К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Преимущества горизонтально направленного бурения
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Монтаж КМУ Palfinger на шасси КамАЗ освоил московский Концерн «Все краны»

Придет ли КМУ на смену автокрану? (Часть 2)

Будем реалистами

Вопрос, придет ли КМУ на смену автокрану грузоподъемностью (г/п) до 14 т, на самом деле риторический. Таких автокранов на территории стран СНГ больше не выпускают, а потому легкие КМУ заняли практически пустующую нишу. Вопрос о приобретении КМУ каждый решает исходя из технологической и экономической целесообразности: с учетом плеча подвоза, объ­ема и размера перевозимых грузов, размеров погрузочных площадок. И все-таки при острой необходимости можно отыскать японский б/у автокран малой грузоподъемности. Такие машинки встречаются не так часто, как б/у грузовички с КМУ Tadano и UNIC, но все же встречаются, а значит, есть в них необходимость.

С автокранами г/п 14...20 т сложнее. Выпуск автокранов в этом диапазоне грузоподъемности продолжают заводы «Ивэнергомаш», «Угличмаш», Клинцовский автокрановый, «Автокран», Юргинский машиностроительный, «Могилёвтрансмаш», Дрогобычский завод автомобильных кранов. Спрос на эти автокраны сохраняется. В чем причина этого явления? Если попытаться сравнивать грузовысотные характеристики, выясняется, что с автокранами конкурируют тяжелые КМУ, начиная с максимального грузового момента – примерно 380 кН.м. Цена комплекта тяжелого КМУ без шасси и монтажа на него сопоставима с ценой 16-тонного крана вместе с шасси. Вот главная причина того, почему спрос на средние и большие КМУ невысок. И это положение вещей не может измениться в принципе.

Palfinger PK 15001L с задним расположением и продольной схемой складывания стрелы

Универсального инструмента не существует. На коротком вылете до 4 м грузоподъемность автокрана больше. На бо’льших вылетах КМУ превосходит автокран. Кран-манипулятор благодаря своей конструкции может выполнять работы, недоступные для автокрана, и наоборот, поэтому с технологической точки зрения нужны и тот, и другой. Также не стоит забывать, что КМУ «съедает» до 25% полезной грузоподъемности шасси. Как видим, нет предпосылок к тому, что автокраны малой грузоподъемности исчезнут и их полностью заменят КМУ.

Какие они – КМУ?

Есть две основные конструкции КМУ – прямые телескопические и складные телескопические. Достоинства складных установок – компактность и многофункциональность. В транспортном положении они складываются за кабиной или за грузовой платформой. Разновидностью складных КМУ можно считать установки с продольной схемой складывания, практикуемой оте­чественными заводами. Сложные конструкции с дополнительным телескопическим удлинителем стрелы позволяют выполнять уникальные работы, пронося груз в проемы между строительными конструкциями. Многофункциональность достигается использованием сменных навесок – траверс, грейферов и захватов. Для работы с гидромеханическими навесками КМУ оснащают дополнительными гидроконтурами.

Набор навесного оборудования для Palfinger Epsilon

Прямые телескопические установки, оснащенные тросовой подвеской крюка и лебедкой, в транспортном положении располагаются вдоль по ходу или против хода шасси, нависая над кабиной или над грузовой платформой, что может доставлять неудобства при перевозке груза. Для эвакуаторов предлагают специальные КМУ с высокими аутригерами, чтобы опускать заднюю часть платформы до земли. Конструкция КМУ с прямой стрелой проще, чем у складной стрелы.

КМУ со складной стрелой шире распространены в Европе, установки с прямой стрелой – в Японии, откуда они перекочевали в страны Юго-Восточного региона – Корею и Китай. Предприимчивые китайцы успешно переняли и европейский опыт. Российские машиностроители также освоили оба варианта конструкций.

