Укатать хорошо и надолго

Обзор рынка дорожных катков

На этапе нанесения дорожного покрытия при строительстве, реконструкции или ремонте дороги необходимо, чтобы на выходе было покрытие соответствующей упругости, твердости и прочности. Сегодня эти показатели можно достичь только с помощью надежных дорожных катков. О том, что предлагает сегодня рынок, пойдет речь в этой статье.

Английские катки работают во многих странах

История создания и развития дорожных катков говорит о том, что в IXX столетии именно Великобритания была основным экспортером этого оборудования в мире. Изготовленные на английский заводах катки приобретали дорожники США и Франции, их везли в Индию и страны Скандинавии.

В наше время крупнейшая машиностроительная компания Великобритании J.C. Bamford Excavators Limited, больше известная как JCB, предлагает испытанный и популярный модельный ряд высокопроизводительного уплотнительного оборудования. Катки JCB экспортируются по всему миру, а собраны они на заводах Германии, Англии и Индии. Все катки модельной линии JCB производятся по стандартам мирового уровня.

Дело в том, что в 2005 г. JCB приобрела компанию Vibromax Compaction Equipment GmbH, а в 2006-м появляется торговая марка JCB Vibromax: на рынок вышли гладковальцовые, пневмоколесные и грунтовые катки, а также вибрационно-ручные тандемные.

VMT 380-130

Модельный ряд грунтовых катков JCB серии VM предназначен для обеспечения высокой производительности. Все модели одновальцовых катков JCB Vibromax массой от 4600 до 20 000 кг с гладкими или кулачковыми вальцами снабжены инновационной системой автоматического управления вибрацией и дополнительными опциями. Работоспособность каждого катка проверяется в течение нескольких часов в ходе «горячего» теста. Надежность и производительность данной техники обеспечивается за счет запатентованной JCB технологией – цельного вала возбудителя вибрации. Отдельным достоинством грунтовых катков JCB является удобное техническое обслуживание в сочетании с низкой стоимостью владения. Модельная линия уплотнительной вибротехники JCB состоит из катков, применяемых в дорожном, коммунальном и гражданском строительстве.

Вибрационные тандемные дорожные катки JCB серии VMT массой от 1680 до 9250 кг обеспечивают надежность, низкие эксплуатационные расходы, безопасность оператора, удобство технического обслуживания, высокий уровень маневренности, производительности, комфорта и наибольшую в классе долговечность. Модельный ряд вибрационной уплотнительной техники JCB включает в себя машины для любых областей применения. Эти машины отлично справляются с уплотнением асфальта, при этом за счет превосходной маневренности и компактного дизайна их используют как при укладке, так и при ремонте покрытий во дворах городских кварталов, на автостоянках и в парковых зонах. Также катки VMT нередко можно увидеть на строительстве крупных трасс и в аэропортах при асфальтировании.

Катки серии VMD представляют собой высокопроизводительную уплотнительную технику с ручным управлением. Машины отличаются компактностью и относятся к двухвальцовому типу. Масса техники этой серии составляет 740 кг, центробежная сила (максимальная) – 21,9  кН. Ширина вальца равна 650 мм. Данные машины способны работать на тесных площадках, что позволяет сократить ручной труд. Машины оснащены гидростатической трансмиссией, за счет этого достигается максимальное увеличение надежности и КПД, а также высокое тяговое усилие, снижается потребность в регулярном техобслуживании.

VMT 260-120

В модельном ряде JCB также присутствуют вибротрамбовки для уплотнения грунта серии VMR: в отличие от полноразмерных катков устройства могут применяться в труднодоступных местах – возле канав, траншей, а также в углах, образованных ограждающими конструкциями и стенами сооружений. Вибротрамбовки используют при выполнении самых разных работ, включая забивание свай, монтаж коммуникаций, подготовку грунта к укладке асфальтовых, бетонных и иных покрытий. Вибротрамбовки для уплотнения грунта, выпускаемые JCB (в том числе ручные), позволяют работать с грунтами и сыпучими материалами практически любой плотности. Устройства превосходят стандартные виброплиты по маневренности, и к тому же управление осуществляется одним оператором. К прочим достоинствам уплотнительной техники JCB следует отнести высокий ресурс, эргономичное управление и безопасность. Надежность оборудования обусловлена применением качественных материалов, а также расположением трущихся деталей в масляной ванне, поэтому необходимость в периодической смазке отсутствует.

