Nooteboom Transport Days – настоящее компании приуроченное к ее истории
С 11 по 13 мая 2017 г. компания Nooteboom провела для своих заказчиков, партнеров, дилеров и прессы дни открытых дверей Nooteboom Transport Days. Мероприятие приурочили к двум событиям. Во-первых, в 2016 г. компании исполнилось 135 лет со дня основания, но тогда решили отложить празднование до следующего события, а именно до 70-летия Дика Нотебома, которое к тому же совпало с 50-летием его трудовой деятельности на благо компании. Отмечали с размахом, на финальное мероприятие пригласили 3500 гостей – больше территория завода не вмещает.
С начала определимся с названием: Nooteboom произносится как «Нотебом», все-таки голландская фамилия. Управление компанией было и остается в руках семьи Нотебом, которую сегодня представляет Маринка Нотебом – пятое поколение, считая от отца-основателя Виллема.
С появления в 1953 г. полуприцепа-тяжеловоза с разрезной задней осью и маятниковой подвеской основными принципами компании остаются прочная, надежная конструкция, простота в эксплуатации и минимальная стоимость владения. И инновации играют в этом главенствующую роль, что еще раз зримо подтвердили на мероприятии.
Маневровый Manoovr
В 2015 г. компания представила новое поколение полунизкорамных тяжеловозов Manoovr с числом осей от 3 до 8, построенных на модульном принципе, раздвижных и нераздвижных, с нишей для экскаваторной рукояти и без нее. Сразу стоит уточнить, что в Нидерландах и Европе в целом низкорамными называют полуприцепы с погрузочной высотой до 500 мм, а с высотой 500–1200 мм считаются полунизкорамными. Полуприцепы Manoovr предлагают в исполнении с шириной платформы 2520, 2740 и 2890 мм.
Manoovr вобрал все конструкционные и компоновочные достижения компании. Прежде всего это прочная рама, в основе которой лежит хребтовая балка прямоугольного сечения с приваренными несущими поперечинами, между которыми вварены стальные листы, формирующие грузовую платформу.
Полуприцепы Manoovr предлагают как в нераздвижном исполнении, так и с одно-, двух- и трехкратным раздвижением. Для нераздвижного исполнения модульный принцип позволяет комбинировать – увеличивать и уменьшать число осевых линий путем добавления между гидравлическим гусаком и основной колесной тележкой дополнительной колесной тележки или ее изъятия. При достаточном уровне квалификации водителя тягача и сцепщика процедура выполняется быстро.
Маринка Нотебом, генеральный директор компании Nooteboom: «Мой дед, Антон Нотебом, строил бизнес на инновациях и на интенсивных отношениях с клиентами, и сегодня нашими базовыми ценностями остаются инновации, удовлетворенность заказчиков и качество во всем».
Manoovr не стал бы столь маневренным без усовершенствованной гидравлической маятниковой подвески, обеспечивающей минимальную погрузочную высоту с колесами размером 245/70 R17.5, ход подвески 500 мм, угол поворота осевого агрегата 70° в обе стороны и нагрузку 12 т на осевую линию. Осевой агрегат крепится к раме через запрессованный шкворень – самый компактный вариант крепления. В дополнение к этим достоинствам компания обещает, что пробег шин составит не менее 300 тыс. км. Но это еще не всё. В Нидерландах и в Германии допустимая нагрузка на ось с независимой подвеской – 10 т, а на ось с маятниковой подвеской – 12 т. В остальных европейских странах для маятниковой подвески допустимая нагрузка также больше, чем для других конструкций подвесок.
В 2016 г. добавили переднюю колесную тележку Multidolly с такими же характеристиками: нагрузка 12 т на осевую линию, высота 780 мм, ход подвески 500 мм, угол поворота 70°. Осность полуприцепа увеличилась до 10, а грузоподъемность до 160 т. Здесь можно подробнее остановиться на том, почему Nooteboom не занимается модульными транспортными средствами. Грузоподъемность 160 т, возможность перевозить различные грузы, и в том числе концентрированные, перекрывает 95% потребностей в перевозках крупногабаритных тяжеловесных грузов. Второе: Nooteboom провозгласила простоту в эксплуатации своим приоритетом и конкурентным преимуществом, а модульные транспортные средства сложнее в эксплуатации, нежели полуприцепы, хотя бы и построенные по модульному принципу. Таким образом, охватывая львиную долю рынка перевозок негабарита и придерживаясь принципа простоты в эксплуатации, Nooteboom не видит инвестиционных перспектив в модульных транспортных средствах. По крайней мере, в настоящее время.