Во время строительного бума рынок КМУ быстро рос, и российские производители за ним не поспевали. Две трети потребности удовлетворял импорт, по большей части импорт бывших в эксплуатации автомобилей с КМУ. Лучше всего продавались легкие установки с грузовым моментом от 12 до 150 кН.м.

XCMG на грузовике КамАЗ-65117

Отечественное производство

Краны-манипуляторы выпускают несколько отечественных предприятий – «БАКМ», «ИНМАН», «Велмаш-С», Майкопский и Златоустовский машиностроительные заводы.

Предложение ЗАО «БАКМ» включает краны-манипуляторы со складной телескопической стрелой БАКМ 460, БАКМ 890, БАКМ 1040 и БАКМ 1600 с грузовым моментом 47; 89; 104 и 160 кН.м, причем каждая модель в двух–четырех модификациях: с одной, двумя, тремя или четырьмя выдвижными секциями. Модель БАКМ 460 монтируют на шасси г/п от 3 т, БАКМ 890 – на шасси г/п от 4 т, БАКМ 1040 – на шасси г/п от 6...7 т, БАКМ 1600 – на шасси г/п от 8...9 т.

БАКМ 1040 на выставке «СТТ'2009»

ЗАО «ИНМАН» выпускает КМУ со складной телескопической стрелой гексагонального профиля ИМ 240, ИМ 180, ИМ 150, ИМ 95, ИМ 50, ИМ 55, ИМ 20 с грузовым моментом 219; 179; 121; 85; 44; 51,2; 18,3 кН.м и вылетом стрелы до 18 м. Число выдвижных секций стрелы – до четырех. На базе ИМ 240 создана модификация ИМ 240А с грузовым моментом 241 кН.м с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. Топ-модель линейки ИФ 300 с грузовым моментом 270 кН.м для длиннобазных шасси, с которой в 1993 г. в Ишимбае началось производство КМУ, поставляется нефтегазовому комплексу.

В зависимости от пожелания заказчика управление КМУ выводят на сиденье на колонне или на шасси на уровень земли. В последнее время растет спрос на дистанционное управление.

Гидроманипулятор Palfinger Epsilon на ломовозе на шасси Ford Cargo

ОАО «Майкопский машиностроительный завод» освоило широкую гамму КМУ для разных отраслей экономики. В его производственной программе 16 моделей КМУ «Атлант-С» на основе гидроманипуляторов ЛВ-210, ЛВ-184, ЛВ-185, ЛВ-220, ЛВ-190 с грузовым моментом от 20 до 150 кН.м и вылетом от 3,8 до 10,8 м. Применяются схемы как с продольным, так и с поперечным складыванием. Предприятие также предлагает экзотическую модель «Атлант-С 75 ГМ» с гидромолотом и крюковой подвеской и, кроме того, буровое навесное оборудование, грейферы, захваты.

КМУ Великолукского машиностроительного завода

Великолукский машиностроительный завод ООО «Велмаш-С» – основной российский поставщик кранов-манипуляторов для лесозаготовок. С целью расширения ассортимента завод разработал модели КМУ-31 и КМУ-90 с грузовым моментом 31 и 90 кН.м, складывающиеся поперек рамы шасси. В коммунальном хозяйстве и общестроительных работах также используется модель ОМТЛ-30-02 с продольной схемой складывания стрелы и ОМТЛ-70-01 с поперечной Z-образной схемой складывания. Их основной рабочий орган – грейфер, предусмотрены и различные захваты. Для погрузки лома завод выпускает модели ОМТ-97 и ОМТ-120.

ОАО «Златмаш» 15 лет занимается тематикой КМУ и сейчас выпускает установки «Синегорец-210», «Синегорец-110», «Синегорец-75» и «Синегорец-25» с грузовым моментом 210; 110; 75 и 25 кН.м. Навесное оборудование – крюк, грейфер для леса, грейфер для металлолома, грейфер для сыпучих материалов. «Синегорец-25» работает с электро­изолированной рабочей платформой (люлькой).

