«Волжанин» остается на линии

Леонид Малютин
В начале июля автобусный завод «Волжанин» по традиции собрал автомобильную прессу на своей производственной базе в Волжске. Это уже шестая по счету ежегодная конференция для специализированных СМИ, и мы надеемся, что эта традиция будет продолжена.
 
Удобный вход и место для багажа
Комфортабельные кресла и  климатическая система располагают к долгому путешествию
Двигатель Deutz, 6-ступенчатая механическая КП, мосты и рулевое управление ZF
Место водителя «СитиРитм-12»
Салон «СитиРитм-12»
Городской «СитиРитм-12»
Автобус 5285.6 на шасси собственного производства

Основные пункты мероприятия – круглый стол на тему «Антикризисное управление в машиностроении» и тест-драйв автобусов моделей 5285.6 и «СитиРитм-12». О положении дел на заводе, о том как  влияет кризис на работу предприятия и какие меры принимает руководство, рассказал его генеральный директор Алексей Бакулин.

Экономический кризис проявляется во взаимосвязанных явлениях – падении потребления (по данным Минтранса, объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования в I полугодии сократился на 6,2%, в том числе на автомобильном на 4,1% (7,0 млрд. человек. – Прим. ред.), кризисе финансовой системы и кризисе неплатежей. Сегодня закупками занимаются фактически только госструктуры и компании ТЭК, благо государство решило поддержать машиностроение, активизировав закупки для бюджетных организаций. Как раз с мая по август проходят тендеры, и «Волжанин» несколько конкурсов выиграл. Так, до конца года завод должен поставить для Минздравсоцразвития 19 специальных автобусов для перевозки людей с ограниченными возможностями на базе модели 6216 и 31 автобус модели 3290. МВД закупает 32 автобуса модели 5285, военное ведомство – 5 автобусов «СитиРитм-12», Чувашавтотранс – 8 автобусов 5270/ 52701 на шасси КамАЗ. Общая сумма контрактов – около 500 млн. руб. Всего, по словам А. Бакулина, завод выпустит в этом году около четырехсот автобусов.

Сегмент частных перевозчиков прекратил закупки. Кредитные ресурсы недоступны как для предприятий, так и для заказчиков из-за удорожания кредита и ужесточения требований банков. Работа лизинговых компаний парализована. Клиентам нечем погашать долги за поставленную продукцию и по лизинговым платежам, которые в свою очередь порождают неплатежи поставщикам комплектующих. Сложность ситуации усугубляет удорожание импортных комплектующих. Поставщики требуют полной предоплаты. Фискальные органы требуют немедленного погашения всех налогов и сборов.

Для пополнения оборотных средств в таких условиях «Волжанин» принял некоторые меры. Прежде всего это программа сокращения производственных издержек, включая ряд конструкторских и технологических решений, изменения в модельном ряду, импортозамещение, диверсификацию поставщиков комплектующих, и такие меры, как заморозка крупных инвестиционных проектов. Заводу удалось заключить соглашение с ОАО «КАМАЗ» о поставке среднепольных и полунизкопольных шасси. Две машины сейчас в производстве – это прототипы модели 5270. Осенью планируют их сертифицировать и поставить 8 автобусов в Чувашию. К концу года намечено начать работу с низкопольным автобусом на шасси КамАЗ и на шасси с двигателем на природном газе.

Следующий этап – автобус 5285 на шасси собственного производства и импортной агрегатной базе Deutz, ZF, WABCO. Специалисты завода не только разработали шасси, но и согласовали работу электронных систем двигателя, тормозов и подвески. Сертифицирован автобус 3290 с двигателем уровня Euro 3 и также с электронными системами двигателя, тормозов и подвески. Благодаря ряду новых решений себестоимость автобуса осталась прежней. Сотрудничество с ОАО «КАМАЗ» и производство доступных автобусов на этих шасси – часть стратегии укрепления на рынке и выхода в новые сегменты.

Достигнуты  некоторые успехи в импортозамещении. В частности, это касается пневмоамортизаторов, амортизаторов, реактивных штанг. Значительно снизили себестоимость, заменив итальянские элементы внутренней отделки российскими, а часть деталей интерьера, которые закупали в дальних регионах, перевели на собственное производство. Руководство завода планирует создать за 12...18 месяцев мини-технопарк на территории завода. Часть помещений освобождается, и эти площади предлагают занять изготовителям компонентов – дверей, систем отопления, сидений. Тем самым завод сэкономит на логистике, а его поставщики получат гарантированные заказы. Сокращение издержек – также приоритетное направление работы сбытового подразделения, которое активно занимается развитием послепродажных услуг в регионах с наибольшей концентрацией автобусов «Волжанин». Разработан антикризисный прайс-лист, но предприятие ни в коей мере не намерено демпинговать. Стратегия продаж и сервиса предусматривает получение прибыли, пусть и небольшой, но дающей возможность развиваться.

Завод «Волжанин-КБР» в г.  Баксан (Кабардино-Балкария) перепрофилировали на выпуск автобусов малого класса на шасси ТАТА. Производство почти полностью подготовлено, осталось смонтировать основные элементы кузовного цеха. Близость Новороссийского порта также дает выигрыш в логистике. Проектная мощность производства – 500 автобусов в год. В этом году планируют собрать 130 машин. Руководство надеется, что высокий спрос на автобусы малого класса сохранится и инвестиции в производство окупятся.

Крупные инвестиционные проекты, такие как электробус, пришлось заморозить, но остается надежда возобновить их в будущем. Проекты, сулящие быструю окупаемость, такие как автобусы на собственных шасси и шасси КамАЗ, наоборот, форсируют. Завод также акцентируется на проектах автобусов, не имеющих аналогов у конкурентов: автобусов специального назначения на базе моделей 5285, 6216 и «Дельфин» для передвижных офисов и штабов, мобильных медицинских центров и станций переливания крови, для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями, для спортивных команд, передвижных библиотек и т. п.

Завод урегулировал финансовые вопросы и получил в ЦБ РФ кредитную линию 800 млн. руб., что дает возможность пополнять оборотные средства и продолжать работу. Лизинговая компания «Волжанин» также продолжает работу, и возможно, что компания включится в государственную программу, предусматривающую частичное покрытие процентной ставки по лизинговым сделкам с техникой российского производства.

В непростой экономической ситуации завод «Волжанин» продолжает работу по выходу на европейский рынок. К низкопольному автобусу с двигателем уровня Euro 4 проявили интерес Германия, Финляндия, Норвегия и страны Восточной Европы. По качеству и потребительским свойствам машина с алюминиевым кузовом и агрегатами Deutz и ZF сопоставима с западными аналогами, однако на 20...30% дешевле.