СТЛ-2006. Выставка уникального оборудования для склада

В. Антонов, гл. редактор журнала "Склад и техника"

С 23 по 27 октября в павильонах Экспоцентра в Москве прошла Международная выставка систем логистики, транспортного обслуживания, средств автоматизации и механизации складских и погрузочно-разгрузочных работ «Склад. Транспорт. Логистика–2006». Форум организован под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ и Правительства Москвы при участии
и содействии Министерства транспорта РФ, Федеральной таможенной службы, Министерства сельского хозяйства РФ.

Выставка «Склад. Транспорт. Логистика» (СТЛ) знакомит специалистов с передовым оборудованием, технологиями и системами в области транспорта и логистики уже в 13-й раз. Форум давно пользуется постоянно возрастающим вниманием не только прямых покупателей техники, руководителей и владельцев складских комплексов, логистов. Широкое участие в нем ведущих машиностроительных, транспортно-экспедиторских фирм, крупных логистических провайдеров и консалтинговых компаний, разработчиков программного обеспечения из многих стран мира позволяет российским производителям и фирмам, оказывающим различные услуги в области складского бизнеса, обобщить передовой международный опыт и использовать его на своих предприятиях.

За последние 10 лет выставочные площади и число экспонентов увеличились почти в четыре раза. В 2006 г. в выставке приняли участие 250 компаний из 22 стран, что стало для мероприятия абсолютным рекордом. Общая площадь экспозиции заняла около 5 тыс. м2, на которых были размещены стенды по разделам: cкладской комплекс, транспортный комплекс, логистика.

Перечислить все представленные на СТЛ-2006 экспонаты практически невозможно, поэтому в репортаже ограничимся рассказом о наиболее современных и интересных, разумеется, с нашей точки зрения, образцах техники и компаниях-участниках. В основном мы остановимся на последних достижениях в области погрузочного, прежде всего напольного транспортного, и другого складского оборудования: тем более что на этой выставке недостатка в таких новинках не было.

Как показывают предварительные оценки ведущих экспертов, эта область промышленного транспорта (преимущественно колесная погрузочная техника для обработки грузов на паллетах и в универсальных контейнерах) в 2006 г. развивалась так интенсивно, как не наблюдалось уже несколько лет. Достаточно сказать, что рост спроса на напольный транспорт в Европе в этом году прогнозируется на уровне 15%. В Восточной Европе потребление в сегменте противовесных вилочных погрузчиков, по экспертным оценкам, увеличится на 65%, а в сегменте внутрискладского погрузочного оборудования (электротележки, штабелеры, узкопроходная техника и т. п.) – на 44%. Можно предположить, что увеличение продаж этой техники в России будет примерно того же порядка! Столь высокие показатели, значительно превышающие рост ВВП, конечно, стимулируют производителей к выпуску более совершенных образцов оборудования.

Наиболее интересные образцы продемонстрировали лидеры мирового рынка. Новая серия электропогрузчиков марки Linde (ФРГ), продолжившая модельный ряд 39Х, начатый дизельными машинами, насчитывает 15 моделей грузоподъемностью 1200...2000 кг. Это позволило эффективно охватить весь спектр требований потребителей техники – от самых легких условий работы, когда машины используют разово, до длительной эксплуатации в сложнейших условиях промышленных производств. Были полностью перепроектированы 80% компонентов электропогрузчиков. Технические новшества внедрены в первую очередь в управление системой питания: в нее включены точный индикатор разряда аккумуляторной батареи (АКБ), бортовое зарядное устройство АКБ и пять разных способов замены АКБ. Новым решением стал и полностью не обслуживаемый и защищенный от внешних воздействий, влаги, пыли и грязи ведущий мост, в который интегрированы все главные силовые компоненты – тяговые двигатели, двигатель подъема, а также модули управления электродвигателями. Как утверждают специалисты компании, это позволит сэкономить до 25% мощности АКБ по сравнению с погрузчиками других производителей той же грузоподъемности.

Фирма «Цеппелин Русланд» представила весь диапазон техники компании Hyster (входит в американскую группу NACCO). Из новинок отметим модели противовесных погрузчиков Fortens с дизельным приводом и высокоэффективную электротележку Spectrum P2.0S с площадкой для оператора. Несмотря на некоторую угловатость форм, свойственную большинству образцов техники американских дизайнеров, эта достаточно популярная не только в Европе, но и в нашей стране модель отличается высокой мощностью (грузоподъемность – до 2,0 т), маневренностью (две скорости движения, максимальная – до 10,5 км/ч) и надежностью.

Совершенно оригинальная и уникальная машина – узкопроходный электропогрузчик Manitou EMA-18S с фронтальными поворотными вилами производства компании M.L.M. (Франция) – была показана на стенде фирмы CVH. Эта техника до сих пор не попадала на российский рынок, что неудивительно, ведь в мире ее выпускает всего несколько компаний. EMA-18S сочетает преимущества классического вилочного погрузчика и высотного штабелера для трехсторонней обработки грузов и благодаря поворотной мачте для проезда между стеллажами требуется ширина всего 2,0...2,03 м. В серию входят две модели г/п 1,8 и 2,0 т с высотой подъема груза (у серийных машин) до 8 м. Серийно мачта имеет полный свободный подъем вил и наклон вил вперед/назад 2,5° в каждую сторону, а также оснащена кареткой бокового смещения вил. Погрузчик EMA-18S удостоен Золотой медали и диплома выставки за высокие показатели качества. Компания CVH предлагает также максимально широкий спектр европейского оборудования, необходимого для работы на самых разных складах: разнообразную складскую технику марки Loc (M.L.M.); противовесные вилочные погрузчики фирмы Manitou (Франция) с разными типами привода и разной грузоподъемности; четырехходовые погрузчики, погрузчики-«внедорожники» и погрузчики австрийской фирмы Terra.

Оригинальная автоматизированная система хранения высокой плотности Pallet Runner сразу завоевала большую популярность в Европе, поскольку позволяет максимально полно использовать складское пространство под хранение грузов. Чтобы увеличить конкурентоспособность этой продукции в России, между немецкой компанией Still и российской «Склад-Интерьер» подписано соглашение, согласно которому первая предоставляет автоматизированную тележку для системы, а вторая изготавливает соответствующую ей по параметрам стеллажную конструкцию. Первый образец успешно прошел испытания, одобрен специалистами из Германии, и посетители соседних стендов ООО «ШТИЛЛ Форклифттракс» и «Склад-Интерьер» смогли наблюдать за его работой. В экспозициях этих компаний были выставлены погрузчики из последней серии Still RX с прекрасным дизайном. К слову, буквально через пару дней после окончания СТЛ в Гамбурге прошла презентация новых моделей этого ряда – RX 70 c гибридным дизель-электрическим приводом и электропогрузчика RX 60.

Эффектно окрашенный в черно-красную цветовую гамму образец новейшего вилочного дизельного погрузчика Inoma японской фирмы ТСМ продемонстрировала в своей экспозиции компания «СКАТ». Серия включает модели г/п 2,0; 2,5 и 3,0 т. Машины исключительно надежны, просты в использовании, очень удобны в управлении и комфортны в работе. Кроме техники ТСМ компания «СКАТ» предлагает большой ряд многоходовых погрузчиков ирландской компании Combilift с разными типами привода. Один из них посетители смогли видеть у входа на выставку.

Компания «Севко», официальный дистрибьютор компаний Rocla (Финляндия) и Caterpillar (США), представила полный спектр внутрискладской техники и оборудования европейского уровня. Из самых интересных новинок отметим оригинальную разработку компании Rocla – модельный ряд ричтраков Humanic HS 14 F, также награжденный Золотой медалью выставки «СТЛ-2006» за высокие показатели качества. Грузоподъемность ричтраков Humanic – от 1,4 до 2,5 т, высота подъема груза – до 11,5 м. Радиус поворота варьирует от 1547 до 1749 мм. В новых машинах использовано оригинальное, запатентованное компанией техническое решение – так называемая «интегральная» мачта со встроенными в ее профиль гидроцилиндрами.

Как и в других отраслях промышленности, на российский рынок напольного транспорта продолжает усиливаться давление со стороны китайских производителей. Так, на форуме можно было увидеть технику завода Anchui Heli (стенд компании «Форклифтсервис»), вилочные погрузчики государственных предприятий Dalian Forklift («Дельта-Сервис») и JAC («Еврокара Плюс», Уфа). Если китайская техника только выходит на российский рынок (исключение составляет, пожалуй, только марка Heli), то болгарские погрузчики в нашей стране знакомы всем. К сожалению, после развала СЭВ далеко не все предприятия Болгарии, которую когда-то называли 16-й советской республикой, сумели выжить в условиях жесткой конкуренции с западными производителями. Пожалуй, двум из них это удается до сих пор. Может, они выпускают и не так много техники, но работают стабильно, а их погрузчики популярны в России. Оба производителя – компания Dimex, выпускающая очень привлекательные по дизайну дизельные и электрические вилочные погрузчики, и завод «Балканкар-Рекорд» – хорошо известны в России и являются постоянными участниками СТЛ.

Стенд компании «4К» знакомил с погрузочным оборудованием голландского завода фирмы Mitsubishi (Япония). Одна из наиболее интересных моделей – сопровождаемый оператором электроштабелер SBR с поворотной рукояткой. В серию входит пять моделей г/п 1,0...1,6 т и максимальной высотой подъема груза примерно 5,5 м. Стенд фирмы «ТФН» продолжил знакомить с оборудованием компании Crown (США). Особым вниманием посетителей пользовались уникальный подъемник Wave и новинка Crown – комплектовщик GPC c подъемной платформой.

Особо хочется отметить новые электропогрузчики серии Sicos с асинхронным двигателем компании Nichiyu (стенд фирмы «КФМ-сервис»), которая является основным производителем складской техники для японского рынка, а также очень эстетичные и элегантные модели электротележек и штабелеров из Италии (стенд представительства компании Armanni).

Участие в форуме стало первой публичной демонстрацией в России испанской складской техники марки Tecna 2000, официальным и эксклюзивным дистрибьютором которой является ООО «Мобилтех». Электропогрузчики этой марки г/п 1,6...3,5 т оснащены трехфазными асинхронными двигателями переменного тока и отличаются высокой скоростью движения с грузом – 15,0...18,5 км/ч.

Хотя российская техника пока не столь разнообразна, как зарубежная, качество ее вполне достойное и свои покупатели есть. Московская компания «ХИТ» помимо популярных вилочных погрузчиков Машиностроительного завода им. Калинина (Екатеринбург) и АКБ Курского аккумуляторного завода продемонстрировала ряд новых компактных зарядных устройств итальянской компании Moran. Это устройства для зарядки свинцовых АКБ с жидким и гелевым электролитом, щелочных АКБ. Устройства отличает невысокая стоимость, компактность, простота и надежность в эксплуатации.

Дивизион «Спецтехника» Группы компаний ГАЗ представил на своем стенде дизельный вилочный погрузчик ВП-03 грузоподъемностью 3 т с остекленной кабиной. Особенностью модели, выпускаемой предприятием «ТВЭКС», является то, что она укомплектована двигателем Perkins английской сборки. Также ВП-03 отличает использование спаренных гидромоторов хода вместо переднего моста, что удешевило машину и упростило ее обслуживание. Эта модель заметно дешевле зарубежных аналогов, она стоит в среднем на 21% меньше аналогичной японской техники.

Настоящей сенсацией и главным событием выставки, без преувеличения, можно назвать новые погрузчики нижегородского предприятия «Волжский Погрузчик». Осенью 2006 г. компания начала производство сразу четырех линеек этой техники. Наибольший интерес представляют погрузчики, которые выпускают по лицензионному соглашению с тайваньской фирмой Tailift, а также дизельные модели VP D35H собственной конструкции, над которыми коллектив предприятия работал три года.

В модельный ряд Tailift входят электрические модели г/п 1,5...3,0 т и дизельные г/п 1,5...3,5 т в двух версиях дизайна – традиционном и новом (г/п 2...3 т). VP D35H является для России погрузчиком принципиально нового поколения, поскольку в нем объединены лучшие компоненты, которые применяют сегодня мировые производители: гидростатическая трансмиссия Linde, двигатель Kubota, рабочая гидравлика Bosch Rexroth.

Золотой медалью конкурса «Лучшие машины и оборудование для склада» за высокие показатели качества был удостоен трехножничный электрогидравлический подъемный стол ведущего отечественного производителя электрогидравлических подъемников ОАО «ООМЗ «Транспрогресс». На стенде компании «Универсал-Спецтехника», основного акционера завода, мы увидели одну из моделей этого оборудования – HS14F г/п 1,4 т с максимальной высотой подъема 7500 мм.

Все большим спросом пользуются автоматизированные транспортные системы. Отрадно то, что и в этой области появляется продукция отечественных производителей. Компания «ФАБС Логистик» продемонстрировала приводные роликовые конвейеры – достаточно эффективное решение для транспортировки штучных грузов и грузов на паллетах. Этот тип оборудования распространен в дистрибуционных системах, когда приходится решать сложные задачи по сортировке, обеспечению принципов пошагового движения грузов, и реализует максимальные возможности конвейерных систем. Роликовые приводные конвейеры имеют следующие характеристики: габариты перемещаемых грузов – от 225х225 до 1500х800 мм; ширина конвейера – 420...820 мм; шаг роликов – 75 и 100 мм; максимальная мощность привода – 0,75 кВт; максимальная скорость перемещения – 1,2 м/с. Компания предлагает также другие приводные и неприводные ленточные, роликовые и цепные конвейеры, в том числе для перевозки паллет, а также очень интересные автоматизированные системы хранения немецкой компании Hanel.

Например, модель Rotomat «офисного» типа для хранения документации и картотек также демонстрировалась в экспозиции «ФАБС Логистик». Свои модели патерностеров и автоматизированных складов показали и такие известные компании, как Kardex и System Logistics.

Большой интерес вызвала деловая программа выставки. В этом году впервые в рамках СТЛ прошла международная конференция «Логистика и управление цепями поставок: эффективные решения и опыт» (организатор – компания Infor-media Russia), где рассматривались важнейшие вопросы развития современной логистики. С успехом прошли 3-я международная конференция «Управление цепями поставок и складские технологии в современном бизнесе», семинар-конференция «Информационные решения в логистике и управлении цепями поставок», круглый стол по логистике внешнеэкономической деятельности и другие мероприятия.