«Железные руки» на IAA 2008

Грузовики с краново-манипуляторными установками (КМУ)

Станислав Протасов

Mitsubishi Fuso Canter 7C18 с КМУ Palfinger PKG 7001 Performance (серия выпускается с 2001 г.)

На стенде Volvo – городской бортовой грузовик FL с краном-манипулятором HIAB

На стенде HMF

Isuzu N-series NMR с КМУ HMF 340K3 г/п 3,3 т

КМУ MKG на шасси IVECO

В белый цвет выкрашены новинки PENZ: мод. 10Z

Стенд Effer готовится к выставке

Стенд фирмы MKG

Стенд TEREX

Стенд Autogru PM с КМУ PM 13,5SP, PM 22SP и PM 40SP

На стенде компании PENZ

Продажи грузовиков с краново-манипуляторными установками (КМУ) росли до начала кризиса по всему миру, особенно в регионах с быстро развивающейся экономикой, к которым относится и Россия. По утверждению специалистов, ежегодный рост рынка КМУ составлял не менее 15%, начиная с 2004 г. В 2007-м объем мирового рынка превысил 57 тыс. ед. Ганноверская выставка коммерческого транспорта IAA обычно придает новый импульс росту продаж, и потому на ней широко были представлены и сами «железные руки» – гидроманипуляторы и автомобили, оборудованные КМУ.

Очень солидно выступил на ганноверской ярмарке один из грандов краностроения – Palfinger. По словам руководителей, компании принадлежит около 30% мирового рынка КМУ. На суд специалистов были представлены шесть новых моделей КМУ семейства High Performance. Состоялась премьера первой принципиально новой модели крана большой грузоподъемности (г/п) PK 50002 EH High Performance, отличающейся не только великолепным функциональным дизайном, но и рядом инноваций, повышающих эксплуатационные качества.
Бесспорной доминантой экспозиции стал гидроманипулятор популярного семейства Epsolution Crane Generation: Q 170 Triple Z Epsilon, премьера которого состоялась тремя месяцами ранее. Этот компактно складывающийся «втрое» буквой Z кран состоит из телескопической стрелы и двух коленчатых секций. Все краны оснащают дистанционным радиоуправлением (к нему по заказу добавляется монитор нагрузки, позволяющий максимально использовать грузоподъемность крана и избегать перегрузки), электронной системой контроля нагрузки Paltronic 50 и системой гашения колебаний крана AOS. Система контроля устойчивости ISC предотвращает опасность опрокидывания крана. Система повышения мощности подъема E-HPLS снижает скорость подъема груза и увеличивает рабочее давление, если требуется увеличить усилие подъема. Гидрораспределитель перераспределяет расход масла в гидросистеме в зависимости от нагрузки, позволяя выполнять сразу несколько функций.
Компания разработала необслуживаемую конструкцию выдвижения стрелы. В ней используются плиты скольжения из специального самосмазывающегося синтетического материала и глубокое катафорезное покрытие металла секций стрелы. Все шланги скрыты от повреждений в конструкции, а если необходимо их заменить, то имеются лючки, крышки которых легко снимаются.
Датская компания HMF, один из крупнейших европейских производителей гидроманипуляторов, представила новую серию КМУ среднего типоразмера г/п до 500 кг, с вылетом до 21,7 м, грузовым моментом 12...25 тс·м и расходом масла в гидросистеме от 50 до 120 л/мин. Серия состоит из 16 моделей, восемь из которых впервые представили именно на нынешней IAA. Все краны имеют дистанционное радиоуправление. Гидравлика кранов совместима с системами различного типа: одно- или двухконтурной, с насосом постоянной или переменной производительности. Все гидравлические шланги убраны внутрь конструкции, для соединения шлангов используют поворотные муфты высокого давления. Конструкция стрелы обеспечивает жесткость по всем направлениям и позволяет крану безопасно работать даже на наклонной поверхности.
Компания разработала новые системы: RCL 5300, защищающую кран от перегрузки, и EVS – систему сохранения устойчивости. Масса кранов уменьшена без ущерба для прочности.
Hanover Messe (нем. Messe – выставка, ярмарка) – это ярмарка в полном смысле слова, дающая возможность производителям найти покупателей их продукции, поэтому многие краностроительные фирмы, не имеющие пока новинок, демонстрировали серийную продукцию.
Компания HIAB делит мировое лидерство с Palfinger. Секретом ее рыночных успехов является постоянное совершенствование продукции. Новые краны разрабатывают в открытом в 2008 г. в Швеции исследовательском центре, оснащенном, по утверждению специалистов компании, лучше других подобных учреждений в мире. Здесь есть даже стенды на рельсах, выезжающие из помещения для испытаний кранов большого размера, которые невозможно разместить в здании. Здесь же проверяют качество комплектующих, поставляемых компании сторонними фирмами. В частности, именно в этом центре был разработан и выпущен в 2007 г. самый крупный в производственной линейке компании гидроманипулятор HIAB XS 1055 г/п 2,5 т – лучший в своем классе кран в мире по экономичности потребления энергии, экологичности, экономической эффективности и удельной мощности. Гидроманипулятор может иметь до десяти телескопических секций, гусек, вылет до 24 м и высоту подъема около 32 м.
Среди инноваций HIAB – электронная система управления гидросистемой HiPro Control с функцией дистанционного радиоуправления, которая распределяет потоки масла, позволяя с исключительной плавностью и точностью выполнять сразу несколько крановых операций, а также новые гидравлические уплотнения, выдерживающие давление до 40 МПа. Ведется разработка системы BDA – «Помощник раскладывания стрелы», которая защитит кран от повреждений при раскладывании и складывании в транспортное положение.
Шведская компания Hammar Maskin AB производит боковые выдвижные гидроподъемники г/п 33 т для шасси, перевозящих контейнеры. На американском рынке ее продукцию реализует местная дочерняя фирма Hammar Lift Inc.
Компания Terex Cranes входит в состав глобальной корпорации Terex, которая проникает во все новые секторы машиностроительного рынка, приобретая бренды и фирмы. Так, в 2001 г. была приобретена английская компания подъемно-транспортного оборудования Atlas и выпускались КМУ Atlas-Terex. С 2007 г. краны носят наименование просто Terex. Даже теперь, когда в мире нарастают кризисные явления, продажи кранового отделения Terex продолжают расти (в июне–сентябре 2008 г. на 36,2% выше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.). По прогнозам руководителей отделения, спрос на краны продолжит расти, однако в основном на краны большой грузоподъемности, а не на КМУ.
Terex представила новинку, дебют которой состоялся на выставке в Великобритании в мае: это модель TLC 380.3 A8 с 8 гидравлическими секциями (плюс гусек) и с грузовым моментом 38 тс·м, вылетом 21 м и неограниченным вращением по кругу. Вся конструкция исключительно малой ширины, балки шестигранного профиля.
В числе достаточно новых разработок итальянской компании Effer краново-манипуляторная установка Effer 42/4S с грузовым моментом 3,86 тс·м, предназначенная для монтажа на грузовики полной разрешенной массой от 3,5 до 6 т. Кран имеет четыре телескопические секции с гидравлическим приводом выдвижения, г/п 1865 кг и вылетом 9 м. Угол поворота – 380º.
Новинка в популярном в Европе секторе кранов с грузовым моментом 12...15 тс·м – модель 145.11/2S с грузовым моментом 12,75 тс·м, г/п 4165 кг и вылетом 19,4 м. Угол поворота – 400º. В этой модели коленчатые секции усилены тягами и имеют большие углы раскрытия, что позволяет перемещать высокие грузы внутри строений с низкой крышей.
На Effer 305 шесть телескопических секций с гидравлическим приводом выдвижения и четырехсекционный гусек. Модель исключительно компактная – занимает всего 1 м пространства между кабиной и кузовом грузовика, что необычайно мало для крана с поворотным устройством, способного поворачиваться на 500º. Вылет мод. 305 достигает 25,6 м, грузовой момент – 27,39 тс·м. Грузоподъемность крана – 9565 кг.
На Effer 1355 до девяти гидравлических секций и гусек, грузовой момент – до 100 тс·м, вылет – более 22 м, высота подъема – 26 м, а с гуськом – 39 м; кран способен неограниченно вращаться по кругу. Оригинальная разработка Effer – система CroSStab, это аутригеры, расположенные Х-образно. Такая конструкция получается компактной, но обеспечивает крану отличную устойчивость во всей 360-градусной рабочей зоне.
Одна из старейших итальянских фирм, производящих КМУ для грузовиков, Autogru PM представила новые версии мод. 10, 14, 16 и 19Р линии Classic, а также мод. 35.5SP линии Platinum и два новых гуська. Компания разработала оригинальную конструкцию дополнительной укороченной внешней стрелы (система LC), благодаря которой груз размещается значительно выше и ближе к основанию крана. Это позволяет поднимать высокие грузы, штабелировать грузы в несколько ярусов. Сочленения коленчатых секций КМУ усилены тягами, тем самым увеличивается точность позиционирования груза. КМУ оснащают гидравлическим оборудованием Danfoss. Электронная система контроля нагрузки РМ Power Tronic значительно расширяет возможности и увеличивает эффективность крана.
Австрийская компания PENZ Kranbau GmbH известна тем, что ее основатель Рохус Пенц спроектировал и изготовил первый коленчатый (Z-образный) лесной кран, запатентованный в международных организациях. В настоящее время краны для форвардеров и промышленные КМУ для транспортировки отходов являются одной из основных составляющих производственной программы фирмы и в большинстве оснащены гидравликой марки HYVA. Представленные на стенде новинки компании мод. 10Z, 11834 и 259234 были выкрашены в белый цвет.
У немецкой фирмы MKG также обширный ассортимент высококачественных кранов-манипуляторов, и примерно половина ее продукции реализуется в Германии, остальная часть – по всему миру.

В 2002 г. вступил в действие Европейский стандарт EN 12999 по безопасности грузоподъемных кранов. Этот стандарт, в частности, предъявляет ряд требований к системе управления, приборам ограничения нагрузки, контролю наклона крана, оборудованию кабины, расчетам конструкций кранов и др., поэтому все работающие на европейском рынке компании представляют оборудование, прежде всего полностью соответствующее этому стандарту.
Прослеживается отчетливая тенденция – повышение мощности и грузоподъемности КМУ без увеличения потребления энергии и увеличения металлоемкости за счет применения энергосберегающих технологий и усовершенствованных сталей. Сочленения коленчатых секций усиливают тягами. Использование гуськов также стало характерной тенденцией.
Грузоподъемность кранов-манипуляторов имеет тенденцию к увеличению, так как потребители все больше стремятся заменять ими мобильные краны: преимущества очевидны – КМУ, имеющие равную грузоподъемность, компактно складываются и занимают гораздо меньше места. Это еще одна из характерных тенденций современных КМУ, монтируемых на грузовиках в тесном пространстве между кабиной и кузовом: Z-образное чрезвычайно компактное складывание.
Современные покупатели предъявляют к подъемно-транспортному оборудованию требования, раньше считавшиеся второстепенными: прежде всего оно должно быть удобным в эксплуатации, эргономичным и оснащаться электронным автоматизированным управлением. Все лидирующие на рынке кранового оборудования компании ведут интенсивные исследования и разработки, чтобы удовлетворить этим требованиям потребителей. Внедряется чрезвычайно точное сенсорное управление, дистанционное радиоуправление.
В странах, для которых характерны города с высокими домами и узкими улицами (Италия, Испания), популярны КМУ с множеством гидравлических секций (до десяти). Они заменяют автокраны, которые не могут поместиться на таких улицах. В странах, где улицы пошире (как, например, в России), популярны гидроманипуляторы с двумя–четырьмя секциями, и используются они иначе: на автомобилях, перевозящих грузы.
Компании внедряют экологичные биоразлагаемые масла и экологичные технологии производства, о чем с гордостью и рассказывали посетителям выставки.



Редакция благодарит московское представительство Volvo Trucks за предоставленную возможность посетить выставку IAA.