Полуприцеп Goldhofer SPZ-GP 3AAA с маятниковыми осями и трехкратным раздвижением рабочей площадки

Раздвижные нюансы

Транспорт для длинномерных тяжеловесных грузов

По главной улице на раздвинутых крестьянских ходах везли длинную синюю рельсу. Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.
И. Ильф и Е. Петров. Золотой теленок
Для перевозок длинномерных тяжеловесных грузов используют как подходящие универсальные прицепные и полуприцепные тяжеловозы, так и специально созданные для такого рода грузов транспортные средства.

Прежде всего, длинномерные грузы бывают самонесущие и несамонесущие. С самонесущими проще и для их перевозки, если длина груза позволяет, можно использовать универсальные раздвижные полуприцепы-тяжеловозы. Груз, а речь, как правило, идет о строительных конструкциях – опорах, балках, колоннах, трубах, частях пролетных строений, фермах, укладывают на раздвинутой платформе на две опоры: спереди и сзади. Это наиболее распространенный, простой и экономичный вид перевозок длинномерных тяжеловесных грузов, и именно для него создали телескопические многосекционные – с двумя, тремя, четырьмя и даже пятью секциями – механизмы раздвижения грузовой платформы, которые привносят некоторые нюансы в эксплуатацию тяжеловоза. Платформа раздвигается тягачом с шагом 1 метр при заторможенной задней колесной тележке тяжеловоза. По мере раздвижения грузоподъемность тяжеловоза снижается, и этот нюанс следует учитывать при подборе транспортного средства. Кроме того, сам механизм раздвижения увеличивает собственную массу транспортного средства. Телескопическая балка должна быть преднапряжена вверх, то есть при раздвижении она выгибается вверх и распрямляется под нагрузкой. Если балка без нагрузки прямая или даже провисает, то мы имеем дело либо с неисправным тяжеловозом, либо с халтурно изготовленным. Балку оснащают передвижной поперечиной, а многосекционные балки более чем одной поперечиной, которые используют как опоры для груза, а также как крепежные элементы для его фиксации грузовыми ремнями или цепями.

Модульный полуприцеп Goldhofer STHP/SL 6 (2+4) с адаптером RA2 для транспортировки опор ветрогенераторов

Несколько сложнее с конструктивно более изощренными и дорогими грузами, такими как химические реакторы, перевозка которых требует более тщательной подготовки, так как форма реактора может отличаться от цилиндрической, на нем могут быть дополнительные конструктивные элементы, как правило, мешающие размещению на платформе, кроме того, масса может быть распределена неравномерно. Под такой груз требуется рассчитать нагрузки, расположение и высоту центра масс, чтобы подобрать транспортное средство необходимой длины, грузоподъемности и количества осей, а также изготовить транспортные ложементы – подставки, на которые будет уложен реактор.

Самонесущие грузы большой длины и сравнительно небольшого сечения перевозят на опорно-поворотных столах, установленных на двух колесных тележках, которые соединяются самим грузом. Передний опорно-поворотный стол может быть смонтирован на тягаче, если масса груза это позволяет. Тяговые и управляющие усилия на заднюю тележку-роспуск полностью передаются через груз. Ходовая часть тележки может состоять из трех и более осей с принудительным рулевым управлением от седельно-сцепного устройства тягача – при изменении угла поворота стола меняется и угол поворота осей тележки, чтобы тележка следовала след в след за тягачом. Возможно также ручное управление с помощью пульта дистанционного управления для маневрирования в стесненных условиях. Наиболее удобны для маневрирования колесные тележки с большим ходом регулируемой подвески, который обеспечивает гидравлическая маятниковая подвеска. Для привода гидравлических систем задней тележки используют автономную гидростанцию, передняя тележка может запитываться от тягача либо от своей гидростанции.

Kässbohrer

В качестве составных частей раздвижных тяжеловозов и прицепов-роспусков прекрасно подходят автомобильные полуприцепы модульного типа и несамоходные модульные транспортные средства. Эти транспортные средства во многом похожи, даже идентичны: полуприцеп или прицеп-тяжеловоз формируется из колесных тележек, грузовой площадки (постели) между ними, гусака или дышла и при необходимости дополнительных аксессуаров – гидростанций, подкатных тележек, тележек-долли. Автомобильные полуприцепы модульного типа рассчитаны на ряд определенных конфигураций и отличаются тем, что у них, как правило, различаются передние и задние колесные тележки, хотя есть и исключения. Тележки не стыкуются друг с другом боковыми поверхностями, только торцевыми.

Модульные транспортные средства универсальны, их колесные тележки могут стыковаться друг с другом как торцами, так и бортами и выстраиваться в две и более линий, а варианты созданных для них грузовых площадок и специального оборудования сложно перечислить. Для длинномерных грузов это телескопические многосекционные балки и опорно-поворотные столы различной грузоподъемности.

Низкорамный раздвижной полуприцеп «Политранс» с механическими трапами

Новая технологическая эпоха подарила нам такой несамонесущий длинномерный груз, как лопасть ветрогенератора. Сравнительно небольшие лопасти длиной до 30 м транспортируют в кассетах как обычный длинномерный груз, но для лопастей мощных ветрогенераторов, которые перевозят индивидуально, по одной, разработано специальное транспортное средство, именуемое лопастевозом. Стоит заметить, что длина лопасти современного офшорного ветрогенератора приближается к 80 метрам. Это произведение инженерного искусства, выполненное из стеклопластиков, обладает значительной, причем неравномерно распределенной, массой и завидной парусностью. И перевозка такой лопасти представляет собой нетривиальный транспортный проект. Ведущие европейские производители тяжеловозной техники, следуя в ногу со временем, разрабатывают и выпускают серийно специальные раздвижные полуприцепы для лопастей длиной от 30 до 80 м.

Российской ветроиндустрии еще далеко до таких размеров, однако она развивается хорошими темпами, строятся ветропарки, запущено собственное производство башен, гондол и лопастей. Более того, ульяновский производитель лопастей «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» (СП датской Vestas, «Роснано» и ООО «Аквилон») поставляет свою продукцию на экспорт. Для перевозок лопастей используют европейские лопастевозы. Возможно, объемы перевозок, а «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» намерен в этом году выйти на уровень производства 300 лопастей, побудят российских машиностроителей заняться этим видом техники.

Полуприцеп Goldhofer SPZ-GP 3AAA с маятниковыми осями и трехкратным раздвижением рабочей площадки

Компания Goldhofer поставляет полную гамму модульных транспортных средств, автомобильных полуприцепов модульного типа и специальных полуприцепов-лопастевозов, с помощью которых можно решить любую задачу по транспортировке длинномерного груза, будь тот самонесущий или нет.

Что касается несамоходных модульных транспортных средств, предназначенных для перевозок тяжелых и сверхтяжелых грузов, то Goldhofer предлагает две линейки. Это модули с креплением осевого агрегата через поворотный круг серий THP/SL-S с односкатной ошиновкой и серий THP/SL-L и THP/SL с двускатной ошиновкой. И это модули со шкворневым креплением осевого агрегата серии THP/ET с односкатной ошиновкой. Каждая серия предусматривает исполнения с различной шириной грузовой платформы, различным количеством осевых линий, нагрузкой на осевую линию, размером шин. Компания также поставляет дополнительное оборудование и аксессуары для модулей: гусаки, дышла, гидростанции, телескопические раздвижные рабочие площадки, промежуточные платформы, а также опорно-поворотные устройства (столы) грузоподъемностью 50–600 т.

Для длинномерных грузов средней тяжести компания предлагает семейство автомобильных полуприцепов SPZ с раздвижной грузовой платформой. В семейство входят серии полуприцепов SPZ-L, SPZ-GL и SPZ-H с ходом подвески 200, 270 и 300 мм и количеством осей от 2 до 7. Механизм раздвижения может быть одно-, двух- или трехсекционным. У полуприцепа с 3-секционным раздвижением длина платформы достигает 50 м.

Для перевозок лопастей разработан полуприцеп SPZ-GP с 3-секционным раздвижением и 3 осями на гидравлической маятниковой подвеске, которая обеспечивает ход до 600 мм и угол поворота при рулении до 60°. Стыковочный узел лопасти устанавливается в специальной рамке, а хвостовая часть фиксируется захватом, который можно передвигать вдоль платформы по рельсовому механизму в зависимости от длины лопасти. Разработаны различные конструкции захватов в зависимости от формы лопасти.

Для лопастей длиннее 70 м разработан полуприцеп »Ventum« с 5-секционным телескопическим механизмом и 3 или 4 осевыми линиями. Гидравлический гусак рассчитан на 5-осный тягач и обеспечивает регулировку дорожного просвета в значительных пределах. В задней части дорожный просвет регулируется маятниковой гидравлической подвеской с ходом 600 мм.

Kässbohrer

Компания Kässbohrer предлагает ряд решений для перевозок длинномерных грузов. На перевозку строительных конструкций ориентированы раздвижные высокорамные платформы K.SPAM и K.SPAX c 3 и 4 осями. Платформы длиной 13 535 м раздвигаются на 6900 мм, что позволяет перевозить груз длиной более 20 м и массой до 45 т для 3-осного полуприцепа и до 54 т для 4-осного. На 3-осном раздвижном полуприцепе K.SPA M3/1N-18/27 установлены оси BPW на пневматической подвеске с двускатной ошиновкой размером 445/45 R19.5, первая и вторая ось фиксированные, третья самоустанавливающаяся.

Полуприцепы K.SPA X c 3 и 4 осями оснащены осями с двускатной ошиновкой размером 385/65 R22.5, первые две оси фиксированные, третья и четвертая самоустанавливающиеся. Соответственно погрузочная высота у полуприцепа K.SPA M – 1040 мм, у K.SPA X – 1300 мм. Металлоконструкции полуприцепа изготовлены из стали S700 MC, для настила использована древесина твердых пород толщиной 30 мм.

Kässbohrer

Старшая модель низкорамных раздвижных полуприцепов Kässbohrer K.SLH 8-2A/6H-30/96 c 8 осями способна перевозить самонесущий или несамонесущий груз длиной до 38 м. Длина грузовой платформы в сдвинутом положении составляет 14 200 мм, двухсекционный телескопический механизм обеспечивает раздвижение на 19 500 мм, таким образом, длина платформы составит 33 700 мм. Все 8 осей образуют единую колесную тележку, в сдвинутом положении полуприцеп способен перево­зить до 126 т груза. Компания использует оси BPW с гидравлической подвеской, барабанными тормозами и двускатной ошиновкой размером 245/70 R17.5. Первая ось самоподруливающая, вторая фиксированная, остальные с принудительным рулевым управлением. Гидравлический гусак обеспечит стыковку практически с любым 3- и 4-осным тягачом. Покрытие платформы выполнено из твердой древесины с усилением стальным рифленым листом над колесами. Полуприцеп K.SLH 8-2A/6H-30/96 с 2-секционным раздвижением стал еще одним технологическим достижением компании Kässbohrer.

Низкорамный раздвижной полуприцеп «Политранс» г/п 40 т

Компания ПКФ «Политранс» выпускает широкую линейку универсальных раздвижных низкорамных и высокорамных полуприцепов. Линейка низкорамных раздвижных полуприцепов включает модели с количеством осей от 3 до 7 с односекционным телескопическим механизмом, который позволяет увеличивать длину грузовой платформы на 7 м с шагом 0,5 или 1 м. Так, старшая 7-осная модель «Политранс» 94187-0000060 обеспечивает перевозку груза массой до 90 т в сдвинутом положении грузовой платформы и до 60 т в полностью раздвинутом. Длина раздвинутой платформы составляет 19 960 мм. В ходовой части использована простая и ремонтопригодная пневматическая подвеска, 1-я, 6-я и 7-я самоустанавливающиеся оси обеспечивают маневренность.

Ответственные узлы полуприцепов-телескопов, в частности механизм раздвижения, изготавливаются с применением высокопрочной стали, что обеспечивает необходимую жесткость на изгиб и кручение при незначительном увеличении собственной массы в сравнении с нераздвижным полуприцепом. На некоторых моделях механизм раздвижения снабжен передвижным элементом – поперечиной, или долей, и дополнительными промежуточными алюминиевыми трапами, которые используют при небольшом раздвижении. Трапы удобны для перевозки самоходной техники. Для перевозок длинномерных грузов в сложных дорожных условиях применимы раздвижные высокорамные полуприцепы, такие как 5-осная модель «Политранс» 94185-060-003 грузоподъемностью 64,5 т в сдвинутом положении и 59,5 т в полностью раздвинутом. Грузовая платформа раздвигается на 7 м (с 12,4 до 19,5 м) с шагом в 1 м. Для равномерного распределения нагрузки на раму балка механизма раздвижения оснащена передвижной поперечиной, или долей. В ходовой части использованы оси на пневматической подвеске с односкатной ошиновкой размером 445/65 R22.5 169K. Передняя ось подъемная, 3-я и 4-я самоустанавливающиеся, что обеспечивает маневренность и экономию на шинах.

Высокорамный раздвижной полуприцеп «Политранс» с уголковыми трапами

Для повышения безопасности перевозок в обязательном порядке полуприцепы оснащаются системами ТEBS.

Фиксацию груза на платформе обеспечивают рым-болты, утопленные в раму петли, отбойные брусья, вертикальные стойки. При перевозке негабаритного груза по ширине платформа снабжена выдвижными уширителями несущего типа и деревянным настилом.

 

Таким образом, полностью обеспечена перевозка длинномерных тяжеловесных грузов, в том числе таких специфических, как лопасти и части башен ветрогенераторов. Со временем номенклатура длинномерных грузов и сложность их транспортировки возрастает, но машиностроение создает эффективные решения этих проблем. Вероятно, когда-то станет невозможным наращивать длину автопоезда и придется искать другие решения, уже не в области автомобильного транспорта.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи