Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Самоходные фрезы прочно вошли в практику дорожного ремонта, по крайней мере в регионах, где дороги ремонтируют. Техника дорогая, но своего стоит. Летними ночами большие фрезы выводят на трассы и городские проспекты для снятия износившегося покрытия. Большая фреза снимает за проход целую полосу, а производительность такая, что только поспевай самосвалы подавать. Дорожное движение с каждым годом становится интенсивнее, даже ночью, и каким-либо иным способом быстро отремонтировать асфальт на обширной площади невозможно.
Большие фрезы работают на ширину от 1200 до 2200 мм. К малым относят фрезы рабочей шириной до 1300 мм. Главное отличие малой фрезы от большой – это габаритные размеры. Для малой фрезы в городе тоже найдется много работы. Во-первых, это ямочный ремонт – его полностью выполняют малой фрезой. К этому же виду работ относится ремонт покрытия вокруг колодцев. Трехколесная фреза для такой задачи – оптимальный вариант. Производительность современных малых фрез позволяет в сжатые сроки удалять покрытие на всю толщину на участках с незначительным транспортным потоком – на второстепенных улицах в городах, в поселках, на стоянках, тротуарах. Также малая фреза может сопровождать большую при ремонте трасс и улиц. В этом случае малая фреза снимает покрытие вдоль бортового камня, вокруг колодцев и других препятствий. Эти операции рекомендуют проводить до начала работы большой фрезы. В местах перехода от отфрезерованной к необработанной поверхности малая фреза может устроить отвесный стык, что воспрепятствует образованию в этом месте выбоины.
Малые фрезы также применяют для быстрого устранения колейности – они срезают гребни, для удаления узкой полосы покрытия при подготовке к земляным работам и удаления дорожной разметки.
Из отечественных машиностроителей самоходные фрезы изготавливает только «Брянский Арсенал» и только одну модель – ФДХС-К-1000-01, относящуюся к малым фрезам. Конструктивно брянская фреза близка к европейским аналогам. У четырехколесной фрезы заднее правое колесо помещено на поворотную консоль. Заведя консоль под раму машины, можно фрезеровать вплотную к бортовому камню. Ширина фрезерования основной фрезой – 1000 мм, глубина – до 200 мм, производительность – до 30 куб.м/ч. По заказу машину комплектуют дополнительной фрезой шириной 125 мм, которая устанавливается справа на фрезерный барабан для вскрытия бортового камня и нарезки канавок. Машина оснащена двигателем Deutz BF06M мощностью 182 кВт. Гидропривод хода выполнен на базе одного регулируемого гидронасоса и четырех нерегулируемых гидромоторов на каждом приводном мотор-колесе. Рулевое управление – с гидрообъемным приводом, управляемые колеса передние. Привод рабочего органа также гидравлический и состоит из гидромотора и планетарного редуктора, расположенного внутри рабочего органа. Для охлаждения резцов через систему в зону резания подается вода под давлением. Запаса воды хватает на 30 минут непрерывной работы. У дорожников, эксплуатирующих эту фрезу, довольно много нареканий по гидроприводу.
Линейка лидера рынка фрез фирмы Wirtgen включает 15 моделей – десять малых фрез рабочей шириной от 350 до 1300 мм и пять больших рабочей шириной 1200, 2000 и 2200 мм. Компактные фрезы W 350 E, W 35, W 35 DC, W 50 и W 50 DC рабочей шириной 350…500 мм – трехколесные с ведущим и управляемым передним колесом. Заднее правое колесо установлено на поворотной консоли и может находиться как внутри габарита машины перед фрезерным барабаном, так и вне габарита. Модель W 350 Е – с электроприводом и предназначена для работы в помещениях. Различия между моделями W 35 и W 35 DC, а также W 50 и W 50 DC заключаются в оснащении. Модели с приставкой DC оснащены более мощными двигателями, и для них предлагают расширенный список опционного оборудования.