Подвидом полуприцепов Manoovr стали легкие с 3–4–5 осевыми линиями, грузоподъемностью до 100 т, предназначенные в основном для перевозки строительной техники. Для Европы, где разрешены более высокие нагрузки на маятниковую подвеску, Manoovr позволяет составлять более короткий и маневренный автопоезд.
Полуприцепы с нишей для экскаваторной рукояти предлагают в исполнении с шириной платформы 2740 и 2890 мм. Ширина ниши 800 и 950 мм соответственно, глубина ниши 300 мм. Ниша позволяет несколько уменьшить габаритную высоту автопоезда.
К 2017 г. компания поставила более 680 осевых линий Manoovr в 15 европейских стран – неплохой результат в условиях глобального спада экономики.
Сергей Нуждин, генеральный директор ООО «Современные технологии НС», официального представителя Nooteboom по запасным частям, г. Москва: «Первый раз на заводе Nooteboom я был в 2008 г., отличия видны, компания развивается, предлагает рынку новые технологии, новые решения в разных сегментах перевозок негабаритных грузов, перевозок спецтехники, перевозок ветрогенераторов.
С конца прошлого года мы представляем Nooteboom на территории России по поставкам запасных частей. Наша задача – оперативно обеспечивать российских клиентов запасными частями. В этих целях мы прорабатываем проект склада запасных частей в Московской области, который позволит решать задачи по поставкам запчастей в короткие сроки. Одновременно прорабатываем номенклатуру запчастей. Прежде всего это детали подвески, электрики, гидроцилиндры, поворотные столы. Кроме того, мы несем гарантийные обязательства в отличие от альтернативных поставщиков.
Это первый этап нашей работы с Nooteboom, в дальнейшем думаем о продажах техники как новой, так и бывшей в эксплуатации».
Ballasttrailer для кранового сегмента
Еще в 1985 г. Nooteboom предложила первое специализированное решение для перевозки элементов противовеса тяжелого гусеничного или мобильного крана. Этот сравнительно небольшой сегмент перевозок негабарита компания считает для себя важным и продолжает развивать номенклатуру транспортных средств для него. Основное отличие ballasttrailer от стандартного тяжеловоза в усиленной раме. Элементы противовеса представляют собой тяжелые концентрированные грузы, которые распределяются не по центру, а по всей платформе, исходя из этого рассчитываются несущая способность платформы и параметры ее элементов.
Полуприцепы ballasttrailer производят, например, на базе полуприцепов Manoovr с использованием элементов усиления. Хребтовая балка такого полуприцепа выдерживает нагрузку 40 т/м, поперечины усилены и выдерживают нагрузку 25 т, ряд поверхностей тоже усилен.
Компания также производит специальные высокорамные (1500–1700 мм) полуприцепы без гусака с усиленной рамой и поворотными осями на пневматической подвеске. Осей может быть от 5 до 7, при этом передние оси подъемные. Электроника поднимает и опускает оси, оценивая нагрузки и скорость. Поднять и опустить оси можно и в ручном режиме. Сами осевые агрегаты «тележного» типа – ось установлена на поворотном круге и поворачивается целиком.
Будущее электроники в полуприцепах
Еще одна тема, которую обсуждали во время мероприятия, это о перспективах электроники в полуприцепах. Еще до недавнего времени в Nooteboom придерживались мнения, что, чем меньше электроники, тем лучше из-за ее ненадежности, но за последние 15–20 лет электроника шагнула далеко вперед не только в плане функциональности и стоимости, но и надежности, и очевидно, что она получит широкое распространение в полуприцепных и прицепных транспортных средствах, так как обеспечивает рулевое управление, высоту подвески и торможение. Основной проблемой остается герметизация отсеков с электронными элементами для предохранения от главного врага – электрохимической коррозии.
Nooteboom также объявила, что ведет работы по объединению разрозненных электронных систем в единую. Для этого разрабатывается электронный блок, который будет стыковаться с системами Wabco, Continental и др., обмениваться с ними данными и управлять ими. Электронную часть разрабатывает сторонний подрядчик, программную – сама Nooteboom.
Таким образом, компания Nooteboom демонстрирует приверженность инновационному подходу. Ее полуприцепы Manoovr прекрасный тому образец, сочетающий грузоподъемность, надежность, ходовые качества, гибкость конфигурации с простотой в эксплуатации. Полуприцепы для перевозок крановых противовесов также предлагают интересные, нестандартные подходы, а объединение электронных систем в единую обещает буквально революционные изменения.
Историческая справка
1881–1921 гг.
