Беззаботный заплатит сполна
Подготовки грузовика к зиме

Д. Полянский

Зима не прощает халатности, это известно опытным водителям, а неопытный быстро усвоит этот постулат, испытав на себе тяготы хотя бы одной незапланированной ночевки на зимней трассе. Тем не менее в преддверии очередного холодного сезона мы решили напомнить о некоторых особенностях подготовки грузовика к зиме, воспользовавшись опытом сибирских дальнобойщиков.

Новая техника

Новый грузовик европейского производства к российской зиме готов практически на 100%. Если вы обладатель такой техники, то вам можно лишь позавидовать, ведь вся техника, поступающая на наш рынок по официальным каналам, уже адаптирована к суровым условиям эксплуатации в России. Например, грузовики марки Scania, поскольку климат Швеции мало чем отличается от российского – те же снега, те же холода, поставляются на российский рынок с электроподогревателями топлива и автономными отопителями кабины. Это включено в базовую комплектацию. Кабины грузовиков также максимально утеплены. От попадания воды в топливную систему двигатели Scania защищены двумя фильтрами. Кузова самосвалов укомплектованы системой подогрева отработавшими газами производства ведущей голландской компании Hiva.

Не уступает конкуренту и немецкий MAN. Кстати, в сервисной программе MAN есть услуга, которая так и называется – «зимний сервис». Опытному водителю грузовика немецкие инженеры, авторы этого документа, ничего нового не сообщат. Вся так называемая «зимняя подготовка» заключается в замере плотности электролита в АКБ, проверке работы электрофакельного устройства облегчения пуска двигателя и работоспособности дополнительного обогревательного оборудования. И, как отмечают владельцы MAN TGA, для новой машины этого вполне достаточно, чтобы она исправно работала всю зиму в любой мороз, поскольку изготовитель предусмотрел возможность эксплуатации техники без специальной подготовки и доработки до –35 °С.

Прочие сервисные операции у MAN, Scania, Volvo и других европейских производителей привязаны к пробегу и к смене сезона не имеют отношения. Официальные дилеры этих компаний в один голос заявляют, что залогом надежной эксплуатации техники зимой является своевременное техобслуживание в сертифицированном сервис-центре. Если водитель дисциплинирован и регулярно проводит регламентные работы, никакого дополнительного обслуживания не потребуется. Достаточно установить утеплители на радиатор и интеркулер (промежуточный охладитель наддувочного воздуха).

Техника second-hand

Несмотря на довольно быстрые темпы обновления автомобильных парков в стране, основу подвижного состава у строителей и грузоперевозчиков составляют подержанные автомобили. Довольно популярными в последние годы стали американские тягачи, их эксплуатируют как с самосвальными полуприцепами на транспортировке сыпучих материалов, так и с обычными полуприцепами-фургонами на дальних рейсах. Обычно это техника с довольно большим пробегом. Этой категории владельцев следует более внимательно отнестись к зимним подготовительным работам. Вообще американская техника считается достаточно морозостойкой. Впрочем, все зависит от того, в каком регионе до этого «жил и работал» ваш Freightliner или International.

Опытные пользователи уверяют, что меньше всего проблем их владельцам доставляют тягачи, поступившие из Северных штатов и из Канады: они отлично выдерживают сибирскую зиму, поскольку им не привыкать к таким условиям. При покупке отличить «северную» машину от «южной» можно по наличию предпускового подогревателя двигателя, работающего от электросети 220 В. Кстати, таких «американцев» в Сибири ценят очень высоко в первую очередь за то, что их топливная система намного лучше защищена от мороза, чем на европейских автомобилях.

На подготовленных американских грузовиках, даже без подогревателя дизтоплива, при работающем двигателе солярка никогда не перемерзнет в топливопроводах, а «европеец» без специального фильтра с подогревом может и «замерзнуть». Дело в том, что на американских тягачах установлены фильтры с нагревательными элементами, работающими на электричестве от аккумулятора. В процессе работы двигателя топливо постоянно подогревается, но все же для подстраховки специалисты советуют установить предпусковой подогреватель дизтоплива. Выпадение парафина из отечественной солярки – головная боль дальнобойщиков. Кристаллы парафина могут наглухо закупорить фильтр и топливопровод. Как результат – падение мощности или полная остановка двигателя. Для кардинального решения этой проблемы советуют использовать нагреватели-теплообменники жидкостного типа, а еще лучше электрические, но с одним условием – они должны быть смонтированы до фильтрующего элемента. Безусловно, обязательное условие для стабильного запуска двигателя и устойчивой работы в зимнее время это исправность топливной системы. Многие владельцы подержанной техники не отдают себе отчета в том, что не отрегулированный или изношенный дизель даже при умеренных холодах заводится крайне неохотно. Впрочем, не всегда в проблемах с запуском двигателя виноват сам агрегат. Зачастую источник неисправности – дизельное топливо. В межсезонье «нарваться» на летнюю солярку очень просто, и обезопасить себя от «сюрпризов» российского топливного рынка владельцы подержанной техники могут с помощью дополнительных фильтров c подогревом, например Separ.