Кроме того, в линейке дорожных катков компании JCB есть траншейные катки VM1500. Они предназначены для формирования углублений в грунте (траншей), служащих для последующей укладки инженерных коммуникаций и элементов фундамента. Также оборудование может использоваться для засыпки канав. Наиболее распространены малогабаритные траншейные катки, способные работать в ограниченных условиях. Подобные машины управляются оператором вручную.

Bomag – синоним качества и надежности

Для ремонтных работ в небольших объемах один из ведущих европейских производителей  – компания Bomag (Германия) разработала очень эффективную малую уплотнительную технику. Это ручные одновальцовые виброкатки BW 55 E массой 160 кг и сопровождаемые 2-вальцовые катки BW 65 H массой 760 кг. Благодаря мощной вибрации эти модели отлично справляются с уплотнением асфальтовых покрытий тротуаров, детских и спортивных площадок, дворовых территорий. Для уплотнения асфальтовых покрытий компания предлагает модели легких и тяжелых сочлененных виброкатков, распределенных по нескольким сериям. Также в арсенале компании имеется серия мощных тандемных виброкатков с жесткой рамой. Кроме того, Bomag разработала серию пневматических катков, которую расширила в прошлом году моделью BW 28 RH. Каток оснащен функцией корректировки балластного отсека, что позволяет увеличивать эксплуатационную массу, регулируя ее в диапазоне от 8,6 до 28 т. Используя возможность менять массу, можно более эффективно осуществлять статическое уплотнение. Давление в шинах регулируется в границах от 2 до 8 атм, а встроенный датчик температуры позволяет оператору контролировать температурный режим уплотнения.

В последние годы в компании приоритетным является выпуск катков с автоматическими интеллектуальными системами уплотнения, которые бы могли уплотнять на максимальную глубину асфальтобетонное покрытие за минимальное число проходов. При этом перспективным направлением, по мнению руководства Bomag, является создание систем, которые бы полностью контролировали результаты уплотнения в автоматическом режиме. Сегодня Bomag активно предлагает такие модели, как BW 161 AD-50 AM массой 10 т, BW 203 AD-4 AM массой 13 т, BW191 AD-50 AM массой 13,6 т и BW 206 AD-50 массой 15 т. Эти модели оснащены системой «Асфальт-Менеджер» – системой с плавной автоматической регулировкой направления амплитуды, позволяющей избежать переуплотнения асфальта. При этом система «Асфальт-Менеджер» документирует достигнутую степень уплотнения с выводом результатов работы на печать – имеется собственный принтер.

Bomag

Недавно Bomag начал поставлять на российский рынок новые катки серии ADO, оснащенные другой передовой системой – системой тангенциальной осцилляции TanGO. Это модели BW 161 ADO-50 массой 10 т и BW 202 ADO-50 массой 12 т. Передний валец таких катков имеет традиционную конструкцию, задний же валец оснащен системой осцилляции, которая особенно эффективна на тонких слоях и стыках горячего и холодного асфальта.

Еще одним путем увеличения эффективности уплотнения является увеличение диаметра вальцов. Это позволяет увеличить пятно контакта с уплотняемой поверхностью и воздействовать большей ударной силой при вибрации, при этом избегая образования валка перед вальцом и дальнейшего возникновения «волны», особенно на высокопластичных смесях, например ЩМА. Ярким примером является новая модель Bomag BW 206 AD-50 массой 15 т, где диа­метр вальцов равен 1,4 м.

Большинство асфальтовых катков для российского рынка Bomag уже сегодня комплектует плотномерами «Экономайзер» и датчиками температуры асфальта в стандарте. Эти устройства позволяют минимизировать число проходов, что позволяет сэкономить значительные средства, избежать переуплотнения и повреждения асфальта и техники, гарантированно добиться высокого качества работы.

Volvo CE оставляет шведский след на наших дорогах

Первый свой одновальцовый каток, тогда еще паровой, компания Volvo представила рынку в далеком 1906 г. С приобретением в 2007 г. компанией Volvo CE американского подразделения компании Ingersoll-Rand, имеющей производственные мощности в США, Германии, Индии и Китае, модельный ряд выпускаемых Volvo дорожных катков существенно расширился. Сего­дня тяжелые катки Volvo CE прочно входят в число лучших катков Европы и США, учитывая их экономичность и универсальность. Компании удалось найти решение, как расширить уплотняющие возможности катка с минимальными затратами. Инженеры Volvo взяли за основу использование нескольких факторов и объединили эффект от их использования. Были исследованы низкочастотные и высокочастотные режимы колебаний вальцов, эффект дискретной многоамплитудности вибрации, применена возможность автоматической настройки частоты колебаний для выбранной амплитуды с учетом рабочей скорости катка, частоты циклов нагружения материала и ряда других параметров.

Volvo DD15

Сегодня в России Volvo CE реализует всего несколько моделей 2-вальцовых дорожных катков. Самая компактная мод. DD15 массой 1,5 т. Она оснащена вальцом, создающим при работе вибрацию частотой 66,7 Гц, что значительно выше, чем используется в аналогичных моделях конкурентов. Высокий уровень вибрации тем не менее обеспечивает глубокое уплотнение асфальтового слоя при минимальном количестве проходов.

В более мощной мод. DD25B массой 2,5 т используются вальцы шириной 1 либо 1,2 м. За счет угла сочленения ±30° модель маневренна, может совершать поворот по внутреннему радиусу в 2,8 м. Дизельный 3-цилиндровый двигатель Volvo D1.7A в 18,5 кВт значительно экономичнее, чем предлагаемые на рынке, он обеспечивает скорость хода DD25B от 0 до 10 км/ч. Обработанные вальцы с закругленными кромками имеют идеальную округлую форму и обеспечивают получение ровной поверхности покрытия.

Еще две модели, DD31HF и DD38HF массой до 3,8 т предназначены для дорожного строительства. В моделях установлены усиленные вальцы из углеродистой стали, в конструкции использована система распределения тягового усилия TwinLock™, предотвращающая пробуксовку вальцов на подъеме и способствующая управляемости вальцами при движении на всех скоростях в разных направлениях. В кабине созданы все условия для комфортной и безопасной работы оператора, а удобство технического обслуживания может служить образцом: возле мест ежедневного контроля размещены цветные наклейки с подробным указанием контрольных точек, обозначены интервалы между циклами ТО, указана информация о рекомендуемых смазочных материалах. Причем эти контрольные точки и весь моторный отсек закрыты легко поднимаемым кожухом, открывающим доступ к радиатору, АКБ и фильтрам прямо с земли.

Volvo DD25B

Caterpillar и его катки

Вибрационные и пневматические асфальтовые катки Caterpillar, поставляемые на рынок России, как и вся спецтехника американской компании, надежны и функциональны, и также безупречно уплотняют асфальтовые покрытия. Конструкторы Caterpillar постоянно работают над расширением ассортимента выпускаемой продукции, модернизируют продукты, уже заслужившие авторитет у покупателей,

Одной из последних разработок компании стала серия вибрационных сочлененных катков CB и СС. Специалисты Cat предлагают модели катков массой от 1,485 до 4,1 т. Диаметр вальцов у большинства моделей серии увеличен с 0,56 до 0,72 м, причем в серии имеются и 2-, и 3-вальцовые машины. Универсальности машинам добавляет возможность задавать в настройках 2–3 варианта частоты вибрации валков. Также в машинах серии предусмотрена возможность смещения вальца на 50 мм в сторону, что бывает необходимо при определенных видах работ и повышает производительность при повороте. И еще одним аспектом, подтверждающим универсальность, является наличие в конструкции катков места для балласта. Особое внимание конструкторы Cat уделили системе распыления воды. Тройная система фильтрации практически исключает возможность засорения форсунок и упрощает процесс техобслуживания. Гибкое регулирование режимов распыления позволяет оптимизировать расход таким образом, что при емкости бака в 230–315 л машины обходятся в течение 12 ч без дозаправки.

Cat CB 534D

Возможность выбора частоты вибрации, массы балласта, использования вальцов различной ширины, например 0,9 м в мод. CB14B и 1,4 м в мод. CB 34B XW, открывают новые возможности при эксплуатации катков в различных условиях. В серию также вошли два катка класса Combi. Это мод. СС24B с четырьмя шинами без протектора 9,5/65-15 и мод. СС34B с четырьмя шинами без протектора 10,5/80-16.6. Работа катков Combi позволяет получить плотную и гладкую поверхность асфальтового покрытия. Качество уплотнения обеспечивается сочетанием возможностей как вибрационных, так и пневматических катков.

Традиционно машины Cater­pillar характеризуются комфортными условиями труда оператора, интересными инженерными решениями, облегчающими труд и повышающими производительность. Так, топливного бака в катках хватает на 12–14 ч работы, т. е. в течение смены заправка не нужна. В экономичном режиме работы двигателя, устанавливаемого оператором, экономия топлива достигает 8%, причем в эконом-режиме автоматически снижается и уровень шума. Также предусмотрена комплектация катков двигателями с турбонаддувом. Такая опция очень выручает, когда требуется выполнять работы на значительной высоте. Расход топлива и распределение мощности контролируются электронным блоком управления (ЭБУ). Обслуживание техники Cat не слишком обременительное: производитель рекомендует осуществлять ТО вибрационных валков Cat раз в три года или после отработки 3 тыс. моточасов. При этом смазывать узлы в контрольных точках рекомендуется после 250 моточасов работы.

Cat СС34В класса Combi

ООО «Завод «Дорожных машин» выпускает катки всех видов

Завод «Дорожных машин» производит все основные виды асфальтовых катков, и модельный ряд постоянно совершенствуется. Последние изменения коснулись конструкции вибрационных вальцов. На основании расчетов, произведенных совместно с поставщиками комплектующих Завода «Дорожных машин», специалистами компаний SKF и Timken, был модернизирован виброузел. За счет внедрения в конструкцию специальных вибростойких подшипников значительно увеличился ресурс деталей, работающих с большой нагрузкой, улучшились рабочие характеристики машины в целом. Теперь для уплотнения участка той же площади уже требуется меньшее число проходов. В качестве опции Завод «Дорожных машин» предлагает клиентам три режима работы катка: с отдельно включенным вибратором переднего или заднего вальца или обычный режим с вибрацией обоих вальцов. Улучшились условия труда оператора: появился обдув теплым воздухом переднего и заднего стекол, вибрация за счет установки импортных амортизаторов теперь не воздействует на сиденье оператора.

DM-02-VD Завода «Дорожных машин»

К сожалению, таких российских предприятий, как Завод «Дорожных машин», немного. Программа импортозамещения как-то не коснулась дорожных катков, и компании, осваивающие бюджетные средства, направленные на строительство и реконструкцию дорог, приобретают в основном все-таки импортную технику. Отечественный же производитель не имеет возможности наращивать выпуск продукции, внедрять новые модели, хотя по качеству наши катки порой совсем не уступает европейским аналогам.

DМ-13-VD Завода «Дорожных машин»
компании из статьи
Завод «Дорожных машин»
Производство дорожной уплотняющей техники, автогрейдеров, снегопогрузчиков, компакторов для полигонов ТБО и фронтальных погрузчиков
www.dormashina.ru
компании из статьи
Завод «Дорожных машин»
Производство дорожной уплотняющей техники, автогрейдеров, снегопогрузчиков, компакторов для полигонов ТБО и фронтальных погрузчиков
www.dormashina.ru