Привычная деталь пейзажа
«Мультилифты»
В 2011 г. рынок крюковых подъемников («мультилифтов») вырос на 60% и достиг уровня 350–400 ед. Круг поставщиков достаточно хорошо очерчен, и появление новых лиц или их исчезновение не влияет на ситуацию. От вступления в ВТО также не стоит ожидать заметного увеличения или сокращения рынка: он будет следовать общей ситуации в коммунальном машиностроении, ведь так сложилось, что основные две функции этого типа автомобильной техники – вывоз строительного мусора или ТБО.
Большие контейнеры для крюковых подъемников стали привычной деталью ландшафта на местах строительства и ремонта жилья, а грузовики, преимущественно КамАЗы, – привычным участником дорожного движения. Тенденцией последнего времени стал интерес крупных городов к малым механизмам грузоподъемностью 5 т на шасси Mitsubishi FUSO, Hyundai, Isuzu, удобных для вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) из городских кварталов при двухэтапной технологии вывоза. Приятно, что лидером стало отечественное предприятие «Велмаш-С» из Великих Лук (холдинг «Подъемные машины»), которое занимает больше половины рынка. Завод освоил полную линейку крюковых подъемников, или, по терминологии предприятия, механизмов погрузочно-разгрузочных, грузоподъемностью (г/п) 5, 14, 18 и 20 т, предназначенных для монтажа на двух-, трех- и четырехосные шасси. Завод сменил маркировку своих моделей в соответствии с их грузоподъемностью. Теперь модель МПР-4 г/п 5 т обозначается как МПР-5Т.36. Этот механизм монтируют на шасси КамАЗ-4308, МАЗ-437041 «Зубрёнок», Isuzu NQR75P, Hyundai HD78 и другие подходящие по характеристикам шасси. Механизм МПР-5Т.36 работает с 9-кубовыми контейнерами и предназначается в первую очередь для первичного сбора ТБО при их двухэтапном вывозе. Механизм работает в обоих режимах – затаскивания-снятия кузова и самосвальном и оснащен телескопическим механизмом сдвига крюка. Установка управляется из кабины или с выносного пульта. Модель МПР-1 г/п 14 т называется МПР-14П.45, модель МПР-2 г/п 18 т называется МПР-18Т.52, модель МПР-3 г/п 20 т стала МПР-20П.58. «Мультилифт» МПР-14П.45 выполнен с наклоном крюка, МПР-18Т.52 – с телескопическим механизмом сдвига крюка, МПР-20П.58 – с наклоном крюка. Предпочтительные шасси – Камского автозавода соответствующей грузоподъемности. Концерн Palfinger представляет на рынке России и в странах СНГ системы крюковых погрузчиков Palift. Концерн располагает мощностями нескольких производственных площадок в США, Европе и Азии. В настоящее время Palfinger завершает анализ рынка России и стран СНГ, чтобы в ближайшее время представить наиболее сбалансированные решения грузоподъемностью от 3 до 30 т. Интернационализация производства концерна позволит представить на рынке высококачественные продукты и в премиум-классе, и в бюджетном сегменте. Palfinger предлагает заказчикам комплексные решения, включая системы крюковых погрузчиков с установленными на автомобиль кранами-манипуляторами Palfinger либо с гидроманипуляторами Epsilon Palfinger, тем самым превращая грузовой автомобиль в многоцелевое транспортное средство, способное полностью осуществить загрузку-разгрузку установленного или снятого с автомобиля кузова. Родоначальник крюковых подъемников финская компания Multilift Oy, входящая в Hiab (а та в свою очередь входит в Cargotec), выпускает широчайшую гамму механизмов, которые по праву первенства могут называться «мультилифтами». На российском рынке крюковых подъемников, на котором Hiab Multilift занимает 10%, наибольшим спросом пользуются «мультилифты» г/п 17, 18, 20, 21 и 22 т. В последнее время растет интерес к компактным моделям г/п 5 т на шасси Mitsubishi FUSO, Hyundai, Isuzu в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Легкая серия «мультилифтов» XR представлена моделями г/п 2, 3, 5 и 7 т, предназначенными для монтажа на двухосные шасси полной массой от 3,5 до 12 т. Средние «мультилифты» XR г/п 8 и 10 т предназначены для шасси полной массой от 12 до 15 т. Тяжелая серия включает более 10 моделей г/п от 14 до 22 т для двух- и трехосных шасси полной массой от 19 до 26 т. Наиболее распространенные шасси – КамАЗ, Volvo, Scania. Каждая модель «мультилифта» выпускается в нескольких модификациях, различающихся длиной и комплектацией, соответственно потребитель имеет возможность подобать оптимальные для своих задач механизм и шасси. Hiab Multilift также поставляет в Россию упрощенные модификации мультилифтов серии LH. С них удалены вся электроника и механизмы стабилизации заднего моста, чтобы сделать цену максимально привлекательной и упростить эксплуатацию оборудования в российских условиях. Год назад московская компания ЗАО «Коминвест-АКМТ» получила статус эксклюзивного дистрибьютора известного голландского производителя крюковых подъемников VDL Containersystemen. «Коминвест-АКМТ» предлагает крюковые подъемники грузоподъемностью от 5 до 30 т. Наибольшим спросом пользуются механизмы г/п 5, 8, 10, 18, 21 и 25 т на отечественных и импортных шасси. Компактные 5-тонные крюковые подъемники монтируют на шасси Mitsubishi FUSO, Hyundai, Isuzu и аналогичные по грузоподъемности 8-тонные – на импортные шасси Volvo, Renault. Для 18-тонных механизмов используют КамАЗ-65115, для 21-тонных – КамАЗ-6520. Все крюковые подъемники VDL – с телескопическим выдвижением балки с крюком, по заказу – механизм наклона крюка, нужный для работы с низкими контейнерами. Для каждой модели предусмотрено несколько, до десяти, вариантов по длине. К достоинствам подъемников VDL относятся усиленная гидравлика, прочность, обеспеченная рамой из Z-образного профиля. В комплект входят оригинальные стабилизаторы заднего моста, представляющие собой гидроцилиндры, штоками упирающиеся в рессору. Ролики и самосвальная рама находятся на одной общей оси, что делает конструкцию проще и надежнее. «Коминвест-АКМТ» также устанавливает КМУ на автомобили с крюковым подъемником. Такое решение эффективно при решении ряда задач, например, при ликвидации стихийных свалок, которые встречаются не так редко. Компания HyvaLift действует на российском рынке через дистрибьюторов. Наиболее популярны механизмы грузоподъемностью 6, 14, 20 и 26 т на шасси МАЗ, КамАЗ, Renault, Mercedes-Benz, IVECO. Компания Waste Systems (группа компаний «Мехуборка», Московская обл.) монтирует оборудование HyvaLift как для собственного бизнеса по вывозу мусора, так и на продажу. За прошлый год компания поставила покупателям около полусотни единиц техники и отмечает спрос на 5-тонный механизм на шасси Mitsubishi FUSO Canter челнинской сборки в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, Саратове. Популярностью пользуются 16- и 20-тонные механизмы на шасси КамАЗ-65115 и КамАЗ-6520. Московский Машиностроительный завод опытных конструкций (МЗОК) предлагает потребителю модельный ряд крюковых подъемников собственного производства МЗОК-ЛИФТ, включающий сегодня 10 базовых моделей г/п от 6 до 30 т. Главное преимущество этих механизмов – самая привлекательная на рынке цена. Металлоконструкции выполнены из высокопрочных отечественных сталей, гидропривод строится на основе импортной аппаратуры. Установки оснащены предохранительными устройствами для управления замками бункера при телескопировании стрелы и перепускным клапаном, ограничивающим перемещение при переводе механизма в транспортное положение. Для безопасной работы в самосвальном режиме использовали механическую фиксацию стрелы и подъемной рамы. Установки монтируют на шасси Isuzu, Hyundai, КамАЗ, «Урал», МАЗ, MAN, FAW, Foton, DongFeng и др. соответствующей грузоподъемности. На автомобиль с крюковым подъемником может быть установлена КМУ. Завод также выпускает 23 модели контейнеров для крюковых подъемников и прицепы для перевозки контейнеров. МЗОК – единственный в России завод, предлагающий тракторные прицепы с крюковым подъемником. Группа компаний Ecopress Group, располагающая производственными мощностями в Швеции, Эстонии, Польше и России, поставляет крюковые системы, изготовленные по шведской технологии. Линейка продукции представлена как легкой серией, так и тяжелыми системами. Номенклатура проста и логична, число перед дробью означает грузоподъемность, число после дроби – длину механизма. «Младшая» модель КС-5/3350 имеет высоту крюка 900–930 мм и монтируется на шасси Isuzu и Mitsubishi FUSO. Управление механизмом максимально упрощено и осуществляется с помощью тросовой системы. КС-10/4000 устанавливается на шасси КамАЗ-53605, Merсedes-Benz Atego и Axor 4x2, Scania, Volvo, MAN 4x2. Тяжелый сегмент открывает модель КС-16/4900, предназначенная для установки на импортные и отечественные шасси полной массой не более 26 т, например КамАЗ-65115 и МАЗ-6303А5. Наиболее популярная КС-24 предусмотрена в двух исполнениях по длине – 5700 мм и 5400 мм, что обеспечивает гибкость в выборе 3-осных шасси в зависимости от длины колесной базы. Для систем этой серии подойдут шасси с колесной формулой 6x4: КамАЗ-6520, МАЗ-6312А8, Volvo FM400, Man TGS 33.400, Mercedes-Benz Actros 3336, Renault Kerax 380.34 HD, Scania P380. «Старшая» 30-тонная модель КС-30/6200 устанавливается на шасси полной массой более 40 т с колесной формулой 8x4: КамАЗ-65201, Scania P380, Renault Kerax 440.42 HD, Mercedes-Benz Actros 4141 K, MAN TGS 41.390, Volvo FM400-480. Механизм длиной 6200 мм работает с контейнерами длиной до 7500 мм. Для крюковых систем Ecopress характерна простая, продуманная и надежная конструкция всех узлов и элементов. Система управления и блокировок выполнена максимально просто и логично, используется всего один пневматический концевик, предохраняющий от ошибок оператора, а диагностика неисправности сводится к считаным минутам. Модели грузоподъемностью 8–30 т оснащены телескопическим механизмом сдвига крюка и эргономичным электропневматическим джойстиком управления. * * *Качественно картина рынка крюковых подъемников мало меняется. Перемены в большей степени связаны с ростом рынка, который наблюдался в прошлом году. Определились поставщики, наиболее востребованные модели и шасси. Исходя из основной функции автомобилей с крюковыми подъемниками – вывоз строительного мусора – популярны КамАЗ-65115 и КамАЗ-6520. В ближайшие несколько лет эта ситуация вряд ли изменится. |