В 1881 г. в деревне Кетель недалеко от Роттердама 26-летний Виллем Нотебом, сын кузнеца, основал кузницу и в течение 40 лет занимался изготовлением различных кованых изделий. Часть изделий имела отношение к тогдашнему транспорту: подковы, детали конской сбруи, колесные обручи, поворотные круги.
1921–1939 гг.
Спустя сорок лет настало время следующего поколения: в 1921 г. Виллем передал компанию своему сыну Хенку Яну. Это время расцвета автомобилизации. Хенк Ян взял на вооружение лозунг «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» и, присовокупив к нему кузовные формы, приобретенные у одной из компаний-бодибилдеров, открыл собственное автомобильное производство Nooteboom Fabriek van Wegtransportmiddelen. Это поворотный момент в истории компании: из поставщика компонентов Nooteboom стала производителем транспортных средств: она строила грузовые и пассажирские автомобили на готовых шасси, как и множество других автомобильных фирм того времени. Возможно, что легендарная «Антилопа Гну» родом именно отсюда, ведь ее подлинное происхождение так и не было установлено.
В 1929 г. к бизнесу присоединился подросший Антон, сын Хенка Яна. Его привлекли к ремонту автомобилей. В 1933 г. 18-летний Антон решил расширить познания в автомобильном бизнесе и устроился на работу к торговому дилеру Autohandel Pietersen, а спустя два года открыл собственный бизнес Garage de Toekomst. После смерти Хенка Яна в 1939 г. Антон принял бразды правления семейной компанией.
1939–1953 гг.
Ведомая твердой рукой Антона Нотебома, компания в течение нескольких лет превратилась в производителя передовых для своего времени транспортных средств. Прорывом стало производство сельскохозяйственных прицепов с осями на шариковых подшипниках и пневматических шинах. По окончании Второй мировой войны Нотебом смог нанять 10 человек и расширить производство. Следующий значительный этап в истории компании начался в 1949 г., когда Nooteboom приступила к производству самосвалов и полуприцепов, а Антон спроектировал подъем задней части полуприцепа.
1953 г.
Для растущего производства в Кетеле недостаточно места, и компания инвестирует во вторую производственную площадку в Утрехте. В этом же году Антон изобретает оригинальный способ заднего заезда: разрезная задняя ось низкорамного полуприцепа-тяжеловоза расцепляется и движением тягача назад разворачивается на 90°, освобождая проход к грузовой площадке. Полуоси складываются обратно движением тягача вперед и стягиваются с помощью ручного ворота (талрепа, винтовой стяжки). Никакой гидравлики, пневматики и электроники. Кроме того, это первый полуприцеп с маятниковой подвеской.
В 1953 г. Зеландию постигло сильное наводнение, и для масштабных восстановительных работ и строительства новых дамб потребовалось много техники, а также транспорта для ее перевозок. Производство полуприцепов с талрепом значительно выросло, и таким образом Nooteboom вышла в лидеры среди производителей тяжеловозов.
1953–1979 гг.
Таким образом, завод в Утрехте сосредоточится на полуприцепах-тяжеловозах. В 1967 г. к Антону присоединился его сын Дик, а три года спустя младшие сыновья Хенк и Тон. В 1975 г. все три брата становятся директорами компании, распределив обязанности. В 1976 г. Nooteboom сосредоточивает всю свою деятельность в Утрехте. Антон уходит из компании в 1979 г., настало время четвертого поколения Нотебомов.
В этот период разработали гидравлическую систему рулевого управления, позволяющую двигаться на скорости до 80 км/ч, компактный отстегивающийся гусак и гидропневматическую подвеску.
1979–2012 гг.
Двумя годами ранее, в 1977 г., была вбита первая свая на месте нового заводского корпуса в городке Вийхен на юге Нидерландов. В последующие десятилетия Nooteboom неуклонно укрепляет свои позиции на рынке тяжеловозов. После кризиса 2008 г. Nooteboom решает сконцентрироваться исключительно на разработке, производстве, продаже и сервисе транспортных решений для негабаритных тяжеловесных грузов. Портфель инноваций пополнили низкорамный полуприцеп с управляемыми поворотными осями, ниша для экскаваторной рукояти, полуприцеп для кранового противовеса – ballasttrailer, механизм раздвижения, подкатная тележка interdоlly, система для перевозки самонесущей колонны и гондолы ветрогенератора и т. д.
2012 г. – настоящее время
В 2012 г. бразды правления компанией переходят в руки пятого поколения Нотебомов – Маринки, дочери Хенка. В 2016 г. компании исполнилось 135 лет.