Катки Vibromax

Молодой весны гонцы

Леонид Малютин
Природа напоминает нам о приближении летнего строительного сезона. Дорожным организациям осталось не так много времени на подготовку машинных парков к выходу на трассы, на проведение их ревизии, расконсервацию, обновление и пополнение. Это с одной стороны. С другой – осень 2008 года стала переломным моментом, разделившим нашу жизнь на «до» и «после». Условия изменились, и о зажиточной докризисной жизни можно забыть. Если «до» было разумным копейку считать, то «после» стало необходимым считать ее дважды. И выбор чемпиона в соотношении цена–качество стоит остро как никогда. К таким чемпионам с чистой совестью можно отнести катки Vibromax, сочетающие немецкое качество, необходимую и достаточную функциональность, простоту и надежность. Для близкого знакомства с представителями англо-германского машиностроения мы выехали на базу ЛОНМАДИ в ближнем Подмосковье.
Современный дизайн
Грунтовой каток VMT115HD
Подъем в кабину не сложный
Моторный отсек плотно скомпонован
Ручной насос аварийного растормаживания
Сервисная станция
Доступ к точкам ежедневного обслуживания
Шарнирный узел необслуживаемый
 
Зеркало, козырек, переключатель стеклоочистителя и плафон
 
Под правой рукой рычаг хода и отопитель
Валец на вибропоглощающих элементах
Эксцентриковые валы
Асфальтовый каток VMT390
Подъем на площадку требует некоторой ловкости
Отсек левого борта
Двигатель Kubota. На переднем плане – насос аварийного растормаживания
Валец на вибропоглощающей опоре
Скребок и водяная рампа
Влагозащищенная приборная панель
У VMT390 вполне современный внешний вид
Отсек правого борта

Предыстория

Во второй половине 2005 г. компания JCB объявила о поглощении Vibromax из Дюссельдорфа, одного из старейших в Европе производителей уплотнительной техники. JCB занялась новым направлением основательно, без спешки. Катки и трамбовки начали поставлять под объединенным брендом JCB-Vibromax с начала 2006 г. после необходимых реформ на немецком заводе. В течение трех лет JCB постепенно, без революционных свершений развивала модельный ряд, модернизировала серийные модели, запустила в серию несколько новых.

Корпоративная культура и производственная культура компаний JCB и Vibromax удачно совпали, что при слияниях и поглощениях случается не часто. Сыграли значительную роль репутация и мощная дилерско-сервисная сеть JCB. Продажи уплотнительной техники только за первый год после поглощения выросли на 70%, и в полтора раза увеличился штат завода. Сейчас для JCB, как и для всех, не лучшие времена, но этот кризис не первый и не последний, и компании с более-менее длительной историей знают, как их переживать. Вспомним, что предыдущая рецессия в строительной индустрии и машиностроении развитых стран пришлась на 2002–2004 гг., т. е. буквально вчера.

Грунтовой каток

С 2006 г. линейка грунтовых катков подросла на одну модель и обновилась. Сегодня в ней восемь моделей в диапазоне эксплуатационной массы от 4,6 до 19,7 т, и каждую поставляют в исполнении с гладким и кулачковым вальцами. Гладкий валец можно в «домашних» условиях превратить в кулачковый, надев на него кулачковый бандаж, состоящий из трех элементов. ЛОНМАДИ отдает предпочтение именно этому варианту как универсальному и экономичному.

Предоставленный в наше распоряжение каток VM115HD массой 12,5 т находится в центре модельного ряда и относится к самой востребованной весовой категории. VM115HD – это утяжеленный на 1 т вариант VM115D, о чем свидетельствует литера Н (Heavy) в его маркировке.

Внешний дизайн катка соответствует современным требованиям. Очертания приятны для глаза и одновременно функциональны. Сильно скошенный капот минимально ограничивает обзор назад примерно одним метром. Какой современный легковой автомобиль может похвастать таким обзором?

С точки зрения компоновки VM115HD – «классический» шарнирно-сочлененный грунтовой каток постоянной массы. Необслуживаемый шарнирный узел входит в перечень достоинств катков Vibromax. Передняя полурама опирается на валец с гидростатическим приводом хода и вибровозбудителем. На заднюю тяговую полураму помещены двигатель, насосный агрегат, ведущий мост с двумя пневмоколесами и кабина. Полурамы – мощные сварные металлоконструкции. У катка они должны быть тяжелыми сами по себе и к тому же выдерживать вибрационные нагрузки от вальца. Качество резки металла, подгонки, сварки деталей и окраски на высоте. Да, каток выполнен со всей возможной немецкой основательностью.

