![Bronto Skylift](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/obl1.jpg)
Автогидроподъемники: перспективы использования очевидны
Наиболее распространенное использование автогидроподъемников сегодня – это подключение и ремонт линий электропередачи. Однако многолетняя практика использования АГП доказывает, что данное оборудование многофункционально, с его помощью можно выполнить очень много различных задач, и главным фактором привлечения подъемника является необходимость выполнения работ на высоте.
Cферы использования не ограничены
Сегодня с помощью АГП моют окна в высотных офисных зданиях, очищают от мусора и ремонтируют крыши зданий, освобождают желоба и водосточные сливы от грязи и веток, удаляют с крыш нависающие снежные наплывы и сосульки, а также закрепляют на зданиях и любых других городских высотных объектах различные рекламные плакаты или праздничные украшения.
Кроме этого, только воспользовавшись АГП, можно быстро и качественно установить на значительной высоте камеры наружного наблюдения, теле- и радиоантенны, отремонтировать и провести техобслуживание светофоров и других приборов световой сигнализации, осуществлять осмотр и мелкий ремонт мостов и других подобных сооружений, выполнять обрезку высоких деревьев, монтировать звукоизоляционные экраны вдоль дорог и даже спасать в некоторых случаях высоко забравшихся животных.
Все случаи, когда бывают нужны АГП, не перечислить, они используются повсюду. Иногда даже и вовсе в нестандартных ситуациях, например для нанесения рисунка или лепки на стену здания.
![Bronto Skylift](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/14.jpg)
Когда без покупки оригинала не обойтись
К сожалению, ни одно из российских предприятий (кроме ОАО «Пожтехника») не производит автогидроподъемники с высотой подъема люльки 50 м. Встречаются, конечно, модели на отечественных и импортных шасси, собранные нашими предприятиями, с АГП, имеющими рабочую высоту, превышающую подъемники из Торжка. Производители даже порой позиционируют такие совместно с иностранными поставщиками созданные АПГ как российскую технику, но все же полностью отечественных разработок в области высотных АГП, прямо скажем, немного.
В то же время, исходя из обзора возможных сфер применения АГП, можно сказать, что для выполнения многих работ высоты в 50 м не всегда достаточно. А если нужно обслужить ветряную электростанцию? Сегодня объекты ветроэнергетики становятся все более обыденным явлением в России. В стране уже действует 15 ВЭС и подготовлено еще более 40 проектов, обещающих принести огромный прирост мощности нашей энергосистеме. Производить же техническое обслуживание или же ремонтировать ВЭС без высотных АГП просто невозможно.
![Bronto Skylift](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/10.jpg)
Заслуженной славой пользуются в мире автогидроподъемники финской компании Bronto Skylift. Собственно, развитие ветроэнергетики и явилось тем фактором, который определил направление деятельности компании. В настоящее время в США работает более 5000 АГП Bronto Skylift, и в основном они используются при обслуживании ВЭС. С помощью подъемников Bronto Skylift с рабочей высотой от 46 до 112 м обслуживается почти 95% всех ветрогенераторов, действующих в США. Учитывая тот факт, что американцы свои деньги умеют хорошо считать, в качестве АГП Bronto Skylift сомневаться не приходится.
Сегодня финское предприятие принадлежит к числу производителей «высотных» гидравлических телескопических автоподъемников. Ассортимент Bronto Skylift превышает 50 моделей, рабочая высота которых охватывает диапазон от 23 до 112 м, причем 112 м – это мировой рекорд.
![Bronto Skylift](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/11f.jpg)
Впервые новинка от Bronto увидела «свет» в 2010 г. на выставке Bauma. Подъемник массой 75 т, с сочлененной стрелой, был смонтирован на полноприводном Mercedes 76.60 с четырьмя ведущими и пятью управляемыми осями. Люлька подъемника рассчитана на нагрузку 700 кг, то есть на полной высоте, или на горизонтальном вылете 33 м, в ней может работать не один или два человека, а бригада. Хотя габариты люльки довольно ограничены – 2,2х1,1х1,0 м.
Подъемник оснащен серийно монтируемой на машинах компании запатентованной системой управления «Bronto +» с высокочувствительным дистанционным управлением и интерактивным цветным дисплеем. На мониторе отображаются не только все действующие рабочие параметры машины, но и выводятся предупреждения о возникающих неисправностях, которые отслеживаются с помощью разнесенных специальных датчиков. Как и на других подъемниках Bronto, в мод. S112HLA действует система выравнивания корзины. Длина установки при транспортировке не превышает 19 м, а высота вообще уникальна: несмотря на огромную рабочую высоту, транспортная высота не больше, чем высота обычных автоподъемников – всего 4,0 м.
![Bronto Skylift](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/12f.jpg)
Практически одновременно с индустриальным вариантом рекордного подъемника компанией был разработан и пожарный вариант мод. F112 HLA с такой же рабочей высотой подъема и 32-метровым боковым вылетом. Сегодня компания Bronto Skylift является ведущим мировым производителем пожарных подъемников для высотных работ. Bronto обеспечивает своим высотным оборудованием пожарных в самых отдаленных частях планеты. Пожарные АГП Bronto, сгруппированные в серии, работают на высоте от 16 до 112 м, и каждая серия имеет только ей присущие особенности.
Так, серия Allrounder создавалась для пожарных подразделений небольших городков, для пожарных команд, контролирующих обстановку в сельской местности. В серию входят модели, обеспечивающие подъем корзины на высоту от 17 до 28 м.
А самая высокая серия пожарных машин, разработанная Bronto, – серия HLA объединяет в себе подъемники с максимально возможной высотой подъема, от 81 до 112 м. Но специалисты компании утверждают, что планируют расширить серию, доведя рабочую высоту АГП до 120 м!
![Bronto Skylift](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/13f.jpg)
На что обратить внимание при выборе?
Перед выбором гидроподъемника покупателю следует изучить ситуацию, сложившуюся в этот период на рынке. Это позволит в том числе определиться с характеристиками оборудования, предлагаемого различными производителями, новейшими разработками и моделями, о которых на рынке уже сложилось определенное мнение.
Если говорить о современном рынке России, то сегодня остались единицы предприятий, начинавших свою деятельность еще во времена СССР и осуществляющих полный цикл производства АГП: от проектирования до изготовления металлоконструкций и окончательной сборки. В числе таких производителей можно прежде всего вспомнить Казанский электромеханический завод (КЭМЗ), а также Пинский завод средств малой механизации (ПЗСММ).
![У телескопического гидроподъемника АПТ-14 на шасси ГАЗ-33081 производства КЭМЗ при высоте подъема люльки г/п 200 кг стрела может выдвигаться горизонтально на 8 м](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/07.jpg)
ООО «КЭМЗ», похоже, постаралось в своей продукции учесть все пожелания потенциальных покупателей. На заводе производят сегодня около 30 моделей коленчатых и телескопических АГП марки «Ак Барс» с высотой подъема люльки от 14 до 37 м. Причем в предлагаемом ассортименте кроме АГП коммунального и строительного назначения представлены и аэродромные АГП, выпуск которых начался в 2013 г., и пожарные, а в 2013 г. был освоен выпуск и современной пожарной автолестницы АЛ-32 с высотой подъема 32 м. Базовые 2- и 3-осные шасси используются отечественные: ГАЗ, в том числе и «ГАЗон-Next», КамАЗ, «Урал», освоено производство подъемников на шасси Hyundai.
Последней разработкой завода, представленной в 2015 г., стал гидроподъемник мод. КТА-32, сочетающий в себе преимущества и коленчатого, и телескопического типа подъемников. В новой модели, способной поднять люльку г/п 300 кг на высоту до 32 м, вылет стрелы возможен на 23,6 м. В базовую комплектацию модели входит электроизолированная люлька, защищающая от напряжения до 1 кВ. В новой модели был усовершенствован механизм поворота, внедрена новая система стабилизации люльки, улучшена конструкция опорной рамы и установлен современный надежный ограничитель грузоподъемности.
Среди удачных разработок предприятия последнего времени можно также отметить мод. ТКА-37 – единственный подъемник КЭМЗ, позволяющий работать на высоте в 37 м. Максимальный вылет стрелы составляет 22,5 м, причем система безопасного ведения работ ограничивает вылет в зависимости от действующей на люльку нагрузки. В модели используется люлька г/п 400 кг, в которой могут находиться до четырех ремонтников с необходимым инструментом.
![Конструкция коленчатого АГП мод. ВС-322 от ПЗСММ, монтируемого на шасси КамАЗ-43253, очень надежна и компактна: общая длина в транспортном положении не превышает 10,5 м](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/06f.jpg)
Пинскому заводу средств малой механизации в этом году исполняется 30 лет. За период существования на заводе разработали и выпускают автогидроподъемники для энергетиков и коммунальных предприятий с высотой подъема люльки от 12 до 35 м коленчатого типа с шарнирно-сочлененной стрелой и телескопического типа, установленные на шасси МАЗ, «Урал», КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, Hyundai.
Еще недавно наибольшим спросом у эксплуатационников пользовались 22-метровые «локтевики» СММ. Это объяснялось тем, что отработанная конструкция мод. ВС-322, монтируемая на шасси КамАЗ-43253, очень надежна, общая длина в транспортном положении не превышает 10,5 м, да и стоимость одной из наиболее массовых моделей предприятия относительно невысокая. Однако за последние несколько лет предприятие освоило выпуск телескопических АПГ на шасси ГАЗ-3034РТ, -3309, -33096, рабочая высота подъема которых 18 и 22 м. Покупателям также предлагается модель ПМС-3522 на шасси КамАЗ-43118 с комбинированной коленчато-телескопической системой подъема, поднимающая рабочую люльку массой в 230 кг на высоту 35 м.
![Стреловой прицепной подъемник ВС-12П производства ПЗСММ](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/08f.jpg)
Производству телескопических гидроподъемников сегодня на заводе уделяют приоритетное значение. Стрелы для подъемников предприятие приобретает у известной итальянской компании Oil&Steel, остальные же комплектующие сегодня производятся заводом самостоятельно. Производственные цеха оснащены современными станками и оборудованием производства Ю. Кореи, Чехии, Германии, Италии, Японии. В штате предприятия имеется собственная служба метрологии и стандартизации.
В настоящее время ОАО «ПЗСММ» освоило выпуск стреловых прицепных подъемников ВС-12П, которые предназначены для подъема людей с инструментом и материалами для выполнения строительно-монтажных и других видов работ на высоте 12 м. Они могут применяться на теплоизоляционных работах, при монтаже, ремонте, строительстве и обслуживании воздуховодов, трубопроводов, линий электропередачи и связи, жилых, промышленных и общественных зданий, а также в других областях народного хозяйства, требующих подъема людей на высоту. Перемещение люльки осуществляется движениями стрелы, состоящей из верхнего и нижнего колен. Соединение колен выполнено с помощью шарниров. Привод движения колен производится гидроцилиндрами. Подвод люльки к объекту производства работ осуществляется маневрированием колен и механизмом поворота, установленным на поворотной раме.
![Стреловой прицепной подъемник ВС-12П производства ПЗСММ](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/09.jpg)
Успех «селекционеров» очевиден
В отличие от исчезающих специализированных предприятий полного цикла ряды другой группы производителей, использующих для производства АГП стандартные грузовые шасси, отечественные и импортные, на которые монтируются гидроподъемные установки зарубежных брендов, только растут.
Компания из Московской обл. ООО «НПП «Автомаш» имеет большой опыт в создании автоспецтехники, деятельность свою предприятие начало еще в 2000 г. А с 2010 г. НПП «Автомаш» активно сотрудничает с концерном Manotti S.r.l. и успешно монтирует АГП итальянского производителя на многие отечественные и импортные шасси.
![«НПП «Автомаш»](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/03.jpg)
Высокое качество производимых «Автомашем» АГП (а каждый подъемник перед отправкой потребителю проходит кроме внешнего осмотра тщательную проверку систем безопасности, статические и динамические испытания) подтверждается авторитетом предприятий, пользующихся продукцией компании. Это такие бренды отечественной экономики, как «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», РЖД и др.
В успехе продукции «Автомаша» есть немалая заслуга поставщика гидроподъемных надстроек – компании Manotti, которая будет отмечать в 2019 г. 40-летие своей деятельности. Компания достигла значительных результатов, используя принцип корректирования своей деятельности в соответствии с запросами заказчиков, ведя постоянный диалог с теми, кто эксплуатирует подъемники Manotti. Стремление добиться лучшего результата, изучая требования отрасли, отразилось на качестве и функциональности продукции итальянского производителя.
Подъемники Manotti изготавливают в собственных производственных цехах, проводится тщательный входной контроль поступающих материалов, технологические операции выполняются под контролем ОТК, каждое изделие перед продажей проходит испытательный цикл.
![Стрелы для своих телескопических подъемников на ПЗСММ приобретают у известной итальянской компании Oil&Steel. Модель ПМС-2010-05](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/05.jpg)
Итальянская компания предлагает АГП, позволяющие работать на высоте 12–28 м. Это простые, надежные коленчатые, а также телескопические и комбинированные гидроподъемники. Максимальный вылет стрелы итальянских вышек находится в диапазоне от 7,4 до 15,5 м. Привод установок осуществляется от ВОМ базового автомобиля.
Люлька, оснащенная в обязательном порядке ограничителем предельной нагрузки, изготавливается из алюминия. Такое решение неслучайно: конструкция не ржавеет, ресурс эксплуатации увеличивается, а масса АГП в целом снижается. Для удобства в работе горизонтальное положение пола люльки контролируется автоматически, хотя имеется и ручной режим управления положением люльки.
Электроизоляция базовой люльки позволяет оператору, находясь в ней, безопасно выполнять работы на линиях электропередачи с напряжением до 1 кВ. Для подключения на высоте различного инструмента в люльке имеется розетка. В целях безопасности на установках с высотой подъема свыше 22 м имеется анемометр, в функции которого входит автоматическое отключение работы стрелы при повышении скорости ветра более 10 м/сек. В кабине установлен счетчик моточасов.
![«НПП «Автомаш»](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/02.jpg)
Управление работой АГП производится с помощью пультов, один из которых находится в люльке, причем оператор, находясь на высоте, может самостоятельно остановить и запустить двигатель автомобиля. Это удобно при длительной работе на высоте, ведь можно сэкономить топливо. А на случай отказа двигателя при необходимости аварийного спуска подъемник снабжен ручным гидронасосом. Второй пульт управления, дублирующий, установлен у основания стрелы. Пульты управления имеют надежную влаго- и пылезащиту, все конструкции подъемника рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию от –40 до +40 °С.
НПП «Автомаш» сегодня устанавливает итальянские подъемники на шасси ГАЗ, «Урал», КамАЗ, ЗИЛ, МАЗ, а также импортные Nissan Cabstar, Hyundai, Isuzu.
Параллельно с производством спецтехники «Автомаш» является официальным дилером Горьковского и Уральского автозаводов. Поэтому не случайно одной из последних разработок предприятия стала модель АГП на шасси «ГАЗель Next» с телескопической стрелой GT 22-10. При выполнении высотных работ модель не уступает крупным моделям – при снаряженной массе в 3,35 т и габаритах 7,7х2,2 м рабочая высота достигает 21,5 м, а г/п люльки – 250 кг.
![«НПП «Автомаш»](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/01f.jpg)
Самую «высокую» 28-метровую модель подъемника Manotti GDX28 «Автомаш» монтирует на самые разные шасси. Модель с вылетом стрелы на 15,5 м обладает расширенными функциональными возможностями за счет Z-образной конструкции стрелы: установка незаменима при ремонте и обслуживании мостов, виадуков и других подобных сооружений.
«Автомеханический завод» из Н. Новгорода впервые продемонстрировал свои АПГ в 2012 г. на выставке «СТТ». Предлагаемые заводом подъемники представляют собой смонтированные на базовом среднетоннажном шасси массой от 3,5 т ГАЗ-33106 «Валдай», а также КамАЗ-43502 гидроподъемные установки итальянской компании Isoli.
Компания Isoli S.p.A. существует уже 70 лет и сегодня известна своими поставками эвакуаторов и эвакуаторных надстроек, а также автогидроподъемников, которых ею разработано около двух десятков. Среди предлагаемых подъемников с высотой подъема люльки от 14,3 до 35,6 м несколько моделей комплектуются люльками с электроизоляцией до 1 кВ. Причем если пользующиеся наибольшим спросом отечественные гидроподъемники с высотой подъема люльки на 18–22 м устанавливают на среднетоннажные шасси, то импортные АГП, обеспечивающие подъем на такую же высоту и даже выше, до 24 м, монтируют на среднеразмерные легкие шасси типа Isuzu Elf, Fuat Ducato или отечественные ГАЗели.
Конструкция облегчается за счет применения пластиковых или алюминиевых люлек, современных конструкций и профилей секций в стрелах, использования инновационных материалов, в том числе и высокопрочных сталей, позволяющих уменьшить толщину листов, используемых в ответственных, особо нагруженных конструкциях. Кстати, руководство Isoli утверждает, что именно их предприятие первым из итальянских производителей стало использовать сталь шведской компании SSAB Weldox и Domex при производстве АГП.
«Автомеханический завод» предлагает нашему рынку модели с телескопической стрелой, расположенной как над кабиной, так и за ней, установки с комбинированным типом конструкции подъемной стрелы, телескопические подъемники, оснащенные дополнительно гуськом. Устанавливаемые люльки рассчитаны на транспортировку работников и инструмента общей массой в 250 кг. В некоторых моделях, например PTJ 35.22 SL, люлька используется раздвижная, ее площадь может увеличиваться на 65%, и рассчитана она на нагрузку до 300 кг. Эта модель имеет телескопическую стрелу, удлиненную гуськом, таким образом, максимальная высота подъема люльки достигает 34,5 м, а вылет стрелы – 22 м, также мод. PTJ 35.22 SL используется и при выполнении каких-либо работ ниже уровня опорной поверхности. Устанавливается такой подъемник на шасси КамАЗ-43118.
![Среди предлагаемых «Автомеханическим заводом» из Н. Новгорода гидравлических подъемников Isoli с высотой подъема от 14,3 до 35,6 м можно выбрать комплектацию с «энергозащищенной» люлькой до 1 кВ](/article/8021-avtogidropodemniki-perspektivy-ispolzovaniya-ochevidny/04.jpg)
В устройстве АГП предусмотрена система автоматического выравнивания горизонтального положения люльки, возможность ее поворота на ±90°. Для устойчивости установки оснащаются гидравлическими аутригерами.
Наверное, неплохо было бы иметь в стране своего производителя высотных подъемников, хотя, учитывая американский опыт, видимо, все же проще приобрести оборудование у ведущего мирового производителя из Финляндии.
А нам бы освоить выпуск таких российских АГП с самой ходовой рабочей высотой 18–22 м, и чтобы были они качественными и надежными, использовались бы в них отечественная гидравлика и российский металл. Вот тогда можно было бы и высотой подъема заняться...