БАЗ-Э135Г: отрицательный результат тоже результат
В апреле 1967 г. Министерство обороны СССР утвердило план опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ для Брянского автомобильного завода. Одной из утвержденных тем предусматривалась разработка длиннобазного колесного шасси высокой проходимости БАЗ-Э135Г.
Работа заключалась в создании экспериментального шасси с газотурбинным двигателем ГТД-350Т. Разработка проекта БАЗ-Э135Г проводилась совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), ведущим с 1946 г. работы по приводным газотурбинным двигателям. БАЗ-Э135Г создавался на базе выпускаемого Брянским автозаводом шасси БАЗ-135М с дизелем ЯМЗ-238Н. Газотурбинный двигатель для экспериментального шасси изготавливал находящийся в Ленинграде Государственный союзный машиностроительный завод им. В.Я. Климова Министерства авиационной промышленности.
Установка двигателя ГТД-350Т на серийное четырехосное шасси проводилась с целью отработки и обоснования тактико-технических требований к конструкции газотурбинной силовой установки и ее систем к шасси, связанных с применением на колесных автомобилях.
Снятие тягово-динамических и топливо-экономических характеристик проводилось при загрузке шасси макетным грузом 9 т, имитирующим реальную нагрузку. Общий пробег шасси за время испытаний составил 665,6 км с общей наработкой двигателя 34,5 ч. Тягово-динамические характеристики снимались после пробега шасси 338 км, а дорожно-экономическая характеристика – при пробеге 447,5 км. Проведенный сравнительный анализ полученных динамических свойств шасси БАЗ-Э135Г с имеющимися данными по шасси БАЗ-135М с дизелем ЯМЗ-238Н и БАЗ-135Л2 с двумя карбюраторными двигателями ЗИЛ-375 показал, что экспериментальная модель имеет лучшие показатели по значению пути и времени разгона. Наилучшие показатели БАЗ-Э135Г продемонстрировал при скорости движения выше 40 км/ч. До скорости 17 км/ч динамика сравниваемых шасси была практически одинакова. Это являлось следствием большой удельной мощности шасси БАЗ-Э135Г, более высокого коэффициента приспособляемости газотурбинного двигателя и использования ГМП, переключающей передачи без разрыва потока мощности. Интенсивность разгона с установившейся скорости при заблокированном гидротрансформаторе в первые 5–6 с оказалась ниже, чем у сравниваемых шасси, что должно было снижать скорость движения по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Гидромеханическая коробка передач не позволяла трогаться с места при заблокированном гидротрансформаторе. Поэтому сравнение динамики разгона производилось с заблокированным и разблокированным гидротрансформатором при определенных скоростях. Анализ разгона на 4-й передаче указывает на лучшую динамику шасси БАЗ-Э135Г с разблокированным гидротрансформатором в ГМП НАМИ-090 до скорости 50 км/ч. При скорости свыше 50 км/ч динамика шасси ухудшалась. В связи с этим блокировка гидротрансформатора должна была производиться до скорости 50 км/ч. Экономические показатели БАЗ-Э135Г оказались значительно ниже, чем у моделей с поршневыми двигателями. Контрольный расход топлива шасси с ГТД-350Т при скорости 40–45 км/ч составлял 159 л/100 км. Шасси с карбюраторными двигателями показывали расход в 1,87 раза меньший, а с дизелем – в 3,38 раза! Расход топлива газотурбинным двигателем менялся незначительно при высоких скоростях движения и резко увеличивался при скорости ниже 40 км/ч. Это происходило главным образом из-за несовершенства характеристик ГТД-350Т, т. е. работы в неэкономичном режиме. Расход топлива также повышала трансмиссия. Во-первых, выбег шасси БАЗ-Э135Г оказался в 1,25 раза ниже по сравнению с аналогичными моделями. Во-вторых, гидромеханическая передача, дающая выигрыш в динамике и экономике при низких скоростях движения, при высоких скоростях уступала механическим коробкам передач.
ВыводыЛучшие тягово-динамические и экономические качества шасси БАЗ-Э135Г могли быть получены путем оптимизации моментов переключения и блокировки гидротрансформатора, контролируемых автоматикой. Несовершенство ГТД-350Т проявлялось в трудном пуске двигателя. Запуск двигателя происходил со второй-третьей попытки и сопровождался большим падением напряжения в цепи стартера. По уровню шума БАЗ-Э135Г выделялся в худшую сторону. На расстоянии 7,5 м уровень звукового давления на 15–17 дБ превышал допустимые нормы. Основной шум происходил от впуска воздуха и выпуска отработавших газов. Выполненные исследования и испытания не позволяли сделать заключение о возможности использования газотурбинного двигателя в качестве силовой установки на армейских спецшасси типа БАЗ-135. Для получения полных данных необходимы были дополнительные испытания. Однако Брянский автозавод посчитал дальнейшие испытания шасси БАЗ-Э135Г с двигателем ГТД-350Т нецелесообразным. |