В новом цвете
Год назад корпорация CNH (Case New Holland) пошла по проторенному пути – ликвидировала букет брендов, вывела на арену глобальную торговую марку New Holland, сформировала единый модельный ряд, отобрав лучшие модели, причем преимущественно из линейки Fiat Kobelco, и покрасила всю технику в желтый цвет. Экскаваторов-погрузчиков реформа коснулась лишь сменой индексации и комплектации. Конструктивно это все те же машины Fiat Kobelco, которые по-прежнему выпускает итальянский завод корпорации в городке Имола недалеко от Болоньи.
Наш герой – экскаватор-погрузчик New Holland LB110.B – фактически Fiat Kobelco В100.2, но другого цвета. Это полноприводная модель с колесами разного размера и механической коробкой передач PowerShuttle с четырьмя передачами вперед и четырьмя назад, выполненная в едином блоке с гидротрансформатором (полуавтоматическая КП PowerShift 4х2, как на В110.2, – под заказ). Политика российского дилера – поставлять машины функционально насыщенные, но без излишеств. Наш экскаватор-погрузчик был укомплектован экскаваторным оборудованием со смещаемой осью, телескопической рукоятью, разводкой под гидромолот, двухчелюстным ковшом с закрепленными на нем грузовыми вилами, но без гидро-пневматической системы стабилизации ковша, без кондиционера, магнитолы, спидометра и т. п. Кроме того, все машины оснащают иммобилайзером. Прежде чем запустить двигатель, нужно вставить брелок в специальный разъем. Увы, того требует наша действительность – воруют.
Что изменилось в конструкции за прошедший год? В четырехцилиндровом дизеле CNH (продукт совместного творчества CNH, IVECO и Cummins) – новые поршни и комплект колец для лучшего съема масла, новая помпа, автоматический натяжитель ремня генератора. Изменена схема укладки РВД рабочей гидросистемы: ее оптимизировали, сделали более защищенной от повреждений.
Дизайн полностью сохранен прежний, как базового трактора, так и рабочего оборудования. New Holland можно узнать издали по характерной форме стрелы экскаватора и прямой стреле погрузчика. Шестигранная, остекленная по периметру плоскими тонированными стеклами кабина смотрится современно и стильно, да и в целом облик экскаватора-погрузчика гармоничен и радует глаз, хотя «составной» капот несколько подвел. Сейчас в моде цельные капоты.
Подъем в кабину не трудный, нижняя из двух прикрепленных к топливному баку ступенек невысоко от земли, а верхняя поверхность бака сама служит ступенькой и оклеена наждачной бумагой. Просторная кабина с ровным полом, покрытым резиновым ковриком, позволяет без помех разворачиваться на кресле, как и положено в экскаваторе-погрузчике. Расположение органов управления продумано – все на своих местах и ничего лишнего. Интерьер неброский, но от этого функциональность только выигрывает – ничто не отвлекает. Кабина отделана серым твердым пластиком, качество изготовления и сборки деталей отделки на высоком уровне.
Посадка в кресле прямая и высокая. Стандартное кресло со стандартными же регулировками, а также регулируемая по наклону рулевая колонка позволяют устроиться довольно комфортно. Обшито кресло почему-то светло-коричневой тканью – не в тон. Наверное, изыск итальянского дизайна. Кресло оснащено ремнем безопасности, что может оказаться нелишним при работе на автомагистрали или при движении по ней. Нередки случаи столкновения на высокой скорости автомобилей с уборочной техникой, когда травмируется не только лихой водитель болида. Для такого случая подголовник тоже был бы полезен.
Кабина и органы управления по функциональной принадлежности разделены как бы на две зоны: то, что относится к вождению и погрузочному оборудованию, – на рулевой колонке и вокруг нее, а то, что относится к экскаватору, – в задней части кабины. Общие органы: замок зажигания, комбинация приборов, отопитель – доступны в обоих положениях кресла, вперед и назад. Система вентиляции и отопления включает всего четыре диффузора: два спереди на рулевой колонке и два сзади, а сидеть в кабине можно буквально в футболке, хотя за бортом минус 15 °С. Воздух поступает через несменный бумажный фильтр под сиденьем. Чистят его, продувая сжатым воздухом, но при желании можно заменить фильтр целиком.
«Пьедестал» рулевой колонки сделан по диаметру рулевого колеса и не закрывает обзор передних колес. Под рулем есть два переключателя – направления движения и комбинированный переключатель поворотов, перед-него света, омывателя и очистителя ветрового стекла. Рычаг переключения передач установлен справа от рулевой колонки. Для переключения передач КП PowerShuttle нажимают красную кнопку на рычаге – поток мощности разрывается; удерживая ее, включают нужную передачу. КП полностью синхронизирована и легко переключается на ходу как в направлении повышения передачи, так и понижения. Для смены направления движения (после остановки, иначе КП можно вывести из строя) в нужное положение переводят подрулевой переключатель. Аналогичная кнопка есть на рычаге управления погрузочным оборудованием. Нажимая ее, разрывают поток мощности, идущий на трансмиссию, а гидронасос получает больше мощности, что позволяет увеличить скорость рабочего оборудования. Машина при этом останется неподвижной. Это напоминает функцию inching – медленного движения на машинах с гидрообъемной трансмиссией, с той разницей, что у них поток мощности на ведущие колеса не прерывается.
На машинах Fiat Kobelco был вертикальный рычаг управления погрузочным оборудованием с Т-образной рукояткой. Экскаваторы-погрузчики New Holland получили рычаг нового образца, более напоминающий очень длинный джойстик. Работает он по тому же принципу: вперед-назад – движение стрелы, влево-вправо – движение ковша, но раскрытие челюстей производят не вращением рычага, а переключателем.
Машина оснащена двумя ведущими мостами производства итальянской компании Carraro. Ее мосты фактически стали отраслевым стандартом для экскаваторов-погрузчиков. Оба моста оснащены многодисковыми маслопогружными тормозами с гидравлическим приводом, в котором используется тормозная жидкость. Контуры разделены по правому и левому борту, поэтому в кабине две педали, скрепленные скобой. Привод переднего моста включается переключателем на рулевой колонке. Для движения по городу на третьей и четвертой передаче передний мост можно отключить.
Дифференциал заднего моста оснащен блокировочной муфтой, которая срабатывает при разовом нажатии на педаль под креслом. Блокировка снимется автоматически, когда сила сцепления на задних колесах выровняется. Инструкция не рекомендует включать блокировку на скорости более 8 км/ч. Принимая во внимание, во что обойдется ремонт заднего моста, к совету стоит прислушаться.
В транспортном положении экскаваторное оборудование заблокировано. Защелка предотвращает опускание стрелы и целой системой тяг соединена с рычагом в кабине, чтобы, не выходя, открывать ее. Блокировка каретки от смещения постоянная и снимается выключателем на боковой панели управления. Передвигают каретку, отталкиваясь от земли стрелой или, наоборот, подтягиваясь – как удобней. Чтобы разблокировать телескопический механизм рукояти, из кабины придется выйти – переставить на рукояти палец, а также вынуть палец, стопорящий поворот стрелы. Для этого пальца в кабине предусмотрено специальное гнездо.
Управление «обратной лопатой» – рычажное, телескопирование рукояти – педалью. Машины поставляют с определенным вариантом настойки рычагов или джойстиков. Стандартная конфигурация: левый рычаг – поворот, стрела, правый – рукоять, ковш. Конфигурация ISO: левый рычаг – поворот, рукоять, правый – стрела, ковш. Есть вариант «крест-накрест»: это та же стандартная конфигурация, но основные движения не вперед-назад, вправо-влево, а по диагонали. Интересно было бы попробовать. Наш экскаватор-погрузчик был сделан под требования ISO. Теоретически можно сменить конфигурацию, переставив на распределителе РВД, но эту операцию должен выполнять квалифицированный специалист, и может потребоваться замена отдельных рукавов. Поэтому конфигурацию лучше оговоривать заранее, при покупке машины, и уже более не вмешиваться в эти тонкости.
Двигатель | CNH F4GE0484G с турбонаддувом и интеркулером |
Рабочий объем цилиндров, см3 | 4485 |
Мощность, кВт | 82 при 2200 мин–1 |
Крутящий момент, Н·м | 480 при 1400 мин–1 |
Скорость вперед/ назад, км/ч | 38,9/ 46,4 |
Радиус поворота (по колесам), м | 4,93 |
Двухчелюстной погрузочный ковш | |
Вместимость ковша, м3 | 1,0 |
Грузоподъемность, кг | 3550 |
Высота разгрузки, мм | 2790 |
Максимальный вылет, мм | 705 |
Экскаваторное оборудование | |
Глубина копания, мм | 6120 |
Высота разгрузки, мм | 3850 |
Радиус копания, мм | 6955 |
Эксплуатационная масса, кг | 8500 |
«Экскаваторная» зона оснащена всем необходимым. Цельные заднее и боковые стекла дают хороший обзор; заднее стекло можно поднять и зафиксировать под потолком. Снаружи на кабине комплект из четырех фар – настраивай как хочешь. Телескопическая рукоять обеспечивает один из лучших показателей по глубине копания среди машин этого класса – 6,12 м. Кроме того, это дополнительное удобство при перемещении грунта и загрузке самосвала. На левой стороне кабины есть разъем, куда подключают педаль гидромолота.
Да, LB110B не производит впечатления аристократа. Это легкий на подъем профессионал, а украшательства ему не нужны.