КМУ серии CSS компании CS Mashinery на шасси КамАЗ

Придет ли КМУ на смену автокрану? (Часть 1)

На просторах Западной Европы встретить автокран большая редкость. Liebherr, Sennebogen, Luna, TCM выпускают краны на автомобильных шасси MB, Scania, Volvo, но в небольших количествах и грузоподъемность кранов начинается с 35 т. Меньшей грузоподъемности только краны-манипуляторы. Почему так сложилось, идем или пойдем мы по этому пути либо нас ждет нечто иное? Вытеснят ли краново-манипуляторные установки – КМУ с нашего рынка автокраны малой грузоподъемности 15...20 т?

В Западной Европе автокраны попали в опалу по географическим, архитектурным и экономическим причинам. Для автокрана попросту нет места в городах Запада с их плотной исторической застройкой. По этой же причине компактные краны класса city на специальном шасси в Западной Европе пользуются спросом, а у нас нет.

КМУ специсполнения для погрузки контейнера

Безусловно, грузовик с КМУ это очень удобно. Два в одном – и транспортное средство, и грузоподъемное одновременно. Со всеми операциями справится один водитель, крановщика не надо. Экономия на зарплате, топливе, налогах и т. д. Водитель что-то привез, быстро сам разгрузил, сам загрузил, никого не беспокоит. Но у достоинств всегда есть обратная сторона. КМУ «съедает» полезную грузоподъемность автомобиля и объем грузовой платформы или самосвального кузова. Соответственно грузовик с КМУ становится экономически эффективным на коротком плече перевозок. Теперь сравним компактную Западную Европу, где все маршруты на коротком плече, с нашими просторами. Получается, что даже в пределах региона эффект от КМУ может быть минимальным или даже отрицательным. Отсюда я делаю вывод, что КМУ потеснит, но не вытеснит автокраны. У нас найдется место для обоих видов техники.

КМУ HIAB 135 с 6-секционной стрелой на ремонте набережной

Россия не единственная «автокрановая» страна. Автокраны малой грузоподъемности выпускаются и пользуются спросом в Японии и США. С Америкой все понятно, там тоже просторно. А Япония? Там же теснее, чем в Европе, и КМУ они выпускают много и разных. Но японцев трудно обвинить в недальновидности и расточительности. Раз они делают автокраны, значит, они им нужны.

КМУ Hiab 125 с грейферной навеской на самосвале

Исторически сложилось, что мы – «автокрановая» страна. Автокраны появились в 1930-х годах после освоения серийного выпуска автомобилей. Это были механизмы грузоподъемностью до 3 т на шасси ЗИС. В предвоенные годы производство автокранов не превышало 150 ед. в год. Массовое жилищное строительство 1960-х годов потребовало много дешевых грузоподъемных механизмов. Бум советского автомобильного краностроения пришелся на 1960–1970-е годы, когда появились достаточно мощные шасси Завода им. Лихачёва, Минского и Кременчугского автозаводов. Если в 1946 г. все заводы Советского Союза выпустили 146 автокранов, то в 1950-м – 4152 ед., в 1965 г. – 12,3 тыс., а в 1975-м – 19 тыс. ед. Автокраны того времени не отличались большой грузоподъемностью – 4...16 т, но зато были многочисленны и составляли три четверти всего парка стреловых самоходных кранов. Машиностроительный комплекс помимо автокранов выпускал гусеничные, пневмоколесные, прицепные и краны на специальных шасси автомобильного типа. Для справки: производство грузовых автомобилей в 1976–1980 гг. составляло 800...825 тыс. в год.

В этой огромной массе стреловых кранов на автомобильных шасси нашлось место и КМУ. Правда, называли их безлебедочными башенно-стреловыми кранами. Конструкция советских КМУ по тем временам довольно-таки изящна и экономична (подробнее см. врез). О качестве исполнения сегодня трудно судить, но можно предположить, что при эксплуатации были проблемы с КОМ и гидроприводом, отчего это важное направление не получило достаточного для огромной страны развития. Да и производителей было немного, а объемы производства невелики.

