Кому КМУ?
Автомобильные гидравлические краноманипуляторные установки
Уже 20 лет как краноманипуляторные установки ворвались на российский рынок строительной техники, потенциал которого до сих пор не использован. Финансовый кризис, обрушивший в конце 2008 г. строительную отрасль, усилил и без того высокую конкуренцию между производителями подъемной техники. Но в 2012-м уже никто не ждет, когда этот кризис закончится, теперь все понимают, что в таких малоблагоприятных для бизнеса условиях и придется работать. Ну а какие перспективы у КМУ в России в принципе, кому, какие и для чего нужны эти машины?
В Советском Союзе краноманипуляторные установки, откровенно говоря, не жаловали, ведь их преимущества против пары автокран – бортовой автомобиль для социалистической экономики были сомнительны. Автомобиль с КМУ – это один рабочий вместо двух, ну а чем занять второго? Варианта, что он прикупит себе такую же «золотую ручку» и отправится на ней шабашить или прибирать все, что строители социализма побросали на бескрайних просторах, тогда еще не существовало. Но не только отсутствие малого бизнеса тормозило в стране разработку и производство машин «самопогрузки» – хороших мало- и среднетоннажных шасси тоже не было. Не случайно после падения «железного занавеса» малогабаритные и грузоподъемные японские бортовые грузовички с небольшим телескопируемым краном за кабиной были восприняты «на ура». И это несмотря на «правый руль» и на то, что японские б/у КМУ с тросовой подвеской, может, и надежные, но вовсе не образцы передовой технической мысли. Не требует доказательств факт, что любой высокотехнологически развитой стране выгоднее сбывать старую технику в недоразвитые царства-государства, чем утилизировать ее самостоятельно, затрачивая постоянно дорожающую энергию. И если правительство какой-либо страны не считает ее «третьим миром», то первоочередной его задачей будет не допустить ввоз авто-секонд-хэнда в промышленных масштабах (это касается не только праворульных машин), и стимулировать иностранных производителей ввозить свою новую технику официально, с гарантией и сервисным обслуживанием, с последующей перспективой организации производства с растущей долей локализации. При таком системном подходе не возникли бы вопросы, что делать с людьми, у которых 20 лет стажа перегона подержанных иномарок, и как снять перевозчика со старого крана-манипулятора, не разрушив его скромный бизнес. Нравится нам это или нет, мелкие частники в российской экономике погоды не делают и, похоже, не будут делать. В сырьевой стране, управляемой монополистическим капиталом, возможность открыть свое дело – это лишь отдушина для тех, кому не нашлось места в мегакорпорациях, способ пожить чуть лучше, чем на пособие, и не более того. А значит, ожидать, что частники будут приобретать новые автомобили с КМУ в достаточных объемах, чтобы влиять на рынок, не приходится. Здесь наблюдается та же тенденция, что и с погрузочным крюком системы «мультилифт». Двадцать лет как в стране рыночная экономика, а на изобилие среднетоннажников с «мультилифтами», как в европейских странах, и намека нет. Основное шасси для МПР – большое грузоподъемное типа КамАЗ или его аналоги и огромные кузова к ним для металлолома и мусора. Но прямого соответствия с крюками у манипуляторов, конечно, не будет. Основные потребители КМУ в России это крупные предприятия, часто уже с большим собственным автопарком, и они проявляют интерес ко всем вариантам КМУ как по мощности и грузоподъемности, так и по принципу конструкции и области применения. И все же что представляют собой эти КМУ, что это за устройства, основная эволюция которых проходила без нашего участия? так ли хороши и безупречны плоды труда иностранных инженеров? все ли европейские технологии можно переносить на российские реалии? будет ли наш рынок подъемных машин развиваться самостоятельно или станет слепо копировать европейскую модель? Сама по себе идея совместить погрузочный механизм с транспортным средством появилась намного раньше даже парового двигателя, не то что дизельного или ДВС. Первые краны, совмещенные с бортовой машиной, не имели гидропривода. Они выполняли ту самую простую задачу, которая и сегодня считается основным преимуществом КМУ, а именно обойтись одним транспортным средством и для погрузки-разгрузки, и для перевозки. И принцип конструкции, и выполняемые функции сохранили сегодняшние L-образные манипуляторы. Их стрела состоит из двух секций: вертикальной опорной – поворотной и соединенной с ней подвижно основной телескопической стрелой, состоящей из относительно большого числа коротких секций, чтобы достичь небольших размеров в транспортном положении. Это принципиально и отличает такой тип КМУ от автокранов вообще. По идее L-образная установка это автокран в миниатюре: та же тросовая подвеска крюка, та же способность опускать груз ниже уровня стояния и отсутствие возможности подавать груз в проемы строящихся зданий. Задуманная всего навсего как средство, облегчающее погрузку-разгрузку и дающее возможность обойтись без автокрана или погрузчика, такая установка стала расти соответственно применяемым шасси: повышалась ее грузоподъемность, увеличивалась длина вылета. Прижимистые европейцы так часто стали использовать краны-манипуляторы в строительстве, что пошли разговоры о том, будто КМУ не ровен час вытеснят автокраны как со стройплощадок, так и из прайс-листов. В технике, кстати, поиск универсального транспортного средства не прекращается, как, впрочем, и «вечного» двигателя. Тем же, кто верит, что два в одном может существовать в реальности, стоит вспомнить старую, проверенную на практике поговорку, что всесезонные шины не ходят одинаково зимой и летом, а круглый год они работают посредственно. Применительно к грузоподъемной технике надо добавить, что сила автокрана – в противовесах, полном опорном контуре и полноповоротной стреле. А все остальное – сталь, швы, форма короба, материал трубок и прочая электроника – это уже лирика. Так вот, кран-манипулятор любого производителя по сравнению с автокраном строит кое-как и по сравнению с обычным бортовым грузовиком перевозит на треть меньше, да стрела еще и съедает полезное место. КМУ L-образной формы в сложенном состоянии нависают своей телескопической стрелой или над грузом, или над кабиной (второй вариант, между прочим, тоже не самый приятный, особенно если кабина бескапотной компоновки). Так что автомобиль с КМУ это не чудо-робот-трансформер, даже если его зовут AICHI, а компромиссное транспортное средство, эффективное не само по себе, а лишь при грамотном его применении. Ну и если представить, что кран-борт, выгружая катер, упадет за ним в воду, никакая обычная КМУ его оттуда уже не вытащит. Однако ограниченное использование КМУ лишь для погрузки-разгрузки «самого себя» всегда смущало конструкторов. Дополнительный гидравлический контур на телескопической стреле расширил возможности применения крановых манипуляторов. Для КМУ L-типа, например, широкое распространение получила навеска-бур. Так, один автомобиль сам загружает сваи, привозит их, разгружает, бурит под них скважины и сам устанавливает на место. По сравнению с буровыми ямокопателями на основе тракторов типа МТЗ дорожное шасси позволяет быстрее передвигаться по дорогам, а меньшая проходимость компенсируется длиной. Типичным примером применения автомобиля с КМУ, оборудованной буром, является бортовой автомобиль КамАЗ-43118 с краном-манипулятором Palfinger РК 23500, созданный ООО «КАМАЗ-Восток» совместно с ООО «Палфингер Кран Рус» для крупной электросетевой компании. Автомобиль используется в строительстве электросетей. ООО «Карготек РУС» для этих же целей предлагает кран HIAB 144B-2 Duo с буровым вращателем с крутящим моментом 7400 Н.м. Технические характеристики крана HIAB 144B-2 Duo отвечают всем необходимым требованиям и абсолютно достаточны для того, чтобы буровое оборудование с диаметром шнека от 150 до 600 мм могло бурить скважины даже в промерзшем грунте. При этом глубина скважины может достигать 4 м при использовании удлинителей шнека, которые поставляются в комплекте навесного оборудования. Максимальная грузоподъемность крана HIAB 144B-2 Duo составляет 4600 кг, поэтому установить сваю в подготовленную скважину не составляет никаких проблем. Поиски новых сфер применения КМУ и стремление достичь более компактных размеров в транспортном положении привели к отказу от тросовой подвески крюка и появлению еще одного колена (секции) в стреле. Манипулятор, таким образом, получил возможность складываться П-образно. Так, чтобы опустить груз на землю в непосредственной близости от машины, не надо поднимать стрелу максимально вверх и стравливать трос. Отсутствие троса не только упростило управление, но и позволило невероятно расширить сферу использования КМУ в зависимости от применяемых вместо крюка навесок. Помимо бура это челюстные и скрепные захваты, лепестковые и ковшовые грейферы, захваты для контейнеров селективного сбора отходов, рамки для автоэвакуаторов, вилочные подхваты и рабочие платформы – люльки. А сам крюк помимо погрузки бетонных плит на бортовые грузовики нашел еще одно применение, массово набирающее сейчас популярность у коммунальных предприятий: сбор бытовых отходов из контейнеров заглубленного типа. Австрийский концерн Palfinger выпускает краны-манипуляторы с 1965 г. Его продукция отличается высокой надежностью, длительным сроком эксплуатации, минимальной собственной массой за счет применения современных конструкционных материалов и оптимальных кинематических схем. Параллельно с выпуском подъемного оборудования концерн производит широкую линейку навесных устройств, которые рассчитаны на эксплуатацию совместно с кранами-манипуляторами. Применение навесного оборудования в составе краноманипуляторной установки Palfinger выгодно прежде всего с экономической точки зрения, так как его приобретение и эксплуатация обходятся намного дешевле, чем закупка нескольких узкоспециальных единиц техники. Благодаря наличию разнообразных навесных устройств краны Palfinger превращаются в многофункциональные комплексы, способные обрабатывать самые разные грузы. Для погрузки-разгрузки сыпучих материалов используют челюстные захваты Palfinger объемом от 150 до 1000 л. Полип-грейферы Palfinger, предназначенные для погрузки металлолома и строительного мусора, имеют вместимость от 120 до 500 л. Буровое навесное оборудование состоит из шнекового редуктора, земляного бура, головки и удлинителя и может быть установлено на КМУ Palfinger с грузовым моментом не менее 10 т.м. Мощность крана-манипулятора напрямую влияет на эффективность бурения почв различных видов. Перечисленные типы навесного оборудования требуют дополнительной гидрофикации оголовка стрелы крана-манипулятора. На кранах Palfinger предусмотрена гидрофикация оголовка стрелы как на заводе при заказе установки, так и у одного из дилеров Palfinger с использованием специального набора гидрофикации. Кроме того, есть навесное оборудование, которое не требует гидрофикации. Обычно такая навеска предназначается для облегчения и ускорения работ с грузами определенного типа, например, для работы с паллетированными грузами Palfinger выпускает вилочные подхваты разной грузоподъемности. А для подъема и перемещения бордюрного камня выпускаются специальные механические захваты. Эти навески элементарно цепляются на крюк КМУ и существенно повышают эффективность работы с перечисленными видами грузов. Кран-манипулятор Palfinger можно даже превратить в полноценную подъемную вышку, оборудовав его люлькой. Эта возможность очень удобна, скажем, при установке фонарных столбов, когда одна бригада, используя лишь одну машину, может осуществить бурение и установку столба, а затем, поднявшись на люльке, наладить электрику. ООО «Карготек РУС» предлагает своим заказчикам широчайший выбор навесного оборудования, которое может быть установлено на краны-манипуляторы с грузоподъемностью от 660 до 18 000 кг. Это и двухчелюстные грейферы для перевалки сыпучих грузов вместимостью от 150 до 1000 л, и ковши для рытья траншей, и лепестковые полип-греферы с различными объемами и разной формой лепестков для работы с металлическим ломом, и паллетные вилы. Так как перечень навесного оборудования очень широк, для каждой отрасли обязательно найдется необходимый инструмент. Так, например, для строителей будет очень удобен захват для паллет с кирпичом, который беспрепятственно позволит сгружать и загружать паллеты с бортовой платформы автомобиля и подавать на необходимое расстояние. Остается только правильно выбрать вылет стрелы крана-манипулятора. Также для строителей полезным будет оснащение крана гуськом – дополнительной стрелой, которая располагается на оголовке основной стрелы крана. С его помощью кран-манипулятор приобретает еще одно «колено», а соответственно позволяет подавать грузы в такие ограниченные пространства, в которых кран с обыкновенной стрелой работать не в состоянии. Более того, кран, оснащенный гуськом, имеет значительно больший вылет. Так, например, новейший кран HIAB 622E-8 HiPro, оснащенный гуськом модели 150X-6, имеет максимальный вылет более 32 м! Для использования кранов в лесной отрасли ООО «Карготек РУС» предлагает различные грейферы для бревен, причем как для одиночных, так и для пачек бревен. В сложенном положении такой манипулятор уже чем-то смахивает на трансформер – Z-образно складываясь за кабиной поперечно продольной оси машины, он абсолютно «равнодушен» к тому, какой высоты будет кузов или груз. Если же плиты или контейнеры подвешивать на тросах достаточной длины, то и при такой конструкции манипулятора можно будет их «приземлить» на уровне ниже, чем стоит шасси. А какие возможности сообщает Z-образным КМУ установка гуська! Да и что это за гусек, это уже и не гусек, а настоящая дополнительная секция, у некоторых производителей она, как и основная, телескопическая! Примером такого крана может служить одна из последних разработок немецкого производителя ATLAS Maschinen. Его официальный дистрибьютор ЗАО «Коминвест-АКМТ» представляет на российском рынке мод. AK-620.3 Z-образного сложения с возможностью установки дополнительного гуська. Грузовой момент крана составляет 620 кН.м, комплектация включает в себя до 9 вариантов расширения главной стрелы и до 6 секций расширения дополнительного гуська, что позволяет работать на высоте до 35 м, а отклонения основной стрелы на 15° и дополнительного гуська на 25° обеспечивают КМУ дополнительную маневренность и расширяют рабочую зону. АК 620.3. обладает на сегодняшний момент наибольшей среди аналогов скоростью и плавностью перемещения и максимальной точностью выполнения операций. Достигается это за счет механизма вращения с двойным приводом и бесконечным углом поворота. Легкая конструкция КМУ с использованием высокопрочных стальных элементов и традиционно превосходной системой выдвижения стрелы в сочетании со следящей электронной системой позволяет избежать колебания груза, что дает мод. АК 620.3 ряд существенных преимуществ перед аналогами. Основная стрела имеет грузоподъемность на минимальном вылете 4,4 м около 12 300 кг, а на максимальном вылете до 22 м – до 1650 кг, при этом собственная масса установки составляет всего 6600 кг, что увеличивает массу полезного груза, перевозимого автомобилем. Конструкция стрелы крана позволяет осуществлять манипуляции с грузом в непосредственной близости от колонны крана, что увеличивает площадь погрузки. Соединения колонны крана и стрелы снабжены тягами усиления, позволяющими увеличить грузоподъемность КМУ. Возможна установка дополнительных тросовых лебедок и использование крюковой тросовой подвески. Предусмотрена возможность применения различного гидравлического инструмента вместо крюка. Стандартные гидравлические аутригеры способны раздвигаться на ширину 8,6 м, что обеспечивает надежную стабилизацию КМУ, установленную даже на легких автомобилях, а переворотные стабилизаторы (опоры) позволяют работать в условиях ограниченного пространства. Модернизированная гидравлическая система мод. АК620.3 с автоматической системой смазки, новой системой фильтров, усовершенствованной прокладкой магистралей и системой охлаждения обеспечивает быструю и плавную работу манипулятора, позволяет продлить срок использования гидравлического масла, а также повышает общий эксплуатационный ресурс КМУ. Интегрированная система дистанционного радиоуправления позволяет оператору работать, избегая «слепых зон». Система обеспечения безопасности третьего поколения включает последние разработки компании ATLAS в этой области и контролирует все рабочие операции от обеспечения безопасности оператора до контроля перемещения. В целом модель AK-620.3 наиболее полно отвечает потребительскому спросу для КМУ этой категории. Ну а дальше – больше, дополнительные блоки, тросовые лебедки… Гигантомания привела к ожидаемому результату: появились КМУ на специальных шасси, с противовесами, полноповоротные и с серьезными аутригерами, максимальной грузоподъемностью ни много ни мало 150 тонн, с грузовым моментом 450 т.м и максимальным вылетом 48 метров! И только специалист разберется, что это не автокран, а самый настоящий кран-манипулятор. ООО «Карготек РУС» предлагает к оснащению своих кранов-манипуляторов HIAB тремя типами лебедок: HIAB TC1, HIAB TC2 и HIAB TC3 с тяговым усилием 1150 кг, 2297 кг и 3440 кг соответственно. Причем при работе с полиспастом грузоподъемность лебедки фактически увеличивается в 2 раза. Однако у всего этого широкого ряда возможностей имеется и обратная сторона – высокая специализация. То есть если уж собирать лом – так лом, если возить машины на штраф-стоянки – так только это. Привязка к конкретному шасси тоже накладывает ограничения на сферы применения машины. Впрочем, выручить может все тот же «мультилифт». Если нет желания покупать кран-манипулятор с ограниченными возможностями использования, есть способ приобрести шасси с крюком МПР, а кузов и КМУ – уже в виде сменного оборудования к нему. Манипулятор будет, конечно, небольшой грузоподъемности, зато основной автомобиль-«мультилифт» можно использовать для работы с другими сменными кузовами, так сказать, «диверсифицировать» свой бизнес. |