Выбор мобильного крана. Рекомендации специалистов отрасли
на нем вы не встретите конкурентов.
Шарль де Голль
где есть простая дорога.
Эрих Мария Ремарк
Факторы, которые нужно оценить, приступая к выбору крана
Прежде всего разберитесь, что представляют собой автокраны и краны на спецшасси, для каких работ они предназначены, это поможет вам принять более обоснованное решение: какого типа кран выбрать для использования в тех условиях, которые существуют на вашем строительном объекте. Кран будет эксплуатироваться в стесненных городских переулках или на просторных участках? Нужна ли будет крану повышенная проходимость, какая желательна колесная формула? Какие параметры должна иметь крановая установка: грузоподъемность, длина и вылет стрелы, скорость подъема и выдвижения стрелы, подъема груза и т. д.
В 2019 г. ЧМЗ пополнил свой ассортимент новинками: мод. КС-65711 г/п 40 т с длиной стрелы 34 м и большим опорным контуром размером 6,8х7,1/ 6,1 м. Новый кран отличается высоким грузовым моментом (140 тм), способен производить работы с грузами в круговой зоне 360° без ухудшения грузовых характеристик в зоне за кабиной шасси. Также был спроектирован и изготовлен автокран КС-65760 г/п 60 т на шасси IVECO Trakker (8х8). Это самая «тяжелая» в истории завода крановая установка на автомобильном шасси. Максимальная длина пятисекционной стрелы автокрана составляет 42 м, обеспечивая подъем груза массой до 9 т на высоту до 43,5 м. Модернизированные модели КС-55732 ЧЕЛЯБИНЕЦ «Серия Плюс» г/п 25 т по сравнению с автокранами 2018 г. выпуска обладают увеличенными грузовыми характеристиками производительностью (грузоподъемность увеличена в среднем до 12,3%, масса груза при телескопировании секций – до 6,3 т, высота подъема грузов – на 3,2%, сократилось время приведения машины в рабочее/ транспортное положение на 14%, нагрузки на оси задней тележки автокрана в минимальной комплектации соответствуют требованиям весового контроля).
Вы берете кран для использования или сдачи в аренду? Тут тоже масса нюансов: арендный кран должен быть надежным, выносливым и в то же время не очень дорогим, т. к. час работы у заказчика будет стоить примерно одинаково и для более дорогого, и для бюджетного крана.
Далее, по размеру бюджета: какой марки (качества) сможете вы приобрести кран, хватит ли средств на новый кран или это будет б/у? Чтобы решить, крану какой марки отдать предпочтение, рекомендуется съездить в ближайшие сервисные центры и поговорить со специалистами по ремонту кранов.
ООО «Ивановский машиностроительный завод «АВТОКРАН» (ООО «ИМЗ АВТОКРАН») выпускает краны самых «ходовых» типоразмеров: г/п от 16 до 40 т. В производственной номенклатуре «АВТОКРАНа» две линейки 25-тонных кранов: КС-25 (с 3-секционными стрелами длиной 21 м) и АК-25 (с 4-секционными стрелами длиной 31 м, существенно увеличенным опорным контуром и возможностью использования электропропорционального управления). Все краны оснащаются стрелами с овоидным профилем. Завод предлагает две модификации автокранов с газобаллонными двигателями (с различной нагрузкой на оси).
Чтобы удовлетворить запросы клиентов, линейку КС-25 разделили на две подгруппы. КС-25В – «бюджетные», с грузовым моментом 80 тм, стрелами длиной 21 и 23 м и «бюджетной» ценой. КС-25М – «модернизированные», с грузовым моментом 85 тм, стрелами длиной 22 и 24 м, улучшенной гидросистемой, увеличенным опорным контуром и повышенными грузовысотными характеристиками – в некоторых точках до 64% по сравнению с моделями предыдущего поколения. У кранов обеих подгрупп усилена нижняя рама.
Если кран будет работать на Севере, постарайтесь выяснить у тех, кто его уже эксплуатирует, как выбранная вами модель крана ведет себя, например, при температуре –30 °С с хорошим маслом в гидросистеме? Как ведут себя механизмы и металл, из которого они изготовлены? Есть мнение, что после –20 °С на кране лучше не работать! Поинтересуйтесь, можно ли заказать у продавца «северное» исполнение крана с подогревом аккумуляторов и вторым отопителем в кабине крана.
Исключительно важен вопрос выбора надежного поставщика. Например, на сайте «Юргинского машиностроительного завода» имеется целый список интернет-ресурсов, предлагающих якобы «продукцию ЮМЗ», к которым завод, как заявляется, никакого отношения не имеет и от сотрудничества с этими поставщиками предостерегает. В том числе «левые» компании предлагают автокраны «Юргинец», о производстве которых на сайте самого завода нет ни слова. В случае гарантийного ремонта эти организации ничего не смогут обеспечить владельцам кранов. Помните, что надежный поставщик – это не только гарантия поставки качественного крана, но и получения в будущем сервисных услуг и запчастей.
Уже при осмотре выбранной машины обратите внимание, как кран работает на совмещении операций: плавно или дергается.
В настоящее время ООО «Камышинский крановый завод» (ООО «ККЗ») специализируется на серийном выпуске крановых установок г/п от 25 до 40 т, монтируемых на автомобильных и специальных шасси отечественного производства с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4 и 8х8, со стрелами длиной 21–30,4 м.
С декабря 2019 г. завод освоил серийное производство новой модели автокрана КС-5576-5-21 г/п 25 т с длиной стрелы 21 м (выполнена из высокопрочной стали российского производства с пределом текучести 700 МПа) на вездеходном шасси КАМАЗ-43118. Автокран может выполнять телескопирование стрелы с грузом до 3 т и полностью соответствует требованиям по нормативным нагрузкам на дорожное полотно.
Также ООО «ККЗ» изготавливает гидроцилиндры телескопирования для собственных нужд и Галичского и Клинцовского автокрановых заводов.
Если кран – б/у
Экономическая обстановка сейчас такова, что у многих потребителей не хватает средств на покупку нового мобильного крана и им приходится рассматривать вопрос приобретения крана б/у. Вот какие рекомендации дают опрошенные нами специалисты по этому поводу. Иногда можно взять капитально отремонтированный кран сравнительно недорого и с гарантией с завода или из сервисного центра. Если же приобретаете у фирмы-продавца, выясните, откуда поступил кран. Например, в регионе Санкт-Петербурга климат сырой, влияние соленых ветров с моря может сказаться на состоянии крана.
Где и как обслуживался кран при эксплуатации? Если кран эксплуатировался предприятием, то можно предполагать, что хотя бы элементарное техническое обслуживание у него было. Возможно, продавец заявит, что кран был в руках у одного хозяина, тогда уточните, являлся ли сам хозяин крановщиком. А если нет, то сколько было крановщиков и когда крановая установка в последний раз проходила полное техническое обслуживание. Если выяснится, что кран последний год (два, три) не работал, а стоял, задайте вопрос, была ли проведена процедура консервации крана, или хотя бы был кран поставлен на колодки и были ли слиты технические жидкости?
Специалисты рекомендуют: не придавайте решающего значения году выпуска крана. Продавец обычно считает: чем новее кран, тем он дороже. Однако вашим критерием как покупателя должно быть соотношение цена/ качество и надежность. Машины ведущих брендов могут служить по 20–25 лет, а краны низкого качества уже через год теряют работоспособность.
KATO WORKS Co., Ltd выпускает линейку «автокранов» NK и линейку «вседорожных» кранов KA. В соответствии с информацией на сайте компании-производителя в настоящее время производится одна модель KA-1300 RX ALLTERR и три модели NK-300VR, NK-550VR, NK-600RX. Однако на нашем рынке продается также множество других моделей KA и NK более раннего выпуска. Общая картина выглядит так.
В линейке «автокранов» NK представлены модели г/п от 20 до 160 т со стрелами длиной от 26,2 до 50 м на шасси с количеством осей от 3 до 7 (колесная формула 14х8). В линейку вседорожников КА входят модели г/п от 90 до 400 т со стрелами длиной от 45 до 83,5 м на шасси с количеством осей от 4 (8х4) до 6 (12х8х8). «Старшие» модели рядов NK и КА оснащаются двумя двигателями: шасси и крановой установки.
Перед покупкой руководителю-покупателю рекомендуется лично присутствовать на осмотре и проверке крана. Следует заранее постараться оградить себя от возможных неприятных ситуаций. Пусть работоспособность крана сначала подробно продемонстрирует продавец, не стоит поддаваться на уловку продавца, который может сказать, что нет крановщика. И только потом можно опробовать кран представителю покупателя, потому что при опробовании кранов бывали опасные происшествия, например, выпадение последней секции стрелы при телескопировании.
Осмотр рекомендуется проводить очень тщательно, не спеша и с хорошим освещением (с мощным фонарем). Обращайте особое внимание на следующие возможные неисправности, при выявлении которых покупать кран не стоит: наличие видимых трещин (или сварочных швов на месте трещин) и деформаций в металлоконструкциях крана, в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т. п.); наличие дефектов в механизмах подъема груза или подъема стрелы, угрожающих безопасности работы; отсутствие шплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления; наличие резкого скрипа (хруста) при движении стрелы и при вращении поворотной части крана, который может свидетельствовать о выработке зубьев венца опорно-поворотного устройства, а также зубьев шестерни выходного вала механизма поворота; раскачивание поворотной платформы, свидетельствующее о люфте в ОПУ, проверьте, не заклинило ли поворотную платформу, рекомендуется встать на порог кабины крановщика, тогда во время поворота можно почувствовать люфт в виде покачивания крановой установки.
Если подшипники ОПУ шариковые (например, на кранах «Галичанин», итальянских ТСМ), ремонту они не подлежат, необходима замена всего ОПУ. Если подшипники роликовые, возможен ремонт, но только если дорожки ОПУ не разбиты. Надежнее всего заменить ОПУ в сборе, но это дорого. Не стоит брать кран, если не выдвигается одна или несколько секций стрелы, если обнаруживаются поломки реборд блоков, вмятины и деформации металлоконструкций.
Несправедливо мало известны в нашей стране автомобильные краны итальянской компании TCM S.r.l. Эти краны отличаются высоким качеством и целым рядом оригинальных решений в конструкции. Система телескопирования секций стрелы крана является единственной в своем роде. Она состоит из нескольких гидроцилиндров, расположенных внутри стрелы, что позволяет достичь отличных результатов в эксплуатации и телескопировании грузов со стрелой в горизонтальном положении.
Мод. ТСМ С 1600 г/п 160 т оснащается 6-секционной стрелой длиной 32 м плюс 3-секционным гуськом 11 м с изменяемым углом наклона. Рабочий угол стрелы от –2 до +80°. Механизм выдвижения стрелы состоит из пяти цилиндров двустороннего действия, оснащенных уравновешивающими клапанами. Направляющие скользуны изготовленны из износостойкого материала, самосмазывающиеся. Надрамник коробчатой конструкции, устойчивой к скручивающим нагрузкам, с внутренними усилителями в виде «пчелиных сот». Лебедка оснащена барабаном с кольцевыми канавками и с приводом от аксиально-поршневого гидромотора через редуктор. Выносные опоры управляются как из кабины, так и с пульта на надрамнике. Управляются одновременно или раздельно по две опоры с каждой стороны шасси.
Можно ставить вопрос о снижении цены крана, если обнаружится, что число обрывов проволок стрелового или грузового каната или поверхностный износ превышают норму, установленную руководством по эксплуатации крана, имеется оборванная прядь или другие повреждения; опускание груза и телескопирование стрелы без груза происходит не плавно, а с рывками; обнаруживаются неисправности гидроцилиндров или гидрозамков механизма выдвижения опор, забоины и риски на штоках гидроопор; отсутствует отопитель кабины крановщика.
Приборы безопасности крана. По понятным причинам особое внимание нужно уделять приборам безопасности крана. Выясните, как они настроены и работают.
Не рекомендуется покупать кран, если: отсутствует прибор безопасности, предназначенный для защиты крана от перегрузок и опрокидывания при подъеме груза, защиты рабочего оборудования от повреждения при работе в стесненных условиях или вблизи воздушных линий электропередачи и отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузоподъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, ее длине и угле наклона относительно горизонта; установлен цифровой прибор безопасности грузоподъемных машин старого выпуска, снятый с производства (ОНК МП-120) или ОНК-140 (снимаются с производства), т. к. возможны сложности с запчастями для их ремонта. В настоящее время производится и используется прибор ОНК-160С.
Можно ставить вопрос о снижении цены крана, если: ограничитель высоты подъема не отключает механизм подъема при расстоянии между оголовком стрелы и крюковой подвеской менее 200 мм; ограничитель глубины опускания не отключает механизм подъема, когда на барабане остается менее 1,5 витков каната; ограничитель наклона стрелы не отключает механизм изменения вылета на вылете 1,7 м при длине стрелы 9 м (конкретные цифры надо уточнить в инструкции по эксплуатации).
Подводя итог рекомендациям по приобретению кранов б/у, можно сказать: специалисты советуют выбирать б/у краны надежных марок класса люкс.
Цена и совокупная стоимость владения
Для многих потребителей по-прежнему решающее (и единственное!) значение при покупке мобильного крана имеет его цена, и по этому критерию краны российского (а затем китайского) производства имеют преимущество перед западноевропейскими машинами.
АО «Галичский автокрановый завод» (ГАКЗ) выпускает автокраны г/п от 25 до 100 т на отечественных и иностранных шасси с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х4 и 10х10, со стрелами длиной от 21,7 до 51 м. Стрелы из высокопрочной стали имеют инновационную форму поперечного сечения «овалоид» и «овоид». Многие модели оборудованы современной электропропорциональной системой управления и безопасности Hydac & Hirshmann (Германия), которая обеспечивает совмещение рабочих операций, плавность хода, точность при позиционировании груза.
Завод предлагает клиентам широкий ассортимент полезных опций для автокранов: удлинители стрелы и наборы противовесов; систему видеонаблюдения на оголовке стрелы «орлиный глаз» для точной подачи груза за препятствиями; монитор и видеокамеры слежения за намоткой грузовой лебедки. Предлагается установка второго автономного отопителя в кабину крановщика, установка подогрева гидробака и гидравлических магистралей, автоматическая централизованная система смазки и многое другое.
Однако постепенно все больше покупателей начинают рассматривать и совокупную стоимость владения краном за все время эксплуатации (с расходами на техобслуживание и потерями за время простоя), и цену его на вторичном рынке при перепродаже, и срок экономически оправданной службы.
При таком подходе уже можно рассматривать индивидуально конкретные модели кранов от разных брендов, потому что более высокая по сравнению с другой моделью начальная цена еще не значит, что по многим остальным показателям и совокупной стоимости владения эта конкретная модель не будет оптимальным выбором. Например, модели, обладающие уникальными характеристиками по грузоподъемности и вылету стрелы, не могут быть заменены более дешевыми, но не имеющими подобных характеристик машинами. Краны на спецшасси рассчитаны на работу на строительных объектах в тяжелых условиях, но в то же время в кабине таких кранов создаются комфортные условия для операторов, которые позволяют им меньше утомляться и работать дольше и эффективнее. Именно такие нишевые продукты удается продать в России западным краностроителям.
Компания Liebherr предлагает огромный ассортимент мобильных кранов разных типов, и в том числе две модели автокранов серии LTF г/п 45 и 60 т, на четырехосных шасси со стрелами длиной 35 и 40 м соответственно. Эти автокраны считаются наиболее эффективными при использовании в качестве «кранов-такси» – когда кран часто переезжает с одного строительного участка на другой, выполняя непродолжительные по времени работы. Крановые надстройки Liebherr пригодны для монтажа на всех распространенных шасси грузовых автомобилей.
Мобильные краны серии LTM на спецшасси с количеством осей от 2 до 5 имеют г/п от 35 до 100 т и комплектуются стрелами длиной от 30 до 52 м. Кабина крановщика может наклоняться на угол до 20°. Возможно телескопирование стрелы с грузом. Рулевое управление задними мостами зависит от скорости движения.
Краны Liebherr оснащаются компьютерной системой управления LICCON. Liebherr самостоятельно разрабатывает и производит программное и аппаратное обеспечение для систем управления мобильными кранами.
С другой стороны, для обслуживания стандартных отечественных автомобильных шасси проще найти запчасти и квалифицированных механиков, чем в случае шасси специальной конструкции иностранного производства. К тому же машины на спецшасси по габаритам и нагрузкам на ось далеко не всегда укладываются в нормы ПДД. Самым большим преимуществом крана на шасси автомобильного типа является его способность без затруднений прибыть на стройплощадку, потому что они, как правило, могут передвигаться по дорогам общего пользования без оформления специального разрешения или хотя бы без привлечения дополнительных транспортных средств для перевозки оборудования, быстро и легко могут быть подготовлены к работе на месте, т. к. все оборудование при переездах не демонтируется и остается на кране. По мнению некоторых специалистов, краны на шасси повышенной проходимости более перспективны, чем краны на специальных шасси, и могут эксплуатироваться в более разнообразных (по передвижению и выполнению грузовых операций) условиях.
Лизинг или кредит. Ряд компаний предлагают краны, новые и б/у, в лизинг. Однако, по отзывам опрошенных нами специалистов, ставки по лизингу весьма высокие, и индивидуальным предпринимателям, а также предприятиям малого бизнеса не подходят, как, собственно, и банковские кредиты.
В такой ситуации рекомендуют поинтересоваться на заводах-производителях, где иногда дают технику в лизинг без посредников, и ставки получаются меньше. Однако следует быть крайне осторожными, чтобы не попасть на аферистов, предлагающих «лизинг на выгодных условиях». Заключая договор о кредите/ лизинге, нужно внимательно читать все пункты.
Вообще же рекомендуется посетить аукционы, на которых продаются краны, изъятые по неуплате за лизинг. Может быть, именно там вам удастся подобрать нужный кран по приемлемой цене.