Телематика в мусоровозах
В отрасли вывоза и утилизации отходов имеется немало проблем. По данным печати, около 50% всего мусора вывозится незаконно, то есть прибыль идет не коммунальному предприятию, а в карманы нечистых на руку водителей, очень много случаев, когда мусор выбрасывается не на полигонах ТБО, а в несанкционированных местах, где образуются стихийные свалки. Имеются случаи нарушения графика вывоза мусора, хотя водители при этом отмечают в табелях своевременное выполнение. Жители не понимают, почему у них переполнены мусорные баки, а руководство коммунального предприятия уверено, что от клиентов все вывезено в срок. Ну и, конечно, накрутка счетчиков пробега автомобиля и списание лишнего топлива. Данные манипуляции для водителей коммунального, да и не только, транспорта являются традиционными.
Современное телематическое оборудование помогает эффективно решить эти проблемы и оптимизировать всю коммерческую деятельность компании. В сфере вывоза и утилизации ТБО инновационные телематические технологии обеспечивают возможность обмена данными и «диалога» между собой машин, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, и людей с машинами, позволяют организовывать оптимальные маршруты движения мусоровозов, вести документацию, согласовывать действия руководителей отдельных подразделений и т. д., то есть объединить отдельные операции в единый управляемый процесс и за счет этого сделать его более эффективным, экономить средства и повышать безопасность работ.
Состав телематической аппаратуры
Трекер, дисплей. В состав телематической аппаратуры мусоровоза входит система навигации GPS/ ГЛОНАСС с трекером, передающим в реальном времени информацию на центральный компьютер. Он защищен от погодных воздействий и получает питание от аккумуляторов. В кабине установлен сенсорный дисплей, который обеспечивает и оператору, и находящемуся в центральном офисе диспетчеру неслыханные ранее возможности управления и получения информации.
Дисплей управления можно настраивать по желанию оператора, в частности, можно регулировать скорость движения и усилия рычагов загрузочного устройства. Руководитель в целях безопасности может заблокировать возможность несанкционированной или случайной перенастройки дисплея управления рычагами загрузочного механизма. Эти технологии ранее использовались в строительных погрузчиках и других машинах, а теперь стали применяться и в мусоровозах.
Видеокамеры, тепловизоры, радары. Оператору мусоровоза для работы в условиях тесноты во дворах, где приходится двигаться задним ходом и на пути машины могут оказаться случайные люди, дети, необходим хороший обзор «слепых» зон. Этот обзор может быть обеспечен системой видеокамер, передающих изображение на экран в кабине. Однако качество изображения, транслируемое камерой, зависит от освещенности. Если камера не дополнена подсвечивающим прожектором, она не сможет работать в темное время.
В этом случае может помочь радар допплеровского или импульсного типа. Решением проблемы получения изображения в темноте также может быть использование инфракрасного тепловизора. Картина передается на экран в кабине со скоростью около 30 кадров в секунду. Рабочий диапазон температур для обычной системы тепловидения: от –20 до +2000 °С. В дополнение к тепловидению способность видеть в темноте могут также обеспечить приборы ночного видения, работающие на основе технологий цифрового усиления и повышения качества изображения в видимом спектре световых лучей.
Зоны видимости аппаратуры настраивают так, чтобы они частично накладывались друг на друга. Аппаратура должна быть в защищенном от погодных воздействий исполнении, прочной и надежной. Хорошо, если камеры установлены заподлицо с поверхностью кузова, имеют углы обзора 120–150° и оснащены накопителем информации («черным ящиком»), чтобы записывать и хранить все, что будет заснято. Система звуковым (голосовым) сигналом предупреждает водителя о препятствии на пути автомобиля, предлагая остановиться, и может самостоятельно остановить автомобиль, если водитель не реагирует на предупреждение. Если препятствие исчезает с пути автомобиля, система вновь позволит ему продолжить движение задним ходом.
Бортовые системы взвешивания позволяют контролировать массу загружаемого и перевозимого мусора в статике или динамике, то есть процесс работы мусоровоза становится «прозрачным» в режиме реального времени, можно видеть вес, приходящийся на каждую ось, а встроенный звуковой сигнализатор предупреждает о перегрузе.
В этих системах обычно используются тензодатчики, 4 или 6 шт., на которых фактически висит надстройка, а также масса загружаемого мусора определяется по величине давления в гидроцилиндрах загрузочного устройства.
Кроме перечисленных выше, достоинством таких систем является их универсальность – они пригодны для установки на автомобили с подвеской любого типа и с любым типом загрузочного устройства, точность показаний составляет ±1% и выше, диапазон рабочих температур от –30 до +60 °С, источник питания автономный, информация сохраняется в специальном блоке. Монтаж бортовой системы взвешивания занимает примерно один рабочий день.
Бортовая система самодиагностики заблаговременно предупреждает оператора о возможности аварии, а также генерирует коды неисправности, которые помогают оператору и механикам быстро отыскать и устранить неисправность, сократив время простоя машины.
При наличии телематической аппаратуры сервисному механику не придется выслушивать такие замечания операторов: «Сегодня я пару раз слышал странный шум на поворотах» или «Сегодня машина разгонялась как-то слабовато». Бортовая диагностика может точно указать, какие параметры, компоненты или системы мусоровоза не в порядке, и даже сделать прогноз, какая неисправность может возникнуть вскоре, а также указывать оптимальные сроки проведения техобслуживания на основе параметров состояния определенных компонентов и систем машины.
Что дает телематическая навигационно-диспетчерская система
Благодаря телематической навигационно-диспетчерской системе сопровождения оператор в кабине мусоровоза, а также диспетчер и руководители в центральном офисе в реальном времени получают обширную информацию о работе машины. В систему управления и на экран также поступает много сведений от бортовых датчиков и систем измерения, в том числе от датчиков температуры и уровня масла в гидросистеме, давления в шинах и расхода топлива.
Руководителю всегда известно, находится ли машина на установленном маршруте, с какой скоростью она движется и какие действия выполняет оператор, сколько времени затрачивается на каждую остановку и на работу на холостом ходу, каков пробег, сколько контейнеров разгружено и какова масса мусора в кузове машины, какая часть запланированной работы уже выполнена. При возникновении каких-либо проблем во время работы мусоровоза руководитель может оперативно вмешаться и помочь с их устранением.
Организация и учет. Некоторые навигационно-диспетчерские системы способны организовывать и согласовывать маршруты всех мусоровозов парка компании, при необходимости изменять маршрут, направлять операторов на выполнение другой работы.
Эти системы дают возможность увеличить качество обслуживания клиентов: позволяют избежать путаницы с мусорными баками, сменными кузовами и контейнерами, которые порой забывают на длительное время в каком-то месте или их по ошибке забирает другая машина и увозит не туда, куда надо. Система в реальном времени автоматически ведет учет разгруженных баков, считывая радиочастотные метки, установленные на них. Кроме того, система позволяет клиентам подавать заявки на разовые работы буквально одним нажатием пальца на смартфоне, а компании принимать их. Такая информация, как место расположения, время и вид работы, мгновенно выкладывается на веб-карту на компьютере диспетчера и в смартфоне оператора мусоровоза, назначенного для выполнения этой работы.
Формирование отчетов. Телематические системы могут сравнивать данные по разным маршрутам, собирать информацию от всех автомобилей компании, подсчитывать производительность мусоровоза и эффективность действий оператора, предоставлять статистические отчеты по всему парку и отдельным автомобилям, отрезкам времени, отдельным участкам, отдельным водителям или по конкретному событию, показывать общий и удельный расход топлива и т. д.
Экономический эффект. Такие отчеты позволяют обнаружить «узкие места» в организации рабочего процесса, найти пути экономии средств и т. д. На первом месте среди «экономических эффектов» от применения телематических систем сопровождения стоит экономия топлива, далее уменьшение страховых взносов и расходов на обслуживание и ремонт техники. Опыт эксплуатации подобных систем в ЖКХ показывает, что расходы на горюче-смазочные материалы снижаются на 10–30%. Оборудование, таким образом, окупится за 2–4 месяца.
Стоимость всех процедур по оснащению машин датчиками зависит от набора дополнительных параметров, которые заказчик хочет взять под контроль, а также от технического состояния транспортного средства. На более современных машинах установка систем обходится дешевле, нежели на старой коммунальной технике.
Работа на холостом ходу. Бесполезная работа на холостом ходу – это большая проблема и одна из статей затрат в отрасли сбора и вывоза мусора. По многолетней привычке оператор может оставлять машину работать на холостом ходу, когда ее легко можно выключить. Возможность сократить время работы на холостом ходу – одно из главных преимуществ телематических систем сопровождения мусоровозов. Когда руководители с помощью таких систем начинают отслеживать работу мусоровозов, обычно удается достичь 10–20%-ного (и даже до 50%) уменьшения времени простоев и работы на холостом ходу.
Компания Volvo CE проводила исследования по расходу топлива своих грузовиков во время работы в горнодобывающем карьере. Самосвал, груженный скальной породой, был оснащен системой измерения расхода топлива. Самосвалом поочередно управляли несколько разных операторов, движение по маршруту осуществлялось на постоянной или изменяющихся скоростях, с разным количеством времени работы на холостом ходу, с остановками и без них. Эти испытания показали: когда автомобиль двигался быстрее, чем необходимо, и поэтому должен был дожидаться своей очереди на погрузку-разгрузку, расход топлива получался на 30% выше, чем когда самосвал ездил с расчетной скоростью и прибывал к месту назначения (погрузки-разгрузки) точно вовремя. Телематические системы дают возможность провести подобный мониторинг для мусоровозов, оборудованных телематической аппаратурой, и он, несомненно, может принести аналогичные ощутимые результаты.
Уменьшение износа узлов. Электронный «мозг» позволяет автоматически управлять работой машины и обеспечивает более плавное движение рычагов, уменьшает их рывки и дрожание во время разгрузки мусорных баков. Эти рывки и дрожь отрицательно действуют на автомобиль. В результате снижения негативного воздействия срок службы кузова и шасси увеличивается.
Обучение водителей. Телематическое оборудование и электронные системы управления – это не только инструмент для контроля водителей, но и удобная форма их обучения. Водитель может применять какие-то неоптимальные приемы вождения, например, слишком резко тормозить, забывать переключать передачи на высоких оборотах двигателя или включать тормоз-ретардер. Телематика не критикует оператора за неправильные привычки, она подсказывает, какие приемы вождения будут оптимальными, и тем самым помогает ему вырабатывать новую, более рациональную форму работы.
Продукты отдельных компаний
Приведем в пример одну из крупных американских компаний по вывозу мусора и отходов. В ней работают 18 000 водителей. Когда компания ввела телематическую систему DriveCam, разработанную компанией Lytx, удалось сократить количество и тяжесть аварий, а также трудозатраты на ведение документации. С помощью системы DriveCam компания стала бороться с ложными обращениями за страховыми выплатами. Например, недавно одна женщина обратилась с заявлением, что в ее автомобиль врезался мусоровоз компании, тогда как на самом деле врезалась она, двигаясь задним ходом. Компания предъявила видеозапись этого происшествия, сделанную системой DriveCam, и доказала свою невиновность. Только на этом случае компания сэкономила сумму, достаточную для оплаты обслуживания системы DriveCam в течение целого года. А вот еще случай: один из операторов остановился на красный свет светофора, и другой автомобиль врезался в него сзади, но попытался обвинить в наезде задним ходом. Благодаря видеосъемке системы DriveCam компании удалось снять ответственность со своего водителя. В результате было сэкономлено $30–40 тыс. Теперь ложные обращения по страховым выплатам прекратились.
Компания Zonar разработала целый ряд телематических систем и продуктов. Например, система Zonar V3 представляет собой просто устанавливающийся прибор, который обеспечивает широкие возможности по GPS/ ГЛОНАСС-навигации в сочетании с передачей в реальном времени информации о состоянии агрегатов и систем машины. Обычно в мусоровозах подвижные детали и узлы, особенно загрузочное устройство, часто выходят из строя, и такой прибор, несомненно, поможет специалистам по обслуживанию техники.
Российские компании тоже предлагают подобное телематическое навигационно-мониторинговое оборудование.
«МЦМ Телематика» (ГК МЦМ) для управления автопарком предприятия разработала Runovo Intelligence Management Platform – интеллектуальную управленческую платформу с безграничными возможностями, обеспечивающую ощутимый экономический эффект.
Компания «АТЛ Телематика» разрабатывает и внедряет широкий спектр отраслевых телематических и навигационных продуктов и программ, предлагает комплексное решение для контроля работы мусоровозов – телематическую платформу SVETOFORGPS, онлайн-мониторинг «Светофор», систему идентификации мусорных баков, датчик угла наклона ЭСКОРТ-ДУ-180, который позволяет подсчитать количество загруженных контейнеров, датчик уровня топлива ЭСКОРТ-ТД-500.
Компания «М2М телематика» также предлагает для мусоровозов системы мониторинга и управления транспортом с использованием GPS-навигации и передачи данных по GPRS.
Бортовые системы взвешивания для мусоровозов в нашей стране предлагают компании Dinamica Generale и VEI (обе итальянские), Vishay PG (США), Zoeller (ФРГ), Welvaarts (Нидерланды) и др.
Разработка и совершенствование подобных систем для отрасли управления отходами и ТБО, несомненно, будет продолжаться, ведь для этого имеются серьезные предпосылки и перспективы.