость, низкая цена, доступные и недорогие запчасти и сервис: «российский кран помимо погрузочно-разгрузочно-монтажных работ может еще и по бездорожью ездить, и прицеп за собой буксировать полной массой 10–12 т, да и цена его в 3–4 раза ниже, чем японского такой же грузоподъемности». К тому же отечественные краны новейшего поколения постепенно улучшают качество, в том числе за счет использования импортных комплектующих. В результате у отечественных кранов получается отличное соотношение цена/ качество, за счет которого они пользуются заслуженной популярностью у отечественного потребителя.
За российскими кранами идут белорусские, популярность которых существенно меньше.
В производственной линейке ОАО «Могилёвтрансмаш» (МТМ) присутствуют автокраны г/п 15–25 т на шасси МАЗ и КАМАЗ под брендом «МАШЕКА» с 3- и 4-секционными стрелами длиной 20,75 и 28,08 м. Краны способны телескопировать стрелу с грузом.
Безопасную работу автокрана обеспечивает комплекс приборов и устройств с цифровой индикацией параметров в кабине машиниста автокрана, что позволяет визуально контролировать параметры работы крана: грузоподъемность, вылет стрелы, высоту подъема груза, грузовой момент, угол наклона стрелы, длину стрелы. Ограничитель нагрузки может работать в режиме координатной защиты и имеет встроенный прибор записи характеристик – «черный ящик» и встроенный модуль защиты от опасного напряжения при работе вблизи линий электропередачи.
Крановщик и инструкции
Мало выбрать оптимальный кран. Все специалисты единодушны: очень важно, чтобы крановщик был квалифицированный и добросовестный, у такого даже среднего качества кран будет успешно работать и прослужит долго. Неграмотный или неаккуратный крановщик может загубить даже самый качественный и дорогой кран. Крановщик должен участвовать в приемке нового или б/у крана, на котором ему предстоит работать.
Когда кран приобретен, крановщик, прежде чем начать на нем работать, должен внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. Если покупается кран б/у, также желательно попросить у продавца инструкцию по эксплуатации.
В 2019 г. Tadano Group приобрела компанию Demag Mobile Cranes, которая некоторое время принадлежала концерну TEREX.
Demag выпускает линейку кранов повышенной проходимости г/п от 40 до 1200 т на спецшасси с числом осей от двух до девяти. «Младшая» модель AC 40/2L г/п 40 т на шасси с колесной формулой 4х4х4 оснащена самой длинной в своем классе стрелой – 37,4 м. У флагманской мод. АС 1000-9 г/п 1200 т колесная формула шасси 18х8х18, штатная стрела имеет длину 50 м, а по заказу устанавливается стрела длиной 100 м.
Почему важно читать инструкции по эксплуатации крана? Например, на некоторых кранах, в т. ч. китайских, запрещено телескопирование стрелы с грузом. Если этого не знать, можно легко оборвать трос выдвижения секции стрелы. Да и на отечественных кранах величина груза, с которым разрешается телескопировать стрелу, изменяется в достаточно широких пределах в зависимости от длины и угла наклона стрелы, причем масса телескопируемого груза может быть существенно меньше максимальной грузоподъемности в данном положении стрелы, например, г/п 3 т, а телескопировать можно только 1 т или вообще нельзя. Балласт разгружается на шасси только при установке крана на опоры. Известен случай, когда крановщик опрокинул 55-тонный кран бренда класса люкс, разгружая балласт и не установив при этом аутригеры. Одна ошибка привела к ремонту на несколько миллионов.
Бренд GROVE принадлежит американской компании Manitowoc. Предприятие выпускает две линейки мобильных кранов: вседорожные GMK и т. н. «автомобильные» TMS.
В семейство GMK входят краны г/п от 50 до 450 т со стрелами длиной от 40 до 60 м на спецшасси с числом осей от 3 до 7. Колесные формулы: от 6х6 до 14х8х14.
TMS включает в себя машины г/п от 36,3 до 100 т со стрелами от 29 до 51,6 м на шасси с числом осей от трех до четырех. Колесные формулы: от 6х4х2 до 8х4х4.
Машины оснащаются электронной системой управления краном ECOS, которая обеспечивает управление всеми основными функциями крана. Простое программирование упрощает планирование подъема грузов, а предоставление необходимой информации позволяет оператору полностью сконцентрироваться на самом подъеме.
Гидросистемы кранов многоконтурные, с несколькими гидронасосами, аксиально-поршневыми и шестеренными, основными и резервными. Схема конкретной гидросистемы зависит от типоразмера мобильного крана.
В инструкциях по эксплуатации кранов ведущих производителей, например Liebherr, обычно все излагается подробно и доходчиво. Для крановщика главное – понять принцип работы стрелы. При одинаковой длине стрелы, но разной длине секций грузовысотные показатели отличаются. Крановщик по незнанию может повернуть стрелу относительно шасси в сторону противовеса, и если не установлены аутригеры, кран может опрокинуться. С другой стороны, крановщик, внимательно изучивший инструкцию крана класса люкс, может свободно переезжать на другое место на стройке с краном в оснащенном состоянии, осуществляя рулевое управление при помощи джойстика, и производить массу других манипуляций, недоступных кранам иных марок.