Новые КМУ от CS Machinery

Южнокорейская компания CS Machinery разработала семейство новых многосекционных КМУ с гидроприводом для подключения гидромеханических навесных орудий, соответствующих нормам DIN 15018. Все элементы гидропривода надежно защищены. Поворотное устройство с двумя степенями свободы устанавливают по заказу. Промышленный вариант КМУ относится к классу подъемного оборудования Н2 и группе В4, автомобильный вариант КМУ – к классу Н1 и группе В2.

Компания предлагает также ряд телескопических автомобильных КМУ серии CSS с усиленной стрелой шестигранного сечения. Как утверждают специалисты компании, высшая модель этой серии развивает грузовой момент 55,7 тс.м. Конструкция рассчитана методом конечных элементов, что обеспечит максимальную производительность и надежность. Использование качественных материалов в производстве КМУ позволяет соответствовать ГОСТ Р 12.4.026–2001. С открытием ООО «СКУММИ» авторизованного сервисного центра в Санкт-Петербурге улучшится обслуживание на всей территории России.

КМУ серии CSS компании CS Maсhinery на шасси «Урал»

В начале 1990-х только Балашихинский завод автокранов и гидроманипуляторов специализировался на общепромышленных КМУ. «Велмаш-С», «ИНМАН» и Майкопский машиностроительный завод выпускали КМУ для лесозаготовок и нефтегазового комплекса, но обратили внимание на остальные отрасли лишь в середине текущего десятилетия и занялись разработкой универсальных КМУ. «Автокран» разработал КМУ большой грузоподъемности и даже показал его на выставке «СТТ'2006», но по ряду производственных и экономических причин к их серийному выпуску пока не приступил.

Бо'льшая часть российского рынка КМУ отдана импортерам. Сегодня на рынке присутствует много европейских, японских, корейских и китайских марок – Palfinger, HIAB, Effer, Epsilon, HMF, UNIC, Tadano, XCMG, Kanglim, Jonsered, Tico, CS Machinery, DongYang, Soosan, Forester, Loglift, Cormach, B.O.B и т. д., всех перечислить трудно. А КМУ стране нужны, и нужны недорогие, но качественные либо полностью российского производства, либо с большой долей локализации. Они нужны не только в сфере коммерческих перевозок, строительстве, лесной, нефтяной и газовой отраслях, но и в коммунальном и дорожном хозяйстве. Сегодня особое внимание уделено оснащению дорожно-эксплуатационных служб «машинами дорожного мастера», имеющими КМУ.

КМУ Fassi

Краны 4030, 4031, М-30 – безлебедочные, башенно-стреловые. Этими кранами оснащают автомобили-самопогрузчики (саморазгрузчики). Кран 4030 монтируется на автомобиле ЗИЛ-164А, 4031 – на ГАЗ-51А, а кран М-30 – на ГАЗ-53А. Эти краны не имеют поворотной рамы, выносных опор и поворотной платформы, но оснащены стабилизаторами.

Башня 2 (см. рисунок) смонтирована на фундаментной плите, прикрепленной за кабиной к балкам рамы автомобиля 1. Стрела складывающаяся, состоит из основания 3 и хобота 5 с трубчатой надставкой 6 и крюковой обоймой 7. Выпрямление и складывание стрелы осуществляет силовой гидроцилиндр 4.

Коробка отбора мощности укреплена на фланце люка коробки передач. На фланце редуктора прикреплен лопастной насос двойного действия. Бак для рабочей жидкости находится под сиденьем кабины. Стабилизатор управляется двумя силовыми цилиндрами. Стрела крана 4030 поворачивается на 100° в ту и другую сторону с помощью двухштокового силового цилиндра.

Кран 4030 на автомобиле ЗИЛ-164
Кран 4030 на автомобиле ЗИЛ-164

На кране М-30 в отличие от крана 4030 механизм поворота состоит из горизонтального двойного цилиндра и двух поршней, связанных между собой зубчатой рейкой, зубья которой находятся в постоянном зацеплении с зубьями укрепленной на колонке цилиндрической шестерни. Благодаря такому устройству стрела может поворачиваться не на 200, а на 360°. Гидравлический насос на кране М-30 шестеренного типа. В сравнении с краном 4030 у крана М-30 увеличен ход плунжера подъема и опускания стрелы. (Источник: Кантаев Г.Г. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных кранов. М.: Транспорт, 1966.)