Восстановление рынка

Леонид Малютин
ЧТЗ С10 со скошенным капотом
45-тонный ЧТЗ ДЭТ-400
ЧТЗ Б13
ЧТЗ Б8 массой 10,7 т
Shantui SD32
Shantui SD22
«Четра» Т11С с гидростатической трансмиссией
Shantui SD23
«Четра» Т40.01Г с двигателем Liebherr
Caterpillar D8R
Caterpillar D7R Series 2
Komatsu D37EX-22
Komatsu D63E-12

После ямы продаж 2009 г., когда рынок бульдозеров сократился в несколько раз, в течение 2010–2012 гг. поставки росли, рынок восстанавливался и достиг уровня пиковых 2007–2008 гг. При этом изменилась структура рынка.

В 2008 г. рынок бульдозеров достиг 7000 единиц – 6972 бульдозера, причем на отечественные машины пришлась доля в 61% – 4249 единиц. Не весь этот объем был продан, порядка полутора тысяч машин осели на складах и расходились в течение последующих двух лет. Половина – 52% сегмента российской техники принадлежала «ЧТЗ-Уралтрак», 17% – «Промтрактору». Волгоградский тракторный завод, чью продукцию трудно отнести к промышленным бульдозерам, поставил 1221 бульдозер, заняв 29%. Замыкало российскую четверку орловское ЗАО «Дормаш» с 57 бульдозерами. Из-за границы ввезли 2190 новых и б/у бульдозеров: 29% в этом объеме занял Caterpillar, чуть меньше – 28% – Komatsu, третье место с 23% захватила Shantui. Высокотехнологичные бренды – Liebherr, New Holland, Case, Dressta – довольствовались крохами по 1–2%, остальную часть пирога поделили китайские бренды. Слабые позиции европейских брендов объясняются более выгодным курсом доллара.

В 2011 г. рынок вместил 5232 бульдозера, из них 2327 (44%) отечественных, 2422 новых импортных и 483 б/у импортных. В российском сегменте лидировал с большим отрывом «ЧТЗ-Уралтрак» – 50%, за ним следовали Волгоградский завод и «Промтрактор» с 22% каждый. «Дормаш» выпустил всего 19 бульдозеров (менее 1%). В сегменте импорта всех обогнала Shantui – 38%, объемы поставок которой в течение 2007–2011 гг. росли и увеличились втрое. Второе место у Caterpillar с 26%, третье – у Komatsu c 20%. Что касается статистики 2012 г., то на момент написания статьи в декабре 2012 г. окончательные годовые итоги производства и импорта еще не были известны, поэтому приведенные ниже цифры на полную точность не претендуют. По экспертной оценке в 2012 г. емкость рынка должна быть в пределах 5700–5900 единиц с сохранением долей основных поставщиков. Как видим, основные изменения в структуре рынка за прошедшие два года – увеличение доли импорта почти до 60% и опережающий рост доли Shantui, в натуральном выражении обогнавшей Caterpillar и своего «прародителя» Komatsu. В денежном выражении лидирует Caterpillar, за ней следует Komatsu и только потом Shantui. Доли остальных знаменитых брендов поддерживаются ограниченным кругом лояльных покупателей.

Основой производственной программы и финансового состояния «ЧТЗ-Уралтрак» остаются не самые новые, но хорошо известные потребителю модели, хотя завод и стремится диверсифицировать продуктовый портфель. Это 20-тонные бульдозеры Б11 и Б10М2, 24-тонные Б12 и Б14, тяжелые бульдозеры ДЭТ-250М2 и ДЭТ-400 массой 40 и 45 т и 106-тонный Т-75.01 в различных исполнениях и модификациях. Наибольшим спросом пользуется бульдозер Б10М в различных модификациях, а также модели Б11 и Б14.

Проверенное временем семейство Б10 оснащают двигателями Д180 и ЯМЗ-236 и гидромеханической или механической трансмиссией. Новые модели Б11 и Б14 отличаются шестигранной каркасной кабиной с улучшенными изоляционными свойствами. Их оснащают двигателями серии ЯМЗ-236 и гидромеханической трансмиссией. Тяжелые модели ДЭТ-250М2 и ДЭТ-400 оснащены электромеханической трансмиссией. На ДЭТ-250М2 установлен двигатель В-31М2 мощностью 237 кВт собственного производства, на ДЭТ-400 – модификация ЯМЗ-7511.10-34 мощностью 272 кВт, 45-тонная модель ДЭТ-320 снята с производства. Тяжелый вскрышной бульдозер Т-75.01 приводит в движение 6-цилиндровый дизель 6ДМ-21Т объемом 43,64 л и мощностью 603 кВт производства Екатеринбургского турбомоторного завода через гидромеханическую трансмиссию.

Под давлением рынка завод старается улучшить условия работы машиниста, осовременить интерьер кабины, используя электрогидравлические органы управления, более комфортабельные сиденья, двойные стеклопакеты, отопители-вентиляторы Zenin-8000. Для новых моделей разрабатывают более интересный, привлекательный дизайн. Б11 и Б14 не единственные модели нового поколения, выполненные на современном уровне и в современном дизайне. Завод работает как над модернизацией серийных, так и над новыми моделями, расширяющими линейку. На «СТТ-2010» показали перспективную 20-тонную модель С-10 с необычно скошенным капотом, под которым был спрятан дизель ЯМЗ-236 мощностью 139,7 кВт, агрегатированный с гидромеханической трансмиссией фирмы Dana с 3-ступенчатой КП, дифференциальным механизмом поворота планетарного типа, 2-ступенчатыми планетарными бортовыми редукторами Bosch-Rexroth. О стремлении завода пойти вниз по типоразмерному ряду свидетельствует также представленная в 2010 г. опытная модель Б8 тягового класса 6 и массой 10 700 кг, оснащенная двигателем Cummins 6BT5.9 мощностью 80,8 кВт и гидростатической трансмиссией Sauer-Danfoss.

Модельный ряд завода «Промтрактор», входящего в концерн «Тракторные заводы», включает восемь базовых моделей бульдозеров, или по классификации концерна промышленных тракторов «Четра» – Т9 (масса 16,8 т), Т11 (20 т), Т15 (28 т), Т20 (36 т), Т25 (46,2 т), Т35 (60,5 т), Т40 (67,8 т) и колесный бульдозер ТК25 (45,6 т), которые поставляют как в базовых, так и в специальных комплектациях.

Модельный ряд в основном сформирован. Не хватает легких 10-тонных и тяжелых 100-тонных моделей. Моторную линейку составляют двигатели ЯМЗ и Cummins. Используют гидромеханическую трансмиссию, а ее модульный принцип упрощает сборку и крупноузловой ремонт. Одна из модификаций – 19-тонный бульдозер Т11С – оснащена гидростатической трансмиссией Sauer-Danfoss, преимущества которой демонстрировали на «СТТ-2012».

«Промтрактор» работает над совершенствованием конструкции, без особой шумихи внося улучшения в системы питания, охлаждения, трансмиссию, гидросистему, в оснащение кабины. В 2012 г. завод представил модернизированный бульдозер Т-20.02К с двигателем Cummins, радиаторным блоком AKG с регулируемым приводом вентилятора, гидрораспределителями Bosch-Rexroth, джойстиковым электрогидравлическим управлением.

Представляет интерес кооперация «Тракторных заводов» с концерном Liebherr. Речь идет об оснащении тяжелых бульдозеров «Четра» двигателями Liebherr. На «СТТ-2012» был показан образец бульдозера Т40.01Г с немецкой силовой установкой D9512-A7, который после выставки отправили на испытания.

Компания Liebherr поставляет на российский рынок шесть моделей бульдозеров: PR 714 (до 14 800 кг, 90 кВт), PR 724 (до 20 300 кг, 120 кВт), PR 734 (до 24 961 кг, 150 кВт), PR 744 (до 31 669 кг, 185 кВт), PR 754 (до 40 800 кг, 250 кВт), PR 764 (до 52 685 кг, 310 кВт). Отличительной особенностью бульдозеров Liebherr является бесступенчатая гидростатическая трансмиссия с независимым приводом каждой отдельной гусеничной цепи.

Компания Shantui Construction Machinery появилась на рынке недавно и уже приобрела известность. Востребованность техники этой марки обусловлена тем, что компания получила лицензию Komatsu на широко известные (10–20 лет) на рынке РФ модели производителя. Это такие модели бульдозеров Komatsu, как D85A, D155A, D355A. Феномен взлета бульдозеров Shantui также объясняется удачным соотношением цена–качество. Одним из первых – с 2006 г. – дилеров завода Shantui стала компания «Промтехкомплектация». В 2011 г. в когорту дилеров Shantui влилась московская компания «СтройИмпортТехника». Усилиями дилеров создана разветвленная сеть центров продаж и технических центров, налажены поставки запасных частей. Сегодня Shantui представлена во всех регионах.

Сейчас сложно представить, что еще четверть века назад Китай закупал большие объемы отечественных бульдозеров. Тот же Челябинский тракторный завод поставлял свои инженерные машины в Поднебесную по так называемой бартерной схеме, что позволяло ему получать в ответ различные товары народного потребления, которые выдавались работникам предприятия вместо зарплаты.

За прошедшие годы Китай сделал гигантский шаг от импортера до одного из крупнейших производителей различных образцов дорожно-строительной техники, в том числе и бульдозеров. Особенно в этом преуспела созданная в 1980 г. компания Shantui Construction Machinery Co., Ltd. За тридцать с небольшим лет она вошла в число 20 крупнейших мировых производителей строительного оборудования. Она выпускает целый спектр такой продукции, от бульдозеров до трубоукладчиков, автогрейдеров, колесных погрузчиков и т. д. Значение компании для Китая таково, что сегодня она контролирует 75% внутреннего рынка, а марка Shantui стала синонимом понятия «бульдозер».

Линейка Shantui сформирована из десятка базовых моделей в диапазоне мощности 60–310 кВт и массы 7,5–49 т и их модификаций – пустынных, болотных, горных, для лесного хозяйства, для полигонов ТБО, для погрузки угля и т. д. Модификации подразумевают не только различные типы ходовой части, рабочего оборудования, но и различную агрегатную базу. Выбор двигателей возможен и в рамках модели или модификации. Shantui использует агрегаты Cummins, Steyr, Deutz, Shangchai.

В России компания предлагает ограниченное число моделей и модификаций наиболее востребованных типоразмеров. Модельный ряд включает бульдозеры SD08 (7651 кг, 59 кВт), SD13 (13 700 кг, 95,5 кВт), SD16 (17 000 кг, 120 кВт) – аналог D65, SD22 (23 400 кг, 162 кВт) – аналог D85A, SD23 (24 600 кг, 169 кВт) – аналог D85A, SD32 (37 200 кг, 235 кВт) – аналог D155A, SD42 (49 000 кг, 310 кВт).

Самая популярная модель – бульдозер среднего тягового класса Shantui SD16, аналог Komatsu D65A, созданный по лицензии японской корпорации. Потребители получают бульдозер, имеющий высокую надежность и технический уровень японских аналогов, но по более низкой цене. Shantui SD16 построен по блочной схеме, что обеспечивает его высокую ремонтопригодность. Кроме того, для него можно использовать запчасти как Shantui, так и Komatsu. Бульдозер оснащен двигателем Caterpillar C6121 мощностью 131 кВт. Шестигранная кабина обеспечивает хороший обзор, комфортные условия работы и безопасность. Кабину комплектуют отопителем, кондиционером, регулируемым сиденьем. Удобно расположенные органы управления и контрольные приборы позволяют оператору работать эффективно в течение всей смены. Shantui SD16 может комплектоваться различными видами отвалов и рыхлителей, автономным подогревателем, защитой двигателя и кабины. Гусеница с башмаками шириной 510 мм расширяет сферу применения бульдозера на мягких грунтах, в болотной и горной местности.

Корпорация Caterpillar предлагает российским строительным и добывающим компаниям модельный ряд бульдозеров, разбитый по мощности на три группы. Бульдозеры малой мощности менее 78,33 кВт включают три компактные машины последней серии «К» – D3K (7795 кг, 55,2 кВт), D4K (8147 кг, 62,6 кВт) и D5K (9408 кг, 71,6 кВт). При разработке бульдозеров малой мощности особое внимание Caterpillar уделила скоростным характеристикам, транспортабельности, маневренности, универсальности и точности при профилировании грунта. Их оснащают двигателем Cat C4.4 с технологией ACERT, гидростатической трансмиссией, полусферическим поворотным отвалом с изменяемым углом перекоса, ходовой частью SystemOne с овальной гусеницей. Машины подготовлены к монтажу фирменной системы нивелирования AccuGrade. В такой же комплектации бульдозеры малой мощности поставляют на американский рынок.

Бульдозеры в диапазоне средней мощности 96,98–231,26 кВт – модели D6K (12 886 кг, 93 кВт, овальная гусеница), D6N (16 555 кг, 112 кВт, треугольная гусеница), D6G Deries 2 (16 880 кг, 119 кВт), D7G Series 2 (20 580 кг, 150 кг, овальная гусеница), D6R Series 3 (18 669 кг, 138 кВт, треугольная гусеница), D7R Series 2 (25 304 кг, 179 кВт, треугольная гусеница) и D7R (24 962 кг, 194 кВт, треугольная гусеница). Масса бульдозера варьируется в зависимости от выбранного варианта ходовой части, башмаков и конфигурации рабочего оборудования. Самые свежие модели в этой группе, которую поставляют и на американский рынок, – D6K и D6N, значительно отличающиеся друг от друга. D6K – машина с овальной гусеницей, D6N – с треугольной гусеницей, соответственно с рамой другой конструкции, с гидромеханической трансмиссией. Общее у него с D6K – двигатель С6.6 ACERT и ходовая часть SystemOne.

Группа бульдозеров большой мощности свыше 231,26 кВт была расширена новыми моделями, и сегодня в нее входят модели D8R (37 920 кг, 226 кВт), D9R (48 784 кг, 302 кВт), D9T (50 098 кг, 306 кВт), D10T (66 451 кг, 433 кВт), D11T/ D11T CD (10 4257 кг, 634 кВт) с двигателями Tier 4 Final и D11T/ D11T CD с двигателями Tier 2 оснащены дизелями Cat С15, С18, С27 и С32 с технологией ACERT. Главное отличие тяжелых бульдозеров Caterpillar от всех конкурентов – фирменная треугольная гусеница с приподнятой ведущей звездочкой. Традиционна для тяжелых машин Caterpillar и гидромеханическая трансмиссия. Еще одно фирменное отличие – межтраковые шарниры различных типов. Для тяжелых машин Caterpillar применяет межтраковые шарниры Positive Pin Retention Track, соединяющие звенья цепи и рассчитанные на большие нагрузки.

Компания Komatsu в отношении российского рынка придерживается сдержанной стратегии предложения только адаптированных, проверенных моделей. Модельный ряд потихоньку, но расширяется. В последние годы к нему добавили легкие модели, и сегодня в линейку входят 9 базовых моделей и их модификации.

Линейка начинается с компактных моделей D37EX-22 (8300 кг, 66 кВт), D39EX-22 (9040 кг, 79 кВт), разработанной специально для северного климата D63E-12 (18 500 кг, 116 кВт) и концептуально схожими с ней моделями D65E-12 (19 125 кг, 135 кВт) и D65EX-16 (19 510 кг, 153 кВт).

В категории 24 т три модификации модели D85 – D85EX-15 (28 000 кг, 179 кВт) с гидрообъемным механизмом поворота, облегченная D85ESS-2A (20 670 кг, 149 кВт) с простыми и надежными редукторами для бортовых фрикционов и D85A-21 (23 200 кг, 168 кВт) с 2-ступенчатыми редукторами бортовых фрикционов и менее требовательным к качеству топлива двигателем. В следующих в линейке бульдозерах D85EX-15/PX-15 массой 28 000 и 27 550 кг и мощностью 179 кВт, уменьшающей расход топлива, использована электронная система управления трансмиссией, упрощающая работу оператора по управлению машиной.

«Старшие» модели предназначены для массовых работ на крупных строительных объектах и в добывающих отраслях. Линейка вскрышных бульдозеров начинается с 40-тонного D155A-5 (38 700 кг, 225 кВт) с бортовыми фрикционами и упругой подвеской. Подвеска включает крестообразные каретки опорных катков, которые обеспечивают надежное сцепление с грунтом даже на неровной поверхности. Это продлевает срок службы узлов ходовой части, а также повышает комфортность работы оператора. На 50-тонном D275A-5 (50 850 кг, 306 кВт) и 70-тонном D375A-5 (66 985 кг, 391 кВт) применены К-образные каретки опорных катков, качающиеся уже на двух осях. За счет этого вертикальное смещение опорных катков существенно увеличилось, что обеспечивает постоянный контакт гусеницы с грунтом. В новой для российского рынка модели D375A-6R (70 235 кг, 455 кВт) сочетаются последние разработки с проверенной надежностью. Машина насыщена электроникой, которая контролирует двигатель, трансмиссию, механизм поворота и рабочее оборудование, обеспечивая плавную, безударную, точную, производительную и более экономичную работу бульдозера. Оборотная сторона этой медали – высокие требования к сервисному персоналу. Топовый вскрышной бульдозер D475A-5 (108 390 кг, 664 кВт) приводит в движение 12-цилиндровый дизель объемом 30,5 л. Бульдозер работает с полусферическим отвалом вместимостью 27,2 кв.м или сферическим вместимостью 34,4 куб.м.

Так выглядит пятерка лидеров российского рынка промышленных бульдозеров. Выбор бульдозера зависит как от задач, стоящих перед покупателем, так и от его финансовых возможностей. Третий по значению фактор – доступность и качество сервиса. В 2013 г. вряд ли стоит ждать существенных изменений в емкости и структуре рынка. Вероятнее всего, возникнет осторожный рост с сохранением установившихся рыночных долей поставщиков. Все будет зависеть от крупных проектов в инфраструктуре и добывающих отраслях, на которые промышленные бульдозеры и ориентированы.

компании по теме статьи
компании по теме статьи