Такие необходимые автогидроподъемники
АГП становятся оборудованием «на все случаи жизни»
Современные автогидроподъемники используются очень широко, постоянно появляются все новые и новые отрасли, обнаруживающие потребность в их работе. Кроме строительно-монтажных работ с помощью гидроподъемников можно обрезать кроны высоких деревьев в парках и вблизи транспортных магистралей, собирать урожай, незаменимы они при монтаже рекламных баннеров и бигбордов. АГП все чаще привлекаются коммунальными службами к работам по очистке крыш от снега и сосулек. С ростом этажности зданий в наших городах часто наиболее простой путь очистки фасадов зданий и мойки окон – это АГП. Одним словом, АГП все больше становятся оборудованием «на все случаи жизни».
Пожарные подъемники родом из Финляндии лучшие в мире
Удовлетворить широкий спрос – вот в чем теперь заключается задача производителей этих машин. Учитывая большой спектр задач, решаемых с помощью АГП, и соответственно обширный круг покупателей этой продукции, ряд отечественных компаний значительное внимание в своей деятельности уделяет формированию большого ассортимента моделей, предназначенных для решения производственных и коммунальных проблем.
Некоторые эксплуатационные характеристики, а порой и качество изготовления отечественных пожарных АГП отстают от показателей продукции лидирующей в мире в сфере производства пожарных подъемников финской компания Bronto Skylift. Модельный ряд пожарных подъемников охватывает рабочую высоту вплоть до 112 м. Все машины разделены на 8 основных групп.
Мод. Allrounder успешно работает во многих странах, используют ее и московские пожарные. Эта маневренная модель эффективно справляется с пожаротушением и в кварталах большого города, и при борьбе с огнем в дачных поселках. Машина предназначена для спасения людей, находящихся на высоте до 30 м, рабочая платформа грузоподъемностью (г/п) 325 кг может эвакуировать сразу трех человек, для массовой эвакуации предусмотрена лестница, монтируемая на стреле. В машине есть цистерна на 11 000 л для запаса воды и пены. Все движения рабочих органов осуществляются быстро, но плавно, без резких торможений.
Подъемник F32 TLK отличается от «коллег» рабочей платформой увеличенных размеров, а также специальной телескопической лестницей, закрепленной на стреле. Машина маневренна, несмотря на рабочую высоту в 32 м, длина 2-осного шасси с подъемной установкой не превышает 9 м, это идеальная модель для спасательных операций в густонаселенном мегаполисе.
В машинах серии RLX также параллельно со стрелой крепится дополнительная раздвижная лестница, по ней могут подниматься спасатели, спускаться пострадавшие на пожаре. В серии собрано 7 моделей с максимальной рабочей высотой от 32 до 55 м. Звено, соединяющее рабочая платформа и основную стрелу, расширяет возможности пожарников в стесненных условиях. Управлять работой стрелы и рабочей платформы оператор может с помощью рычагов, находясь в удобном кресле, также управление может происходить и дистанционно, с радиопульта ДУ.
Модели Вronto Skylift серии RPX, а их около десяти, не имеют дополнительной лестницы, но рабочая высота машин серии увеличена до 61 и 70 м. Остальные же функции машин серии практически совпадают с возможностями подъемников серии RLX.
Кстати, Bronto Skylift совместно с холдингом «Урало-Сибирская пожарно-техническая компания» в рамках программы по импортозамещению освоили производство высотной техники под брендом «УСПТК-БРОНТО». Первое их детище – это модель пожарного коленчатого подъемника УСПТК-Бронто F61 RPX. В качестве базового шасси используется МАЗ-6312B5 с колесной формулой 6х4, мощностью 412 л.с. В рабочей платформе F61 RPX предусматривается возможность подключения установки пенного тушения «Пурга-50 ТП» с функцией «Твердая пена», производства ООО НПО «СОПОТ». Пропускная способность сухотруб составляет 3800 л/мин. Стрела подъемника поднимает рабочую платформу, рассчитанную на полутонную грузоподъемность, на высоту до 61 м, в горизонтальной же плоскости стрела может вынести рабочую платформу на 33 м от оси машины.
Современная пожарная установка комплектуется дисплеем, установленным в кабине, на котором отображаются все основные параметры работы: вылет стрелы, положение рабочей платформы относительно находящихся рядом объектов и т. д. В F61 RPX используется система безопасности, предотвращающая столкновение с препятствиями, что очень ценно при тушении пожара в густом дыму. Имеется также система аварийного опускания рабочей платформы. Кроме того, движения стрелы F61 RPX ограничены пространством рабочей зоны, и электронные датчики надежно блокируют «нарушение границ». К бортовому компьютеру подключается система удаленного компьютерного мониторинга работы агрегатов машины, диагностики и устранения неисправностей. Работник, находящийся на высоте в рабочей платформе, в любой момент может связаться по переговорному устройству с коллегами, находящимися внизу. Первый образец данного подъемника был представлен на Международном салоне «Комплексная безопасность-2016» в Москве и вызвал живой интерес посетителей выставки с перспективными планами на будущее. Технические возможности совместных компаний УСПТК и Bronto позволяют производить высотную линейку АГП от 32 до 90 м различных модификаций, включая пеноподъемники, которые могут быть снабжены всем необходимым дополнительным оборудованием по желанию заказчика для выполнения различных задач.
АГП, рассчитанные на пожарные работы на максимально возможной сегодня высоте, от 81 до 112 м, объединены в серию HLA. Удивительно, но уникальные высотные подъемники, оснащенные массой дополнительного оборудования, монтируются на обычные грузовые шасси и «вписываются» в требования, позволяющие двигаться им по дорогам общего пользования без каких-либо ограничений. Инновационная система Autojacking, разработанная специалистами Вronto Skylift, за 40 сек. полностью подготавливает машину к работе и доставляет рабочую платформу на высоту в 33 этажа!
Серия Вronto Skylift HDT, состоящая из четырех моделей подъемников с телескопическими стрелами, предназначена для гражданского пожаротушения, а дополнительные лестницы помогают эвакуировать людей. Рассчитаны модели на рабочую высоту в 32, 37, 42 и 54 м. Нагрузка на рабочую платформу допускается в пределах 400 кг. В горизонтальной плоскости стрелы могут выдвигаться на 20,5–22 м. На 5–6 м рабочая платформа может опуститься ниже опорной поверхности! Машины серии HDT работают сегодня в Санкт-Петербурге, Брянске, Воронеже, Ульяновске.
Специально для тушения возгораний на промышленных объектах компанией созданы 2 серии АГП – серия SE из трех моделей с рабочей высотой 32–53 м и серия WFT, в которой 5 моделей предназначенных для выполнения пожарно-спасательных работ на максимальной высоте от 17 до 53 м. Рабочие платформы рассчитаны на г/п до 500 кг. Опыт тушения обширных пожаров на объектах нефтеперерабатывающей и лесной промышленности показал, что возможность комбинации горизонтальных и вертикальных вылетов всех колен стрелы в АГП серии WFT положительно влияет на эффективность тушения. На всех подъемниках установлены насосы, обеспечивающие расход воды 6000 л/мин. Прямо из рабочей платформы может осуществляться контроль и управление рабочими движениями стрелы и платформы. В отдельных случаях в рабочей платформе может размещаться прожектор, и тогда установка выполняет роль осветительной башни. При необходимости оператор может использовать систему ДУ и контролировать работу всех органов, находясь на расстоянии. По желанию заказчика финские машиностроители поставляют машины «в северном исполнении», позволяющем работать при –45 °С.
Конечно, в России действуют предприятия, хотя их и немного, выпускающие качественную технику, предназначенную для использования МЧС в операциях по спасению людей. Пожарные АГП мод. АКП-46 на базе Volvo FMX, поднимающие рабочую платформу с помощью коленчатой стрелы на высоту в 46 м менее чем за 2 мин., производит «Варгашинский завод ППСО». Завод активно сотрудничает с авторитетной южнокорейской компанией Everdigm, заводчане используют наработки корейцев и адаптируют их к отечественным условиям и стандартам. В конструкции варгашинского гидроподъемника применены наиболее эффективные современные конструкторские решения, рабочая платформа подъемника оснащена по последнему слову пожарной отрасли.
Выпускает пожарные АГП и предприятие «Приоритет» из Миасса. На шасси КамАЗ, «Урал», МАЗ заводчане монтируют коленчатый пожарный подъемник, доставляющий рабочую платформу на высоту 28 м. На ней установлены 4 генератора пены, есть лафетный пожарный ствол.
Удовлетворить широкий спрос
В 1993 г. компания «Русбизнесавто» впервые открыла офис продаж грузового транспорта, целью создания компании руководство называло обеспечение российского покупателя современными специальными и пассажирскими автотранспортными средствами. Причем, как и было задумано, покупатель, приобретая оборудование в «Русбизнесавто», получает качественный сервис и обеспечение запчастями. За 23 года работы компании на рынке есть чем гордиться: 93 бренда в продуктовом портфеле, самая большая линейка и самый большой склад в России. Компания имеет 24 региональных центра, организованные в крупнейших городах страны, сеть СТО охватывает практически всю Россию.
Для удовлетворения покупательского спроса в качественных автогидроподъемниках отечественного производства предприятие сотрудничает с «Казанским электромеханическим заводом и Машиностроительной компанией «Витебские подъемники».
Компания ООО НПП «Автомаш» на протяжении многих лет является официальным эксклюзивным представителем заводов по производству автогидроподъемников от 8 до 62 м с монтажом на импортное и отечественное шасси: это ОАО «Пинский завод средств малой механизации», Машиностроительная компания «Витебские подъемники» (ВИПО), Мелитопольский завод «Гидромаш», а также представителем двух итальянских заводов: Manotti и OIL STЕЕL. За время сотрудничества организовано сервисное обслуживание, что немаловажно в работе АГП, так как именно это оборудование работает с людьми на высоте. Налажена поставка оригинальных запасных частей, есть своя выездная бригада, сервис 24 часа в сутки и многое другое, что помогает работать технике с минимальными простоями.
НПП «Автомаш» за прошедшее время зарекомендовало себя как надежный производитель спецавтотехники. Компания имеет возможность предложить потребителю широкий выбор АГП, а также различный уровень цен от эконом-сегмента до эксклюзивных моделей без ущерба качества поставляемых автогидроподъемников.
Машиностроительная компания «Витебские подъемники» (ВИПО) поставляет более 60 моделей АГП. Среди них компактные подъемники с телескопическими стрелами для работы в городских кварталах на высоте до 12 м, с вылетом стрелы до 9 м. В мод. ВИПО-12-01применен коленчатый принцип подъема стрелы. При изготовлении подъемников используется сталь Domex, алюминиевые профили Impol, хромированные трубы для телескопов компании Nimmet, электрооборудование от компании Moeller, электроника BPE Electronics, гидравлические компоненты от Walvoil Hydraulic control system и другие изделия лучших мировых производителей.
Кроме подъемников с телескопическими и коленчато-телескопическими стрелами белорусский производитель разработал АГП с оригинальной конструкцией подъема в виде телескопической 4-секционной стрелы, соединенной с дополнительным телескопическим коленом. В этой категории подъем люльки достигает максимальных цифр в модельном ряду ВИПО – 28, 32 и 36 м.
Предприятие «Автомеханический завод» (АМЗ) из Нижнего Новгорода, впервые заявившее о себе в 1999 г., при разработке производственной программы стремилось представить рынку значительный ассортимент гидроподъемников высокого качества, способных решить максимальный круг задач. Были представлены модели, монтируемые как на базовые шасси «ГАЗель» массой до 3,5 т, на импортные шасси Iveco, Nissan Сabtar, так и на шасси до 30 т.
Сегодня заводчане не только монтируют готовые подъемные установки, но и сами собирают их. На заводе организована мелкоузловая сборка подъемников, основная часть комплектующих итальянского производства. Ассортимент представляют гидроподъемники с рабочей высотой подъема от 14 до 35 м. Благодаря использованию инновационных материалов, таких как сталь Weldox и Domex, а также применению современных технологий обработки при изготовлении стрел, включению пластика и алюминия в конструкции люлек, подъемники АМЗ значительно легче моделей многих конкурентов с аналогичными высотными показателями. Наиболее популярны у нас подъемники с рабочей высотой 17,6–22 м и даже 25,5 м, которые монтируются на легкие шасси, например Iveco или «ГАЗель».
Без АГП в энергетике – это не жизнь…
Но есть два направления, имеющие огромное значение в жизни общества, а именно энергетика и деятельность служб МЧС, которые в нынешних условиях без использования АГП полноценно функционировать просто не могут. Элементарный монтаж освещения и элементов электропроводки в помещениях с высокими потолками поставит даже специалистов высокого класса в тупик, если в их распоряжении не будет гидроподъемника с соответствующими эксплуатационными параметрами. Что уж говорить о сложных работах, связанных с обслуживанием и ремонтом высоковольтных линий...
Компания «АвтоАльянс» из Владивостока с 2001 г. занимается продажей спецтехники, собранной в Южной Корее. Сегодня предприятие является официальным дистрибьютором мощного корейского производителя Horyong Co., Ltd. Доля продаж техники Horyong на внутреннем корейском рынке сохраняется который год на уровне 70% от общего объема реализованной аналогичной продукции. Растут продажи АГП Horyong и в нашей стране. Для обеспечения запчастями «АвтоАльянс» создал региональный склад с постоянно пополняемым большим запасом оригинальных запчастей.
В модельном ряду корейского производителя 8 гидроподъемников. Рабочая высота самой компактной модели линейки Sky 210 – 21 м. Мод. Sky 750 позволяет монтажникам производить ремонтные и сервисные работы на высоте 73 м. Вылет стрелы Sky 750 в горизонтальном направлении – 23 м. Стрела подъемника имеет 8-гранное сечение и состоит из девяти секций.
Рабочие платформы в подъемниках с рабочей высотой до 28 м изготавливаются из пластика, они рассчитаны на г/п 200 кг, могут выдержать двух работников с необходимым инструментом. Платформы из высокопрочного алюминия монтируются на модели с высотой подъема выше 28 м. Они позволяют поднимать на высоту до 73 м целую бригаду, поскольку ее г/п – 400 кг.
Диэлектрическая защита, используемая в подъемниках Horyong, гарантирует безопасное выполнение работ на линиях с напряжением до 1000 В. В кабине базовой машины есть пульт ДУ, также дублирующим пультом управления комплектуется люлька. Электроника контролирует допустимый вылет стрелы с учетом ветровой нагрузки и загруженности рабочей платформы, анализирует прочность почвы под опорами, датчик угла наклона следит за безопасным положением стрелы, в гидроцилиндрах действуют гидрозамки, а в гидросистеме – предохранительные клапаны. При соприкосновении платформы с препятствием движение в направлении преграды прекращается. Этими и не только системами безопасности оснащаются все гидроподъемники Horyong.
Во многом облегчают работу отечественным энергетикам АГП, поставляемые известной компанией Altec Inс. В ассортименте, разработанном американскими конструкторами и технологами, около сотни моделей гидроподъемников со стрелами всех типов. Практически все подъемники рассчитаны на работу под высоким напряжением. По типу подъема стрелы все АГП компании разделены на 4 большие серии. В серии с телескопическими стрелами собраны самые «невысокие» модели с рабочей высотой до 19,44 м, а в серии Non-Overcenter с коленчатыми стрелами – самый высокий подъемник, обеспечивающий рабочую высоту 45,7 м.
Говоря о АГП, занятых в энергетике, нельзя не вспомнить об уникальных машинах, разработанных финскими конструкторами компании Bronto Skylift. По всему миру работает около 6,5 тыс. подъемников компании, и значительная их часть задействована в сфере обслуживания энергетических объектов. Гидроподъемники для нужд энергетики собраны в серию SI, сегодня это 5 моделей. Все модели серии соответствуют требованиям разработанного в США и используемого международным сообществом стандарта ANSI A92.2, регламентирующего безопасность работ в грузоподъемных установках. Гидроподъемники серии работают на высоте до 38–60 м, а горизонтально стрелы могут выдвигаться на 23,5–26 м в зависимости от модели.
Стрелы и рабочие платформы АГП серии SI надежно изолированы, это позволяет электрикам работать на объектах, не отключая действующего там напряжения до 500 кВ. Но каждая модель серии имеет и вариант исполнения, в котором изоляция надежно защищает работников от напряжения в 765 кВ! Тщательно изолированная алюминиевая рабочая платформа г/п 860 кг может поворачиваться относительно стрелы на 60°, управление этой и другими функциями может производить оператор, находясь непосредственно в рабочей платформе либо дистанционно, с земли.
Все модели серии SI рассчитаны на подключение специальной моющей установки, служащей для очистки от пыли и грязи изоляторов. По согласованию с покупателем моющая установка может иметь дистанционное управление – мыть изоляторы можно, управляя процессом снизу, находясь возле машины. Вода для очистки находится во внешнем резервуаре, который привозят по мере необходимости.
Производство автогидроподъемников – одно из самых перспективных и динамично развивающихся направлений нашего машиностроения, где до сих пор вполне мирно уживаются отечественные и иностранные производители. Рынка пока всем хватает, но к будущему надо готовиться – ведь кризис когда-нибудь отступит...