Следующие в линейке – фрезы W 60, W 100, W 100 F, W 120 F и W 130 F рабочей шириной 600…1300 мм. Модель W 60 поставляют как в трехколесном, так и в четырехколесном исполнении, W 100 – в четырехколесном, а W 100 F, W 120 F и W 130 F – с гусеничным либо колесным ходом. Задние опоры регулируются по высоте, а правая опора сделана выносной, причем у моделей с гусеничным ходом правой задней гусенице придана функция рулевого управления: она может немного поворачиваться, когда заведена перед фрезерным барабаном в габарит машины, что улучшает маневренность. Фрезы W 60, W 100 и W 100 F подают раздробленный материал назад. W 120 F и W 130 F скомпонованы иначе и подают материал вперед, и оператор легко контролирует загрузку самосвала. В базовой комплектации машины оснащены несъемным барабаном с приводом от клиноременной передачи. По заказу устанавливают систему FCS (Flexible Cutter System), позволяющую использовать сменные барабаны различного типа и ширины.
В линейке больших фрез на гусеничной ходу модели W 150, W 1900, W 2000, W 2100 и W2200. Их фрезерный барабан выступает за габарит, и в поворотной опоре они не нуждаются. Все четыре гусеницы у них ведущие и управляемые, высота каждой гусеничной тележки регулируется отдельно. Система нивелирования собственной разработки с пропорциональной настройкой высоты машины обеспечивает точность фрезерования. Это регулирование можно выполнять с площадки оператора или с пультов, расположенных по бортам машины. Фрезы оснащены мощными двигателями Cummins, Mercedes-Benz и Caterpillar. Фрезерные барабаны приводятся непосредственно от двигателя через муфту, клиноременную передачу и встроенный в барабан планетарный редуктор. Барабаны, входящие в базовую комплектацию, оснащены системой быстрой смены резцов НТ11. Модели W 1900, W 2000 поставляют с системой смены барабанов FCS. Как утверждает компания, барабан можно заменить за 2…3 часа. Для W 2200 при стандартной рабочей ширине 2200 мм доступен барабан шириной 3800 мм. При этом заменяют весь узел с барабаном, экранами, зачистным отвалом и элементами привода.
В линейке фрез Caterpillar три модели. Малая модель PM102 массой 17 т, рабочей шириной 1000 мм и глубиной 305 мм оснащена двигателем Caterpillar 3126B ATTAC мощностью 156 кВт. В базовой комплектации машины поставляют на гусеничном ходу, под заказ поставляют также с колесной ходовой частью. Задняя правая опора гусеницы или колеса, как и положено на средней фрезе, имеет два положения. Разгрузочный конвейер находится впереди, и оператор может наблюдать за погрузкой самосвала.
Большая фреза Caterpillar PM200 массой 30 т, рабочей шириной 2010 мм и глубиной 320 мм оснащена дизелем С18 ACERT мощностью 429 кВт с турбонаддувом и воздушным охлаждением наддувочного воздуха. Фрезерный барабан приводится через клиноременную передачу напрямую от двигателя. Конструкция барабана обеспечивает высокое усилие резания. Шестигранные резцы расположены витками с тройным заходом и установлены в быстросъемных резцедержателях по три резца в каждом. Система ANTI-SLAB с гидравлическим подъемом и регулируемым давлением на дорожное полотно предотвращает отрыв больших кусков асфальтобетона. Двойная система орошения с двумя независимыми водяными насосами и водяной бак вместимостью 3000 л обеспечивают эффективное охлаждение и смазку резцов. Caterpillar разработала гидропривод с учетом специфики процесса удаления дорожных покрытий и электрооборудование в соответствии со своими стандартами.
На тех же конструктивных принципах построена «старшая», самая мощная фреза РМ201 массой почти 40 т с двигателем С18 ACERT мощностью 485 кВт, которая работает на ширину 2100 мм и глубину до 305 мм.
Фрезы Caterpillar подготовлены под установку систем нивелирования разных производителей, из которых чаще встречается оборудование фирмы Topcon.