Задняя полурама несет силовую установку – 4-цилиндровый рядный дизель JCB Dieselmax объемом 4,4 л. Семейство собственных двигателей JCB получает все большее распространение. С января 2005 г. JCB444 начали устанавливать на все экскаваторы-погрузчики 4СХ, 3СХ и 2СХ, затем на «телескопы» Loadall. За ними последовали мини-погрузчики Robot, вилочные и компактные фронтальные погрузчики, дизель-генераторы. Дошла очередь и до катков. Двигатель расположен продольно маховиком назад, присоединенный к картеру тяжелый насосный агрегат вынесен за заднюю ось на корму машины, а радиаторы вставлены между двигателем и кабиной. Это модное в грунтовых катках компоновочное решение дает ряд преимуществ: во-первых, оно позволяет переместить центр тяжести к корме, оптимизировав развесовку по осям, и, во-вторых, грунтовой каток работает при повышенном пылеобразовании, а зона за кабиной наименее запылена, т. е. условия охлаждения лучше. Такая компоновка позволяет сделать капот сильно скошенным, значительно улучшая обзор назад. С эстетической точки зрения каток опять же выигрывает, а эстетика, привлекательность дизайна приобрели на рынке дорожно-строительной техники значительный вес. Применить такую компоновку можно только благодаря гидростатической трансмиссии, буквально развязывающей конструкторам руки.

Обтекаемый цельный пластиковый капот поднимается вручную и удерживается на пневмоупорах. Для выхлопной трубы в капоте сделана прорезь, а над раструбом воздушного фильтра устроен прилив, закрывающий фильтр от воды. Поднятый капот открывает полный доступ к точкам ежесменного обслуживания двигателя и к станции обслуживания с разъемами для диагностики гидросистемы. Эта станция – одна из особенностей катков Vibromax. Другая особенность – специальный ручной насос для аварийного растормаживания колес и вальца. Здесь же на корме под капотом расположена заливная горловина топливного бака. Казалось бы, это неудобно: надо ключом открыть отсек АКБ, в нем рукой отстегнуть запор, поднять капот. Однако топливный бак хорошо спрятан от расхитителей. В отсеке АКБ одна батарея, бортовая сеть рассчитана на напряжение 12 В.

Гидростатический привод хода включает регулируемые аксиально-поршневые моторы привода вальца и заднего моста. Редуктор заднего моста оснащен дифференциалом повышенного трения. Этот весьма важный для грунтового катка механизм входит в список стандартного оборудования катков Vibromax. Каток должен развивать значительное тяговое усилие, преодолевая сопротивление рыхлого грунта, особенно на уклоне, и при этом не стоит забывать о собственной массе катка.

Валец установлен на вибропоглощающих подушках. Двухчастотный двухамплитудный вибровозбудитель вальца представляет собой фирменный вибромеханизм, по конструкции и принципу действия похожий на «стручковый» эксцентрик Caterpillar, только вместо дроби перемещаются стальные сегменты. На цельный эксцентриковый вал с двух концов установлены полые колеса с внутренней перемычкой. Внутри колеса перемещается стальной сегмент, движение которого ограничено перемычкой. При вращении в одну сторону с минимальной постоянной частотой сегменты перемещаются к центру тяжести вала и увеличивают массу дебаланса. Амплитуда колебаний в таком положении максимальная. При смене направления вращения сегменты перемещаются в положение, диаметрально противоположное центру тяжести, и сокращают массу дебаланса и амплитуду колебаний. В этом положении вибромеханизм работает на максимальной постоянной частоте.

Технические характеристики катков Vibromax
Параметр VM115HD VMT390
Двигатель
JCB
Kubota
Мощность, кВт
97
34,3
Рабочая ширина, мм
2100
1300
Частота, Гц
31/ 36
55
Амплитуда, мм
1,95/ 0,9
0,51
Центробежная сила, кН
282/ 176
48
Эксплуатационная масса, кг
12 450
3900

Результирующее воздействие вибромеханизма направлено строго по вертикали и не зависит, а точнее, не связано с направлением вращения самого вальца, но зато связано со скоростью его вращения. Частота вращения не настолько велика, чтобы не принимать во внимание скорость катка: чем выше его скорость, тем меньшее число ударов вибровозбудителя придется на каждый сантиметр поверхности дороги. По достижении определенной скорости между ударами начнут образовываться промежутки, и поверхность грунта приобретет вид стиральной доски. Чтобы избежать этого, скорость катка заранее разделена на два диапазона – рабочий и транспортный. Рабочий скоростной диапазон ограничен 4,5 км/ч, чтобы дорожник, не вдаваясь в подробности, был уверен в надлежащем уплотнении на любой частоте вибровозбудителя. Кроме того, специально предусмотрен автоматический режим, который останавливает вибромеханизм при остановке катка и возобновляет его вращение при начале движения. Тем самым избегают образования ямы под неподвижным вальцом.

Переключатели частот вибровозбудителя и скоростных диапазонов размещены на панели рулевой колонки. Здесь же цифровая комбинация приборов со световыми индикаторами, счетчик машино-часов, указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, напряжения в бортовой сети. На правой стороне панели оставили только стрелочные часы: так много места зарезервировано под монтаж прибора опционной системы контроля уплотнения. Существуют два варианта системы. Простой вариант предусматривает установку на опору вальца датчика ускорения и прибора на панель в кабине, который посредством световой индикации сигнализирует об относительном уплотнении. Более сложная система располагает памятью и выводом данных на печать.

