Прицепная техника

Непростой 2009 год отрасль прицепной техники прожила без потерь. Более того, отечественные заводы не прекращали разработок и вывода на рынок новых моделей прицепов и полуприцепов. По ситуации в конце года – осенью и в начале зимы – трудно судить, достигла ли экономика дна или нам ждать дальнейших ухудшений. Предприятия отрасли за 2008–2009 гг. сумели подстроиться под требования рынка, ужаться, реструктуризировать свои долговые портфели. И можно было бы надеяться на благополучный исход 2010 г., если вдруг свыше не объявят о препятствующих тому обстоятельствах.

На рынках западных стран, которые почему-то пострадали от кризиса меньше нас и в 2009-м сумели стабилизировать ситуацию, в этом году ожидают роста. Наиболее смелые предсказывают увеличение спроса на строительную технику на 10...15%!

Калининградский завод прицепной техники «Пластик-Рустер» (марка Gru..nwald) не только сохранил жизнеспособность, но и обновляет основные фонды, выводит на рынок новые модели и проводит мероприятия по стимулированию спроса. Так, в конце прошлого года завод объявил о снижении цен на основные виды продукции в среднем на 40...60 тыс. руб. за счет пуска нового, современного оборудования, которое позволило значительно снизить себестоимость и одновременно повысить качество продукции. В ноябре завод объявил о начале продаж новых моделей самосвальных полуприцепов. Трехосные полуприцепы, разработанные совместно с немецкой фирмой Langendorf, оснащены кузовами типа HalfPipe вместимостью 27 и 34 м3. Самосвальные кузова полукруглой формы изготовлены из износостойкой стали Hardox НВ 450 – полы сварены из листов толщиной 7 мм, передняя стенка, задняя стенка и борта – из листов толщиной 5 мм. Задняя стенка закреплена на подшипниках в верхней части и закрывается автоматическими нижними замками снизу. Передняя стенка прямая, задняя наклонена под углом 15°. Гидравлическая система подъема кузова фирмы Hyva, угол подъема – 49°. Рама собственной конструкции сварена из шведской стали Owaco 420. Оси и пневматическая подвеска фирмы BPW, конструкционная нагрузка на ось – 9000 кг, передняя ось подъемная. Двухконтурная пневматическая тормозная система с АБС и EBS фирмы WABCO. Полуприцепы предназначены для работы в сцепе с двухосным тягачом с нагрузкой на ССУ до 11 000 кг и высотой ССУ 1150...1350 мм.

На выставке «СТТ'2009» завод представлял самосвальный полуприцеп вместимостью 31 м3 такой же конструкции и на той же агрегатной базе, но с кузовом из стали 09Г2С. С новыми моделями, выполненными из шведской стали, завод стремится привлечь внимание более требовательных пользователей.

Вместимость кузова, м3 27 34
Длина кузова, мм 7 500 8 470
Высота борта, мм 1 650 1 800
Полная масса, кг 35 000 35 000
Нагрузка на тележку, кг 24 000 24 000
Снаряженная масса, кг 7 300 7 900
Грузоподъемность, кг 27 300 27 100

Завод «Тверьстроймаш», долгое время специализировавшийся на разработке и производстве низкорамных полуприцепов-тяжеловозов и являющийся специалистом в этой области, в течение прошедшего года занял активную позицию в сегменте техники повышенной проходимости. К концу 2009 г. «внедорожная» серия полуприцепов «Тверьстроймаш», получившая название High, объединяет в себе уже 8 базовых моделей. Это полуприцепы грузоподъемностью от 29 до 70 т с одно- и двускатной ошиновкой. Отличительными особенностями полуприцепов этой серии являются большой дорожный просвет, прочные шины большого диаметра и большая грузоподъемность. Прочность и надежность, безотказность при любых обстоятельствах, без компромиссов – вот основные требования, которые предъявляют клиенты к этим машинам. Ввиду того, что эти полуприцепы часто перевозят грузы в экстремальных климатических и дорожных условиях, они созданы с повышенным запасом прочности и оборудуются только усиленной механической подвеской, разработанной специально для этих целей, а также тормозной системой в специальном исполнении. Для каждой модели полуприцепа-тяжеловоза серии High предлагается несколько основных модификаций и вариантов комплектации, но это всегда серьезная техника для работы в суровых условиях. Обычно клиенты «Тверьстроймаш» дополнительно выбирают: выдвижные уширители грузовой платформы, лебедки, гидравлические станции, такелажные точки, инструмент для крепления груза, разнообразные упоры, топливные баки и другое дополнительное специальное оборудование.

В декабре 2009 г. Компания «Спецприцеп» отметила свой 10-летний юбилей и может по праву гордиться успехами, достигнутыми за этот немалый срок в области конструирования и создания полуприцепов различного назначения, высокого технического уровня и качества.

Одним из важных проектов Компании «Спецприцеп» стал низкорамный полуприцеп-тяжеловоз 99426м грузоподъемностью 150 т, представляющий собой систему модульного типа для перевозки особо тяжелых крупногабаритных грузов. Полуприцеп составляется из нескольких частей (модулей), различающихся числом осей (от 2 до 6), габаритными размерами и соответственно грузоподъемностью: передняя тележка, позволяющая снизить нагрузку на тягач, грузовая платформа, за счет которой оптимизируются развесовки, и задняя тележка, воспринимающая различные нагрузки. Высокая маневренность полуприцепа и оптимальные условия поворота достигаются за счет использования системы принудительного управления. Полуприцеп оснащен гидравлической подвеской Tridec, которая обеспечивает возможность регулировать грузовую площадку по высоте. Платформа постоянно находится в горизонтальном положении благодаря большому ходу подвески (±300 мм). В зависимости от условий и задач транспортировки груза модули комбинируются между собой как по длине, так и по ширине, что позволяет приспособить полуприцеп под различные варианты перевозок.

В непростое время финансовой нестабильности в модельном ряду Компании «Спецприцеп» появилось несколько новинок. Одна из них – высокорамный четырехосный полуприцеп 99426F(m). Его особенностью является удлиненная рама, длина рабочей площадки составляет 16,5 м, что позволяет перевозить несколько единиц техники. Прицеп оснащен специальной подвеской (W-агрегаты), ход которой увеличен в несколько раз по сравнению со стандартной рессорно-балансирной подвеской. Благодаря новой конструкции более равномерно распределяются нагрузки на оси и шины, платформа полуприцепа постоянно находится в горизонтальном положении. Повышение хода подвески (устанавливают шины 445/65R22.5) повлекло лишь незначительное увеличение высоты погрузочной платформы – до 1370 мм. Односкатная ошиновка и конструктивные особенности установленной подвески способствуют движению полуприцепа по колее тягача. За счет этого значительно повышена проходимость автопоезда. Необходимо отметить увеличенный клиренс, поскольку техника эксплуатируется в условиях дорог низкого качества или полного их отсутствия. Грузоподъемность данного полуприцепа – 50 т. Такие модели востребованы предприятиями нефтегазовой отрасли, одного из самых высокотехнологичных и активно развивающихся секторов национальной экономики.

Еще одна новинка Компании – трехосный полуприцеп-металловоз для перевозки металла, металлолома и других объемных грузов. Его грузоподъемность – 40 т. Разработана технология производства кузова, которая дает возможность получить усиленную жесткую конструкцию. В днище кузова использован лист толщиной 8 мм, на бортах – 4 мм. Внутренние размеры кузова – 12 000х2500 мм, высота бортов – 1900 мм, задний борт несъемный – 1500 мм. Настил и стенки кузова полуприцепа внутри гладкие, без выступающих конструктивных элементов, это обеспечивает более удобную эксплуатацию. Предусмотрены дренажные отверстия для слива воды.

Компания «Спецприцеп» динамично развивается. Конструкторско-технологический отдел постоянно ищет новые решения для улучшения конструкции, повышая технический уровень и качество выпускаемой техники.

Благодаря запущенной в начале 2009 г. антикризисной программе завод ЧКПЗ сумел снизить издержки, увеличить производительность труда и улучшить финансовые показатели. В III квартале завод получил лучшие показатели, чем в первом полугодии. В последний квартал 2009 г. завод обещал показать рост производства и прибыли. По словам его генерального директора Андрея Гартунга, прибыль обеспечена увеличением рыночной доли и ростом продаж поковок для железнодорожной, нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, а также за счет снижения процентных ставок по кредитам. Значительным подспорьем стало получение заводом государственных гарантий по кредитам, которые позволяют рефинансировать кредитный портфель.

Новый вид продукции – полуприцепы-тяжеловозы г/п от 19 до 65 т освоил также Великолукский опытный машиностроительный завод (марка Steelbear). Минский тракторный завод разработал тракторный прицеп ПК-12 с «мультилифтом» «Велмаш» (Великолукский машиностроительный завод) для перевозки сменных кузовов вместимостью до 24 м3. Снаряженная масса прицепа (без кузова) – 2500 т, г/п – 12 000 кг.

Челябинская ПКФ «Политранс» в условиях финансового кризиса 2009 г. показала себя стабильным, динамично развивающимся предприятием, с ежемесячным объемом производства, который на сегодня составляет 80 ед. тяжеловозных прицепов и полуприцепов под маркой ТСП, и с ассортиментом серийно выпускаемой прицепной техники более 200 модификаций.

Полностью обновленная производственная база, квалифицированный менеджмент позволили в 2009 г. сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2008. Не останавливаясь на достигнутом, компания «Политранс» запустила в производство новую серию 3-, 4- и 5-осных полуприцепов-тяжеловозов с раздвижной (телескопической) платформой. Данные полуприцепы предназначены для перевозки колесно-гусеничной и дорожно-строительной техники, крупногабаритных неделимых грузов в условиях дорог общего пользования. Грузоподъемность 3-осных полуприцепов – 36…41 т с длиной погрузочной площадки соответственно 9…16 м; г/п 4-осных полуприцепов – 46…51 т при длине 10…17 м; г/п 5-осных полуприцепов – 50…60 т при длине 11…18 м. Полуприцеп в зависимости от пожеланий заказчика, как и вся техника ТСП, может быть укомплектован различным дополнительным оборудованием, в том числе съемными стойками, уширителями рамы, механическими, гидравлическими и уголковыми трапами и др. В сложенном положении трапы образуют ровную площадку с основной погрузочной платформой. Особенность конструкции – в минимальном усилии при подъеме трапа: 25 кг на сегмент, а также в жесткой фиксации в транспортном положении.

Применительно к российским дорожным условиям полуприцепы-тяжеловозы телескопического типа марки ТСП уже зарекомендовали себя как надежная техника с отличными эксплуатационными качествами.

Оригинальные разработки представили западные фирмы. Интерес к нестандартным решениям можно объяснить падением спроса на массовые, серийные продукты и поиском новых рыночных ниш.

Питерская компания «СпецТехСервис» поставляет на российский рынок полуприцепы-тяжеловозы Faymonville (Бельгия). Модельный ряд включает прицепную технику г/п от 20 до 1000 т – раздвижные низкорамные (от 750 мм) полуприцепы Multimax c числом осей от 2 до 10; раздвижные, низкорамные (350…500 мм) полуприцепы Megamax с числом осей от 1 до 5 со съемным гусаком и различными исполнениями платформы и подкатной тележкой Dolly и числом осей от 1 до 3; раздвижные низкорамные полуприцепы большей грузоподъемности Variomax с осевой гидравлической компенсацией и с тележкой с маятниковыми осями, с нишей в форме призмы и параллелограмма; модульные полуприцепы Modulmax, концепция которых дает возможность собирать модули из двух, трех, четырех, пяти и шести линий осей, что позволяет перевозить груз массой до 300 т; полуприцепы Telemax с платформой с обычным, двойным и тройным удлинением до 52 м и с числом осей от 2 до 6; неудлиняемые полуприцепы Cargomax c числом осей от 2 до 7 для перевозки противовесов. Также разработана новая модель раздвижных полуприцепов для бездорожья и районов Крайнего Севера с числом осей от 3 до 4 и грузоподъемностью до 80 т. Данная модель полуприцепов спроектирована на односкатной ошиновке, что позволяет перевозить тяжеловесные и крупногабаритные грузы в тяжелых условиях по зимникам. Кроме того, компания предоставляет заказчикам круглосуточный мобильный сервис и поставку необходимых запасных частей.

Schmitz Cargobull представила в октябре 2009 г. специальный полуприцеп S.PL для транспортировки арматурных сеток. Трехосный полуприцеп с ровной грузовой платформой предназначен для перевозки арматурных сеток, уложенных в штабель длиной 5...6 м и шириной до 3,2 м с максимальной безопасностью для дорожного движения и без деформации сеток. У полуприцепа нет бортов. Штабель фиксируется на платформе с помощью выдвижных коников увеличенной высоты и системы ремней и тросов. Выдвижные коники позволяют плотно обхватывать штабель шириной от 2150 до 3200 мм. От перемещения сетки удерживают тросы на ручных лебедках и ремни. Прочность ремня на разрыв составляет 5 т. Полуприцеп также можно использовать для перевозки других строительных материалов и техники. В качестве дополнительного оборудования фирма предлагает откидные борта высотой 820 мм. Снаряженная масса полуприцепа – 7480 кг, полная масса – 39 000 кг.

В ноябре прошлого года Schmitz Cargobull представила новое поколение тентовых полуприцепов S.PR+ модельного ряда 2010 г., ориентированных на плохие дорожные условия. Усовершенствования рамы, ходовой части и тента представляют интерес для российских перевозчиков. По сравнению с предыдущим поколением Schmitz существенно усилила лонжероны рамы. Полевые испытания показали, что с усиленной рамой полуприцепы лучше приспособлены к движению с полной нагрузкой в плохих дорожных условиях. Кроме того, фирма установила дополнительные поперечины. В результате ударные нагрузки от подвески распределяются по раме равномернее. Новая пневматическая подвеска включает пневморессоры с увеличенным до 300 мм диаметром, обеспечивая более плавное движение. Фирма также предложила новую, лучшей ремонтопригодности конструкцию портала с распашными алюминиевыми дверями, обеспечивающими сохранность груза в пути и препятствующими проникновению воров.

Декабрьская новинка Schmitz Cargobull – специально для зимы. Это система RSAB (RoofSafetyAirBag – надувная подушка для безопасности крыши), представляющая собой воздушный рукав, укладываемый под крышу тента. На стоянке в рукав нагнетается воздух из пневмосистемы полуприцепа, и крыша становится двускатной. В результате на ней не скапливаются вода и снег, соответственно не образуется ледяная корка, которая при движении может создавать угрозу безопасности другим транспортным средствам. Давление в рукаве находится под постоянным контролем и регулируется с учетом изменения внешней температуры. Установлен компактный и легкий пульт управления с двухцветными светодиодами, благодаря которому водитель в любое время может контролировать состояние воздушного рукава. В начале движения воздух принудительно стравливается из рукава после нажатия на педаль тормоза, и высота крыши восстанавливается до первоначальной. Schmitz Cargobull предлагает RSAB для установки на новых и уже эксплуатируемых полуприцепах. Систему RSAB можно без каких-либо ограничений устанавливать и на полуприцепах со сдвижной или подъемной крышей.

Ветряная энергетика в почете в странах Западной Европы. Для доставки секций ветряных генераторов к побережью немецкая фирма Goldhofer предлагает модульную транспортную систему. Модульный прицеп, транспортируемый балластным тягачом, включает переднюю колесную тележку с 2...4 осями, заднюю тележку с 4...6 осями и грузовую платформу. Особенность платформы в ее балансирной подвеске к передней и задней тележкам, что позволяет и платформе, и грузу сохранять строго горизонтальное положение в поперечной плоскости. Для перегона порожнего автопоезда грузовую платформу демонтируют и устанавливают поверх тележек, сокращая тем самым габаритную длину автопоезда. Goldhofer – единственный в Европе поставщик подобных систем, что делает фирму вне конкуренции в такой рыночной нише, как средства доставки секций ветрогенераторов.

Кризис – не только время затягивать пояса, но подходящее время для увеличения своей рыночной доли и вторжения в другие сегменты, что и демонстрируют отечественные заводы, осваивая смежные сегменты. Западные производители вплотную занялись узкими сегментами и тоже продолжают совершенствовать свою технику.

компании по теме статьи
компании по теме статьи