Шведская компания Dynapac, теперь принадлежащая Atlas Copco Group, выпускает 5 малых фрез (компания называет их компактными планировщиками) и 3 больших, или, по версии компании, высокопроизводительных планировщика. Малые фрезы обновлены, типоразмерный ряд включает модели рабочей шириной 350, 500, 600 и 1000 мм. «Младшая» малая трехколесная фреза PL350T рабочей шириной и глубиной 350 и 100 мм оснащена двигателем Cummins мощностью 45 кВт и гидравлическим приводом переднего колеса и рабочего органа. Минимальный радиус поворота по фрезерному барабану – 100 мм. По заказу фрезу поставят в полноприводном исполнении. Эта модель действительно компактна, оператор работает стоя, а с помощью короткого конвейера можно выгружать материал разве что в ковш мини-погрузчика или экскаватора-погрузчика.
Следующую в линейке фрезу PL500T рабочей шириной 500 мм и глубиной 160 мм поставляют в трех- и четырехколесном исполнении с двигателем Cummins мощностью 82 кВт. У этой модели гидравлический привод рабочего органа, у ее модификации PL500TD привод механический, рабочая глубина увеличена до 200 мм и двигатель мощнее – 97 кВт. Четырехколесные фрезы PL600/30S рабочей шириной 600 мм и глубиной 300 мм и PL1000RS (1000 и 250 мм) оснащены двигателем Cummins мощностью 129 кВт и механическим приводом фрезерного барабана. У всех малых фрез правое заднее колесо на поворотной консоли и выгрузка через задний конвейер, который при необходимости можно демонтировать и оставлять сфрезерованный материал на поверхности дороги.
Линейка больших фрез осталась прежней – это модели PL2000LC, PL2000S и PL2100S. Их рабочая ширина 2010 мм (PL2000LC и PL2000S) и 2100 мм (PL2100S), рабочая глубина – 320 мм. Стандартный барабан, разработанный Dynapac, оснащен системой быстрой смены резцов. Кроме того, барабан можно за 2 часа заменить другим – для чистового фрезерования, его компания поставляет по заказу. Особенность больших фрез – это два джойстика, управляющие ходом и работой конвейера. Компания внедрила это решение, опираясь на пожелания дорожников упростить управление. Машины оснащены дизелем Cummins мощностью 447 кВт, приводящим барабан через клиноременную передачу и планетарный редуктор и гидропривод. Все четыре гусеницы ведущие, управляемые и регулируемые по высоте. Выгрузка отфрезерованного материала производится через передний складывающийся поворотный конвейер.
Фрезы Bomag – наследие небезызвестной на постсоветском пространстве фирмы Marini. Bomag специализируется на больших фрезах трех типоразмеров или базовых конструкций. К первой базовой конструкции относятся «младшие» модели ВМ 1000/30, ВМ 1200/30 и ВМ 1300/30 с рабочей глубиной фрезерования до 320 мм и шириной фрезерования 1000, 1200 и 1300 мм. Модели, построенные на единой базовой машине с двигателем Caterpillar C7 мощностью 205 кВт, различаются рабочим органом и соответственно эксплуатационной массой.
Вторая базовая конструкция с двигателем Deutz TCD2015 мощностью 350 кВт представлена моделями ВМ 1500/50 и ВМ 2000/50. Они также различаются рабочими органами шириной 1500 и 2000 мм. Рабочая глубина обоих органов – до 320 мм.
Третья базовая конструкция – «старшая» модель ВМ 2000/60, она оснащена двигателем Deutz TDC2015 мощностью 440 кВт и рабочим органом с шириной фрезерования 2000 мм и глубиной до 320 мм. Эксплуатационная масса этой модели – 32,5 т. Американская фирма Roadtec поставляет четыре модели фрез – RX-400, RX-500, RX-700 и RX-900. Модель RX-400 можно отнести к малым фрезам, хотя конструктивно она отличается от европейских аналогов и ближе к большим. Это машина на гусеничном ходу, четыре гусеницы на регулируемых по высоте поворотных колоннах. Выгрузку материала ведут через передний конвейер. В отличие от больших фрез ее рабочий орган находится за задними гусеницами, что позволяет начинать фрезерование почти вплотную к бортовому камню. RX-400 комплектуют рабочими органами с шириной фрезерования 660, 900 и 1200 мм и глубиной фрезерования до 317 мм. Силовая установка – дизель Caterpillar C9 мощностью 242 кВт.
Следующую в линейке большую фрезу RX-500 поставляют как в исполнении с четырьмя гусеницами, так и в облегченном трехгусеничном исполнении. Машина скомпонована в традиционном ключе – с рабочим органом между передними и задними гусеницами, с передней выгрузкой. Двухэлементный конвейер можно повернуть в любую сторону на 60° для удобства выгрузки. Силовая установка – дизель Cummins мощностью 371 кВт либо 408 кВт, возможна установка двигателя мощностью 446 кВт. На выбор рабочие органы с глубиной фрезерования до 330 мм и шириной 1900, 2000 и 2184 мм. Как и большинство фрез Roadtec, эта модель может работать как вперед, так и назад и переоборудуется в ресайклер.
Фреза RX-700, оснащенная двигателем Caterpillar C18 мощностью 522 кВт, работает с фрезерными барабанами шириной 2000 и 2180 мм и рабочей глубиной до 356 мм. «Старшую» модель RX-900 оснащают двигателем Caterpillar мощностью 640 кВт либо Cummins мощностью 708 кВт и рабочими органами с шириной фрезерования 2180, 2500, 3000 и 3810 мм, с глубиной фрезерования до 355 мм. Модели RX-700 и RX-900 поставляют в исполнении как с четырьмя, так и с тремя гусеницами. Обе фрезы также можно применять в качестве ресайклеров. Фрезы Roadtec оснащают системами нивелирования Moba и Topcon.
Американский конгломерат Terex выпускает шесть моделей фрез. У компактной фрезы PR165 оригинальная компоновка. Это четырехколесная машина со всеми ведущими и управляемыми колесами, рабочий орган находится в колесной базе и выступает за боковые габариты несущей машины. Ширина фрезерования – 610 мм, глубина фрезерования необычно большая для малой фрезы – 305 мм. Чтобы обеспечить такую глубину, машину оснастили мощным двигателем – турбированным 4-цилиндровым Cummins мощностью 125 кВт. Привод хода и рабочего органа гидравлический. У фрезы полноценное рабочее место с сиденьем и двухэлементный складной конвейер с передней разгрузкой, который монтируется и подсоединяется к рабочей камере с правого борта. Для удобства погрузки конвейер можно отклонять вправо-влево на 30°. Малая четырехколесная фреза PR220 скомпонована аналогично PR165 и оснащена тем же двигателем. Ее рабочая ширина 1016 мм, глубина 305 мм.
Фреза PR330T построена по традиционным принципам больших фрез. Ее рабочая ширина 1220 мм, глубина до 300 мм. Оснащена двигателем Cummins мощностью 246 кВт. Привод рабочего органа гидростатический. Фреза PR600 работает на ширину 2185 мм и глубину до 356 мм. Планетарный редуктор фрезерного барабана приводится через клиноременную передачу напрямую от двигателя мощностью 447 кВт. У фрезы PR800-7 рабочая ширина 2143 мм, глубина 305 мм, силовая установка – дизель Caterpillar мощностью 641 кВт.
* * *
На российском рынке представлены все ведущие производители самоходных фрез. Принципы конструирования европейских и американских фирм различаются, за исключением Caterpillar, фрезы которой происходят от итальянской Bitelli. Главное отличие европейских моделей от американских – экономичность. Их рабочие характеристики скромнее, а двигатели не столь мощны, что определяется узкой полосой движения, плотным транспортным потоком, требованием занимать не более одной полосы, а также расходами на топливо. Американцы дороги строят с размахом, и их фрезы отличаются впечатляющими характеристиками и силовыми установками, соответствующими по мощности и прожорливости. Исторически сложилось так, что отечественное дорожное строительство соответствует европейскому подходу, американские дорожные технологии воспринимаются как экзотика, хотя есть интересные решения, например, фрезы Roadtec, которые можно переоборудовать в ресайклер. Но все же главная тенденция нынешней эпохи – это экономичность.