Сушите воздух

Осушитель воздуха в тормозной системе грузовика – еще одна актуальная проблема. Сжимаемый компрессором воздух через змеевик-охладитель подается на фильтр-сепаратор для удаления избыточной влаги. В морозы не удаленная влага замерзает в трубопроводах и лед препятствует прохождению воздуха. Поэтому проверка влагоотделителя в пневмосистеме и удаление конденсата – это одна из первоочередных работ, ее необходимо проводить еще до наступления первых холодов. А если похолодание застало вас в пути, удалить конденсат надо прямо на трассе, иначе с первыми холодами машина попросту встанет колом, так как воздух перестанет поступать в энергоаккумуляторы и тормоза заклинит. Если фильтроэлемент в осушителе старый, то лучше всего не только удалить влагу из системы, но и заменить сам фильтр. Перед длительной стоянкой также рекомендуется проверять, не заполнен ли осушитель конденсатом, и накачать «под завязку» ресиверы пневмосистемы машины.

Аккумулятор и электрооборудование

Обслуживание аккумулятора – занятие несложное. Саму АКБ и клеммы надо обязательно очистить от пыли и грязи. Даже в автомобиле очень аккуратного водителя в местах контакта клемм с выводами аккумулятора со временем образуется окисная пленка, создающая дополнительное сопротивление току, необходимому при пуске холодного двигателя. Летом, когда пусковой ток не столь велик, наличие пленки почти не сказывается на работе стартера. При холодном пуске ток, проходя через клеммы, сильно возрастает, а пленка его ограничивает. Один-два неудачных пуска – и аккумулятор на морозе разрядится.

Большинство современных АКБ необслуживаемые, в них сложно проверить плотность электролита. Для контроля таких аккумуляторов напряжение следует измерять любым вольтметром не ранее чем через 8 часов после останова двигателя. Лучше это делать утром, после ночной стоянки. АКБ считается исправной и заряженной полностью, если на ее клеммах (при выключенном зажигании) напряжение не меньше 12,7…12,9 В при +20 °С; 12,8…13,0 В при –5…+5 °С и 12,9…13,1 В при –10…–5 °С. Кстати, на машинах с последовательно подключаемыми 24-вольтовыми АКБ их заряд происходит неравномерно. Один аккумулятор постоянно перезаряжается, а другой, наоборот, недозаряжается. Из-за этого порой малосведущие водители меняют «неисправный» недозаряжающийся аккумулятор на новый, тогда как на самом деле достаточно время от времени менять аккумуляторы местами.

Интеркулер

Замерзание промежуточного охладителя наддувочного воздуха – проблема хорошо известная. Здесь, как и в тормозной системе, во всем виноват конденсат. Чтобы он замерз, вовсе необязательно надолго глушить двигатель. Конденсат может замерзнуть даже при длительной работе двигателя на малых оборотах (в пробке, в очереди на границе и т. п.). Определить проблему до останова двигателя можно по характерному белому дыму из выхлопной трубы. При температуре окружающей среды от 0 до −10 °С рачительные водители на треть закрывают нижнюю часть интеркулера матерчатым экраном. У новых автомобилей такой экран входит в базовую комплектацию. Если фирменного чехла нет, можно воспользоваться любым воздухо- и влагонепроницаемым материалом. Для этой цели подойдет брезент, линолеум, пластик или что-то аналогичное. При морозах ниже −15 °С надо закрывать уже больше половины высоты интеркулера. Однако при увеличении температуры двигателя за отметку +90 °С шторку для интеркулера можно сделать поменьше.

А что делать, если конденсат уже образовался в большом количестве и поступает в цилиндры? В этом случае рекомендуется продуть интеркулер, отсоединив патрубок между интеркулером и впускным коллектором и дав двигателю поработать на повышенных оборотах несколько секунд.

Возможно, кому-то наши советы покажутся прописной истиной. Тем не менее, как считают работники сервис-центров, некоторым владельцам лишнее напоминание не повредит. Опытных и заботливых водителей год от года становится меньше. Печально и то, что наряду с распространением надежной высокопроизводительной техники среди водителей и операторов начинает формироваться неверное мнение, будто на импортной технике можно работать, не заглядывая под капот. Расплачиваются за такую беззаботность владельцы техники. И будет вовсе не лишним, если вы покажете эту статью своим сотрудникам.