Прицепная техника c механизмом раздвижения
Перевозка груза большой длины предъявляет повышенные требования к прочности конструкций транспортного средства, и в первую очередь к механизму телескопирования – при значительно меньшем сечении, чем у рамы полуприцепа, телескопический механизм воспринимает значительные изгибающие и скручивающие нагрузки, возрастающие по мере раздвижения.
Реализация этого технического решения была бы затруднительна без высокопрочных сталей с пределом текучести 650–700 МПа и более. Производители прицепной техники используют высокопрочный листовой прокат марки Weldox 700 и аналогичных, которые сочетают высокую твердость, ударную вязкость и прочность на разрыв, при этом отлично гнутся и свариваются.
Механизм раздвижения представляет собой телескопическое устройство коробчатого сечения с числом секций от 1 до 5. У полуприцепов с задним заездом телескопическое устройство состоит из центральной балки, у полуприцепов с фронтальным заездом могут быть раздвижная однобалочная экскаваторная платформа «под брюхо» и раздвижные двухбалочные платформы также с числом секций от 1 до 5. Двухбалочные платформы с большими возможностями раздвижения используют для перевозок длинномерных и одновременно высоких грузов – емкостей, химических реакторов.
Отечественные производители, следуя за рынком, строят раздвижные низкорамные и высокорамные полуприцепы с задним заездом с одноступенчатым, максимум – с двухступенчатым раздвижением.
Европейские производители предлагают более разнообразный модельный ряд, поскольку обслуживают значительно более емкий рынок, который включает и Россию. Механизмы раздвижения получают все типоразмеры полуприцепов с числом секций от 1 до 5 в зависимости от пожеланий заказчика. Пятикратное раздвижение более присуще специальным полуприцепам для перевозок лопастей ветрогенераторов, но и более универсальные транспортные средства могут оснащаться 4–5-секционным механизмом для перевозок строительных конструкций, химических реакторов и иных длинномерных грузов.
Для раздвижения заднюю колесную тележку затормаживают, извлекают палец, фиксирующий механизм телескопирования, и тягач, двигаясь вперед, вытягивает телескопическую секцию. Отверстия в секции, как правило выполненные с шагом 1 м, служат для фиксации полуприцепа в раздвинутом состоянии. Гибкие пневматические трубопроводы и электропроводка размещены либо внутри телескопического механизма, либо снаружи на специальных поддерживающих телескопических штангах. Первый вариант обеспечивает полную защиту кабелей и трубопроводов, второй – их ремонтопригодность.
Механизм раздвижения может оснащаться одной и более поперечинами (опорным столом, площадкой), которые также могут передвигаться вдоль телескопической балки и таким же образом фиксироваться с помощью пальца и отверстий на боковой поверхности балки. Поперечину используют в качестве дополнительной опоры для груза и как крепежный элемент при фиксации груза грузовой лентой.
Отдельно можно отметить многосекционные телескопические вставки (telescopicspacer) для полуприцепов модульного типа и модульных транспортных средств. Вставку устанавливают на штатные стыковочные места между задней колесной тележкой и передней тележкой или гусаком. Вставки, как правило, оснащены передвижными поперечинами.
Компания Goldhofer выпускает широкую гамму автомобильных полуприцепов с различными вариантами раздвижения: с задним заездом, с фронтальным заездом, модульного типа, лопастевозы.
Так, экономичные полуприцепы с задним заездом серий STZ-L(H) (погрузочная высота 780 мм) и STZ-P (погрузочная высота 795 мм) с числом осей до 12 (спереди до 4 осей, сзади до 8) оснащают одинарным или двойным раздвижением. Механизм раздвижения представляет собой центральную балку коробчатого сечения, передней частью прикрепленную к гусаку или передней колесной тележке. Предусмотрена достаточно большая по длине передвижная поперечина для лучшей устойчивости груза.
Для тяжелых полуприцепов серии STZ-VP с фронтальным заездом и гидравлической маятниковой подвеской компания предлагает различные варианты грузовых платформ как в нераздвижном, так и в раздвижном исполнении: однобалочную экскаваторную «под брюхо», плоскую двухбалочную, бочковозную. Конструкторы ограничили раздвижение одной секцией, так как полуприцепы ориентированы на перевозки тяжелой строительной техники и концентрированных грузов, но на всякий случай предусмотрели моноблочные вставки – удлинители платформы.
Не остались в стороне от раздвижения модульные транспортные средства Goldhofer, в том числе семейства THP/SL, для которых предусмотрены многосекционные телескопические вставки. Телескопическую вставку устанавливают на штатные стыковочные места, на которые устанавливалась бы грузовая платформа. Телескопический механизм раздвигается и сдвигается механически при помощи тягача и фиксируется пальцами. Поперечины распределяются по балкам и также фиксируются пальцами.
Компания Nooteboom выпускает прицепную технику под заказ для требовательного и избалованного европейского покупателя, отсюда такое разнообразие форм, размеров и аксессуаров. Компания использует все возможные варианты раздвижения для низкорамной и полунизкорамной техники.
Платформы низкорамных полуприцепов выполняют с 1, 2 и 3-кратным раздвижением в зависимости от требований заказчика. Чем более легкие и объемные грузы собирается возить заказчик, тем больше раздвижение платформы. Возможна также комплектация фитингами для перевозок морских контейнеров.
Полунизкорамные полуприцепы с задним заездом также выполняют с 1, 2 и 3-кратным раздвижением. Телескопическую балку оснащают поперечинами, кабели и трубопроводы прокладывают снаружи по боковой поверхности балки либо внутри. Фиксация балок и поперечин выполняется вручную либо с помощью пневматических замков.
Четырехступенчатое раздвижение доступно полуприцепам серии Teletrailers, специально предназначенных для перевозок длинномерных грузов, таких как стальные и железобетонные конструкции. Каждая выдвижная секция оснащается поперечиной и фиксируется пневматическим замком. Максимальную длину платформы с 4-кратным раздвижением обеспечивает модель OVB Telestep – 55 м. Ее разрабатывали для перевозок лопастей и башен ветрогенераторов, а также стальных конструкций. В отличие от других моделей серии Teletrailers у OVB Telestep колеса меньшего размера, что обеспечивает погрузочную высоту 1200 мм, а груз устанавливается позади ССУ, а не над ним, чтобы не превысить допустимую на ССУ нагрузку.
Для перевозок лопастей длиной до 70 м компания предлагает специальные лопастевозы серии SWC SUPER WING CARRIER c 4-кратным раздвижением. От других моделей лопастевоз отличается более жесткой, устойчивой к скручивающим и изгибающим нагрузкам конструкцией из-за того, что центр тяжести лопасти смещен в сторону от оси транспортного средства. Все нагруженные металлоконструкции лопастевоза, и прежде всего механизм раздвижения, выполнены из высокопрочной стали.
Раздвижение при помощи вставок предусмотрено для полуприцепов модельного типа Manoovr. Компания предлагает вставки различной длины, которые устанавливаются в штатные стыковочные узлы колесных тележек.
Предложение компании Kässbohrer значительно более стандартизовано, что сегодня, возможно, обеспечивает более выигрышные позиции, чем широкий ассортимент.
На моделях полуприцепов K.SLA с задним заездом с 3–5 осями на пневматической подвеске компания использует однократное раздвижение на 6000 мм. Металлоконструкции полуприцепов в основном выполнены из конструкционной низкоуглеродистой стали ST52 с хорошими прочностными и профилегибочными свойствами, для нагруженных узлов использован высокопрочный листовой прокат марки S700MC. Раздвижной механизм может быть укомплектован передвижной поперечиной.
Для полуприцепов серии K.SLH с задним заездом и числом осей от 5 до 8 на гидравлической подвеске доступно одно- и двухкратное раздвижение.
Так, топ-модель линейки Kässbohrer – 8-осный полуприцеп K.SLH8-2A/6H-30/96 с двухкратным раздвижением на 19 500 мм способен перевозить груз длиной до 38 м. Все несущие металлоконструкции полуприцепа выполнены из стали S700MC. В ходовой части использована гидравлическая подвеска с осевыми агрегатами BPW, при этом 1-я ось самоподруливающая, 2-я фиксированная, остальные с принудительным гидравлическим управлением.
Компания ПАО «Уралавтоприцеп» не остается в стороне от современных тенденций и предлагает достаточно широкий выбор низкорамных и высокорамных полуприцепов с задним заездом с одинарным и двойным телескопом. Длина раздвижения при одинарном телескопе – до 8 м, при двойном – до 15 м. Шаг раздвижения – 1 м.
Телескопический механизм выполняют из стали Weldox 700 или аналогичной по характеристикам. Механизмы с двойным телескопированием, а также с одинарным по желанию заказчика комплектуют передвижной поперечиной.
Из наиболее «свежих» раздвижных моделей можно выделить многоосные – с 6, 7 и 8-ю осями. Так, 6-осная модель ЧМЗАП-99902-020 с раздвижением на 7–8 м представляет собой экономичное решение с пневматической подвеской и тремя самоустанавливающимися осями. При этом полуприцеп обеспечивает грузоподъемность до 70 т.
Семиосный полуприцеп ЧМЗАП-99905-010 оснащен механизмом с двойным телескопированием по 7500 мм. Всего платформа раздвигается на 15 000 мм с шагом 1000 мм и механической фиксацией. Первая секция оснащена площадкой длиной 600–975 мм, которая находится сразу же за гусаком. Таким образом, есть возможность прочно установить и закрепить груз. В ходовой части использована пневматическая подвеска, 1-я ось самоустанавливающаяся, 2-я фиксированная, остальные с принудительным управлением.
Восьмиосный полуприцеп ЧМЗАП-99908-010 оснащен механизмом с двойным раздвижением на 14 000 мм, причем грузовая платформа разделена за 2-й осью, а не за гусаком, как у 7- и 6-осных полуприцепов. Первая секция также оснащена площадкой. Этот полуприцеп – топовая модель ПАО «Уралавтоприцеп», в которой конструкторы применили решения, улучшающие технические и эксплуатационные характеристики, такие как плавающий гусак, позволяющий работать с любым по высоте тягачом, независимая рычажная гидробалансирная подвеска с гидравлическим принудительным управлением всеми колесами, обеспечивающая хорошие ходовые качества и маневренность.
Модельный ряд полуприцепов «Политранс» с раздвижной рамой состоит из низкорамных, высокорамных и бортовых полуприцепов с числом осей от 3 до 7 и грузоподъемностью до 100 т. Механизм раздвижения позволяет увеличить длину грузовой платформы полуприцепа с 4,5 до 7 м. Таким образом, длина погрузочной платформы полуприцепов «Политранс» достигает 20 м.
Сегодня предложение компании «Политранс» предусматривает однократное раздвижение ряда моделей полуприцепов с задним заездом. Конструкторский отдел работает над механизмом двухкратного раздвижения.
Так как все элементы рамы, участвующие в раздвижении, испытывают колоссальные нагрузки, то, чтобы выдерживать заявленную грузоподъемность и не увеличивать снаряженную массу, такие элементы изготавливаются из высокопрочной стали, как импортные, так и их российские аналоги. Для равномерного распределения нагрузок от груза на платформу применяется промежуточная рама с шагом 0,5–1 м.
Для максимально эффективного использования грузового пространства применяются приставные алюминиевые трапы (основные и промежуточные для заезда на гусачную часть).
На все типы раздвижных полуприцепов устанавливаются поворотные оси (при необходимости и подъемные), чтобы обеспечить удобство при работе в ограниченном пространстве.
Модельный ряд раздвижных тралов «Политранс» оснащается манометрами, блоками контроля и индикации параметров полуприцепа Smartboard.
Раздвижение для высокорамных полуприцепов – весьма смелое решение, требующее особой проработки прочностных характеристик рамы полуприцепа и особенно самого механизма раздвижения. Особо стоит отметить 5-осный высокрамный полуприцеп ТСП 94185-0000060-003 грузоподъемностью 65 т в сдвинутом и 60 т в раздвинутом положении. Телескопический механизм обеспечивает раздвижение грузовой платформы на 7000 мм с шагом 1000 мм с механической фиксацией. В раздвинутом положении длина грузовой платформы состаляет 19,5 м. Первая ось подъемная, 4–5-я подруливающие самоустанавливающиеся. Предусмотрена передвижная поперечина.
По мере роста мастерства перевозчиков крупногабаритных тяжеловесных грузов растут их потребности в технических решениях, позволяющих перевозить разные грузы на одном и том же транспортном средстве, перевозить сложные грузы в сложных дорожных условиях. Отечественное машиностроение идет навстречу этим потребностям, постепенно внедряя решения, заимствованные у западных партнеров, а также разрабатывая свои собственные. Еще не так давно не выпускали многоосных полуприцепов, раздвижных, с фронтальным заездом, на гидравлической подвеске, а сегодня уже работают над расширением предложения полуприцепов с двухкратным раздвижением. Также когда-то не производили высокорамных полуприцепов с числом осей более трех из-за опасности вывешивания колес на бездорожье, перегрузки и выхода из строя рессорно-балансирной подвески. А сегодня поставляют 5-осные высокорамники с раздвижением.
Для успешного развития отечественному машиностроению надо решить много проблем, начиная с суживающегося рынка и заканчивая недоступным кредитом, так что достижения наших компаний можно считать подвигом.