Оснащение кабины лаконично и точно соответствует функциональности машины. Кресло и рулевая колонка регулируются. Приборная панель чуть шире рулевого колеса и не мешает обзору. Кабина остеклена так, что оператор свободно наблюдает за кромками вальца. Предусмотрена система вентиляции и отопления. Отопитель совсем не лишний, дороги строят и зимой. Кондиционер включен в список дополнительного оборудования. На потолке есть место для магнитолы, хотя магнитола на катке – на большого любителя. Кабина установлена на четыре вибропоглощающие подушки, но нельзя сказать, что во время работы вибровальца в  кабине тихо и не трясет. Дверь распашная, открывается на 90°. Окна тоже распашные, но фиксируются в открытом положении защелками.

Внешний дизайн кабины современный, площадь остекления большая. Формы кабины, особенно задней стенки и дверей, гармонируют с обводами капота и заднего бампера, оставляя впечатление, что дизайн катка рожден бюро JCB.

Как видим, каток отличается привлекательным внешним видом, удобной и функциональной кабиной, оснащен надежными агрегатами и системами, обеспечивающими предназначение катка – уплотнять грунт, уплотнять хорошо и быстро. Причем базовая комплектация уже включает все необходимое и не требует дополнительных вложений.

Асфальтовый каток

Второй фигурой стал асфальтовый каток VMT390. Эта модель массой 3,9 т из старой программы Vibromax. Новые «младшие» модели VMT160 и VMT260 массой 1,6 и 2,6 т JCB представила: первую – на BAUMA 2007 в Мюнхене, вторую – на CONEXPO-CON/AGG 2008 в Лас-Вегасе. Новинки отличаются и дизайном, и конструктивными особенностями, унаследованными от серийных моделей Vibromax. В числе конкурентных преимуществ новинок – топливный и водяной баки увеличенной вместимости. Обе модели выпускают в нескольких модификациях с вальцами разной рабочей ширины.

В линейке асфальтовых тандемных виброкатков восемь моделей массой 1,6…9,1 т. Каток VMT390 ближе к ее началу и может быть причислен к когорте тротуарных катков. По дизайну VMT390 ближе к новым VMT160 и VMT260, чем остальные катки линейки Vibromax.

VMT390 – шарнирно-сочлененная машина, поставляемая в исполнении с двумя вальцами шириной 1300 или 1400 мм, а также в комбинированной версии с пневмошинами на одной оси. Узел шарнирного сочленения, как и на грунтовых катках, необслуживаемый. Задняя полурама несет двигатель Kubota и открытую площадку оператора с креслом и рулевой колонкой. На передней полураме под капотом спрятан водяной бак.

Вальцы также установлены на вибропоглощающих элементах. В оба вальца встроены одночастотные одноамплитудные вибромеханизмы, представляющие собой эксцентриковый вал без дополнительных грузиков. Обычно у тротуарных катков с вибрацией один валец. Особенность этого катка и в том, что вибромеханизмы работают независимо друг от друга. При первых проходах передний по ходу валец отключают. Не надо делать холостого обратного хода или разворачиваться, как на катке с одним вибровальцом.

Вальцы снабжены системой орошения и скребками. Скребок объединен в узел с водяной рампой и подпружинен, фиксируется в рабочем и транспортном положениях.

В кормовом отсеке тяговой полурамы продольно размещен двигатель маховиком вперед. Как и на грунтовом катке, в моторном отсеке есть спецнасос аварийного растормаживания вальцов. По правой стороне под креслом оператора находятся аккумулятор, заливная горловина топливного бака, блоки предохранителей. В отсеке по левой стороне – станция обслуживания, фильтр и горловина бака гидросистемы.

Рабочее место оператора открыто всем ветрам. Мощная металлоконструкция над креслом – защитное ограждение на случай опрокидывания катка. Подъем на площадку требует некоторого навыка, но не сложнее, чем в кабину КамАЗа. Кресло добротное, с регулировками, в том числе по массе сидящего. Влагозащищенная приборная панель выполнена заодно с рулевой колонкой. Трехспицевый руль маленького диаметра предусмотрительно снабжен рукояткой, иначе маневрировать с таким рулем было бы неудобно. Направление и скорость движения катка оператор задает рычагом с правой стороны точно так же, как на грунтовом катке.

Общая особенность катков Vibromax – отсутствие в базовой комплектации электроники. Все рабочие функции реализованы средствами гидросистемы и электрогидроуправления. Конечно, современный гидропривод не менее сложен, чем электронные системы, так же чувствителен к температуре окружающей среды и так же может «глючить», но как-то спокойнее, когда у тебя на борту одна сложная система, а не две. И те машины, в которых аварийные «электромозги» можно отключить и двигаться дальше, более предпочтительны по такому показателю, как живучесть.

Итак, основные принципы конструирования Vibromax – функциональность, простота и надежность. Конструкторы завода не гонятся за модными «наворотами». И в новом поколении катков продолжена эта традиция улучшения эксплуатационных характеристик без осложнения конструкции.

Редакция благодарит ЗАО «ЛОНМАДИ» за предоставленную возможность ознакомиться с техникой Vibromax

ТЕХНИКА (обзоры) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Каток JCB
Леонид Малютин Основные Средства 03'2009 16 июня 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru