Пациент скорее жив

Отечественные фронтальные погрузчики

Леонид Малютин
Вторая по значимости после экскаваторов тема фронтальных погрузчиков осваивается отечественными заводами. Сегодня погрузчики серийно выпускают Группа ГАЗ, «ЧТЗ-Уралтрак», орловский завод «Дормаш», «Орёл-Погрузчик» и завод «Промтрактор». Не теряет популярности и продукция нашего ближайшего соседа ОАО «Амкодор».
Четра ПК120
В-190 на выставке «СТТ-2007»
В-140.1 с бюджетной кабиной
В-160М с кабиной класса «премиум»
В-175 на на выставке «СТТ-2008»
ЧТЗ ПК-46
Орловский ПК-40 на выставке «СТТ-2008»
ЧТЗ ПК-65
Четра ПК60
ПК-33 завода «Дормаш»
Четра ПК40
Универсальный погрузчик «Амкодор-320»

Больше всех в этом году порадовала Группа ГАЗ в лице ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины». Завод разработал погрузчики нового поколения. Разработал с нуля, снизив металлоемкость, изменив конструкцию, компоновку и компонентную базу. Вниманию общественности были представлены погрузчики В-140.1 и В-160М. Погрузчик В-140.1 при грузоподъемности (г/п) 4 т весит 13 т и легче своего предшественника В-140 на 1,5 т. У него иная конструкция рамы и в тех местах, где толстый металл не нужен, применен тонкий. Вместимость ковша уменьшена до 2,3 м3. Изменен дизайн капота и оперения для удобного доступа в моторный отсек, установлена кабина более-менее современного дизайна. Погрузчик укомплектован узлами и агрегатами как отечественными, так и импортными, при этом дорогих европейских или японских изделий нет. Двигатель ЯМЗ-236 соединен с ГМП 4WG180, собранной в Китае по лицензии ZF. Вместо мостов Raba использованы мосты Feicheng Jincheng (в настоящее время это Taian Jiuzhou Jincheng Machinery Co., Ltd) и резина производства Shandong Linglong Rubber Co., Ltd. Погрузчик запущен в серийное производство в феврале текущего года.

Аналогичным образом построен погрузчик В-160М массой 19 т и г/п 6 т. Он легче предыдущей модели на 2,1 т, при этом инженерам удалось повысить наполняемость ковша до 3,5 м3, увеличить углы разгрузки и запрокидывания ковша, уменьшить массу стрелы. Погрузчик комплектуют двигателем ЯМЗ-238М2 мощностью 176  кВт, ГМП 4WG-180, мостами ZL-60. На выставке «СТТ-2010» погрузчик В-160М демонстрировали с кабиной класса «премиум». «Премиум», разумеется, в своей ценовой категории. Производство новых моделей погрузчиков освоили благодаря техническому перевооружению завода.

Таким образом, у Группы ГАЗ сегодня 4 модели погрузчиков – В-140.1, В-160М, В-175 и В-190. Погрузчик В-175 представлен в 2008 г. Эта машина массой 24 т и г/п 7,5 т оснащена 4-кубовым ковшом, двигателем ЯМЗ-238БЕ2 мощностью 220 кВт, ГМП ZF 4WG-260. Самая тяжелая модель В-190 представлена еще раньше – в 2007 г. Целью разработки этой модели было создать конкурентоспособный тяжелый погрузчик с улучшенной кинематикой рабочего оборудования. Погрузчик массой 28 т и г/п 9 т укомплектован двигателем ЯМЗ-238Д-2 мощностью 243 кВт, ГМП ZF 4WG-260, ковшом вместимостью 5 м3.

«ЧТЗ-Уралтрак» набрал хороший темп в освоении совершенно нового для крупнейшего тракторного завода вида техники. Первые образцы фронтальных погрузчиков ПК-30 и ПК-40 предприятие представило в 2007 г., освоило их производство и начало серийный выпуск. На выставке «СТТ-2007» эти модели сразу привлекли внимание не только самим фактом своего появления, но и дизайном, выполненным во вполне современном духе: скошенный капот моторного отсека, панорамное остекление кабины. ПК-30 укомплектовали двигателем ММЗ Д-245 мощностью 90 кВт, ГМП ZF 4WG-130, взаимозаменяемыми мостами ZF MT-L3065. Масса погрузчика – 10,7 т, грузоподъемность – 3 т, вместимость ковша – 1,6 куб.м. Погрузчик ПК-46 получил двигатель ЯМЗ-236М2-4 мощностью 132 кВт, ГМП ZF 4WG-160, взаимозаменяемые мосты ОДМ.73.001-6 белорусского производства либо мосты ZF – передний MT-L3085 и задний VN-L3075. Масса погрузчика – 14 т, г/п – 4,6 т, вместимость основного ковша – 2,4 м3.

В 2008 г. завод представил третью, самую тяжелую модель погрузчика – ПК-65. Масса его – 19 т, г/п – 6,5 т, вместимость основного ковша – 3,6 куб.м. Силовой агрегат – ЯМЗ-238М2-21 мощностью 176 кВт, гидромеханическая КП ZF 4WG-210, передний мост – ZF MT-L3105, задний – ZF MT-L3095.

В 2006 г. орловский завод «Погрузчик» вошел в холдинг с ЗАО «Дормаш» и получил название ЗАО «Орёл-Погрузчик». Заводы проводят совместные разработки и продвигают сходные модельные ряды, включающие модели ПК-27, ПК-33 и ПК-40. Завод «Дормаш» комплектует свои погрузчики двигателями Cummins, ГМП и мостами Dana и ZF. На ПК-27 г/п 2,7 т и массой 8,5 т установлен двигатель мощностью 74 кВт, ГМП Dana с 4 передачами вперед и 3 назад, мосты Dana с бортовыми планетарными редукторами и главной передачей с автоматической блокировкой дифференциала. Двигатель соединен с ГМП через эластичную муфту и карданную передачу. Гидропривод построен на итальянской гидроаппаратуре. Вместимость основного ковша – 1,4 м3. Для погрузчика ПК-33 массой 10,2 т, грузоподъемностью 3,5 кг использовали двигатель мощностью 92 кВт, ГМП и мосты Dana. Вместимость основного ковша этой машины – 1,8 м3. «Старшая» модель ПК-40 массой 11,4 т и г/п 4 т оснащена двигателем мощностью 100 кВт, ГМП ZF с 4 скоростями вперед и 3 назад и мостами ZF. Вместимость основного ковша – 2,2 м3. По заказу стрелы всех трех моделей оснастят механизмом быстрой смены навесного оборудования. Также заказчику могут быть предложены комплектации с увеличенной высотой разгрузки, укороченной кабиной или уменьшенной высотой погрузчика.

«Орёл-Погрузчик» предлагает тот же модельный ряд, но в более простой комплектации. ПК-27 комплектуют двигателем Д-245 мощностью 74 кВт, ГМП У.35.615, мостами ОДМ.73.001-4. На ПК-33 ставят двигатель Д-260.2 мощностью 95 кВт или Д-242S2 мощностью 90 кВт, такую же гидромеханическую КП и мосты, как и на ПК-27. «Старшая» модель ПК-40 укомплектована двигателем Д-260.1 мощностью 109 кВт, ГМП У.35.615 и мостами ОДМ.73.001-1. Погрузчики можно использовать также с сельскохозяйственными и грузовыми вилами, бульдозерным и грейдерным отвалом, роторным снегоочистителем, вилами с захватом, челюстным захватом, двухчелюстным ковшом. Доступна комплектация с увеличенной высотой разгрузки.

Чебоксарский завод промышленных тракторов (ОАО «Промтрактор»), входящий в состав Концерна «Тракторные заводы», приступил к производству карьерного фронтального погрузчика ПК12.02 массой 48 т и г/п 12 т в начале 1990-х. В начале 2000-х гг. руководство концерна приняло стратегию диверсификации продуктового портфеля и формирования комплексов машин для нефтегазовой отрасли, горнодобывающей промышленности, для строительства и коммунального хозяйства. Широкая гамма фронтальных погрузчиков для всех этих направлений совершенно необходима.

«Первая ласточка» массой 22 т и г/п 6 т – «Четра» ПК60 был представлен общественности в 2004 г. Для отечественного машиностроения того времени это была машина инновационная не только по оснащению, но и по дизайну. На погрузчике применен двигатель ЯМЗ-238НД4-1 мощностью 175 кВт, ремонтопригодный и нетребовательный к качеству ГСМ. Гидромеханическая трансмиссия включает блок силовой передачи, две главные передачи, совмещенные вместе с дифференциалами в переднем и заднем мостах и бортовые редукторы с маслопогружными рабочими тормозами. Блок силовой передачи производства Dana-Spicer (Бельгия) состоит из одноступенчатого гидротрансформатора, коробки передач, системы управления КП и стояночного тормоза. Вальная коробка передач с переключением под нагрузкой обеспечивает 4 передачи переднего и 4 передачи заднего хода. Передача крутящего момента от двигателя через эластичную муфту на гидротрансформатор и от КП на главные передачи производится карданными передачами. Система управления КП позволяет переключать передачи в ручном и автоматическом режиме.

Погрузчик работает с основным отвалом вместимостью 3,3 м3. На базе ПК60 создан вилочный погрузчик ПК60В, предназначенный для погрузки леса.

В 2007 г. концерн представил следующую модель – «Четра» ПК40, выполненную в таком же дизайне. Погрузчик массой 14,5 т и г/п 4,3 т оснащен двигателем Cummins QSB6.7 мощностью 110 кВт, гидромеханической трансмиссией с 4 передачами вперед и 3 назад, обеспечивающей транспортную скорость до 41,8 км/ч. Погрузчик работает с ковшами вместимостью 2...2,4 м3.

В планах концерна было создание полного модельного ряда погрузчиков г/п 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 20, 25 т, но, по-видимому, реализовать эти планы помешал кризис. Модернизированный карьерный погрузчик ПК12.02 теперь называется «Четра» ПК120 и весит 52,9 т. На него устанавливают двигатель ЯМЗ-850.10-01 мощностью 382 кВт или Cummins KTA-19-C250 мощностью 353 кВт и основные и скальные ковши вместимостью 5,5...6,7 м3.

Белорусское ОАО «Амкодор» выпускает широкую гамму погрузчиков, столь приглянувшихся коммунальным службам. Здесь сказывается как доступная цена, так и доступная ремонтная база – погрузчики построены преимущественно на агрегатной базе белорусского и российского производства. Предприятие поставляет машины 6 типоразмеров в разных модификациях, различающихся главным образом двигателем. Это машины г/п 2,5 т  – модель 325, г/п 3,4 т – модели 332А, 332В, 333А, 333А1, 333В и 333Е, г/п 4 т – модель 342, г/п 5 т – модель 352 и самые мощные г/п 6 т – модель 361 и г/п 7 т – модель 371 с двигателем Cummins. На базе фронтальных одноковшовых погрузчиков «Амкодор» сформировал линейку универсальных погрузчиков, которые позиционируются отдельно как многофункциональные машины. От базовых моделей их отличает механизм быстрой смены навесного оборудования. В эту линейку входят модель 332С г/п 3,4 т, модель 342С г/п 4 т, модель 352С г/п 4,7 т. Отдельно стоит модель 320 г/п 2 т, созданная именно как универсальный погрузчик. В перечень сменного оборудования, предлагаемого «Амкодор», входят ковши с зубьями и без зубьев, ковши двухчелюстные, ковши с увеличенной высотой разгрузки, челюстные захваты, безблочная крановая стрела, бульдозерный отвал, поворотный отвал для снега, грузовые вилы, подметальная щетка, вилы для погрузки соломы или сена, решетчатый ковш для погрузки корнеплодов.

Как видим, отечественным заводам есть что предложить в наиболее конкурентном диапазоне грузоподъемности. Причем заказчику доступен выбор двигателя, КП, мостов, оснащения кабины, рабочего оборудования. Отчетливо видно, что освоение современных средств проектирования и конкурентной по цене, но достаточно качественной агрегатной базы дает впечатляющие результаты. Кризис несколько задержал развитие направления фронтальных погрузчиков, но если в экономике не будет в дальнейшем потрясений, то заводы быстро наверстают отставание.