«Атлант-С 90» (Майкопский машиностроительный завод)

Импорт

Благодаря усилиям автозавода «Чайка-Сервис» краны-манипуляторы Amco Veba лидируют по поставкам среди импортеров. Amco Veba поставляет широкую гамму установок с грузовым моментом от 19 до 800 кН.м со складной телескопической стрелой, с прямой телескопической стрелой, включая модели с тросовой подвеской крюка. Гидросистемы установок без электроники, это упрощает их обслуживание. На КМУ средней и большой грузоподъемности применяется устройство ограничения нагрузки, предотвращающее опрокидывание машины во время работы. Поворотные аутригеры можно убирать, благодаря чему не меняется дорожный просвет, т. е. проходимость автомобиля не ухудшается. В качестве дополнительного оборудования «Чайка-Сервис» предлагает разборные траверсы собственного производства, грузоподъемные лебедки, ротаторы, захваты, грейферы, ковши и буры.

КМУ Amco Veba на шасси «Валдай» («Чайка-Сервис»)

Palfinger предлагает широкий модельный ряд установок с грузовым моментом от 7 до 1150 кН.м. Модельный ряд разбит на две линейки – КМУ Palfinger Crane и гидроманипуляторы Palfinger Epsilon. В линейку Crane входят КМУ со складной телескопической стрелой малой, средней и большой грузоподъемности. Серию малой грузоподъемности составляют 13 моделей с грузовым моментом от 7 до 40 кН.м и вылетом стрелы от 1,6 до 8,4 м. Дополнительное преимущество малых моделей в том, что их не надо регистрировать в Ростехнадзоре.

Серия КМУ средней грузоподъемности с грузовым моментом 40...300 кН.м насчитывает 56 моделей. В серии КМУ большой мощности 17 моделей с грузовым моментом 300...1150 кН.м. Поставки мощных КМУ единичны. В конструкции стрел Palfinger использованы более широкие шестигранные профили, устойчивые к скручивающим усилиям. Все металлические части КМУ изготовлены из высокопрочной стали австрийского производства. Гидроманипуляторы Epsilon предназначены для погрузки-разгрузки сортимента, металлолома, сыпучих материалов, строительного мусора. Модельный ряд включает гидроманипуляторы со схемой складывания вдоль оси шасси  – 25 моделей в 118 исполнениях с грузовым моментом от 65 до 320 кН.м, гидроманипуляторы с поперечной схемой складывания стрелы – 10 моделей в 45 исполнениях с грузовым моментом от 65 до 185 кН.м.

Большую долю в импорте занимают японские б/у грузовички с КМУ Tadano и UNIC

Шведская компания HIAB разделяет свои КМУ со складной телескопической стрелой на три серии – легкую, среднюю и тяжелую. В легкой серии 13 моделей с грузовым моментом от 10 до 100 кН.м, в средней – 8 моделей с грузовым моментом от 100 до 220 кН.м и в тяжелой – 10 моделей с грузовым моментом от 220 до 850 кН.м. Каждая модель может быть поставлена заказчику в разных вариантах исполнения. HIAB также предлагает серию XS, основанную на специальной модульной системе, которая позволяет собрать практически любой кран в соответствии с детальной спецификацией заказчика. Компания предлагает и навесное оборудование – паллетные вилы, захват для кирпича, двухчелюстной ковш, бур, лебедку, гусек.

Краново-манипуляторные установки UNIC с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка японской фирмы Furukawa Unic Corp. успешно продвигает с 2005 г. ООО «Мега Драйв» (г. Мытищи), а также компания ООО «Технополис» (г. Боровск, Калужская обл.). Освоен монтаж КМУ на шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал», ЗИЛ, ГАЗ, Isuzu, Hyundai, Foton, а также на тракторы. В ассортименте легких КМУ модели г/п 3030 и 2330 кг с установкой за кабиной и модели г/п 2220 и 1015 кг с установкой на грузовой платформе. Для среднетоннажных автомобилей предусмотрены КМУ г/п 3030 кг. Для тяжелых автомобилей, например КамАЗ, МАЗ, «Урал», есть модели г/п 3030, 4050, 8200, 13 620 кг. Каждую модель поставляют в нескольких модификациях с 2...5 выдвижными секциями. КМУ UNIC полноповоротные. Безопасность обеспечивает система, состоящая из датчика длины стрелы, датчика угла наклона стрелы, тензодатчика в оголовке стрелы и концевого выключателя. Система позволяет отслеживать массу груза и предотвращать перегрузку.

Новенький UNIC на шасси Hino – потенциальный предмет для экспорта в Россию

Итальянская фирма Fassi выпускает КМУ со складной телескопической стрелой с грузовым моментом от 11 до 1133 кН.м. Серия легких КМУ включает 16 моделей от 11 до 112 кН.м, серия средних – 19 моделей от 114 до 341 кН.м, тяжелых – 17 моделей от 331 до 1133 кН.м. Каждая базовая модель насчитывает до двух десятков вариантов исполнения. Так, модель 360DXP, которую компания относит к среднеразмерным, производят в 19 модификациях с грузовым моментом от 341 кН.м в исполнении с двумя выдвижными секциями (вылет до 8,15 м) до 316 кН.м с 7-секционной основной стрелой и 5-секционным управляемым телескопическим удлинителем (вылет до 26,7 м). Угол поворота колонны – 400°. Особенность моделей с индексом ХР – электронная система управления Evolution с использованием технологии CANbus, позволяющая существенно улучшить их грузовысотные характеристики.

КМУ Fassi на «СТТ'2009» КМУ Fassi на «СТТ'2009»

Представляет интерес предложение китайских машиностроителей как более доступное по цене, чем западные аналоги, и построенное по европейским и японским технологиям. Монтаж установок XCMG на шасси КамАЗ-65117 и Hyundai HD78 освоило ЗАО «Машиностроительный завод» (г. Сергиев Посад). Дистрибуцией занимается Торговый Дом «Загорец». Предприятие предлагает как КМУ с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка, так и КМУ со складной телескопической стрелой.

Серия КМУ с прямой стрелой включает четыре модели г/п 3,2; 4,0 и 5 т. «Старшая» модель КМУ с прямой стрелой с тремя выдвижными секциями обеспечивает вылет до 11 м, две другие – с двумя секциями и вылетом от 7,56 до 8,5 м. «Младшую» модель SQ3.2SK2Q монтируют на грузовик Hyundai HD78, две 5-тонные – на КамАЗ-65117. Особенность КМУ с прямой стрелой – размещение лебедки на колонне.

В линейке КМУ со складной стрелой шесть моделей: четыре г/п 3,2; 4,0; 5,0 и 6,3 т с двумя выдвижными секциями и вылетом 7,6 и 8 м и две с тремя выдвижными секциями г/п 5 и 6,3 т и вылетом 9,92 м. КМУ г/п 6,3 т устанавливают на КамАЗ-65117, причем в двух вариантах – с расположением за кабиной и на заднем свесе.

КМУ UNIC в специальной комплектации для трактора

Кроме вышеперечисленных на российском рынке много марок КМУ европейского, японского, корейского производства – Effer, HMF, Tadano, Kanglim, Tico, CS Machinery, DongYang, Soosan, Forester, Cormach, B.O.B и др., всех и не перечислишь. Отечественные заводы также занимались расширением своих модельных рядов. Выбор большой, а потому трудный. С выбором автокрана проще: номенклатура меньше, и техника, и поставщики давно и хорошо знакомы, у заводов есть сервисные сети, и потому говорить, что КМУ сменят автокран, несколько прежде­временно. КМУ и автокраны будут сосуществовать долго и успешно.

ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВО КМУ
Леонид Малютин Основные Средства 08'2009 18 февраля 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «ПАЛФИНГЕР КРАН РУС» (812) 303-82-64, (812) 303-82-64 www.palfinger.com
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru