|
Рынок украинских автобусов
Корпорация «Богдан» «Богдан» А-092. В объемах выпуска корпорации «Богдан» 81% приходится на 7-метровый городской А-092 «Богдан», который выпускают с 2003 г. Этот 46-местный автобус построен на шасси Isuzu, сертифицирован на соответствие Euro 3 и экспортируется в девять стран, прежде всего СНГ. В 2007 г. за пределы Украины был поставлен 1491 городской автобус этой модели, из них 760 отправлено в Россию. В планах этого года дальнейшее наращивание экспорта.
Мнение. Алексей Сергеичев, менеджер автотранспортного предприятия (Москва): «Слабое место автобуса «Богдан-А092» – воздушный компрессор, который украинским инженерам пришлось пристраивать к двигателю, поскольку у японцев на грузовиках потребности в сжатом воздухе нет. У «Богданов» воздух нужен только для управления пассажирскими дверьми и снабжения пневмобаллонов задней подвески. Казалось бы, расход его минимальный, компрессор работает в полсилы, а ресурс меньше, чем у ЗИЛ-130. Быстро изнашиваются кольца, масло попадает в пневмосистему, от этого выходят из строя резиновые уплотнения дверных механизмов. Ремонтный комплект к ним недешев – стоит больше 200 долларов. Компрессор расположен в неудобном месте, и бывает, что рвется масляный шланг в системе смазки. Масло льется на дорогу, и если водитель не замечает потери давления, шатунные вкладыши выплавляются. Правда, эксплуатационники приспособились заменять коварный шланг трубкой с компенсационной петлей, это оказалось надежнее. Автобусу «Богдан-А092» необходим мощный генератор. Потребителей много –лампочки, электромоторчики. Генератору грузовика, пусть даже Isuzu, такая работа не по силам, а заменить его нечем, на нем еще и вакуумный насос смонтирован. Поставить второй генератор, как это принято на автобусах-иномарках, некуда. Остается душить потребителей – выкручивать «лишние» лампочки, но и это не спасает: обугленные обмотки на генераторах «Богданов» не редкость. Ресурс сцепления зависит от условий эксплуатации и квалификации водителей. На городских маршрутах однодисковое сцепление служит примерно в два раза меньше, чем на межгороде: около 50...60 тыс. км. С запчастями проблемы, поэтому, в случае если пружины гасителя крутильных колебаний целые, эксплуатационники приспособились переклепывать ведомый диск накладками от ГАЗ-53. Ходят, но чуть хуже фирменных. Междугородные автобусы не помешает оснастить главной передачей с меньшим передаточным числом – видно, что двигатель на больших скоростях водители «перекручивают».
А-069 «Богдан». Автобус особо малого класса (33-местный), продажи его растут. Производится на шасси Hyundai County в городской и пригородной модификациях, максимально унифицирован по элементам конструкции с автобусом А-092 и пришел на смену моделям А-066 и А-067, собираемым на китайских шасси, которые не оправдали возлагаемых на них надежд. А-144 «Богдан». Городской автобус среднего класса разработан в начале тысячелетия во львовском «Укравтобуспроме» для производства на «Черкасском Автобусе». Эта заднемоторная машина с несущим кузовом вагонного типа стала первым представителем нового поколения автобусов среднего класса и первой принципиально новой моделью после почти полувекового доминирования общеизвестного ЛАЗ-695 на рынке бывшего Союза. Конструкция ее оказалась достаточно прогрессивной, но из-за небольшого и нестабильного спроса в Украине на автобусы среднего класса в 2007 г. корпорация продала всего 3% А-144 от общего числа автобусов. Пока А-144 выпускают только в модификации Еuro 2, в основном для внутреннего рынка.
БАЗ Бориспольский автозавод (с. Пролиски под Киевом), входящий в корпорацию «Эталон», выпускает два модельных ряда автобусов: БАЗ-А079 и БАЗ-А148. БАЗ-А079 «Эталон». Автобус малого класса на шасси ТАТА LP-613 (лицензионный Mercedes-Benz) выпускают с 2002 г. в большом числе модификаций – городской, пригородный, междугородный, туристский, «люкс». В 2007 г. предприятие изготовило 2250 автобусов БАЗ-А079, из них 60 экспортировано в страны СНГ (в том числе 15 поставлено в Россию для зондирования рынка). При этом примерно 55% продаж на внутреннем рынке составили туристские автобусы и 45% городские. В этом году намечено изготовить 3050 автобусов БАЗ-А079 разных модификаций, и ожидается, что по-прежнему сохранится пропорция 55/ 45 в пользу туристских машин. Несмотря на то, что внутренний рынок остается ненасыщенным, 300 автобусов разных модификаций (примерно 50/ 50) намечено экспортировать, в том числе около двухсот машин во втором полугодии поставить в Россию. Для этого на предприятии еще в начале весны изготовили автобус по нормам Euro 3, который в настоящее время проходит сертификацию. БАЗ-А148. В 2007 г. в Пролисках построили 24 автобуса среднего класса БАЗ-А148 длиной 10 м заднемоторной компоновки на шасси китайской корпорации FAW, в том числе 1 городской, 1 пригородный и 22 туристских. Их стоимость составляет соответственно 78,8; 89 и 104 тыс. USD. Пригородный и туристский автобусы имеют один и тот же кузов с увеличенными багажными отсеками (4 куб.м) и различаются лишь наличием кондиционера, видеодвойки и другого дополнительного оборудования. В настоящее время на заводе уже создан автобус БАЗ-А148, соответствующий нормам Euro 3, который сейчас проходит сертификацию и может появиться в продаже уже этим летом. Однако на заводе считают, что в ближайшее время экспорт автобусов этого семейства маловероятен. В планах этого года – всего 80 автобусов семейства А148, хотя на БАЗе готовы выпустить гораздо больше. К сожалению, спрос на Украине на машины среднего класса сейчас небольшой.
I-Van Автобус I-Van, выпускаемый на шасси ТАТА LP-613 на Ильичевском заводе автоагрегатов, входящем в структуру ЗАО «ЗАЗ» (Корпорация «УкрАвто»), производят в двух модификациях – городской А07А (37 400 USD) и пригородный А07А1, соотношение между которыми определяется спросом. Выпуск городских автобусов в 2007 г. составил 65%. Производство I-Van началось летом 2006 г., а в 2007-м изготовлено около пятисот таких автобусов. По официальной информации, «производственные мощности в Ильичевске в настоящее время составляют 900 автобусов, а на этот год запланировано значительное увеличение мощностей». В каких именно объемах намечено выпускать I-Van, в корпорации не называют. Можно предположить, что в случае освоения второй производственной площадки в этом году изготовят 1000…1200 автобусов этой модели. Пока автобус I-Van не экспортировали, и хотя в настоящее время спрос на него на внутреннем рынке превышает предложение, уже ведется работа над его адаптацией для российского рынка, куда в этом году, по неофициальным сведениям, планируется поставить около 150 таких машин (официально эта информация также не оглашается). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что производство в Ильичёвске уже готово к выпуску автобусов, соответствующих нормам Euro 3, и в настоящее время ведутся работы по получению соответствующих сертификатов.
«АнтоРус» Херсонский автозавод «АнтоРус» создан в 2001 г. и изначально занимался сборкой автомобилей ВАЗ, а 2004 г. начал делать автобусы «Скиф» на базе «Бычка». Сейчас здесь выпускают автобусы малого класса «Антон» 3250 и автобус среднего класса «Руслан» А-103. Объем производства автобусов, изготовленных в 2007 г., на «АнтоРусе» не называют, отмечая лишь, что их продажи выросли на 23%, а основными покупателями стали восточные и южные области Украины – Одесская, Днепропетровская, Николаевская, Донецкая и, конечно, Херсонская. В настоящее время предприятие ведет переговоры по экспорту автобусов, прежде всего в страны СНГ, из которых наиболее перспективными здесь считают Россию и Казахстан. С оглядкой на экспорт «АнтоРус» заключил договор с корпорацией DaimlerChrysler о поставке комплектующих для производства новой модели туристского автобуса на агрегатной базе Mercedes-Benz (Euro 3), который должен появиться в конце лета. «Антон». Эти автобусы малого класса сконструированы на шасси Dong Feng (по официальной версии, на базе агрегатов Nissan и Cummins), их выпускают с 2005 г. По информации «АнтоРуса», наибольшим спросом из пяти существующих модификаций пользуются городской 3250.02 и пригородный 3250, объемы производства которых не сообщаются. На предприятии убеждены, что эти машины имеют хороший экспортный потенциал, и после адаптации к нормам Euro 3 их намерены поставлять в Россию и другие страны СНГ. «Руслан». Автобус среднего класса построен на том же шасси Dong Feng (по официальной версии, на базе агрегатов Nissan) и производится с июля 2007 г. В настоящее время «Руслан» выпускают только в городской модификации, хотя он может успешно работать и на пригородных маршрутах. Количество автобусов этой модели, выпущенных в 2007 г., и планы производства на этот год не оглашают. Объявлено только, что с этой машиной «АнтоРус» намерен занять четверть украинского рынка автобусов среднего класса. После адаптации к нормам Euro 3 «Руслан» также будет активно пробивать себе дорогу на российский рынок.
ЛАЗ На Львовском автозаводе избегают говорить как об объемах, так и о планах производства автобусов. Не афишируется ни процентное соотношение выпускаемых моделей, ни даже цена выпускаемых здесь автобусов. По информации из источников, заслуживающих доверия, основным в линейке выпускаемых ЛАЗов является низкопольный городской автобус среднего класса CityЛАЗ-12 (А183), доля которого в общем объеме производства также не оглашается.
«Виктория» Галицкий автозавод (г. Львов) с 2006 г. выпускает 42-местный автобус малого класса ГалАЗ-3207 «Виктория» на шасси грузовика ГАЗ-331041 «Валдай» с двигателем ММЗ Д-245.7 в нескольких модификациях – городской ГалАЗ-320705, туристский и пригородный ГалАЗ-320725. В 2007 г. предприятие изготовило 61 автобус, из них 57 городских. В этом году планируется изготовить 226 автобусов (на поставку шасси для них уже заключен контракт), в том числе 95 городских, 7 туристских, 117 удлиненных модели ГалАЗ-320760 (в городской и туристской модификациях), которая в настоящее время проходит испытания. До настоящего момента «Викторию» продавали только на Украине, но теперь намечено поставлять ее и на экспорт, прежде всего в Россию, куда в этом году намечено отправить 30 таких машин. «Валдай» изначально адаптирован к российскому рынку и имеет уже сертифицированную платформу Euro 3, что существенно усиливает экспортный потенциал предприятия.
ЧАЗ Черниговский автозавод входит в корпорацию «Эталон» и выпускает автобусы особо малого класса БАЗ-2215 «Дельфин», автобусы малого класса ЧАЗ-А074 и в кооперации с Бориспольским автозаводом БАЗ-А079. БАЗ-2215 «Дельфин». Модель построена на шасси «ГАЗели» и коренным образом отличается от «маршруток» на базе микроавтобусов «ГАЗель» ГАЗ-32213 прежде всего высоким салоном (190 см) и специально сконструированным кузовом с высоким остеклением. За высокое ветровое стекло, чем-то напоминающее дельфиний лоб, автобус и получил свое название. Этот городской автобус выпускают уже четыре года, и он успел завоевать признание перевозчиков и пассажиров и тоже вошел в разряд дефицита. В последнее время стала намечаться тенденция перераспределения спроса в сторону автобусов большей вместимости, однако на «Дельфины» по-прежнему существует неудовлетворенный спрос, и, как ожидается, эта модель продержится на конвейере еще не менее двух лет. ЧАЗ-А074. 41-местный городской ЧАЗ-А074, серийное производство которого началось осенью 2007 года, изготавливается на шасси FAW и по техническим параметрам довольно близок к «Эталону» БАЗ-А079. А074 отличается наличием двери в переднем свесе, что позволило увеличить длину салона и облегчить водителю контроль оплаты проезда. Этот автобус дешевле, поскольку оснащен менее мощным двигателем, ресурс которого до капремонта оценивается в 500 тыс. км. Несмотря на китайское происхождение пока в плане надежности автобус полностью оправдывает ожидания. В 2007 г. изготовлено всего 24 автобуса ЧАЗ-А074, что, конечно, не сделало погоды на рынке автобусов. В планах этого года – примерно двести таких машин, хотя при наличии спроса их могут изготовить и больше. Несмотря на то, что в Чернигове уже работают над машиной, отвечающей нормам Euro 3 (с двигателем Deutz), ЧАЗ-А074 – один из немногих украинских автобусов, не имеющих пока экспортного потенциала.
«Стрый» ОАО «Стрый-Авто» в 2007 г. выпустило всего 12 школьных автобусов А0752 на 27 мест на шасси ЗИЛ-5301Е2. В автобусе все сиденья оснащены ремнями безопасности и есть сетки для ранцев. Из других средств безопасности назову антиблокировочную систему открытия дверей; автоматическую блокировку задних дверей, предотвращающую их открытие во время движения, проблесковые маячки и звуковую сигнализацию, срабатывающую при остановке автобуса и открытии дверей. Несмотря на небольшие объемы производства в 2007 г. один школьный А0752 нашел владельцев в Москве, где его в торжественной обстановке вручил лично мэр столицы Ю. Лужков. В планах этого года изготовить не менее ста аналогичных автобусов по «школьной» программе.
|